18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Известный алтайский политолог Михаил Литвинов продолжает начатый разговор о феномене Евдокимова, посредством политтехнологических манипуляций превратившегося в «народного губернатора».

 

Часть 2. КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН?

В предыдущей статье мы говорили о мифах в отношении «народного губернатора». Сейчас пришло время определить: что же такое – народный губернатор, и каким критериям он должен отвечать.

Конечно, можно сразу сказать, что именно тот народный губернатор, кто заботится о народе, то есть жителях того региона, где он и является высшим должностным лицом в структуре исполнительной власти. И что? Стало яснее? Думается, что все осталось по-прежнему.

Михаил Литвинов: у Алтайского края, как в любой большой семье, есть глава и хозяин.  Фото Doc22.ru

Михаил Литвинов: у Алтайского края, как в любой большой семье, есть глава и хозяин.

Попробуем разобраться на примерах. К середине 2005 года в городах и районах края стояли и последовательно разрушались от непогоды и времени почти 200 фундаментов и остовов недостроенных зданий. Это были будущие школы, поликлиники, больницы. Однако фундаменты и зияющие пустыми оконными проемами будущие здания не могли служить людям, потому что стали хроническим недостроем. Закопанные бюджетные деньги. Огромные суммы, фактически выброшенные на ветер. Обманутые надежды и ожидания многих людей во ВСЕХ городах и районах края. Причем по несколько таких важнейших и остро необходимых социальных объектов в каждом муниципалитете!

Конечно, такое количество не могло появиться за один год. Фундаменты возводились несколько лет – и как минимум при двух губернаторах! Возникает резонный вопрос – ПОЧЕМУ? Даже несколько таких вопросов. Почему начатое строительство так и осталось только начатым? Почему на строительство почти двух сотен фундаментов нашлись бюджетные средства, а на то, чтобы завершить строительство важнейших социальных объектов, денег не оказалось? Почему надо было начинать эти стройки, и почему их потом бросили?

Вопросов много, но ответов нет, как и не было их 9 лет назад. Можно только предполагать. Давайте попробуем. Начнем с того, что вспомним то, что знает практически любой взрослый человек. В любой крупной стройке самое дорогостоящее (для строительных организаций) – это фундамент и отделка. Сколько же бюджетных денег получили различные строительные организации за 200 недостроев?! Ну, хорошо, получили строители деньги, освоили их, получили прибыль. И все? Нет! Еще было выполнено одно очень важное для тех как бы «народных губернаторов» (а точнее глав администраций) дело – исполнено обещание жителям. Хотите больницу – пожалуйста! Хотите школу или детский сад – легко! Видите – стройка уже началась! Когда закончится – трудно сказать: в бюджете средств мало, а мы край дотационный, не забывайте про это! Главное: пожелания народа исполняются почти без промедлений.

Ну и что? Разве чиновник, который позволяет набивать карманы строительным подрядчикам, а жителей всех городов и районов края оставляет без важнейших социальных объектов, может считаться «народным губернатором»? А ведь считались, и кое-кем считаются до сих пор.

Ну, да бог с ними. Остается один маленький вопросик – а почему не стали доводить стройки до завершения? Что – действительно бюджетных средств не было? Да, действительно. Достаточно быстро была пройдена своеобразная «точка невозврата», когда все эти объекты объективно не могли быть достроены. А фундаменты продолжали появляться как поганки после дождя, потому что обещаний также было много.

Нужно было найти новый алгоритм строительства социальных объектов в крае, нужно было принципиально изменить подходы и к таким стройкам, и к расходованию ограниченных бюджетных средств. Иначе все эти недострои так бы и остались стоять мертвыми и бесполезными памятниками безответственного отношения к бюджету, то есть, по сути дела – к народным деньгам.

Новый алгоритм удалось найти новой команде во главе с Александром Карлиным. Он заключался в том, чтобы не только аккумулировать бюджетные ресурсы, но и строить социальные объекты совместно с муниципалитетами и ресурсами федерального центра. Такой своеобразный финансовый кулак, который позволяет решать неподъемные ранее задачи. И важная составная часть этого алгоритма – поступательное увеличение собственных доходов. Казалось бы – зачем это делать? Ведь Москва дает деньги, помогает, не дает, так сказать, по миру пойти… А все просто – собственные средства можно тратить по своему усмотрению! Так, в общем-то, и живет любая семья – сколько сами заработали, столько и потратили по своему усмотрению.

В 2013 году объем собственных средств в краевом бюджете превысил 59%, тогда как в 2005 этот показатель был на 12% меньше. Соответственно и значительно меньшей суммой могли тогда распоряжаться краевые власти. На фундаменты еще хватало, а на возведение нормального здания, где можно работать – уже не достает.

Ну, можно и в долг взять. Ведь многие же так делают! И в регионах, и в нормальных семьях. И все знают – занимаешь чужие и на время, а отдаешь свои и навсегда… На 1 января 2005 года в бюджете края доля государственного внутреннего долга по отношению к собственным доходам составляла 57%. Теперь ясно, почему было почти 200 недостроев? Да их никогда бы не достроили с таким отношением к бюджету! А на 1 января 2014 года госдолг по отношению к собственным доходам равен всего 4%. Сегодня Алтайский край входит в группу субъектов РФ с I степенью качества управления региональными бюджетами. Поэтому у нас и строят социальные объекты во всех городах и районах края! Поэтому у нас в крае на социальную сферу в 2013 году было направлено почти 68% средств консолидированного бюджета. И все это потому, что в крае есть настоящий хозяин, который не позволяет большой семье залезать в долги, знает, как рачительно и с пользой для всех членов семьи использовать все заработанные средства, и как ответственно отнестись к тем ресурсам, которые выделяет «старший брат». Кстати, и в семье к ее главе отношение бывает разное, особенно в те моменты, когда кому-то хотелось одного, но интересы всей семьи перевесили и привели к тому, что получилось по-другому. Даже обида бывает… Она потом проходит, особенно когда понимаешь, что семья – важнее. Так и с губернатором.

Почему-то существует иллюзия, что губернатор должен в первую очередь заниматься повышением зарплаты. Откуда этот миф появился? Ведь никогда, вообще НИКОГДА руководитель региона не занимался и даже не отвечал за повышение зарплаты работникам предприятий или учреждений социальной сферы! Даже при советской власти! Не было такого. Наверное, и не будет. Как, кстати, и в семье. Нигде глава семьи не отвечает (да и не может) за повышение зарплаты членам своей семьи, потому что все работают в разных местах. Исключение составляет те крайне редкие случаи, когда вся семья работает в одной, причем частной и своей фирме. Но это уникально так же, как, к примеру, яйца Фаберже!

Но миф живет, потому что мы все знаем – денег всегда не хватает, а хочется всегда больше… Ну, да ладно, бог с ним – с этим мифом. Посмотрим статистику. Среднемесячная номинальная зарплата в регионе за 2013 год выросла на 12,5%, что выше чем по России на 0,2 п.п., за последние 8 лет она увеличилась в 3,7 раза. Много или мало? Динамика реальна и с 2009 года стабильно превышает уровень роста зарплаты по России. И самое главное: надо просто вспомнить – с насколько низкого уровня мы стартовали!

И снова – ну, не об этом же речь! Чем же должен и чем занимается губернатор, тем более, если он действительно – народный?

Занимается правильной организацией бюджета, контролирует и решает, чтобы никого в семье не обидеть – ни старого, ни малого. Это понятно, так и в семье происходит. Что еще? Уж коли мы проводим аналогию с семьей – давайте посмотрим, чем еще занимается глава семьи. Правильным будет самый простой ответ – всем!.. А если внимательно оценить – далеко не всем, а только основным и самым важным, можно сказать – определяющим. Так и губернатор. Он не решает, где и как сажать кукурузу. Его задача – определить основной вектор развития экономики региона, обеспечить условия создания инфраструктуры и еще 1001 тема.

Другими словами – сделать все необходимое, чтобы очень большая семья жила дружно и вполне обеспеченно. Чтобы у всех, кто имеет силы и соответствующий возраст, была работа, чтобы тех, кто не может сам зарабатывать, семья обеспечивала всем необходимым, кто еще слишком молод – чтобы учились и росли. Вот этим занимается народный губернатор, потому что именно эти его действия и ведут к спокойной жизни в семье.

А спокойная жизнь означает, что нет больших ссор (мелкие не в счет, так как они не по принципиальным вопросам, а по частностям), нет скандалов с соседями, есть работа, есть уверенность в завтрашнем дне. Все очень просто, и без высоких и громких фраз типа – «мы вам обязательно поможем, а фундамент начнем строить уже в этом году!». Дело ведь не в закладке фундамента, а чтобы здание было построено.

Кстати, по поводу тех почти 200 недостроев – их теперь нет в Алтайском крае. Они ВСЕ достроены. И кроме того, построено еще много новых школ, поликлиник, больниц, ФАПов, клубов, бассейнов, спорткомплексов и стадионов. У нас теперь строят даже театры и концертные залы, о чем 10 лет назад даже не мечтали! Вот так и живет большая семья, так же живет и наш регион во главе с действительно народным губернатором, который работает на интересы Алтайского края и его жителей. Как глава любой нормальной семьи.

Михаил Литвинов, политолог