18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Алтайский блогер Напильник прокомментировал конфликтную ситуацию вокруг строительства мини-ГЭС в регионе.  Вот опубликованное им мнение. 

ЗАЧЕМ НАМ МИНИ-ГЭС?

На прошлой неделе власти Алтайского края обсуждали перспективы развития региона до 2025 года. Планы грандиозные, амбициозные, впечатляющие. Однако очевидно, что осуществление многих проектов (к примеру, в промышленности, добыче полезных ископаемых, в сельхозпереработке и т.д.) потребует увеличения энергопотребления, электроэнергии доступной и недорогой. С этим в  крае просто беда. Ну нет, хоть ты тресни, на Алтае ни больших запасов высококалорийного угля, ни нефти-газа (сколько не искали – не нашли!), ни мощных ГЭС-АЭС! А значит,  в дальнейшем надо рассчитывать на имеющиеся энергоресурсы, используя их для технологической модернизации экономики края и повышения уровня жизни населения.

К примеру, использовать имеющиеся в избытке возобновляемые источники энергии (ВИЭ) -  гидроэнергетические ресурсы горных рек в тех районах, которые наиболее энергодефицитны, как в данный момент, так и с учетом перспектив их развития, значительные ветро-  и гелиоэнергетический потенциалы западных степных районов и, наконец, огромный потенциал развития биогазовых установок, работающих на отходах сельскохозяйственных, перерабатывающих и деревообрабатывающих производств.

Очевидно, что основными привлекательными чертами использования ВИЭ является их доступность, отсутствие топливной составляющей в их эксплуатации, обеспечение автономности энергоснабжения и экологическая чистота. Ну и конечно, относительная дешевизна строительства таких объектов по сравнению с созданием генерирующих предприятий традиционной энергетики. 

По словам директора  КГУП «Алтайский региональный центр нетрадиционной энергетики и энергосебережения» Владимир Бородин, в Алтайском крае сегодня дефицит собственных генерирующих мощностей достигает 40%. Понятно, что и тарифы на электроэнергию - одни из самых высоких в СФО. А помимо этого – значительные затраты на строительство новых сетей, большой физический износ уже существующих электрических сетей, большая территория края и дефицит инвестиционных средств. «Все эти факторы определяют стратегическую значимость развития энергоустановок на основе ВИЭ в Алтайском крае», - подытоживает Бородин.

В прошлом году в крае были приняты схема и программа развития электроэнергетики на 2012-2016 года, где одним из приоритетов, помимо основного проекта строительства работающей на угле Алтайской конденсационной станции в Солонешенском районе, определены мини-ГЭС (МГЭС) и ветроустановки.

АНАСТАСИЙЩИКИ И ЛАМПОЧКА ИЛЬИЧА

МГЭС планировалось строить в предгорных районных края. Предполагается строительство  пяти таких станций - на реках Песчаная, Ануй, Алей и Чарыш. Их суммарная установленная мощность – 36,1 МВт. Инвестором выступает  московское ООО "Инжиниринговая компания "Энергия". Первыми объектами должны были стать Солонешенская МГЭС мощностью 1,2 МВт и такая же – в Чарышском районе. Впрочем, по запланированной мощности этих станций есть разночтения, называются разные цифры. Как бы то ни было, работы на первом объекте в Солонешенском районе должны были начаться в этом году, в будущем году, судя по всему, инвесторы и краевые власти намеревались начать работы и на Чарышской МГЭС. Однако неожиданно возникли проблемы, которые теперь отодвигают сроки реализации проектов. А то и вовсе ставят под угрозу их осуществление в крае.

В Солонешенском районе возникли проблемы с землей, которая неожиданно оказалась в руках спекулянтов, видимо, планирующих продавать их втридорога будущим гидростроителям. Типично коррупционная схема, в которой, несомненно, так или иначе участвуют местные чиновники. Схема, которая ставит под удар проект, который, по идее, должен служить развитию всего района… 

А в Чарышском районе против планов строительства МГЭС восстали местные депутаты. Любопытно, что они даже не удосужились внимательно выслушать предложения и доводы инициаторов проекта, изучить суть их предложений. Сразу, с порога, категорично и безапелляционно отвергли саму идею. Возглавил «протест», к  слову, местный краевед, который провел собственные «научные» изыскания и даже написавший по этому  поводу «программную статью», опубликованную в районке «Животновод Алтая».  Доводы «идеолога» протеста поражают своим дилетантизмом, они поверхностны и малоргументированны, несмотря на обилие «фактического» материала, почерпнутого, сами понимаете, в Сети. Даже Фукусиму помянул местечковый «исследователь», весьма любопытно себя охарактеризовавший себя так: "Я не узкий специалист по гидрологии, хотя и занимаюсь научными изысканиями (это в Чарыше-то?! – Автор.) более 15 лет».  Пересказывать малообоснованные страшилки, нелепые догадки и фантастические предположения, а подчас откровенный бред и ахинею полагаю бессмысленным. Оценку им должны дать специалисты. Как, впрочем, и самому проекту, если таковых оценок еще нет, в чем я сильно сомневаюсь.

Между тем не менее экзотичны и аргументы сторонников доморощенного «эксперта», выложенные в Интернете:

… Не переживайте за нас, мы и раньше жили не плохо и дальше проживем без ваших сожалений…  Уж лучше при керосинке, да в сухом и теплом доме, с добрым хозяйством и огородом, чем при вашем хваленом свете…

А вот еще:

… Дайте 2 млрд. на проведение газопровода и стройте газоэлектростанцию. Затрат в десятки раз меньше. И никто против не будет.

Когда кто-то предложил все-таки довериться специалистам, выслушать их аргументы,  опираться на мнение специалистов и ученых, не полагаясь на «экспертов»-эндемикам , в ответ последовала эмоциональная отповедь:

… Доказательства? А своей головы у вас нет? Отвыкла думать, ждёт мнение специалистов? В деревнях живут люди не с одним высшим образованием, думающие, не чета городским книжникам. Вот на них-то пока и держится Россия.

Любопытно, что обосновавшиеся в Чарышском районе сторонники небезызвестного новосибирского бизнесмена-сектанта Мегрэ, основателя движения «Звенящие кедры» и секты т.н. «анастасийщиков», организовали митинг протеста против строительства МГЭС. СМИ сообщили, ссылаясь на его организаторов, что в акции  приняло участие около 200 человек. Почти столько же, сколько нынче собирают митинги оппозиции в Москве.

Поговаривают, что у «анастасийщиков» есть свои земельные интересы в привлекательном для создания там «родовых поместий» (фишка «Звенящих кедров») районе. А может, еще не все земли, предполагаемые под строительство, куплены «нужными» людьми. Ждем повторения солонешенских «земельных» коллизий на чарышской земле?..

Глава района   Александр Ездин и глава администрации Сергей Петров дружно разводят руками, ссылаясь на мнение депутатов местного Совета, где, несмотря на свою малочисленность, первую скрипку играют «эсеры». А «единороссы» идут у них на поводу… Вообще, к руководству района есть самые серьезные вопросы. Кто там рулит, стесняюсь спросить? «Анастасийщики», ученые «краеведы», экзальтированные и ангажированные депутаты? Почему чарышская власть не сумела обеспечить цивилизованного обсуждения серьезных предложений и плетется в хвосте событий, а не управляет ими? Нет авторитета? Желания? В приоритете какие-то свои корыстные интересы?

Может, действительно, у противников строительства МГЭС в лице местных депутатов есть публичная альтернатива строительству  МГЭС, какие-то дельные программы и проекты?

Так нет же! Предлагается развивать племенное коневодство (!), туризм и проч. За счет, разумеется, краевых средств. Своих, ясен пень, как не было, так нет и, судя по всему, не будет в обозримом будущем. Единственное работающее в районе предприятие – маслосырзавод простаивает уже больше полугода. Нет в районе ни своей программы социально-экономического развития, ни программы развития туристического потенциала, который, вероятно,  местные депутаты и чиновники очень рассчитывают развивать исключительно за краевой счет. Понятно, что радеть о будущем своей территории легко за казенный счет.  

Не исключаю, впрочем, что  какое-то возможное оживление социально-экономической жизни в районе кого-то пугает. А такое оживление несомненно наступит, если начнется строительство. Достаточно сказать, что объем инвестиций в строительство Чарышской МГЭС составит, по предварительным подсчетам, не менее 1,5 млрд. рублей. А это десять (!) годовых районных бюджетов. Мало того, потребуются, разумеется, рабочие руки на стройке. Не менее двухсот человек. Да и после окончания строительства в районе появятся новые рабочие места.  Насколько я знаю, инвесторы и краевые власти готовы обсуждать с муниципалитетом и параметры будущего социального партнерства. То есть помощь в развитии социальной инфраструктуры района. Знают ли об этих перспективах жители района? Сомневаюсь. Депутаты и местные чиновники знают, но, видимо, и на дух не хотят обсуждать возникающие перспективы.

ЧЕМ НЕДОВОЛЕН ГУБЕРНАТОР?

Вот что сказал губернатор Алтайского края Александр Карлин по поводу проектов строительства мини-ГЭС и коллизий вокруг них, поставивших под угрозу программы краевой власти по развитию нетрадиционной энергетики в регионе. Свою позицию Карлин обозначил, выступая на прошлой неделе на Совете администрации, где обсуждалась стратегия социально-экономического развития края до 2025 года.  Свои вопросы и упреки, чтобы понятно было, глава региона адресовал начальнику Управления по промышленности и энергетике Виктору Мещерякову, отвечающему за это направление.

 - Необходимо единство наших программных документов и практической работы. Программы развития нетрадиционной энергетики приняли. В Солонешенском районе провели праздники. А я вас предупреждал, что необходимо решить все вопросы по земле. Меня уверили, что все решается. А потом оказалось, что некие ушлые люди, не без помощи местных начальников, забежали вперед по земле. Сегодня кое-кто, из тех, кто организовал эту загогулину,  блудливо уводит глаза в сторону. Дискредитируется сама идея, а она-то абсолютно правильная и своевременная. Строительство мини – ГЭС крайне необходимо, актуально для Солонешенского района. Это был первый звонок. Отмолчались. Никакой реакции на события в Солонешном не последовало.

А следующий случай – в Чарышском районе, где была организована известная акция. Вы опять молчите, никакой реакции. Что это за программы и стратегии, если их, извините, одной левой некий недобросовестный человек при помощи местных чиновников может опрокинуть? Получается, что Братскую ГЭС построить проще, нежели мини-ГЭС в Солонешенском районе мощностью 1,2 МВт. Более того, кто-то пытается погреть руки на осуществлении наших проектов, занимаясь спекуляциями земли.

… Чарышские депутаты собрались и, не пригласив вас, ваших специалистов, принимают решения не допускать реализации проекта на территории района. Ведь вы перед тем, как начинать этот проект, проходили экспертизы в различных ведомствах,  в том числе и экологические.  А депутаты сказали: никаких даже исследований проводить не желаем!  Нам, мол, и так хорошо! Усильте нам ЛЭП, чтобы побольше качала электроэнергию. Чтобы побольше лампочка Ильича светила, да чтобы тариф был как можно ниже.  А откуда вы деньги возьмете – не наши проблемы!  Классический местечковый подход…

Мы открыты, транспарентны. Все свои планы и перспективы раскрываем. А кто-то на этом пытается погреть руки и создать дополнительные сложности. Думаю, если бы на предварительном этапе в Чарышский район выехали специалисты, провели консультации, встречи с депутатами, все бы показали и объяснили, не было бы ненужного ажиотажа…

ВЫВОД: ГРАБЛИ НОСИМ С СОБОЮ?

Вполне допускаю, что предлагаемый инвесторами проект негоден, что он в своем нынешнем виде нанесет вред экологии Чарышского района, а ожидающихся выгод не принесет. Но для того, чтобы понять это, надо изучить предложения инициаторов проекта, внимательно и обстоятельно изучить его. В конце концов, соотнести возможные потери и приобретения. Добиваться минимизации первых и максимально капитализировать вторые. В этом смысл и функция власти. Какой бы она ни была: федеральной, краевой или районной. А власть должна внятно и недвусмысленно донести свою позицию до населения и его избранников.

Однако вновь чиновники и инвесторы повторяют ошибки, которые не раз уже допускались при осуществлении инвестпроектов. Вспомним, планы строительства крупного свинокомплекса «Алтайский бекон» в Косихинском районе. Проект встретил ожесточенное сопротивление самых разных субъектов, в первую очередь политических противников краевой власти, использовавших недоговоренность, дефицит информации, практически полное отсутствие разъяснительной работы среди населения (причем не только местного), из рук вон плохое взаимодействие со СМИ и т.д. и т.п. Ситуация, увы, повторилась и в случае строительства МГЭС в Чарышском районе. Опыт этот теперь вполне может быть использован оппонентами краевой власти, действующих по принципу «чем хуже – тем лучше», и в других территориях края, при  осуществлении других, не только энергетических, проектов.   

Причем винить в этом надо не только чиновников, но и, в меньшей, конечно, степени, инвесторов, видимо, доверивших региональный PR своего проекта административному ресурсу. Теперь у инвесторов – не только реальных, но и потенциальных – возникает резонный вопрос: а стоит ли вкладывать деньги в регион, где власти не могут обеспечить комфортные условия для освоения инвестиций? Насколько управляем край, если местные депутаты открыто и демонстративно дезавуируют планы краевой администрации? 

Важно и другое. По всей видимости, осуществление некоторых проектов, включенных в перспективные план и программы краевых властей,  столкнется не только с объективными проблемами (дефицит собственных средств, поиск крупных инвесторов, неразвитость инфраструктуры и т.д.) чисто экономического свойства, но и обстоятельствами политического порядка. Как то – атака на планы краевой власти со стороны ее оппонентов, которые будут использовать малейшие частные проколы и ошибки для критики в целом любых масштабных начинаний, для их срыва или дискредитации, нанесения максимального репутационного урона власти.

В этой связи вспоминаются давние, чуть ли не 25-летней давности митинговые коллизии вокруг строительства Катунской ГЭС, которой был непосредственным свидетелем и даже участником. Ведь тогда протест против угрозы экологии носил в известном смысле политический характер, а его лидеры эффективно в конце концов успешно конвертировали нажитый политический капитал в карьерные дивиденды. Однако тогдашняя власть, оказавшаяся неспособной содержательно и открыто противостоять популизму и демагогии, в результате потерпела сначала моральное, а потом и политическое поражение. Вскоре, когда стихли митинговые страсти,  спокойно и несуетливо специалисты вроде бы разобрались в проблеме и признали: да, строительство ГЭС на Катуни неоправданно со всех точек зрения. Хотя единого и однозначного мнения по этому проекту, насколько знаю, нет до сих пор. 

Но есть и еще одна сторона в нынешнем «гидростроительном» конфликте в Чарышском районе. Это ригидность и косность местных коррумпированных чиновников и предпринимателей, боящихся потерять свою власть над контролируемыми ими территориями и опасающихся потому любой конкуренции, любой модернизации подотчетного народного хозяйства. Уже сегодня любое появление инвесторов в территориях края вызывает почти панику в аборигенном властно-предпринимательском альянсе, который тут же начинает мутить воду среди местного населения, пугая его разного рода страшилками и ужасами. В результате некоторые потенциальные инвесторы сворачивают свои проекты и планы в территориях края. В этой связи местной власти и некоторым экзальтированным депутатам нелишне было бы напомнить, что территории не являются их вотчиной, не отданы им на откуп, а являются частью единого экономического пространства под названием «Алтайский край». И нынешние чиновничьи и депутатские полномочия – вовсе не карт-бланш на определение судеб общекраевых проектов, перспективы которых затрагивают интересы десятков тысяч жителей всего края, всех его территорий. Сегодня же получается, что от позиции зачастую случайных, а потому нередко безответственных представителей районной власти зависят перспективы развития всего края, будущее всех его жителей.

Впрочем, исходя из презумпции невиновности, допускаю, что нынешние чарышские протестанты руководствуются вовсе не местечковыми амбициями и мелкой корыстью,   а заботой о своей «малой родине», ответственностью за ее судьбу, заинтересованностью в перспективах развития территории в частности и всего края – в целом. Если так, то всем надо бы отбросить эмоции и амбиции и приступить к содержательному и предметному изучению и обсуждению предлагаемого проекта с привлечением специалистов. Как бы оно, это обсуждение, не завершилось.

http://napilnik22.livejournal.com/5293.html