18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
28.02.2011

Без шума и пыли

Что показал отчет губернатора Алтайского края?

Еще накануне своего отчета об итогах социально-экономического развития края в 2010 году губернатор Карлин на встрече с представителями «партии власти» заявил, что не хотел бы транслировать его исключительно в виде банального доклада «за отчетный период». Хотя, в принципе, предлагаемый существующими рамками формат предоставлял ему такую возможность. Александр Карлин намекнул, что хотя ему и есть, о чем рассказать депутатам и их избирателям, но все же он предпочел бы не столько оглядываться назад, сколько наметить цели и задачи развития вверенного ему региона. Журналисты интерпретировали такое желание главы Алтайского края как намерение губернатора не просто и не только получить одобрение законодателями предыдущей деятельности краевых властей, но и как попытку разделить с ними ответственность, получив некий карт-бланш от краевого Законодательного собрания на ближайшую перспективу. Забегая вперед, отмечу, что такой ощутимой и весомой поддержкой губернатору края заручиться удалось.

 

ЧТО СКАЗАЛ ГУБЕРНАТОР?

 

Между тем громких, сенсационных и неожиданных заявлений в рамках своего отчета губернатор не сделал. Чем несколько обескуражил привычно ожидавших от Карлина в такой ситуации новых инициатив и нетривиальных оценок журналистов. Не прозвучало и традиционных незапланированных и всегда вызывающих особый интерес и оживление лирических отступлений, густо сдобренных юмором губернаторских интермеццо. Впрочем, не исключено, что весьма сдержанный характер его выступления в известном смысле был обусловлен предвыборным контекстом, когда планы краевой власти по социально-экономическому развитию региона существенно зависят от целого букета различных политических факторов. В первую очередь, федерального уровня. Как их сумма отразится на жизни региона, пока одному Богу известно. Так что, не до юмора и шуток. Да и раздавать грандиозные авансы и рисовать впечатляющие перспективы в ходе целой череды грядущих выборов будет кому и без Карлина!..

 

Вполне вероятно поэтому глава региона в своем отчете и ограничился одной, но весьма существенной и содержательной инициативой, которая, правда, заслуживает того, чтобы на ней остановиться особо. Губернатор, в частности, предложил создать в крае региональный инвестиционный фонд со стартовым капиталом не менее 500 млн. рублей и краевой гарантийный фонд. Если первый фактически, судя по всему, будет служить источником прямых инвестиций, то создание второго (как вариант – его развертывание на базе действующего краевого гарантийного фонда, обслуживающего малый и средний бизнес региона) должно стимулировать приток сторонних и внебюджетных капиталовложений. Причем направлять потоки средств господдержки краевые власти планируют прежде всего в развитие транспортной, энергетической и иной инфраструктуры крупных инвестпроектов, которая, помимо всего прочего, будет сложить не только интересам частного инвестора, но и напрямую работать на регион и его жителей. То есть решать и социальные задачи, и продуцировать мультипликативный экономический эффект. Известно, что зачастую именно инфраструктурные проблемы сдерживают инвесторов от прихода в регион, мешают динамично осуществлять свои планы. Замечу, известно не менее полутора десятка крупных инвесторов, которым решение этих проблем позволит дать старт или существенно ускорить осуществление их весьма капиталоемких и масштабных инвестпроектов на территории Алтайского края.

 

Региональный инвестфонд как инструмент повышение инвестиционной привлекательности региона, по словам губернатора Карлина, должен стать «приоритетом номер один и главным условием успешного социально-экономического развития края».

 

- В результате объем инвестиций, привлекаемых из всех источников на развитие инфраструктуры, экономической и социальной сфер региона, должен возрасти в ближайшие несколько лет не на десятки процентов, а в разы, - отметил Александр Карлин, пояснив, что будет продолжена оправдавшая себя практика заключения долгосрочных соглашений о сотрудничестве с общенациональными корпорациями, крупнейшими банками, компаниями – «якорными инвесторами» региона. Полагаю, эта практика себя в целом оправдала, а для таких сфер, как газификация, развитие железнодорожного транспорта, соглашения явились главным фактором, обусловившим качественное изменение положения дел.

 

Правда, губернатор сделал существенную оговорку, намекнув и действующим, и будущим инвесторам, что со стороны краевой власти контроль за исполнением инвесторами взятых на себя социальных обязательств будет не только диверсифицирован (к нему планируется привлекать местные власти и профсоюзы), но расширен и усилен.

 

Ну и, конечно же, не мог губернатор обойти стороной свое детище – проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья». По словам Александра Карлина, дата 5 июля 2010 года, когда проект Правительством России был включен в число первоочередных в Стратегию развития Сибири, войдет в историю нашего родного края.

 

- Это событие - начало нового этапа нашей практической работы по преобразованию региона, переводу его в инновационное русло, созданию для жителей края условий, достойных XXI века, - подчеркнул губернатор Карлин и призвал всех депутатов краевого Законодательного собрания, вне зависимости от политической принадлежности, личных симпатий, включиться в благое дело.

 

ОППОЗИЦИОННЫЙ ПОРОЖНЯК

 

И, надо сказать, алтайскому губернатору удалось привлечь на свою сторону подавляющее большинство законодателей. Причем вопреки прогнозам и угрозам оппозиционеров, пророчествам недоброжелателей, предсказаниям некоторых СМИ.  Как оказалось, весь их пар ушел в свисток. Когда дело дошло до голосования, против высказалось всего 9 депутатов из 60 присутствовавших. Иными словами, даже большая часть т.н. «оппозиционеров» поддержала губернатора. А в числе «непримиримых», судя по всему, оказались одни коммунисты да пара-тройка разношерстных «пассионариев». «Для меня это стало приятной неожиданностью. Честно скажу, я такого не ожидал», - признался после голосования спикер краевого парламента Иван Лоор.

 

Впрочем, оппонирование губернатору и его команде носило сколь малочисленный, столь и малосодержательный характер. Так, выступивший от лица коммунистов лидер КПРФ на Алтае Михаил Заполев не слишком утруждал себя аргументами. «Говорить о серьезном развитии не приходится», - заметил он, так и не пояснив своей позиции. Между тем, как выяснилось из выступления Заполева, его куда больше волновали внутрипартийные дела, нежели краевые проблемы: не предоставляет помещения для партсобраний, а в отношении одного из членов компартии новоалтайца Юрия Корнеева, обвиняемого в мошенничестве, и вовсе завели уголовное дело. «А в отчете  губернатора об этом ничего не сказано!" - возмущался партаппаратчик.

 

Позиция коммунистов продемонстрировала, что КПРФ в крае не намерена идти ни на какие компромиссы и по-прежнему является самой сплоченной и организованной оппозиционной силой в регионе. Недооценивать ее не стоит властям региона, где по-прежнему вполне достаточно весьма острых и болезненных социальных проблем. Но и переоценивать не следует, поскольку реальных конструктивных предложений у коммунистов нет. Горбатого, как говорится, могила исправит. Да и представления о реальном положении дел в экономике и социальной сфере региона, как выяснилось, у коммунистов весьма далеки от адекватности. Тот же г-н Заполев умудрился в своем более пламенном, нежели аргументированном спиче, назвать рубцовский тракторный завод «АлттракТ» (вместо «Алттрак»!). Весьма показательная оговорка!..

 

Чудеса диалектики продемонстрировал в своем выступлении лидер фракции «Справедливой России» в АКЗС Дмитрий Макаров, дебютировав в этом качестве на столь высоком уровне. Были в работе власти и положительные моменты, связанные с губернатором, заявил Макаров, но были и отрицательные. Далее этих глубоких философских обобщений парламентский лидер «СР» не пошел, пообещав, что «эсеры» поддержат краевую власть и выразив надежду, что теперь многие их законодательные инициативы, наконец-то, будут поддержаны.

 

Впрочем, что это за инициативы, мы уже неоднократно писали, а как к ним относятся в администрации края, без обиняков поведал «эсерам» накануне, встретившись с депутатами фракции «Справедливой России», вице-губернатор Борис Ларин. Фактически ни одно популистское предложение или скороспелая инициатива т.н. «актуальных левых» так и не были поддержаны краевой властью. Это касается и пересмотра краевого закона о ветеранах труда, против чего возражают сами ветераны. И снижения транспортного налога для всех без исключения автовладельцев, для чего пока нет объективных оснований (а вот социально защищенных автомобилистов власть обещала поддержать). Не видят краевые власти необходимости и в принятии краевого закона о господдержке садоводов, тем более в том виде, в каком его «разработали» «эсеры». Что же касается создания регионального Фонда содействия реформированию ЖКХ, то, как пояснил «эсерам» Борис Ларин, это и вовсе требование Минрегионразвития, решение об этом должно быть принято до 1 июля 2011 года. Так что, «эсеры» здесь, получается, и вовсе не при чем.

 

Вот и выходит, что прежде чем настаивать на поддержке своих явно «недоношенных» законодательных инициатив, «эсерам» следовало бы сосредоточиться на качестве своей законотворческой работы. Результаты же голосования «эсеров» свидетельствуют о стремительно уменьшающемся в парторганизации авторитете и влиянии ее лидера Александра Терентьева, в качестве пуповины связывающего алтайских «эсеров» с центральным руководством партии и ее лидером Сергеем Мироновым. Стало нормой, что установки высшего руководства «Справедливой России» порой попросту игнорируются депутатами-«справедливороссами» на местах. Алтайский край здесь не исключение. «Изгнание» экс-лидера фракции «СР» в АКЗС Александра Мастинина как раз и было попыткой покончить с этой «депутатской вольницей». Попыткой, как выясняется, неудачной, не укрепившей парторганизацию, а скорее, ослабившей ее.  И на этот раз, говорят, Терентьев требовал голосовать «против», но в итоге его «подчиненные» по сути дела отмахнулись от своего появляющегося в крае наездами «патрона», как от назойливой мухи. Если так и дальше дело пойдет, то Александру Васильевичу и вовсе придется собирать чемодан и подыскивать себе новую «депутатскую площадку».

 

Ну а «жириновцам», не замеченным в законодательном творчестве, было в известном смысле проще: им и терять нечего, и рассчитывать ни на что не приходится. «Из плюсов можно отметить то, что началось долгожданное обновление губернаторской команды, но практика показывает то, что на руководящие посты приходят одобренные губернатором люди», - нашла в деятельности краевой власти хоть что-то положительное улыбчивый лидер фракции ЛДПР Елена Клюшникова, весьма своеобразно оценивая принципы формирования «команды власти» в крае. Поговаривают, что и лидер «жириновцев» в крае Андрей Щукин, и г-жа Клюшникова, впрочем, как и некоторые «эсеры», давно поглядывают в сторону исполнительной власти региона в надежде пересесть в надежные кресла чиновников, эвакуировавшись из своих сомнительных, с точки зрения карьерных перспектив, партий. Причем примеры Андрея Ляпунова («Справедливая Россия») и Александра Парубова (ЛДПР) показывают, что власть вполне готова привлекать к работе и вменяемых оппозиционеров, независимо от их партийной принадлежности.

 

В СУХОМ ОСТАТКЕ

 

Уже отмечал, что итоги голосования стали приятной неожиданностью для сторонников губернатора и, по всей видимости, губернаторской команды. Впрочем, как отметил председатель АКЗС Иван Лоор, во многом результаты эти стали следствием серьезной работы, которые провели заместители Карлина в оппозиционных фракциях. О встрече Бориса Ларина с «эсерами» мы уже рассказали. Визит 1-го вице-губернатора Сергея Локтева к «жириновцам» накануне отчета губернатора также был весьма показателен. Как отмечают близкие ЛДПР СМИ, предельная откровенность и открытость Локтева попросту поставили «оппозиционеров» в тупик и привели к тому, что большая часть  членов фракции ЛДПР фактически поддержала краевые власти. Из этого можно сделать вывод: транспарентность власти может стать серьезным оружием в противостоянии с ее политическими оппонентами. Тем более, что сегодня у губернатора и его команды в активе значительно больше реальных достижений, нежели очевидных просчетов и ошибок.

 

Думается, весьма эффективно и дружно сработал накануне губернаторского отчета, несомненно, ключевого события политической жизни региона, и информационно-пропагандистский ресурс, подконтрольный краевой администрации или лояльно к ней настроенный.  Правда, пока, думается, информационно-идеологическим структурам краевой власти больше удается авральная ударная работа  в экстраординарных, «боевых» условиях, нежели продуманная повседневная, может быть, рутинная, но приносящая куда более значимые результаты, системная деятельность.

 

Очевидно и другое. Свои претензии власти т.н. «оппозиция» так и не смогла внятно сформулировать и консолидированно озвучить. Так и не был предложен альтернативный официально представленному вариант постановления АКЗС по итогам отчета губернатора, о чем ходили разговоры в кулуарах краевого Заксобрания.  Разговоры разговорами, но в конце концов «оппозиционная гора» так и не родила даже мышь, хотя криков и стонов хватило бы на целого слона. Ни одна оппозиционная партия не выступила с системной и аргументированной критикой губернаторского выступления, итожащего политику краевой администрации за целый год. Хотя и времени, и возможностей было достаточно. Не было предложено и никаких альтернатив выдвинутому губернатором курсу. Хотя весьма эскизный характер, прелиминарный, рамочный формат предлагаемых Александром Карлиным инициатив и начинаний располагал к этому и предоставлял возможность для более предметного их наполнения и конкретной детализации. Однако ни продуктивной критики, ни конструктивных предложений от «оппозиции» так и не прозвучало, она предлагаемыми шансами не воспользовалась. Или просто нечего было сказать?..

 

Вот и получается, что весь «оппозиционный» пар в очередной раз ушел в свисток. Мне могут возразить, что при существующем в краевом парламенте раскладе сил  у оппозиции просто не было шансов не только обсудить некие альтернативы, но даже озвучить их. Соглашусь. Но вот подготовить такой альтернативный проект, как давно разработать и обнародовать каждой партии, числящей себя в «оппозиции», некие региональные компоненты своих партийных программ, никто не мешал и не мешает сейчас. Вот тут бы жители края и могли сравнить, что называется, позиции сторон. Чего еще нужно для осознанного выбора граждан, избирателей?..

 

Очевидно, что итоги голосования фактически поставили крест на вынашиваемых некоторыми внесистемными политиками региона планах формирования широкой оппозиционной коалиции. Исход нынешнего голосования лишний раз подтверждает, что губернатору и его команде удается в целом  вполне эффективно контролировать политическую ситуацию в крае. И с этим вынуждена считаться даже оппозиция, в очередной раз продемонстрировавшая свою раздробленность и неэффективность, неспособность работать в интересах общества, т.е. конструктивно и продуктивно, абстрагироваться от идеологических клише и догм, подниматься над узкопартийными интересами. Впрочем, шанс включиться в общее дело, вне зависимости от партийной принадлежности, личных симпатий и идеологических предпочтений, губернатор Алтайского края Александр Карлин в очередной раз предоставил всем политическим силам региона. Хватит ли им патриотизма, в конце концов, элементарного расчета и здравого смысла воспользоваться этим шансом в своих собственных интересах и в интересах жителей края в условиях надвигающегося переформатирования всей политической конфигурации страны и региона? Вопрос пока открыт…

 

Артем КУДИНОВ