18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

До недавнего времени выборы во многие городские представительные органы носили характер «выкупа невесты». Понятно, что никому кроме жениха она, в общем-то, не нужна. Все решено, горячее стынет, а холодное греется. Но - традиция! Как без этого обойтись?

 

Так уж сложилось в российской политической системе, что полномочия и возможности обладания местом в городских собраниях в большинстве случаев носили относительно формальный характер. Депутаты принимали свои решения, но при этом они опирались на федеральные и региональные законы. По сути дела  это была незначительная корректировка принятых и утвержденных свыше документов. Принимали городской бюджет. Но тоже – с оглядкой на региональный, так как значительная часть городов не может до сих пор обеспечить себя и свои потребности финансовыми возможностями. Таковы реалии и никуда от этого не спрячешься.

 

Поэтому и выборы в городские представительные органы часто проходили достаточно формально. Местные политические деятели не выстраивались в большие очереди, чтобы получить право бороться за кресло городского депутата. Так было во многих городах края, да и не только в нашем регионе. Амбиции будущих депутатов зачастую не простирались дальше решения локальных вопросов в границах микрорайона или отдельных частных вопросов собственного бизнеса. И избиратели, со своей стороны, во многом голосовали не по потребности, а из уважения, чтобы не обидеть хорошего человека. Вот, например, директор школы или врач. Почему бы не поддержать? Человек нормальный, а решать все равно ничего не придется.

 

Почему так происходило? В значительной мере из-за того, что мэр города также избирался прямым голосованием жителей, и поэтому он выражал собой некое подобие господа бога и царя-батюшки в одном лице в отдельно взятом городе. Все остальные или большая часть были при нем. В таком же положении оказывались и депутаты. А ведь людям в городе нужен управленец, который знает как и умеет организовать работу армии чиновников, чтобы они людей не гоняли по разным кабинетам, а решали конкретные проблемы. Глава города – не хозяин, а управляющий в имении, который знает – что и где купить, как организовать работу и наладить нормальную жизнь.

 

Последнее время на широких российских просторах стали происходить принципиальные изменения, направленные на дальнейшее развитие исполнительской вертикали. Естественный и логичный процесс, который рано или поздно обязан был сложиться после изменения процедуры выборов глав регионов. В конце концов, исполнительная власть должна иметь четкий и оперативный механизм корректировки действий глав городских муниципалитетов. Особенно в тех случаях, когда их деятельность направляется в сторону интересов отдельных экономических структур, в ущерб жителям данного муниципалитета. Кстати сказать, как показывает практика, у депутатского корпуса городских муниципалитетов нет практически никаких механизмов для противодействия таким коррупционным процессам.

 

Сейчас в повестке стоит необходимость внесения соответствующих изменений в Устав города Барнаула. Что это даст депутатам и самой БГД?

 

Очень многое. С изменением Устава принципиально меняется политическое содержание гордумы и ее социально-политический вес. Детали будут зависеть от тех формулировок, которые появятся в новой редакции Устава. И мы не станем предвосхищать депутатские решения. Но уже сейчас совершенно очевидно, что должна возрасти не только ответственность депутатов в будущем, но и значение депутатского кресла. Вместо механического «одобрямс» начинает формироваться настоящий и дееспособный орган власти, который будет реально влиять на формирование политики и экономики города. Поэтому также очевидно, что возрастает и заинтересованность многих городских структур в наличии депутата в гордуме. Особенно тех, кто раньше по понятным причинам оставался в стороне от выборов представительного органа в столице Алтайского края.

 

Кроме этого необходимо отметить и такую важную новую черту БГД – изменение ответственности депутатов перед своими избирателями. До сих пор эта ответственность носила исключительно декларативный, формальный характер – избрали и все. Плохо работал, значит, потом не изберут. Сейчас все или почти все понимают – от депутата многое зависит, а значит и будет спрос.  Тем более, что уже в ближайшем будущем срок полномочий депутат городской думы может быть увеличен.

 

Поэтому трижды неправы те, кто кричит о нарушении принципов демократии. Есть исполнительская вертикаль и складывается более ответственное городское представительное собрание.

 

Практика последних лет показала, что появление в городском муниципалитете профессионального управленца, который не может постоянно закрываться мандатом доверия избирателей, а обязан четко исполнять свои обязанности и работать над решением городских проблем, весьма положительно влияет на развитие городского хозяйства. При этом никто из жителей не ссылается на пресловутое «нарушение демократии».  Кроме разве что сторонники принципа «любая кухарка может управлять государством» и ортодоксальные приверженцы принципа абсолютной псевдодемократии, когда выбирать нужно всех и везде. К счастью, они немногочисленны и не обладают какой-либо серьезной общественной поддержкой.

 

В городе слишком много реальных проблем, над которыми стоит работать. И не только администрации и депутатскому корпусу, но и всем жителям города. Только все это при условии, что мы все хотим здесь жить в более лучших условиях. Поэтому не стоит тратить время на «пустые хлопоты», а нужно засучив рукава работать в городе, где мы все живем. Ведь это мы, барнаульцы – хозяева нашего  города.