18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
05.10.2010

Снова рядом, снова вместе…

Оттепель в отношениях двух регионов открывает новые перспективы для их жителей.

Более четкие очертания приобретает содержание недавнего подписанного в Барнауле руководителями Алтайского края и Республики Алтай рамочного соглашения о сотрудничестве двух регионов. Долгие годы два региона, входившие в советские времена в состав одного субъекта Российской Федерации, упорно не замечали друг друга, получив в наследство от своих предшественников, прежних руководителей и политиков состояние взаимного недоверия и подозрительности. Причем в роли обиженного выступила Республика Алтай, чей истэблишмент опасался (в большей степени - безосновательно) «оккупационных» устремлений со стороны соседнего региона, якобы озвученных руководителями Алтайского края в начале этого века. Причем отчасти надуманные, отчасти спекулятивные  эти опасения принимали порой настолько гипертрофированные формы, что под знамена защиты интересов «суверенного Горного Алтая» мобилизовались порой откровенные противники «подозрительного соседа», а сама территория республики становилась подчас плацдармом для разного рода недружелюбных акций. Правда, думается, точка в такой конфронтационном противостоянии двух регионов была поставлена разгоревшимся скандалом вокруг т.н. «охоты на архаров», в которой был замешан, пожалуй, самый одиозный и инфернальный в новейшей истории двух регионов бизнесмен и политик. Стало понятно, что этот путь противостояния бесперспективен и не служит стратегическим интересам жителей «двух Алтаев».   

 

Давно уже ушли или постепенно уходят в политическое небытие политики, выступавшие как со скоропалительными популистскими заявлениями о необходимости немедленного объединения, так и с воинственными требованиями противостояния «до победного конца», игнорирующими объективные социально-экономические интересы и реалии, сеющими вражду между жителями двух братских регионов. Наступили новые времена, диктующие новую повестку дня.  Думается, именно в этом контексте следует рассматривать и назначение нового полпреда СФО, свою первую поездку совершившего именно в Алтайский край. Ну и, конечно, сближение двух Алтаев, выразившееся в подписании соответствующего соглашения.   

 

Как отмечают наблюдатели, цель его    поднять существующие отношения на качественно иной уровень. Документ открывает путь для реализации совместных социально-экономических программ и инвестиционных проектов, для обмена специалистами в самых разных областях экономики. В частности, решено объединить усилия и наработки ученых двух регионов, работающих на реальный сектор экономики, в том числе ее инновационный сектор. Ожидается, что в магазинах Алтайского края чаще будут появляться продукты питания производства Республики Алтай, а в Республике Алтай – продукция предприятий краевого АПК. По словам губернатора Алтайского края Александра Карлина, «на протяжении последних 3-х лет продукция Алтайского края пользуется все большим спросом в Республике Алтай. Прежде всего, это продовольственные товары и целая группа других товаров, в том числе промышленная продукция. В частности, речь идет о строительных материалах, что чрезвычайно важно для развития республики».   

 

Обмениваться решено не только продовольственными товарами, но и передовыми технологиями в сфере сельхозпроизводства. Да и туризм два Алтая будут теперь развивать совместно. По крайней мере, будут согласовывать свои действия с соседом, совместно разрабатывать стратегию развития туризма. Оно и понятно: по соседству в двух регионах создаются особые экономические зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и «Алтайская долина». Сам Бог велел, работать рука об руку. Александр Карлин пояснил: «Мы имеем не только близко располагающиеся между собой особые экономические зоны туристско-рекреационного типа Алтайского края и Республики Алтай. Они работают на единую интегрированную концепцию. Мы сегодня говорим о том, что бальнеологические ресурсы Алтайского края и Республики Алтай должны быть интегрированы в новом едином крупнейшем в России комплексе. Курортный потенциал Алтайского края и связанный с ним потенциал Республики Алтай является третьим по значимости в России после Сочи и Краснодара, Минеральных вод. Подобные примеры можно продолжить». 

 

Алтайский край к тому же предлагает Республике Алтай высокотехнологичную медицинскую помощь, которая в нашем регионе находится на весьма приличном уровне по целому ряду направлений.   

 

Между тем, как стало известно, от рамочных договоренностей и общих деклараций исполнение соглашения переходит в практическую плоскость. Губернатор края уже дал поручения руководителям всех подразделений краевой власти совместно с аналогичными структурами республиканского правительства создать рабочие группы для проработки конкретных проблем. Уже появился дополнительный  протокол о координации действий по совместному строительству железной дороги от Бийска до Горного Алтая. Проект этот появился еще несколько лет назад, и возведение «железки» могло бы существенно снизить стоимость ввозимых в республику материалов, оборудования, перевозки которых в Горный Алтай осуществляются исключительно автомобильным транспортом. Кроме того, руководство республики полагает, что железная дорога могла бы стать естественным продолжением проектов строительства магистрального газотрубопровода в Китай и Алтайской ГЭС. Сегодня, когда строительство газопровода «Алтай» вновь актуализируется, возрождаются и планы железнодорожного строительства. В свое время «камнем преткновения» стали односторонние, сепаратные, без согласования с руководством Алтайского края инициативы и действия республиканского руководства по прокладке железной дороги от Бийска до Горно-Алтайска. А ведь 90 процентов протяженности трассы должно пролечь по территории края!.. 

 

Кстати, сегодня, когда этот проект возвращается в цивилизованное, взаимовыгодное русло, возможны его корректировки с учетом интересов Алтайского края. К примеру, «подключение» к железнодорожному сообщению Мунайского угольного месторождения. А значит, недорогой солтонский уголь может стать еще дешевле и доставляться не только в территории края, но и в энергодефицитную Республику Алтай. 

 

Серьезные основания получает и масштабный проект «Алтайское Приобье», поддержка которого на федеральном уровне могла бы стать условием и главным результатом сближения регионов. Оба региона в случае конструктивной позиции могли бы рассчитывать на очень серьезную поддержку федерального центра, что, несомненно, помогло бы существенным образом сократить отставание регионов от своих соседей. Ну разве в этом не заинтересованы жители «двух Алтаев»?.. 

 

Если прогнозировать, что  «оттепель» в отношении двух регионов «всерьез и надолго», то в первую очередь, по всей видимости, будут налаживаться «горизонтальные» контакты. Законодатели двух регионов уже налаживают отношения. Думается, в Горный Алтай в самое ближайшее время с рабочей поездкой мог бы отправиться лидер алтайских «единороссоров» Борис Трофимов. Необходимо активизировать культурные и общественные контакты (например, между Общественными палатами), обмен делегациями и торгово-экономическими миссиями (АлтТПП, Союз предпринимателей, отраслевые объединения и т.д.). Ведь по меньшей мере странно, когда более тесные экономические взаимоотношения существуют между Казахстаном и Алтайским краем, нежели между «двумя Алтаями». Кстати, на днях алтайская делегация впервые организованно приняла участие в торгово-промышленной ярмарке в Горно-Алтайске. Как говорится, процесс пошел… 

 

Ведь, в конце концов, надо понимать, что идеи нашей социально-экономической общности, партнерства и взаимодействия до сих пор популярны среди жителей обоих регионов, где еще жива историческая память о совместном проживании и хозяйствовании в рамках единого субъекта федерации. Тесно взаимосвязаны и региональные экономики. Очевидно, что партнерское взаимовыгодное сотрудничество двух регионов – в интересах их жителей, объективная и закономерная перспектива социально-экономического развития. Нынешняя ситуация, когда в повестке дня особую актуальность приобретают сокращение расходов на чиновничий аппарат и повышение эффективности его работы, преодоление экономического кризиса, решение продовольственных проблем, консолидация усилий регионов для решения общих социально-экономических задач, предоставляет уникальный шанс. И игнорировать политикам эти реалии, не воспользоваться ими в общих региональных интересах, затягивать процесс налаживания сотрудничества по каким-то субъективным причинам, весьма далеким от коренных интересов жителей регионов, было бы непростительно - потомки не поймут.    

 

P.S. Кстати, как стало известно, в начале будущего года представительная делегация Алтайского края во главе с губернатором региона Александром Карлиным намерена посетить с ответным визитом Республику Алтай в начале будущего года.   

 

Артем КУДИНОВ