18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Doc22 продолжает серию материалов «И это все о нем...» о «заслугах» экс-мэра Барнаула В. Колганова перед горожанами в его бытность главой краевой столицы. Цикл основан на публикациях в ведущих алтайских и федеральных СМИ. На этот раз – о том, как мэрия Барнаула при Колганове осуществляла госзакупки для нужд города... Или чьих там нужд?

(Материалы цикла публикаций "И это все о нем..." - 1часть, 2 часть, 3 часть, 4 часть, 5 часть)

  

Муниципальные закупки

  

Из официального письма администрации края в Гордуму Барнаула: «Существующая схема работы администрации г. Барнаула представляет полную децентрализацию муниципальных закупок, что приводит не только к отсутствию эффективного контроля над движением финансовых потоков в рамках всей системы муниципального заказа городского округа, но и требует содержания специалистов по закупкам в каждом подразделении и вызывает сложность поддержания высокого уровня их квалификации, соответствия этическим нормам и стандартам.

  

Наделение комитетов администрации города полномочиями на размещение заказов не способствует эффективному расходованию бюджетных средств.

  

Свидетельством этому являются результаты внеплановых проверок соблюдения требований законодательства муниципальными заказчиками г. Барнаула, проведенных в 2009 г. комитетом Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике и УФАС по Алтайскому краю.

  

В частности, Комитетом Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике по результатам проведения только одной проверки было установлено более 40 нарушений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», включая 8 случаев заключения муниципальных контрактов без проведения торгов, 23 случая необоснованных требований к участникам размещения заказов и к составу заявок, ограничивающих равный доступ к участию в торгах, а также несоблюдение требований о выборе способа размещения заказа, нарушения условий заключения контрактов и другие.

  

Кроме того, проверкой установлены многочисленные случаи нарушения муниципальными заказчиками сроков заключения контрактов по результатам торгов, а также сроков предоставления сведений о заключении и исполнении контрактов в уполномоченный на ведение реестра контрактов орган местного самоуправления - комитет по экономике и инвестициям администрации города. Это свидетельствует о крайне низкой организации системы внутреннего контроля за соблюдением законодательства в области размещения муниципального заказа.

  

По результатам только одной проверки УФАС по Алтайскому краю в 2009 году установлены нарушения в 35 из 47 случаев самостоятельного размещения заказов комитетами по образованию администраций районов и г. Барнаула, причем количество нарушений действующего законодательства по отдельным лотам достигало более трех. В результате было возбуждено 22 административных производства в отношении должностных лиц муниципальных заказчиков г. Барнаула, общая сумма наложенных штрафов составила свыше 550 тыс. рублей.

  

Встречаются также случаи невыполнения предписаний УФАС по Алтайскому краю в сфере размещения заказов, что является правонарушением, предусмотренным ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  

Например, в связи с установлением муниципальным заказчиком требований к услугам, которые влекут ограничение количества участников размещения заказа, УФАС по Алтайскому краю было вынесено предписание о прекращении нарушения в сфере размещения заказов от 30.12.2009 №184 с требованием об аннулировании открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по опубликованию официальной информации для доведения до сведения жителей г. Барнаула в 2010-2012 гг. Предписание было вынесено организатору торгов - комитету по экономике и инвестициям администрации г. Барнаула до начала аукциона. Несмотря на это, процедура открытого аукциона состоялась.

  

Считаем, что данная ситуация является следствием проводимой администрацией города Барнаула целенаправленной политики в сфере размещения заказов, которая не согласуется с главными принципами Федерального закона № 94-ФЗ по обеспечению прозрачности, гласности, конкурентности, эффективности расходования средств бюджета.

  

Еще в 2008 году в адрес главы администрации города Барнаула Колганова В.Н. было направлено письмо Главэкономики, в котором предложено реформировать существующую систему муниципальных закупок в г.Барнауле, а именно централизовать размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципальных образований городского округа - города Барнаула, обеспечить консолидацию заявок органов местного самоуправления и оптимизировать процесс проведения муниципальных закупок путем размещения заказов через орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по размещению государственных заказов в Алтайском крае в соответствии с действующей нормативной правовой базой.

  

Однако в нарушение постановления Администрации края от 26.09.2007 № 451 «О совершенствовании системы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд» в 2009 г. только 0,3% от объема муниципального заказа г. Барнаула было размещено через уполномоченный орган Алтайского края.

  

При этом по результатам самостоятельного проведения закупок муниципальными заказчиками г. Барнаула почти четвертая их часть (без учета закупок продукции естественных монополий и коммунальных услуг) была осуществлена на основании гражданско-правовых договоров и государственных контрактов стоимостью до 100 тыс. рублей.

  

Помимо этого, 52% городских заказов размещено у единственного поставщика в результате несостоявшихся торгов и запросов котировок, с эффективностью менее 0,8%.

  

В результате более 75% городских заказов без учета закупок продукции естественных монополий и коммунальных услуг было размещено у единственного поставщика и почти 2,3 млрд. рублей потрачено практически без экономии бюджетных средств.

  

Сложившаяся ситуация представляется недопустимой, поскольку в результате указанных злоупотреблений муниципальными заказчиками г. Барнаула была нарушена обязанность по соблюдению принципа эффективности бюджетных расходов.

  

Таким образом, размещение муниципального заказа в г. Барнауле не соответствует нормативно-правовой базе Алтайского края, осуществляется с многочисленными нарушениями федерального законодательства, приводит к расточительству бюджетных средств на разных уровнях, позволяет заранее программировать результаты торгов для обеспечения интересов участников процесса.

  

Учитывая вышеизложенное, считаем целесообразным при размещении заказов для нужд г. Барнаула обеспечить: централизацию муниципального заказа и соблюдение Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в том числе в части требований к участникам размещения заказов, составу заявок, выбору способа размещения заказа; консолидацию муниципальных заказчиков, исключение дробления муниципальных заказов и не менее чем двукратного сокращения доли заказов, размещенных у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.14 ч.2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ (путем заключения гражданско-правовых договоров стоимостью до 100 тыс. рублей); использование современных высококонкурентных электронных закупочных процедур в целях обеспечения эффективности расходования бюджетных средств и их экономии, в том числе посредством выполнения рекомендаций постановления Администрации края от 26.09.2007 № 451 «О совершенствовании системы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд» в части расширения участия в проводимых уполномоченными органом Алтайского края совместных торгах; развитие конкуренции на рынке муниципального заказа г. Барнаула и не менее чем двукратного сокращения доли заказов, размещенных у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по результатам несостоявшихся торгов, запросов котировок; соблюдение условий, сроков заключения и исполнения муниципальных контрактов, применения предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации финансовых санкций в случаях их нарушения.

  

Кроме того, считаем целесообразным принятие мер в сфере жилищно-коммунального хозяйства, организациям которых осуществлялось возмещение выпадающих доходов, возникающих в связи с применением регулируемых цен при оказании населению жилищных услуг, услуг по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению с нарушением действующего законодательства. В частности, связанных с завышением объема оказанных услуг и оплатой сверхнормативных потерь горячей воды (субсидии ООО «Барнаулэнерго»), компенсацией из бюджета инвестиционного тарифа ООО «Барнаулэнерго», результатом чего являлось нецелевое использование средств бюджета города».