18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Doc22 продолжает серию материалов «И это все о нем...» о «заслугах» экс-мэра Барнаула В. Колганова перед горожанами в его бытность главой краевой столицы.

(Материалы цикла публикаций "И это все о нем..." - 1часть, 2 часть, 3 часть, 4 часть)

 

Кому больше дано, с того и спрос выше. В плане экономического потенциала Барнаулу дано много больше других муниципальных образований края. Здесь сосредоточен основной промышленный ресурс, предпринимательский. Следовательно, и доходы бюджета должны расти не так, как у других. И зарплаты должны быть самыми высокими в крае. В реальности экономика некоторых сельских районов развивается сегодня интенсивнее, чем в краевом центре. Хотя потенциал несравним. Почему это происходит? Ответ один – человеческий фактор. Управленческий, точнее. Одни муниципалитеты он тянет вверх, другие – вниз.  Советуем еще раз внимательно прочитать информацию о том, как мэрия Барнаула работает над наполнением городской казны. Многое тогда станет понятно...

 

Бюджет с грехом пополам

 

Из официального письма администрации края в Гордуму Барнаула:

 

В бюджет города Барнаула за 2009 год поступили доходы в общей сумме 7404706 тыс. рублей, что на 2 процента ниже уровня 2008 года.

 

Собственные доходы поступили в сумме 4683677 тыс. рублей, что составляет 99 процентов к уровню 2008 года. При этом темп роста по налоговым доходам составил 101 процент, по неналоговым доходам - 92 процента, при среднекраевых показателях 102 и 94 процента соответственно.

 

Темп роста к уровню 2008 года по налогу на доходы физических лиц составил 101 процент (среднекраевой рост 103 процента), по налогам на совокупный доход — 91 процент (среднекраевой показатель 94 процента).

 

Среднемесячная заработная плата в городе за 9 месяцев 2009 года составила 12560 рублей, что ниже, чем в городах: Новоалтайске (12968 рублей), Белокурихе (13400 рублей) и Заринске (13779 рублей).

 

По состоянию на 01.01.2010 года недоимка в бюджет города по местным налогам и сборам составляет 102478 тыс. рублей (прирост к 01.01.2009 года составил 39461 тыс. рублей или 163 процента), по налогам со специальными налоговыми режимами - 48422 тыс. рублей (снижение к 01.01.2009 года-732 тыс. рублей).

 

Администрацией города и ее структурными подразделениями плохо организована работа по выявлению хозяйствующих субъектов (филиалов, представительств), имеющих рабочие места и осуществляющих деятельность на территории Алтайского края, но не перечисляющих налог на доходы физических лиц в бюджетную систему края.

 

Недостаточно внимания уделяется исчислению и взиманию единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Более 1500 организаций и индивидуальных предпринимателей являются плательщиками минимального налога при упрощенной системе налогообложения и предоставляют «нулевые» декларации, что приводит к выпадающим доходам местного бюджета в сумме более 200 млн. руб.

 

Администрацией г. Барнаула не принимаются меры по изъятию у граждан земельных участков, находящихся в незаконном владении (пользовании). Лицам, использующим земельные участки без правоустанавливающих документов, не было предъявлено к оплате арендной платы в общей сумме 17 млн. рублей.

 

Кроме того, комитетом по земельным ресурсам г. Барнаула необоснованно списана задолженность граждан в общей сумме 14,5 млн. рублей за земельные участки, проданные им под жилищное строительство.

 

Также, в результате бездействия комитета по земельным ресурсам г. Барнаула по своевременному сбору арендной платы за переданные в пользование земельные участки в городской и краевой бюджеты не поступило средств в общей сумме 59,3 млн. рублей.

 

В ряде случаев средства арендной платы за использование земельных участков, подлежащие зачислению в краевой бюджет, необоснованно зачислялись в бюджет города.

 

Комитетом по архитектуре и развитию города Барнаула было выдано 245 разрешений на установку рекламных конструкций. При этом оплата за их размещение в бюджет не поступала.

 

В городе не достигнута полнота постановки всех плательщиков земельного налога на кадастровый и налоговый учет, что приводит к выпадающим доходам в сумме более 150 млн. рублей.

 

К тому же на увеличение суммы выпадающих доходов влияют заниженные ставки по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.

 

Так, по земельному налогу предусмотрены следующие ставки: 1.Под жилищным фондом - 0,1%, ниже, чем предусмотрено НК РФ (0,3%) и принято в других городах. 2. Под землями гаражей, погребов и автостоянок - 0,8%, ниже, чем предусмотрено НК РФ (1,5%); 3. Под землями пищевого, строительного, автотранспортного производства, автобаз, автоколонн, других промышленных производств -1,4%, ниже, чем предусмотрено НК РФ (1,5 %).

 

По налогу на имущество физических лиц: 1. По имуществу стоимостью от 300 до 500 тыс. руб.- 0,14%, ниже, чем максимально предусмотренные Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее Законом) (0,3%); 2. По имуществу стоимостью свыше 500 тыс. руб.- 0,4 %, ниже, чем максимально предусмотренные Законом РФ (2 %).

 

Кроме того, по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, решениями органа местного самоуправления расширен перечень предоставленных льгот, что также приводит к выпадающим доходам городского бюджета.

 

Грубые нарушения допускаются администрацией г. Барнаула при сдаче в аренду и продаже объектов муниципальной собственности.Так, администрацией г. Барнаула значительная часть муниципального имущества была передана частным управляющим компаниям: ЗАО «Барнаульская управляющая компания», ООО «Управляющая компания ПК». При этом указанные компании необоснованно сдавали полученное имущество в аренду по ставкам, существенно превышающим ставки, установленные Городской Думой. Средства арендной платы за использование муниципального имущества зачислялись на счета этих компаний в коммерческих банках. В результате в бюджет города Барнаула не поступило более 10 млн. рублей.

 

Помимо этого, данные компании, с разрешения администрации города, занимались реализацией объектов муниципальной собственности. При этом стоимость продаваемых компаниями объектов была существенно ниже их рыночной стоимости. В результате деятельности указанных компаний по продаже муниципального имущества бюджет города не получил 149,2 млн. рублей.

 

Кроме того, администрацией г. Барнаула муниципальное имущество передавалось в пользование коммерческим структурам без взимания платы (ООО «Барнаулэнерго, ООО «Барнаульская сетевая компания», ООО «Барнаульский водоканал»). В результате в местный бюджет не поступило средств арендной платы в сумме 7,1 млн. рублей.

 

Расходы города в 2009 году исполнены в сумме 7313349 тыс. рублей, или ниже уровня 2008 года на 4 процента. Расходы на выплату заработной платы с начислениями составили 3200396 тыс. рублей, с ростом к 2008 году на 10 процентов, удельный вес их в объеме расходов - 44 процента. На оплату потребленных бюджетными учреждениями коммунальных услуг в 2009 году направлено 424906 тыс. рублей, с ростом к 2008 году на 11 процентов, на увеличение стоимости основных средств — 869717 тыс. рублей, что ниже уровня 2008 года на 12 процентов.

 

Бюджетная обеспеченность в расчете на одного жителя составила в 2009 году 11240 рублей, при средней по городам 11667 рублей, или ниже на 4 процента.

 

Капитальные вложения в 2009 году за счет средств краевого и федерального бюджетов профинансированы в сумме 199203 тыс. рублей. Кроме того, за счет средств краевого и федерального бюджетов финансировались объекты капитального строительства краевой собственности, находящиеся на территории города Барнаула. Расходы краевого и федерального бюджетов на указанные объекты составили в 2009 году около 860 млн. рублей.

 

В рамках реализации Федерального закона №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в 2009 году городу Барнаулу на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов перечислено за счет средств Фонда 605091,4 тыс. рублей, средств краевого бюджета - 8245,7 тыс. рублей. На переселение граждан города Барнаула из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья направлено за счет средств Фонда 547701 тыс. рублей, средств краевого бюджета -35332 тыс. рублей.

 

Из общей суммы средств, направленных в 2009 году муниципальным образованиям для реализации Федерального закона № 185-ФЗ, на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов городу Барнаулу направлено 25 процентов, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда -61,4 процента.

 

В рамках антикризисных мер Правительства Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2009 № 253, постановлением Администрации Алтайского края от 03.08.2009 № 345 «О реализации Соглашения с Минрегионом России о предоставлении субсидий из федерального бюджета на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники» за счет средств краевого и федерального бюджетов для города Барнаула приобретено 12 единиц техники общей стоимостью 4362,8 тыс. рублей. Поступившие автотранспортные средства и коммунальная техника переданы в муниципальную собственность.

 

По оперативной оценке исполнения бюджета городского округа в 2009 году допущено неэффективное использование средств городского бюджета в общей сумме 251595 тыс. рублей.

 

Удельный вес указанных расходов в общем объеме расходов бюджета города составил 3 процента.

 

В связи с превышением установленного норматива расходов на содержание органов местного самоуправления допущено неэффективное расходование средств в сумме 10367 тыс. рублей.

 

Неэффективное использование средств городского бюджета в результате предоставления субсидий юридическим лицам вследствие государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров общественного транспорта в 2009 году составило 140655 тыс. рублей, а также в результате установления тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере, не обеспечивающем возмещение издержек -100573 тыс. рублей.

 

Дебиторская задолженность предприятий жилищно-коммунального хозяйства в сравнении с 2008 годом возросла на 16,5 процентов и по состоянию на 01.10.2009 года составила 1810856 тыс. рублей, в том числе неплатежи населения - 1036691 тыс. рублей (рост составил 10 процентов), удельный вес указанной задолженности в общем объеме — 57 процентов.

 

Просроченная кредиторская задолженность по финансированию расходов городского бюджета за 2009 год уменьшилась на 200208 тыс. рублей и на 01.01.2010 года составила 144400 тыс. рублей, или 222 рубля в расчете на одного жителя. Кредиторская задолженность за коммунальные услуги, потребленные бюджетными учреждениями, отсутствует.

 

Объем муниципального долга на 01.01.2010 составил 435149,8 тыс. рублей, в том числе кредиты банков - 115000 тыс. рублей, или 26 процентов от общего объема обязательств, гарантии города -279891 тыс. рублей.

 

Администрацией города осуществлялось привлечение кредитов коммерческих банков для покрытия дефицита местного бюджета. Объем привлеченных заемных средств в 2008 году составил 565 млн. рублей, в 2009 году - 863 млн. рублей. Расходы городского бюджета на обслуживание муниципального долга за этот период составили 60,8 млн. рублей.

 

При этом администрацией г. Барнаула принимались решения, приводящие к неэффективному и неправомерному расходованию бюджетных средств.

 

Так, транспортным предприятиям города под видом возмещения выпадающих доходов за 2007-2009 годы было необоснованно перечислено бюджетных средств в общей сумме 203,9 млн. рублей; предприятиям жилищно-коммунального хозяйства города (ООО «Барнаулэнерго», МУП «Южком», ООО «Барнаульский водоканал» и др.) — 514,2 млн. рублей.

 

Получение всех подлежащих зачислению налоговых доходов, доходов от использования муниципального имущества, а также отказ от неэффективных расходов в области жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, образования и здравоохранения позволил бы не только не привлекать кредиты банков, но и направить дополнительные средства на финансирование жизненно важных для города расходов, сократить расходы на обслуживание долга - уплату банковских процентов.

 

Поступления доходов от использования земельных участков и имущества в бюджет г. Барнаула за 2008 год являются низкими среди городов-столиц субъектов Сибирского Федерального округа: г. Новосибирска, г. Кемерово, г. Красноярска, г. Омска, г. Иркутска.

 

Доходы в расчете на душу населения от использования земельных участков по г. Барнаулу в 2008 году составили 992 рубля, что ниже показателей в городах с сопоставимой численностью населения: г. Кемерово - 2002 рубля, г. Томске - 1206 рублей, г. Иркутске - 2442 рубля. Кроме того, показатель в расчете на душу населения по доходам от использования земельных участков по г. Барнаулу ниже, чем показатель в г. Горно-Алтайске, величина которого составила 1230 рублей.

 

В абсолютной сумме фактическое поступление доходов от использования земельных участков в 2008 году по г. Барнаулу составило 645328 тыс. рублей, в г. Кемерово - 1042074 тыс. рублей, в г. Иркутске -1406329 тыс. рублей.

 

Доходы в расчете на душу населения от использования имущества по г. Барнаулу в 2008 году составили 367 рублей, что ниже показателей в городах с сопоставимой численностью населения: г. Кемерово -467 рублей, г. Томске - 399 рублей, г. Иркутске - 887 рублей.

 

Доходы в расчете на 1 га площади территории города от использования земельных участков по г. Барнаулу составляют 20104 рубля, что ниже показателей в городах с сопоставимой площадью: г. Кемерово -34286 рублей, г. Томске - 21354 рубля, г. Иркутске - 47737 рублей.

 

За 2009 год в бюджет г. Барнаула поступило земельного налога 305953 тыс. рублей, арендной платы за землю - 330762 тыс. рублей. В расчете на душу населения по г. Барнаулу поступление земельного налога составило 470 рублей, что ниже, чем в городах Алтайского края: г. Алейске - 547 рублей, г. Белокурихе - 2094 рубля, г. Заринске - 606 рублей, г. Новоалтайске - 642 рубля. Арендная плата за землю на одного человека в г. Барнауле составляет 508 рублей, это ниже, чем в г. Белокурихе -661 рубль».