18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
05.03.2010

Как в крае платили зарплату и боролись с безработицей в 2009 году?

Краевые власти, профсоюзы и работодатели подводят итоги совместной работы в прошлом году.

Информация о выполнении в 2009 году Администрацией Алтайского края регионального соглашения, заключенного между Алтайским краевым Советом профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Администрацией Алтайского края на 2009-2010 годы. 

 
Деятельность Администрации Алтайского края в 2009 году была направлена на максимальное смягчение негативного воздействия последствий мирового финансового кризиса на социально-экономическую ситуацию в крае, обеспечение антикризисного управления процессами на рынке труда.

 

Итоги работы по направлениям соглашения выглядят следующим образом:

 

 

 

1.1 В области оплаты труда, доходов и уровня жизни населения

 

Администрацией края предпринят ряд мер по повышению уровня заработной платы и погашению задолженности по оплате труда.

 

Введены новые системы оплаты труда в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также дополнительного образования. Принято постановление Администрации края от 06.11.2009 № 464 по введению с 1 января 2010 года новых систем оплаты труда в центрах занятости населения.

 

Для обеспечения дифференциации в оплате труда работников общеобразовательных учреждений с учетом эффективности и качества работы из краевого бюджета в 2009 году было выделено 468,2 млн. рублей. По итогам 2009 года средняя заработная плата работников образования выросла на 118,9 %.

 

В связи с увеличением минимального размера оплаты труда до 4330 рублей в краевом бюджете были предусмотрены расходы, связанные с необходимостью осуществления доплаты работникам бюджетных учреждений до установленного минимума. Указанные доплаты произведены в полном объеме.

 

Вместе с тем, сложности с формированием доходной части краевого бюджета и дополнительная нагрузка на бюджет по обеспечению начисления заработной платы не ниже МРОТ не позволили выделить дополнительные средства для введения новых систем оплаты труда и повышения уровня заработной платы в других отраслях бюджетной сферы. Поэтому принято согласованное решение о перенесении срока их введения на более поздний. Ориентиром являются решения о повышении заработной платы в организациях, финансируемых из федерального бюджета. В 2009 году соответствующий нормативный акт на федеральном уровне не принимался.  

 

В образовательных учреждениях, финансируемых из краевого бюджета и не переведенных на новую систему оплаты труда, сохранены ассигнования для установления доплат педагогическим работникам за работу, не входящую в круг основных обязанностей, а также для выплаты надбавок работникам за сложность, напряженность и высокое качество работы: по учреждениям начального профессионального образования – 25 %, по учреждениям среднего профессионального образования – в среднем 24 %, по учреждениям дополнительного образования и прочим учреждениям – до 10 %.

 

Обеспечено проведение ежемесячного мониторинга процесса введения новой системы оплаты труда в сфере общего образования с подведением итогов на селекторных совещаниях с участием руководителей органов местного самоуправления, школ, профсоюзов. Оказывалась методическая помощь учреждениям, перешедшим на новую систему оплаты труда, проблемные вопросы и положительный опыт освещались в средствах массовой информации. Вопросы введения новой системы оплаты труда регулярно рассматривались на заседаниях советов образовательных округов.

 

Начиная с 4 квартала 2009 г., введен мониторинг распределения численности работников бюджетных учреждений по размерам начисленной заработной платы, в том числе по учреждениям, перешедшим на новую систему оплаты труда.

 

Проведена работа по повышению и легализации заработной платы в реальном секторе экономики. Вопросы повышения заработной платы и вывода ее «из тени» дважды рассматривались на заседании краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и ее рабочей группы по вопросам выплаты заработной платы с участием представителей работодателей и органов местного самоуправления 12 территорий.

 

В свою очередь, муниципальными рабочими группами проведено более 500 заседаний, на которых было заслушано более 3,8 тыс. работодателей – индивидуальных предпринимателей, глав крестьянско-фермерских хозяйств, руководителей организаций, имеющих уровень заработной платы ниже МРОТ.

 

В целом показатели, установленные в плане социально-экономического развития Алтайского края на 2009 год, выполнены. Темп роста средней заработной платы составил 111,4 %.

 

Особое внимание уделялось вопросам погашения задолженности по заработной плате.

 

В прошедшем году проведено 18 заседаний рабочей группы по вопросам выплаты заработной платы в составе краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в том числе 5 – в формате видеоконференций. Заслушаны отчеты глав и заместителей глав 39 территорий края, а также 103 руководителей и собственников организаций. В результате совместной работы с органами надзора и контроля 19 руководителей организаций-должников дисквалифицированы.

 

По итогам заслушивания – 82 организации ликвидировали долги полностью в сумме 147,4 млн. рублей, 5 организаций снизили сумму задолженности на 37,1 млн. рублей. Практически по всем организациям составлены графики погашения задолженности, их выполнение находится на контроле.

 

Позитивная динамика снижения задолженности по заработной плате имела место в 45 муниципальных образованиях края.

 

Предприняты меры по погашению задолженности прошлых лет по денежной компенсации на приобретение методической литературы педагогическим работникам общеобразовательных учреждений. В этих целях на погашение задолженности направлена экономия субвенций на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение образования в общеобразовательных учреждениях, образовавшаяся после выплаты заработной платы за декабрь. В настоящее время задолженность в школах края по выплате компенсации на приобретение методической литературы отсутствует.

 

               

 

1.2. В области развития трудовых ресурсов, содействия занятости населения, повышения профессионального уровня работников

 

В целях недопущения напряженности на рынке труда Алтайского края реализованы краевые целевые программы: «Содействие занятости населения Алтайского края», «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2009 году».

 

За счет реализованных мероприятий поддержан уровень занятости и доходов 52,0 тыс. граждан, в том числе 34,4 тыс. граждан, находящихся под риском увольнения.

 

Впервые в крае организована стажировка 1190 выпускников учреждений профессионального образования в целях приобретения опыта работы.

 

В 2009 году профессиональным обучением охвачено 4,4 % безработных граждан. Объемы и профили профессионального обучения безработных граждан определялись исходя из экономической ситуации и состояния рынка труда края, а также в соответствии с профессионально-квалификационной структурой безработных граждан. Завершили профессиональную подготовку, переподготовку, либо повышение квалификации по направлению службы занятости населения 6627 человек, практически все они (96 %) трудоустроены после завершения обучения.

 

В рамках КЦП «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2009 году» направлено на опережающее обучение 4,9 тыс. работников, находящихся под риском увольнения из 522 организаций края, все они сохранили занятость по прежнему месту работы в соответствии с полученной профессией, специальностью.

 

Успешное развитие получило мероприятие по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан: 1,3 тыс. человек открыли собственное дело и создали дополнительно 1,4 тыс. рабочих мест. Около 1,0 тыс. человек смогли переехать для трудоустройства в другую местность.

 

В летний период 2009 года на базе загородных лагерей и лагерей с дневным пребыванием организовано 47 лагерей труда и отдыха с общим количеством участников 2820 человек.

 

Организовано временное трудоустройство подростков в период летних школьных каникул. В 2009 году трудоустроено более 39 тыс. старшеклассников, из них через центры занятости населения около 29 тыс. школьников, индивидуально – 10,8 тыс. человек.

 

Более 95 тыс. детей и подростков были заняты в малозатратных формах летнего отдыха, оздоровления и полезной занятости, работали на пришкольных учебно-опытных участках, в производственных бригадах.

 

В рамках реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае принята ведомственная целевая программа «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2008-2010 годы». В 2009 году на реализацию программных мероприятий направлены средства из краевого и федерального бюджетов. Их объем составляет 530059 тыс. рублей, в том числе 433500 тыс. рублей из федерального бюджета.  Субъекты предпринимательской деятельности, привлекшие кредиты для реализации бизнес-проектов с использованием средств гарантийного фонда, в 2009 году сохранили численность работающих – 2689 человек, 360 субъектов малого и среднего предпринимательства, получившие поддержку в форме субсидирования части банковской процентной ставки по кредитам, обеспечили занятость 5025 работникам со средним уровнем заработной платы 8272 рубля.  В крае реализуется новая схема государственной поддержки по предоставлению начинающим субъектам малого предпринимательства грантов для открытия собственного бизнеса. Грантовая поддержка оказана 78 субъектам малого бизнеса  в 60 % сельских районов и 40 % городских округов. При реализации проектов ими планируется дополнительно создать порядка 525 новых рабочих мест со средним уровнем заработной платы в размере 9383 руб. Среди получивших грантовую поддержку - 19 начинающих субъектов предпринимательской деятельности, которые ранее были зарегистрированы в качестве безработных. Ими запланировано организовать порядка 74 новых рабочих мест со средним уровнем заработной платы более 7700 рублей.  В рамках реализации «Губернаторской программы подготовки профессиональных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства Алтайского края в 2009-2011 годах» в 2009 году к обучению приступили 150 специалистов по направлениям «Финансовое обеспечение малого и среднего бизнеса» и «Правовое обеспечение малого и среднего бизнеса» из производственной сферы (машиностроение, строительство, пищевая и химическая промышленность, сельское хозяйство) и сферы услуг (транспорт и ЖКХ, бытовые услуги, торговля, образование и здравоохранение, торговля). Две трети слушателей программы являются представителями малого бизнеса из малых городов и районов края.  
 

Обеспечена потребность в повышении квалификации и переподготовке работников учреждений образования и здравоохранения. На эти цели в рамках ведомственной целевой программы «Развитие образования в Алтайском крае  на 2008-2010 годы» выделено 3753,0 тыс. рублей, по краевой целевой программе «Переподготовка и повышение квалификации медицинских работников» - 4680,0 тыс. рублей.

 

 

 

1.3. В области охраны труда и здоровья населения

 

Региональная система управления охраной труда основана на взаимодействии Администрации края с органами местного самоуправления, территориальными отделениями федеральных органов государственного надзора и контроля, отделением Пенсионного фонда РФ и региональным отделением Фонда социального страхования РФ, работодателями, профсоюзами, государственными и негосударственными организациями, составляющими инфраструктуру предоставления услуг в сфере охраны труда.

 

В прошедшем году продолжена практика ежеквартального мониторинга информации, поступающей от органов местного самоуправления, о ходе реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда. По результатам мониторинга составлялся рейтинг «опасности» муниципальных образований края в области охраны труда и осуществлялось информирование глав муниципальных образований для принятия соответствующих мер.

 

Итогом данной работы в крае стало значительное улучшение основных показателей трудоохранной работы.

 

Инвестирование средств в улучшение условий и охрану труда способствовало значительному снижению числа случаев как тяжелого (2008 г.-153, 2009 г.-129), так и смертельного (2008 г.-79, 2009 г.-55) травмирования работников на производстве.

 

Активизирован процесс проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (2008 г.-839 организаций, 2009 г.-1317) с последующей сертификацией организации работ по охране труда (2008 г.- сертифицировано 34 организации, 2009 г.-55).

 

Не допущено снижения охвата работников медицинскими осмотрами (88,1 %).

 

Увеличены ассигнования средств, направляемых работодателями на улучшение условий и охрану труда работников с 3417 рублей в 2008 году до 4027 в 2009 году в расчете на 1 работника.

 

Значительно расширен штат инженеров по охране труда и специалистов, ответственных за вопросы охраны труда. В 83,2 % организаций края трудоохранная работа выполняется на профессиональном уровне (в 2008 году – 63,3 %).

 

Несмотря на отсутствие федерального целевого финансирования обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных, в 2009 году произошло увеличение до 16218 человек количества руководителей и специалистов, обученных по охране труда за счет средств работодателей в учебных центрах Алтайского края (в 2008 году – 13494 человека, без учета обученных за счет средств ФСС), а также количества работников, обученных комиссиями в организациях (со 190 тыс. человек в 2008 году до 430 тыс. человек в 2009 году).

 

 

 

1.4. В области социальной защиты населения, гарантий и компенсаций работникам

 

Особое внимание Администрация края уделяла мерам социальной поддержки слабозащищенных категорий населения.

 

В 2009 году расходы краевого бюджета на социальные выплаты увеличены на 39 % и составили 5,6 млрд. рублей. Для выплаты адресных субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из краевого бюджета выделено 927771,0 тыс. рублей.

 

Обеспечена организация отдыха и оздоровления детей в краевых и муниципальных учреждениях детского оздоровления и отдыха.  В 2009 году функционировало 83 загородных детских оздоровительных учреждения, в том числе  5 краевых.

 

На базе краевых учреждений организованы и проведены профильные смены для детей. Оказана информационно-методическая помощь органам местного самоуправления в организации детского отдыха.

 

Всего в детской оздоровительной кампании 2009 года приняли участие более 130 тыс. детей. Общий объем финансовых инвестиций в оздоровление детей составил 498,8 млн. рублей, из них 75 % - федеральные средства, 12,2 % - средства краевого и местного бюджетов, 7,9 % - средства работодателей и 4,6 % - родительская плата.

 

Из краевого бюджета на летнюю оздоровительную кампанию в 2009 году выделено 19,0 млн. рублей.

 

 

 

1.5. В области развития социального партнерства

 

Взаимодействие Администрации края с работодателями и профсоюзами осуществлялось на системной основе.

 

Представители работодателей и профсоюзов входят практически во все комиссии, рабочие группы, координационные советы, действующие в Администрации края. По вопросам, требующим дополнительного урегулирования, проводились встречи и консультации с участием руководства Администрации края. В 2009 году такие встречи проведены по вопросам введения новых систем оплаты труда, обеспечения МРОТ в бюджетной сфере, по созданию рабочих мест.

 

Основные вопросы, возникающие в социально-трудовой сфере, решались в рамках краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

 

В 2009 году комиссией рассмотрено 9 вопросов, в том числе о первых итогах эксперимента по переходу образовательных учреждений на новую систему оплаты труда, о действиях сторон социального партнерства по снижению негативного воздействия финансового кризиса на реальный сектор экономики, о механизме участия работодателей и профсоюзов в организации и проведении оздоровления детей в 2010 году. По всем рассматриваемым вопросам выработаны взаимоприемлемые решения и рекомендации.

 

Продолжена практика проведения выездных заседаний комиссии с приглашением близлежащих территорий. Так, на сентябрьское заседание трехсторонней комиссии в Калманском районе, где рассмотрены состояние, и перспективы развития социального партнерства в районе, были приглашены главы, заместители глав администраций Алейской группы территорий.

 

Реализовано 17 краевых отраслевых соглашений между органами исполнительной власти края, отраслевыми объединениями работодателей и профсоюзов и 71 территориальное соглашение, действующее на муниципальном уровне.

 

В рамках соглашения, заключенного  между управлением Алтайского края по труду и занятости населения и крайсовпрофом о совместных действиях на рынке труда Алтайского края в 2009 году, сторона профсоюзов еженедельно информировалась об организациях, вводящих режим неполного рабочего времени, осуществляющих мероприятия по высвобождению работников. Ежемесячно предоставлялись данные по рынку труда в разрезе городов и районов края.

 

В 2009 году узаконен порядок присоединения работодателей к обязательствам соглашений. После опубликования Регионального соглашения и предложения о присоединении к нему в газете «Алтайская правда», действие Соглашения распространено на всех работодателей края, за исключением 35 малочисленных организаций.

 

В соответствии с федеральным законодательством на краевом уровне уточнены полномочия по осуществлению уведомительной регистрации соглашений и коллективных договоров, а также контролю за их выполнением. На этот счет в ноябре 2009 года в закон «О социальном партнерстве в Алтайском крае» были внесены соответствующие дополнения.

 

В прошедшем году положительные изменения произошли в системе социального партнерства на уровне муниципальных образований. Увеличилось количество соглашений на уровне сельских поселений (2008 г. – 1326, 2009 г. – 1625) и коллективных договоров в организациях (2008 г. – 6102, 2009 г. – 6502). Количество работников, охваченных коллективно-договорными отношениями, возросло с 70,4 %  в 2008 г. до 77,4 % в 2009 году.

 

Главный акцент в деятельности Администрации края в сфере регулирования социально-трудовых отношений в 2009 году был сделан на формирование социально ответственного поведения работодателей на рынке труда. В соответствии с постановлением Администрации края от 30.07.2009 № 341 «О повышении социальной ответственности работодателей Алтайского края» почетный статус «Социально ответственный работодатель Алтайского края» присвоен 9 организациям края. С главами 69 муниципальных образований подписаны соглашения по реализации и совершенствованию механизма формирования социально ответственного поведения работодателей.

 

Начата работа по внесению изменений в краевую и территориальные нормативные базы в части стимулирования работодателей к социально ответственному поведению. Социально ответственным работодателям уже предоставляются дополнительные услуги по обеспечению трудовыми ресурсами (формирование внешнего кадрового резерва, подбор претендентов на рабочие места из банка высококвалифицированных специалистов). В Государственную инспекцию труда в Алтайском крае внесены предложения о непроведении у социально ответственных работодателей ежегодных плановых проверок.

 

В целях информирования населения по теме социальной ответственности работодателей были задействованы различные информационные каналы: краевые и муниципальные печатные и электронные СМИ, радио и телекомпании (ГТРК «Алтай», «Катунь-24»), информагентства, информационные сайты, в том числе  официальный сайт управления Алтайского края по труду и занятости населения и Алтайского края. В печатных и электронных СМИ размещено более 150 материалов. Выпущен тематический номер журнала «Рынок труда Алтая». На телевидении запущены ролики социальной рекламы «На Алтае людей не бросают» и др.

 

Актуальная информация, нормативная база, реестр социально ответственных и социально ориентированных работодателей, видеоролики размещены на официальном сайте управления Алтайского края по труду и занятости населения. С целью информирования общественности о социально ответственных работодателях объявлен конкурс «Дело чести» среди средств массовой информации на лучшее освещение темы социальной ответственности бизнеса.