18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

В ряде социальных магазинов Барнаула цены на основные продукты питания, как правило, – выше, чем в торговых сетях. К такому выводу пришли народные контролеры в ходе выборочного мониторинга цен в 112 магазинах края.

 

Как известно, проект «Народный контроль» проходит под эгидой «Единой России» - во всех регионах страны. Его цель - защита прав потребителей, а также обеспечение баланса интересов в цепочке «производитель-продавец-потребитель».

 

Методика у народных контролеров простая – зайти в магазин и переписать цены. А потом сличить их с теми, которые им выдали в отделе по ценовому регулированию. Так сказать, что есть – что должно быть. Итоги работы за сентябрь были рассмотрены на заседании комиссии, ответственной за реализацию в Алтайском крае федерального проекта «Народный контроль».

 

Результаты оказались неутешительными. Первый вывод – методика рассчетов цен в отделах ценового регулирования муниципалитетов не является для владельцев продовольственных магазинов путеводной звездой. Вот только один пример, приведенный на том совещании народными контролерами: килограмм сливочного масла должен стоить в магазине, по всем рассчетам, с учетом торговых надбавок, 198 рублей. А на ценнике написано – «347 руб.». Растительное масло должно бы стоить 48, а стоит 56 рублей, а в некоторых магазинах – 72. Что касается говядины, то стоить она должна 163 рубля за кэгэ, а на ценнике почему-то стоит «272 рэ». Как говорится, в ценообразовании всяк сам себе режиссер.

 

Народные контролеры сыпали цифрами, которые им удалось списать с ценников, зачастую тайно от работников магазина. Потому что далеко не в каждом продмаге им позволяли это делать(?!). Несмотря на то, что это прямое нарушение законодательства, согласно которому любой посетитель любого магазина вправе потребовать счет-фактуру, если у него возникли сомнения по поводу цены продукта или его качества. А магазин обязан предоставить такую информацию. Но какие-там счет-фактуры, когда за порог выставляют, как только заметят, что «смотри, там ценники переписывают». Такое поведение, по наблюдениям народных контролеров, больше характерно для сутрудников и владельцев небольших магазинов. Представители крупных торговых сетей ведут себя по-другому: они, как выразилась на совещании одна дама контролер, «почти любезны». Это не означает, что сети не грешат нарушениями в ценообразовании. Грешат, и еще как! Это означает, что их головной офис, как правило, где-то там, за горизонтом, в Москве, чаще всего. И задать вопрос, почему такая высокая (завышенная) цена на масло или гречку, можно только, отправив официальный запрос. Без уверенности, что дождешься ответа.

 

Акция «НК» проводится усилиями волонтеров – это в основе своей пенсионеры и отчасти студенты. Последним приходится труднее, их, как сказал председатель молодежного парламента Иван Мордовин, гонят отовсюду, не обращая внимания на бэйджики со словами «Народный контроль» и «Единая Россия». Но студентам, похоже, так даже интереснее, можно в шпиенов поиграть: заходят по трое, один отвлекает, второй прикрывает, третий списывает с ценника. Что касается пенсионеров – вот это действительно главная боевая сила. Их проще не замечать, чем вступать с ними в контакт. И уж тем более чревато доводить  до пенсионеров-волонтеров информацию директора, что, мол, не велено. Не исключено, что если бы не пенсионеры – люди той еще, советской закваски, проводить «ЕР» акцию в российских  продмагах было бы сложно.

 

Особняком стоят социальные магазины. По идее, по всем указам и постановлениям, цены на основные продукты питания в них должны быть на 7 % ниже, чем в остальных. Но зачастую, как показал мониторинг, «социальные» продукты оказываются дороже, чем в крупных торговых сетях. Это касается, к примеру, сахара, кефира, творога, даже хлеба. Булка ржаного хлеба в некоторых социальных магазинах и отделах Барнаула стоит 26 рублей, тогда как в соседних, «обычных», без скидок на бедность - 22 рубля. Тоже самое и с ценами на куриные яйца: в обычном магазине – 28 рублей десяток, в социальном – 32 рубля! Стот ли говорить, что сама идея магазина низких цен для малообеспеченных граждан полностью нивелируется.

 

- В Барнауле 19 социальных магазинов. В некоторые из них просто невозможно зайти, - говорит народный контролер Надежда Рудакова. – Теснота, скученность, коробки с товаром на полу. Антисанитария. Спросишь, почему так, отвечают, это временно, ремонт затеяли. Вывод напрашивается один: положительных сдвигов с прошлого мониторинга нет.

 

Члены комиссии «Народный контроль» высказали недоумение – зачем нужны такие социальные магазины? И предложили или их позакрывать, или навести, наконец, там порядок.

 

Председатель комитета АКЗС по аграрной политике и природопользованию Сергей Серов в оценке результатов работы волонтеров не был так пессимистичен, как они сами. По его мнению, положииельный результат налицо: «Мы им немножечко аппетиты-то сбили. На хлебо-булочные изделия, например, цены стабилизированы в целом... Вся беда в том, что у нас везде посредники», - посетовал депутат.   

 

Группа «Народного контроля» будет и дальше проводить мониторинг в торговых точках края методом заполнения установленных таблиц цен, визуального наблюдения санитарного состояния объектов торговли и потребительской экспертизы товаров и услуг.

 

На вчерашнем совещании было решено (раз ничего больше не действует) провести пикет у входа в магазины торговых сетей «Патерсон» и «Тереза». По словам народных контролеров, туда их вообще не пускают, доводы не слушают, но «тайная проверка» показала, что цены на ряд продуктов из группы основных там явно завышены. И, скорее всего, совершенно необоснованно. Сергей Серов и Павел Нестеров, руководитель Союза предпринимателей Алтайского края, идею пикетирования вышеназванных торговых точек и тем самым создания им антирекламы, поддержали.

 

- Флаги вам в руки! Готовьте акцию, - напутствовал коллег по борьбе с необоснованно завышенными ценами на продукты питания Сергей Серов. 

 

P.S.

 

Напомним, что на днях  в администрации края состоялось заседание региональной комиссии по мониторингу ценовой ситуации на продовольственном рынке  

  

Комиссию, созданную недавно в регионе в соответствии с поручениями Президента России, возглавляет первый заместитель губернатора Сергей Локтев.  

  

По его словам, вопрос о ценовой ситуации стоит на особом контроле руководства Российской Федерации, губернатора Алтайского края Александр Карлина. Краевая власть постоянно осуществляет мониторинг ситуации, задействуя в этом все службы и ведомства.

  

Участники совещания отметили, что ценовая ситуация на продовольственном рынке края на сегодня остается достаточно напряженной. Несмотря на то, что минимальный набор продуктов питания по итогам августа текущего года в крае является одним из самых дешевых среди регионов Сибирского федерального округа и складывается на уровне 2194 рублей, цены на продукты питания имеют тенденцию роста. В сентябре в крае рост цен на продовольственные товары зафиксирован на уровне 100,8 %.  

  

Вместе с тем, по информации Алтайкрайстата, в сентябре среди пяти крупнейших городов Западной Сибири (Барнаул, Новосибирск, Томск, Кемерово, Омск) в г. Барнауле самыми дешевыми остаются мука пшеничная, хлеб и булочные изделия из муки высшего сорта, масло подсолнечное, молоко питьевое цельное стерилизованное 2,5 - 3,2 % жирности.  

  

По словам Сергея Локтева, основная цель работы комиссии - проанализировать причины роста цен, в том числе с учетом региональных особенностей, и выработать меры для обеспечения доступности продовольствия для всех групп населения. Комиссия должна разработать основы для справедливого ценообразования «от поля до прилавка». «Необходимо понимать и оценивать, где идет повышение цены, и влиять на процесс ценообразования, если оно экономически необоснованно», - заметил он. По словам Локтева, «Алтайский край является крупнейшим производителем зерновых, крупяных продуктов, молока в СФО, поэтому мы должны стать примером, ориентиром  для других регионов, по ценам соответствуя своему аграрному потенциалу».  

  


 

P.P.S.

 

Соглашение о сотрудничестве в области стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие заключили отраслевые объединения края Документ подписали руководители отраслевых и общественных объединений Алтайского края, представляющие интересы товаропроизводителей, переработчиков и торговой сферы.  

 

Напомним, вопрос о ценовой ситуации стоит на особом контроле краевых властей и лично губернатора. О заключении соглашения речь шла на заседании региональной комиссии по мониторингу ценовой ситуации на продовольственном рынке, созданной в соответствии с постановлением губернатора края Александра Карлина в соответствии с поручением президента России Дмитрия Медведева.  

 

В  число объединений, поддержавших подписание Соглашения, вошли: Союз крестьянских (фермерских) формирований Алтайского края, Союз агропромышленных формирований Алтайского края, «Союз птицеводов Алтая», «Союз овцеводов Алтая», «АлтайСоюзмолоко», Союз зернопереработчиков Алтая, «Мясной Союз Алтая», «Союз пчеловодов и переработчиков пчеловодческой продукции Алтайского края», «Алтайский союз предпринимателей», Алтайская краевая торговая ассоциация.  

 

Председатель некоммерческого партнерства «Мясной Союз Алтая» Марина Степанова считает, что действие Соглашения будет эффективным в случае, если каждая сторона, подписавшая его, будет содействовать адекватному и справедливому ценообразованию. Причем, в ходе мониторинга уровня цен необходимо оценивать изменения на всех этапах производства и реализации товара.  

 

В соответствии с Соглашением отраслевые объединения края обязуются всемерно способствовать созданию условий для устойчивого увеличения производства сельскохозяйственных и продовольственных товаров на основе сбалансированной политики, направленной на обеспечение развития внутренних товарных рынков и недопущение необоснованного повышения цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие по всей цепочке поставок.  

 

Очень важным положением подписанного Соглашения, как отметили в управлении края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, является обязательство сторон по оптимизации числа посредников в цепочке от производителя до розничного продавца. Это позволит исключить необоснованные наценки как на сырье, так и на готовый товар.