18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Система социально-трудовых отношений в стране будет реформирована. Грядущая модернизация неоднократно становилась темой обсуждения на последних совещаниях федерального уровня. В одном из них, которое состоялось недавно в Минздравсоцразвития РФ, принял участие начальник Управления по труду и занятости Алтайского края Игорь Бушмин. В эксклюзивном интервью информационно-аналитическому сайту Doc22 он поделился своими соображениями по поводу будущей реформы.  

  


- Игорь Александрович, о чем шла речь на совещании в столице? Что ждет в ближайшем будущем систему трудоохранной политики в стране?

  

- Участникам совещания были представлены материалы, подготовленные Минздравсоцразвития. С моей точки зрения, эти документы отличаются проработанностью всех элементов модернизации системы охраны труда. Обеспокоенность правительства во многом связана с рядом масштабных техногенных катастроф и аварий, которые привели к серьезным человеческим жертвам и значительному материальному ущербу. На возмещение его, помощь пострадавших были направлены огромные государственные ресурсы. Объективно возникла необходимость повышения ответственности работодателей, собственников предприятий за соблюдение  норм охраны труда. Государство намерено создать правовые и институциональные основы для того, чтобы добросовестный работодатель хотел и мог управлять рисками на подконтрольном ему производстве. Что-то застраховал, что-то модернизировал, кому-то из работников компенсировал в том или ином виде эти существующие риски.  Сегодня работодатель такими возможностями  обладает не в полной мере. Да и не слишком-то заинтересован.

  

Суть реформы – в переходе от старой ее модели к новой, которая основывается на управлении рисками потери трудоспособности, жизни, здоровья и т.д., на устранении управляемых причин, связанных с повышением  смертности и заболеваемости вследствие воздействия вредных производственных факторов.  Кажущаяся благоприятной ситуация с динамикой снижения производственного травматизма не отражает, по мнению руководителей Минздравсоцразвития, реального положения в области охраны труда, поскольку во многом обусловлена снижением численности занятых в ключевых отраслях экономики. А оно таково: по-прежнему уровень производственного травматизма со смертельным исходом в России существенно выше показателей развитых стран. Причем почти две трети случаев вызваны типичными управляемыми причинами организационного характера.  

  

- Что же предлагается?

  

- Основным направлением решения проблем в сфере охраны труда должно стать внедрение системы управления профессиональными рисками. Суть концепции управления профессиональными рисками проста: кто создает риски, тот ими и управляет.  Государство формирует побудительные мотивы к тому, чтобы создающий профессиональные риски работодатель предпринимал все необходимые меры к снижению профессиональных рисков.

  

Предлагается индивидуализировать подходы, идти от каждого конкретного человека на рабочем месте, а не от отрасли с ее классами опасности, не от конкретного предприятия. Есть человек на рабочем месте,  и мы должны определить, какие риски здесь существуют,  какая система компенсации должна быть им адекватна. И работодатель либо эти риски устраняет, минимизирует, либо каким-то образом с ними мирится, но тогда он должен за них платить и работнику, и государству. И в случае  наступления страхового случая все страховые выплаты должны ложиться на конкретного работодателя.  

  

Обращаю внимание, что в стране планируется принять такие основополагающие подзаконные нормативные акты как :

-положение о системе управления профессиональными рисками в российской Федерации;

-стандарт по оценке профессиональных рисков;

-порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и оценки профессиональных рисков, включающих методики оценок и регламенты выполнения работ.

  

- А кто и  как будет эти риски оценивать?

  

- В основе оценки профессиональных рисков – все та же аттестация рабочих мест по условиям труда. Но  эффективное управление профессиональными рисками невозможно без преобразования института оценки условий труда на рабочих местах.  

  

Министерством был предпринят ряд мер нормативного характера, направленных на формирования  независимого неаффилированного института оценки условий труда. То есть если раньше аттестацию мог проводить сам работодатель (и понятно, какие в этом случае у него и аттестующей организации, когда она определяла класс условий труда, могли возникать соблазны), то в новом порядке совершенно четко написано, что аттестующая организация – это неаффилированная организация, независимый оценщик условий труда.

  

Был  принят приказ Минздравсоцразвития РФ (от 1 апреля 2010 г.№ 205 н)  об аккредитации организаций, оказывающих услуги по охране труда (аттестация, обучение персонала и организация служб охраны труда на предприятии, в котором трудятся менее 50 человек).  

  

Сейчас на федеральном уровне Минздравсоцразвитие  РФ проводит  аккредитацию этих организаций. Предлагается, что каждая из них должна быть в состоянии работать в любом регионе, любой отрасли, быть оснащена соответствующей лабораторной базой, квалифицированным персоналом, методиками и критериями оценки качества работы.  

  

Итак,  аттестацией смогут заниматься только те организации, которые пройдут аккредитацию. К слову, государственная  аккредитация, носит заявительный характер. Иными словами, государство будет действовать по принципу «зеленого коридора» при таможенном досмотре.  

  

- Каким образом запланированная реформа отразится на нашем регионе?

  

- В Алтайском крае более десятка фирм и организаций (в основном частных) специализируются на оказании услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда. Но есть еще лаборатории при ведомствах, различных организациях, к примеру, АлтГТУ и АГАУ, которые тоже этим могут заниматься. Таковых в регионе насчитывается до 40. Все они , безусловно, должны выполнять вышеупомянутые требования.  

  

- Когда начнется реформа?

  

-Она уже идет! До октября уже не должно было быть организаций, которые не прошли государственную аккредитацию. Однако  их оказалось так много, что решено было продлить сроки предоставления документов до декабря.. Для осуществления последующего контроля (выборочных проверок)  при Минздравсоцразвития будет создано контрольное подразделение. Если не будут соблюдаться установленные государством требования, то такие организации будут лишать аккредитации, выписывать внушительные штрафы.  До конца этого года будут разработаны единые методики, приняты единые критерии оценки. Таким образом, с начала 2011 года вся новая система трудоохранной деятельности в России должна заработать в полном объеме.  

  

-Чего ждать, к чему готовиться работодателям?

  

-.Должны заработать экономические механизмы улучшения условий труда работников. Не секрет, что у работодателей в старой системе отношений не было заинтересованности в проведении аттестации рабочего места. Вся концепция модернизации системы охраны труда направлена на то, чтобы мотивировать и стимулировать работодателей к этому. Таким образом, задача заключается в том, чтобы  создать нормативно-правовой механизм, позволяющий перейти от списков опасных и вредных отраслей ( производств) к конкретной оценке состояния рабочего места и, в зависимости от его состояния, строить соответствующую систему компенсаций (либо отказаться от них).

  

Компенсации предлагается устанавливать персонально для каждого работника, занятого на тяжелых работах ( рабочих местах), а также с вредными и ( или) опасными  и особыми условиями труда, в зависимости от класса условий труда, установленного по результатам аттестации его рабочего места по условиям труда.  

  

В то же время усилится ответственность субъектов трудовых отношений за нарушение требований охраны труда. Готовятся изменения в кодекс РФ об административных правонарушениях (отдельная глава 51), в которой будут установлены существенные размеры административных штрафов.

  

–А  что делать тем, у кого маленький бизнес , например, работают три человека, значит  должно быть  аттестовано каждое из этих рабочих мест?  Это бесплатно или для маленького бизнесмена это потребует определенных затрат?

  

– Процедура не бесплатна, поскольку заключается договор между работодателем и аттестующей организацией. В соответствии с порядком все рабочие места должны быть аттестованы в течение пяти лет. То есть маленький бизнесмен не обязан аттестовать места одномоментно. Он может это сделать в течение пяти лет. Если места аналогичные – похожие по условиям труда, по оборудованию, по процессам, которые человек осуществляет, фактически аттестуется одно рабочее место.

  

– То есть это обходится в три раза дешевле?

  

– Да. Вообще, что касается, улучшения условий и охраны труда в малом и среднем бизнесе, то оно  должно осуществляться системно по следующим направлениям:

-повышение экономической заинтересованности работодателей, в т.ч. путем адаптации существующих процедур финансирования предупредительных мер, получения скидок к страховым тарифам к особенностям  малого и среднего бизнеса;

-повышения качества обучения руководителей и работников в области охраны труда;

-оптимизации проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

-снижение финансовой нагрузки путем перехода от дорогостоящей аттестации к добровольно выбираемой форме подтверждения соответствия.

  

Одной из мер, направленных на обеспечение безопасных условий труда ( в первую очередь на предприятиях малого и среднего бизнеса) является предоставление им ( как страхователям в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) права осуществлять социально значимые  выплаты ( в т.ч. по охране труда) с последующим уменьшением на сумму произведенных затрат суммы страховых взносов, подлежащих внесению в бюджет Фонда соцстраха РФ. Такая преференция  является стимулирующей  и направлена на улучшение состояния дел с производственным травматизмом и профзаболеваемостью.

  

- Кстати, каково состояние с травмами на производстве в России и крае?

  

- Положительные тенденции отмечаются по всей России. В том числе и в нашем регионе.  Мы единственные в Сибири, кто проводит государственную  экспертизу социальной ответственности работодателей. Каждый из них предоставляет в заявительном порядке документы на получение статуса «социально ответственного работодателя». Губернатор  более 1 года назад подписал соответствующее постановление, где определены четкие критерии оценки.  

  

Помимо объективных макроэкономических условий снижение количества несчастных случаев на производстве за последние 5 лет в Алтайском крае объясняются улучшением трудоохранной работы. Причем обусловлено это и усилиями краевой власти, и повышением ответственности самих работодателей. Нам особенно важно было в предыдущие 2 года, в условиях кризиса,  удержать эту положительную тенденцию, позитивную динамику. Ведь не секрет, что в сложных экономических условиях руководители предприятий пытались избавиться от дополнительных затрат, связанных с охраной труда, аттестацией рабочих мест.  И нам удалось сохранить достигнутые позиции.  

  

- В контексте предполагаемой модернизации какие задачи стоят перед Управлением по труду и занятости населения?

  

- Мы формируем региональную политику в трудоохранной деятельности. А значит, нам нельзя потерять управляемость, информируемость, контроль за ситуацией.  Надо изменить подходы к организации системы мониторинга, сбора информации о реальном положении дел с производственным травматизмом из разных источников. На федеральном уровне уже создана база данных несчастных случаев на производстве, аварий, происшествий и т.д. Подготовлены распорядительные документы, чтобы все профильные учреждения (к примеру, медицинские) сообщали напрямую туда информацию во всех случаях производственного травматизма. К сожалению, сегодня эта сторона нашей деятельности законодательно не регламентирована, не имеет достаточных законодательных оснований. Пока многие участники рынка труда не обязаны предоставлять нам, как органам госстатистики, информацию. В результате, к сожалению, еще в недавнем прошлом доходило до того, что власти  Барнаула отказывались нам предоставлять нужную информацию. Сейчас ситуация нормализовалась. Во-первых, нам предстоит научиться получать необходимую информацию о состоянии и тенденциях рынка труда из разных источников, помимо тех, с которыми наши взаимоотношения налажены и уже отработаны. Во-вторых, нам вместе с контролирующими организациями федерального уровня придется налаживать эффективный и объективный контроль за проведением аттестаций рабочих мест в регионе, соблюдением аттестующими организациями и работодателями федеральных норм и требований. В этом отношении необходимы изменения в федеральном законодательстве (и мы будем их инициировать), предусматривающие предоставление региональным органам власти права на сбор и получение необходимой информации и рычаги контроля за проведением аттестационных работ. Ведь в противном случае мы не сможем в полном объеме защитить законные интересы граждан, жителей региона.  

  

Предстоит большая кропотливая работа. Достаточно сказать, что к предстоящему реформированию системы охраны труда Министерство готовилось около двух лет. Но до сих пор еще не все детально продумано и доработано, наверное, в ходе практического осуществления модернизации еще придется вносить коррективы.  

  

-Итак, сферу охраны труда ждут большие перемены…

  

- Да, несомненно.  В 2011-2012 годы могут быть внесены серьезные изменения в Трудовой кодекс, в федеральные законы (к примеру, «О занятости населения РФ» и др.). На совещаниях, в которых я участвовал, обсуждался вопрос и о необходимости воссоздания Министерства Труда с широкими полномочиями. В этом, как мне кажется, сходятся все ветви власти. Министерство это должно выступать регулятором на рынке, выстраивать взаимоотношения всех участников трудовых отношений, создавать институциональную среду, развивать инфраструктуру рынка труда в стране.  

  

Беседовал Артем Кудинов