18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Недавно в Иркутске состоялось заседание Координационного совета по труду и занятости населения Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Его участниками стали руководители профильных ведомств из 11 регионов СФО и 2 региона Уральского округа. Алтайский край представлял начальник управления по труду и занятости населения Игорь Бушмин. В своем выступлении он поделился опытом региона, приобретенным в ходе реализации направления  по содействию самозанятости  безработных  в рамках программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в 2009 и 2010 годах. Вот текст доклада начальника Управления по труду и занятости Алтайского края Игоря Бушмина на заседании КС МАСС.


АГРАРНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО – ОСНОВА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ.

Опыт и тенденции в реализации программы содействия самозанятости



Реализация мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан в Алтайском крае идет успешно. Это направление востребовано, и мы заинтересованы в его дальнейшем сохранении и развитии.

 

Высокий сельскохозяйственный потенциал территории  и свободные человеческие ресурсы делают тему аграрного предпринимательства в Алтайском крае актуальной.
 

У нас в сельской местности проживают 46,3 % жителей края (это в 2 раза больше, чем в Иркутсткой области  и в три раза, чем в Кемеровской). Замечу, как и в других регионах, у нас уровень безработицы в сельской местности традиционно высокий.
 

 
 

На 1 августа 2010 года уровень официально зарегистрированной безработицы в сельской местности составил 4,0%, в городах – 1,8 %.

В 2009 году по направлению «Содействие самозанятости безработных граждан…» в рамках краевой целевой программы «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края» 1300 безработных граждан получили стартовый капитал в размере 58800 рублей и зарегистрировали предпринимательскую деятельность.Из них 1068 – сельские жители, которые создали 1095 дополнительных рабочих мест.

 

Планка по реализации программы самозанятости 2010 года такова: число безработных, зарегистрировавших предпринимательскую деятельность, по краю составит 2313 человек. Они создадут 3044 дополнительных рабочих мест. Таким образом, в течение года появится 5357 новых рабочих мест.
 

  
  

По состоянию на 1 августа т.г. зарегистрировали предпринимательскую деятельность и получили субсидию на организацию собственного дела 1462 человека, ими создано дополнительно 1550 постоянных рабочих мест. Отмечу: 83,0 % безработных, зарегистрировавших предпринимательскую деятельность, проживают в сельской местности.
 

В этом году по численности участников программа содействия самозанятости в Алтайском крае занимает 9 место в России и 2-е в СФО, после Кемеровской области.
 

В течение полутора лет действия программы сельские жители отдают предпочтение следующим видам деятельности: на первом месте - «Разведение КРС, свиней, кроликов, птицы», на втором - «Предоставление услуг», третье – «Пчеловодство».
 

  
 
 

В 2010 году мы ориентировали безработных на создание более сложных форм бизнеса – в том числе на основе кооперации.

 

Статистика показывает, что некоторые безработные, организовавшие дело в 2009 году, создали дополнительные рабочие места в 2010 году. Это свидетельствует о том, что их производство развивается, стремится к расширенному воспроизводству. Всего по краю набралось больше 150 предпринимателей, которые открыли дело в прошлом году, а в этом – создали свыше 250 рабочих мест для безработных.

 

13 дополнительных рабочих мест для безработных на селе, созданных одним предпринимателем, – таков пока абсолютный рекорд края.

Он принадлежит Владимиру Минееву из Залесовского района, этот предприниматель занимается животноводством. 

 

Хочу обратить ваше внимание на некоторые тенденции, которые свойственны для реализации программы.

 

Уже мало кто помнит, что в 90 –ых годах действовала программа содействия самозанятости, подобная сегодняшней: безработным также выплачивалась субсидия в размере годового пособия на организацию собственного дела. Но 25 марта 2002 года – субсидию отменили.
 

  
 

Примечание к графику.  На графике мы видим, что с 2002 по 2008 годы произошел значительный спад  числа граждан, ставших предпринимателями из числа безработных. В 2002 году этот показатель сократился сразу на 64 %. 
 

За семь лет с 1995 по 2001 включительно – зарегистрировали свое дело с помощью службы занятости 6 407 человек. С  2002 по 2008 (тоже семь лет) 1568 человек – это составляет 24 % от предыдущих семи  лет.
 

В 2009 году, с возвращением в программу субсидии, численность индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавших свое дело с помощью  службы занятости, выросла по сравнению с 2008 годом больше, чем в пять раз. В 2010 году это число составит 158% к 2009 году.           

 

Закономерность такова: число индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавших свое дело через службу занятости, растет в те периоды, когда программа содействия самозанятости предусматривает субсидию.

 

Очевидно, что это самая привлекательная мотивирующая часть программы. Это оказалось решающим фактором для многих безработных, чтобы стать предпринимателями. Это главный довод в пользу дальнейшего существования программы содействия самозанятости.  

 

Мы проанализировали статистические данные до 2009 года (то есть до существования субсидии) и после, и составили виртуальный портрет безработного, которого заинтересовала программа самозанятости.

 

Итак,

а) это люди с высшим образованием.

Кризис высвободил немало «белых воротничков». (Это единственная профильная группа, в которой отмечается заметный рост в 2009 году по сравнению с 2008-м  – на  4,3%).

 

б) люди, потерявшие работу во время кризиса

В первых полугодиях 2009 и 2010 годов среди обратившихся к предпринимательству самая большая доля граждан из группы состоявших на учете в центрах занятости до 6 месяцев. Это люди, которые встали на учет во время кризиса – то есть не хронические безработные. Это активная часть населения: не найдя вакансий, они ушли в бизнес.

 

в) Самым активным возрастом начинающих предпринимателей в 2009 и 2010 годах был 26 – 35 лет. Заметим, что по сравнению с 2008 годом более инициативно ведут себя люди в возрастных рамках от 36 до 45 лет.
 

Программа выявила талантливых людей; умельцев; людей с крепким характером – среди них есть и инвалиды. Все они готовы своим ремеслом или интеллектом  зарабатывать себе на жизнь и помочь в этом  другим.
 

Сотни людей по краю, получив стартовый капитал в виде государственной субсидии, сумели конвертировать свои способности, навыки, ремесло в денежный эквивалент.

 

Кроме того, нельзя не отметить, что программа работает на легализацию хозяйственной деятельности, которую ведут крестьяне. Таким образом, теневая занятость перемещается в сферу открытого рынка труда.

 

Очень важно иметь ориентиры дальнейшего развития предпринимательской деятельности. Для этого в регионах должны быть определены приоритетные виды  предпринимательской деятельности.

 

В Алтайском крае мы выделяем 6 основных направлений:

-  животноводство

-  пчеловодство

-  растениеводство

-  сфера обслуживания

-  сельский туризм

-  внутрирайонные и межрайонные пассажирские и грузоперевозки.

 

В последнее время все чаще звучат вопросы об эффективности программы по снижению напряженности на рынке труда и, в частности, направления содействия самозанятости.

 

У нас из общего числа граждан (а из 1300), взявших государственную субсидию в 2009 году, прекратили свою деятельность 53 человека, что составляет 4%. Из них только двое вновь обратились в службу занятости в качестве незанятых граждан, это составляет 0,2 % от общего числа участников данного направления.

 

Нам кажется этот результат хорошим - учитывая неутешительную общую статистику: только 10% новых фирм в малом бизнесе доживают до своего пятилетнего юбилея.

 

II. Проблемы, возникающие при реализации программы и возможные способы их решения

 

И все же тема оценки эффективности требует отдельного и более подробного рассмотрения.

 

Так, в актах Счетной палаты  по итогам проверок эффективности использованных бюджетных средств в регионах, ответственность за экономическую эффективность бизнеса, организованного безработным, возлагается на службу занятости.

Тут хочется возразить. Служба занятости не располагает всем набором финансовых инструментов, работающих на эффективный бизнес.  Вместе с тем мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан, предписанные к исполнению службе занятости в рамках антикризисной программы  строго выполняются (информирование, консультирование, обучение, предоставление денежной помощи на оформление документов, перечисление субсидии на организацию собственного дела, контроль за целевым использованием средств в период действия договора, заключенного с гражданином).

 

Еще один пример. Он связан с ролью в реализации программы органов местного самоуправления.

 

Все муниципалитеты обладают равным набором инструментов, с помощью  которых они могут способствовать развитию предпринимательства. В нашем регионе за ними закреплена функция отбора и утверждения бизнес-планов, представленных безработными. Кроме того, местные администрации – городские, сельские – могут предоставлять в пользование начинающим предпринимателям неиспользуемые муниципальные помещения.

 

Считаю, что только субъективными причинами можно объяснить то, что в одном районе 80 безработных становятся предпринимателями, а в другом только 4. 


То есть при одинаковых показателях социально-экономического развития, территории берут обязательства по содействию самозанятости, отличающиеся в разы.


Субъективные причины появляются в отсутствии четких формулировок, которые прописывали бы  обязанности всех участников программы. В свою очередь отсутствие четкого разграничения обязанностей влечет за собой и отсутствие механизма контроля экономической эффективности бизнеса.

 

Исходя из вышесказанного, вношу предложения:

 на федеральном уровне

- четко определить зону ответственности всех участников реализации программы по снижению напряженности на рынке труда;

- определить единые критерии и механизмы контроля экономической эффективности предпринимательской деятельности граждан;

- рассмотреть возможность оплаты труда экспертов, которых привлекают для оценки эффективности  бизнес-планов (по аналогии с оплатой труда наставников при реализации мероприятий по стажировке выпускников).

 

2. Недавно Министерство финансов РФ сделало заявление о том, что в следующем году «предполагается оставить в арсенале борьбы с безработицей только программу по поддержке предпринимательства». В связи с этим хотелось бы поднять тему:

в регионах, кроме субсидии, нет других инструментов поддержки безработных граждан, организующих собственное дело.

 

В регионах действуют несколько программ под эгидой разных ведомств (управления по предпринимательству, управления сельского хозяйства),  которые направлены на развитие предпринимательской деятельности.

Но ни в одну из них не может включиться безработный, получивший старт по программе «Дополнительных мер…». Эта категория в существующих программах не выделяется в приоритетную группу.

 

Но одной субсидии (которая равна годовому пособию по безработице) недостаточно, чтобы бизнес бывшего безработного стал устойчивым, развивался и перешел к расширенному воспроизводству.

 

Хорошо, если такой бизнес просуществует хотя бы год. Дальше – ситуация неясна. Поэтому регионы начали самостоятельно искать варианты  решения задачи – как развитие бизнеса безработного сделать устойчивым.

 

Прецедент создан в Тамбовской области. В этом регионе предусмотрено специальное мероприятие службы занятости – «Предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства, создаваемым безработными гражданами, работниками, находящимися под угрозой увольнения, военнослужащими, уволенными в запас в связи с сокращением Вооруженных сил». Полномочия по этому мероприятию переданы СЗ управлением по развитию промышленности и предпринимательства области (и по инициативе предпринимательского ведомства) с сохранением прежней схемы финансирования: 95% - федеральный бюджет и 5% - областной. В 2010 году по этой программе 200 безработных Тамбовской области получат на развитие бизнеса по 250 тысяч рублей. Впервые это мероприятие опробовано в прошлом году. Пока нет ни одного грантополучателя, прекратившего предпринимательскую деятельность. Такая схема работы с безработными выглядит действительно перспективной.

 

В связи с вышеизложенным, предлагаю:

Обсудить на нашем заседании целесообразность концентрации части ресурсов разных ведомств – гранты, микрозаймы, аренда помещений, лизинг – под эгидой СЗ с целью закрепить безработного в предпринимательской сфере.

 


Редакция информационно-аналитического сайта Doc22 выражает признательность за предоставление материалов Семеновой Светлане Викторовне.