18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

О потребностях современного рынка труда в сфере АПК, точечном земледелии, новых образовательных программах и новых, оборудованных современной техникой, учебных центрах в интервью информационно-аналитическому порталу Doc22 рассказал проректор по учебной работе Алтайского государственного аграрного университета Сергей Завалишин.

- Сергей Иванович, приближается лето, а значит приёмная кампания. Сколько бюджетных мест вузу выделено на предстоящий учебный год?

- Контрольные цифры известны давно, на 2018-2019 учебный год у нас отмечается увеличение количества бюджетных мест по сравнению с предыдущим годом. В приоритете сельскохозяйственные направления подготовки: агрономия, агроинженерия, зоотехния, ветеринария и т.д. Всего на очное отделение – 625 мест на бакалавриат и специалитет, на магистратуру – 111 мест, в рамках заочной формы обучения 284 места на бакалавриат и специалитет, и 67 мест на магистратуру. Специалитет в настоящее время сохранился только на направлении «Ветеринария».

Doc22.ru Проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Алтайский государственный аграрный университет», кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Сергей Завалишин

Проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Алтайский государственный аграрный университет», кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Сергей Завалишин

- АГАУ готовит специалистов по множеству направлений. Будут ли открыты новые специальности?

- в 2018 году будет проводиться приём на новое направление подготовки «Профессиональное обучение» по профилю «Экономика и управление на предприятии АПК». Выпускники смогут трудоустроиться не только в профессиональные учреждения для преподавания дисциплин экономического профиля, но и смогут найти применение в сфере экономики АПК. На данное направление выделено 16 бюджетных мест. Ещё одна новация – в рамках направления подготовки «Агрономия» мы в этом году будем вести бюджетный набор на две новых образовательных программы. Первая из них – «Экономика управления процессами в агрономии». В последнее время на подготовку экономистов выделяется не так много бюджетных мест, поэтому было принято решение создать новую программу, которая позволила бы готовить специалистов высокой квалификации, как в области экономики, так и в агрономии. В результате на выходе мы получим профессионала, который хорошо владеет и технологиями производства, и экономическими инструментами управления производством. Это привлекательно как для потенциальных работодателей, которым необходимы кадры для управленческого звена, так и для абитуриентов, которые видят реальную перспективу для собственного карьерного роста. Кроме того, в малых хозяйствах попросту невыгодно содержать и экономиста, и агронома. Наши выпускники смогут совместить качества этих двух специалистов.

Вторая образовательная программа – «Современные технологии производства и защиты растений». Это тоже очень востребованное направление подготовки, т.к. производство сельхозпродукции высокого качества жизненно необходимо для предприятий АПК. Особенно учитывая то, что сейчас актуален переход к органическому земледелию. Без использования химии, но с применением средств биологической защиты растений, органических удобрений. Новые технологии уже сейчас требуют специалистов соответствующей квалификации. Элементы данных практик аграрии уже активно используют в реальном производстве. Налажен выпуск совершенно новых органоминеральных удобрений – их основу составляет органика, а минеральные компоненты добавляются выборочно, с учётом конкретных растительных культур и особенностей почвы.

Также будем вести набор на новые профили подготовки направления «Зоотехния» - «Технология производства продукции пчеловодства» и «Кинология» (в рамках высшего образования такой подготовки ранее в нашем регионе не велось, есть только среднее специальное образование). Обновились также с учетом современных требований производства образовательные программы «Технология производства молока и мяса», «Разведение, генетика и селекция животных».

- Выпускники АГАУ востребованы на современном рынке труда?

- Скажу больше, в настоящее время спрос на выпускников превышает предложение. Реальность такова, что специалистов требуется огромное количество. Работодатели готовы предложить не только достойную заработную плату и социальные гарантии, но и жильё и даже служебный транспорт. Причём, это совершенно не обязательно трудоустройство в сельской местности. Очень востребованы наши выпускники и на городских предприятиях. В краевой столице много диллерских центров сельскохозяйственной техники – им нужны консультанты и высококвалифицированные инженеры. Есть компании, которые занимаются защитой растений, реализацией и внесением удобрений – им также требуются соответствующие специалисты. В Барнауле строится множество новых объектов, и обязательно требуется благоустройство территории, в т.ч. озеленение, поэтому всегда необходимы специалисты по ландшафтному дизайну. Наш университет готовит и таких профессионалов. У нас большое количество предприятий, которые перерабатывают мясо, молоко и другие продукты животноводства и растениеводства. Все они оснащены сложным оборудованием. Выпускники нашего направления «Технологическое оборудование для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции» являются готовыми к работе специалистами, поэтому также очень востребованы.

- В чём характерные особенности современного сельского хозяйства? И соответствуют ли образовательные программы вуза текущей повестке в АПК?

- Сейчас повсеместно переходят на точное земледелие. Это новые подходы к самому производственному процессу. Если раньше механизатор мог вести сеялку и в одном участке поля получался недосев, в другом, наоборот, перекрытие и, как следствие, пересев, то теперь подобный сценарий почти полностью исключён. Современные технологии позволяют свести к минимуму влияние человеческого фактора, что положительно сказывается на урожайности и в целом экономике производства. Благодаря навигационным системам отклонение движения техники может составлять не более 2-3 сантиметров. Если предусмотрен автопилот, то оператор только контролирует процесс, а если автопилота нет, то подруливает, ориентируясь на показания приборов. Но в любом случае, без человека не подойти, какой бы совершенной ни была техника. Кто-то должен организовать технологический процесс, спланировать, провести анализ данных и составить программу внесения удобрений, карту посевов и т.д.

Для повышения качества образования студентов, в прошлом году на базе вуза был открыт учебно-научный центр компании «Ростсельмаш». Они предоставили целую линейку техники, в т.ч. комбайн, трактор, косилку и другое. С 1 сентября 2018 года у нас откроется класс точного земледелия «Амазон» (Amazonen-Werke (известна также как Amazone) – немецкая компания, производитель сельскохозяйственной и коммунальной техники, - прим. Doc22). Также к сентябрю в главном корпусе планируется открытие нового учебного центра, оснащённого современными образцами сельскохозяйственных машин, производства Алтайского кластера аграрного машиностроения, которые хорошо зарекомендовали себя на российском рынке. Студенты получат возможность сначала ознакомиться с сельскохозяйственными орудиями в учебных классах, а затем испытать их в поле на опытной сельскохозяйственной станции университета.

- Вы тестируете новое программное обеспечение «Дневник агронома». В чём его преимущества применительно к реальному производству?

- Начну с того, что у нас на базе университета уже дважды проходила конференция по точному земледелию, организованная при поддержке Учебного центра «Сколково» (г. Москва). Его представители и являются разработчиками «Дневника агронома». Эта программа может быть установлена на компьютеры, планшеты или смартфоны. Суть в том, что на каждое поле заводится отдельная страничка, на которой сводятся все данные: история, характер почв, обеспеченность удобрениями и элементами питания, азотом, фосфором; данные о вредителях и сорняках. После того, как эта информация собрана, можно планировать соответствующие работы. Программное обеспечение синхронизировано с системой, позволяющей посредством космической съёмки отслеживать реальное состояние земной поверхности, посевов. На космоснимках видно, равномерно ли появились всходы. В дальнейшем программа рассчитывает вегетационный индекс, ориентируясь на который можно дозировать внесение удобрений и гербицидов – делать это точечно, только в те зоны, где действительно необходимо. Программа способна подготовить файл задания для техники и максимально автоматизировать процесс. И такая техника уже имеется в распоряжении хозяйств, а технику предыдущих поколений можно дооснастить соответствующим оборудованием. При введении подобной системы, экономия на внесении гербицидов может составлять 50-70%. Это очень весомо в экономике хозяйств. Применение таких технологий сможет не только повысить показатели урожайности, но и снизить себестоимость готовой продукции, а значит повысить её конкурентоспособность на рынке.

- Запрос на выпускников со стороны работодателей высокий, а кто из них готов предоставить базу для производственной практики студентов?

- У нас на сегодняшний день заключено более 80 договоров и соглашений на практическую подготовку студентов. Свою базу для этого предоставляют крупные предприятия агропромышленного комплекса, крестьянско-фермерские хозяйства, оснащённые современной техникой. У нас производятся выездные занятия, связанные не только непосредственно с полеводством, но по другим специальностям. На биолого-технологическом факультете есть направления подготовки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» и «Продукты питания животного происхождения». Студенты этих специальностей регулярно посещают животноводческие комплексы, перерабатывающие предприятия либо в рамках учебного процесса, либо для прохождения производственной практики.

- Расскажите об успехах конструкторов университета. Ведь им удалось создать по-настоящему уникальный для России вид техники.

- Да, на инженерном факультете создан мобильный комплекс для подработки зерна. Далеко не каждое предприятие может позволить себе построить механизированный ток - это очень дорогостоящее оборудование и большие инвестиции. Кроме того, для хозяйства с небольшим объёмом производства просто нет смысла в его постройке - мощности мехтока не будут загружены. В то же время проводить очистку зерна, в том числе для удовлетворения собственной потребности в семенах, необходимо. Как выйти из этого положения? Либо предприятие вынуждено сдавать зерно в бункерном весе, что невыгодно, либо подрабатывать его где-то в другом месте - но тут на первый план выходят вопросы логистики. Мобильный же комплекс позволяет передвигаться между хозяйствами и оказывать услуги подработки зерна на месте. Аналогов подобного оборудования в России нет. Это разработка инженеров университета, с использованием оборудования местного производства - сепараторов компании «СиСорт».

- Помимо учёбы и науки, студентам необходимы комфортные бытовые условия. Как в вузе обстоят дела с этим?

- Университет располагает пятью общежитиями. Мы обеспечиваем 100% нуждающихся в жилье студентов. Всем, кто приезжает из сельской местности или других регионов и стран, университет готов предоставить хорошие жилищные условия.

- Назовите основные направления развития международных связей университета.

- Ежегодно в феврале у нас проходит международная научно-практическая конференция с участием ученых со всей России и стран ближнего и дальнего зарубежье. Вуз имеет прочные взаимоотношения с университетом Анхальта (Германия), налажен обмен студентами. Ежегодно 10-15 наших учащихся проходят практику на немецких предприятиях. В магистратуре АГАУ по направлению подготовки «Агрономия» обучаются магистранты из Павлодарского государственного университета. По завершению обучения выпускники получат дипломы двух вузов, в этом году намечена первая защита. Налажены отношения с Китаем. В прошлом году мы сотрудничали в области производства лекарственных растений. Они предоставили свой посевной материал, а мы выращивали его на своём опытном поле. Это сотрудничество продолжится в этом году и в области сельскохозяйственных культур.

- Важным этапом развития АГАУ стало соглашение с краевыми властями и Российским аграрным университетом. Какую практическую пользу принесёт документ?

- Да, осенью 2017 года состоялось подписание трёхстороннего Соглашения о сотрудничестве в области науки и образования между Правительством Алтайского края, Российским государственным аграрным университетом имени К.А. Тимирязева и Алтайским государственным аграрным университетом. Это первое подобное соглашение в России. Оно позволит сотрудничать по вопросам кадрового и научного обеспечения АПК региона, совершенствовать системы подготовки специалистов, проводить совместные научные исследования. В настоящее время разработана дорожная карта мероприятий, которые предстоит реализовать совместно.

 

Справка

Алтайский государственный аграрный университет - один из старейших вузов края. Он основан в 1943 году на базе эвакуированного из Ленинграда Пушкинского сельскохозяйственного института. В настоящее время в университете работают 17 направлений подготовки по бакалавриату и специалитету, 9 направлений магистратуры, 18 специальностей аспирантуры. В вузе обучаются около 6 тысяч студентов. Штатная численность работников университета - более 600 человек, среди них около 300 преподавателей. Учёные степени имеют 83% профессорско-преподавательского состава. За время своего существования вуз подготовил свыше 60 тысяч специалистов.