18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Ректором Алтайского государственного педагогического университета большинством голосов 9 июня вновь избрана действующий ректор, доктор педагогических наук, профессор Ирина Лазаренко. В интервью информационно-аналитическому порталу Doc22 она рассказала об уже достигнутых вузом успехах и о том, что ещё предстоит сделать.

Doc22.ru Ректор ФГБОУ ВО «Алтайский педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор Ирина Лазаренко. Фото предоставлено пресслужбой АГПУ

Ректор ФГБОУ ВО «Алтайский педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор Ирина Лазаренко. Фото предоставлено пресслужбой АГПУ

- Ирина Рудольфовна, начнём, пожалуй, с главного - подведения промежуточных итогов. Что удалось сделать за минувшие годы в области развития вуза?

- Если говорить об общих итогах, то стоит обратить внимание на два момента. Первое - это возвращение вузу статуса университета. И второе - мы сохранили свою самостоятельность, и даже подали документы на конкурс Опорного университета. Удалось улучшить материальную базу вуза. За 4 года мы привлекли 82 миллиона рублей дополнительных средств. На них проведён большой ремонт. На фасадах учебных корпусов заменили оконные блоки. Закупили новое оборудование в институт физико-математического образования, отремонтировали крышу спортивно-оздоровительного комплекса АлтГПУ, а это около 6 миллионов рублей привлечённых средств.

Нам удалось восстановить кафедру французского языка. В этом году откроем лицейский класс по данному направлению подготовки в одной из школ Барнаула. Факультет физической культуры и спорта вырос до Института в составе Университета.

Добавилось почти 40 новых образовательных программ высшего образования, а значит увеличились возможности для абитуриентов Алтайского края и сопредельных территорий по выбору своей образовательной траектории. Студент имеет возможность получить не одну специальность, а несколько. Действует более 200 программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации. В этом году дипломы получили первые выпускники по направлению переподготовки в сфере туризма - в этом смысле мы находимся в тренде политики регионального развития – туризм как один из приоритетов развития Алтайского края.

Университет является федеральной экспериментальной площадкой по прикладному бакалавриату. Всего 3 вуза в РФ удостоились такой чести в 2012 году. Сейчас 5 вузов являются федеральными площадками по программе целевой подготовки - мы вошли в их число. Всего 4 вуза в РФ стали экспериментальными площадками по финансовому менеджменту - наш вуз также вошёл в этот список. Совсем недавно мы получили подтверждение из Министерства образования и науки РФ о том, что вуз вошёл в федеральную целевую программу продвижения русского языка. В течение трёх лет это позволит привлечь по миллиону рублей дополнительных средств ежегодно.

- Как в университете развивают внеучебную деятельность?

- Мы сохранили объекты социальной инфраструктуры, а именно спортивно-оздоровительный лагерь «Олимп» и профилакторий «Мечта» - среди всех вузов крае профилакторий остался только у нас. Ежегодно там отдыхают и проходят оздоровление более тысячи студентов и 100 преподавателей. «Олимп» работает как база практик для студентов. Ежегодно в сентябре там проходят все адаптационные мероприятия с первокурсниками. В весенне-летний период - это база для слётов педагогических и строительных отрядов университета. Три года подряд мы становились победителями конкурса программ студенческого самоуправления. Совокупно было привлечено около 15 миллионов рублей - эти средства идут на развитие студенческих объединений. У студентов есть собственное здание, его называют «Жемчужина» - мы с ними там регулярно встречаемся, обсуждаем актуальные вопросы.

В этом году студенческая хоккейная команда Барнаула, которая на треть состоит из учащихся АлтГПУ, впервые в истории нашего региона завоевала серебряные награды на Всероссийских студенческих хоккейных играх в Москве. Наши ребята в этом году также получили серебро на Студенческом фестивале творчества в Туле. Совместно с алтайским композитором Львом Шапиро создали мюзикл, также он написал гимн нашего университета. Так что внеучебной деятельности уделяется большое внимание.

- Вы затронули тему прикладного бакалавриата. В чём, на ваш взгляд, его преимущества?

- На данную тему как в преподавательском сообществе, так и на уровне Министерства образования и науки РФ мнения до сих пор разные - многие эксперты считают, что это больше подходит для инженерных специальностей. Однако я могу констатировать, что опыт показал пользу такого подхода в подготовке педагогических работников. Были созданы объективные возможности увеличения практик у наших студентов. Прикладной бакалавриат позволяет раньше вовлечь их в профессиональную деятельность, познакомить с практической работой, прежде всего. В значительной степени это способствует и профессиональному отбору - таким образом в педагогике остаются только те, кто реально может и хочет работать с молодым поколением.

Не менее важно, что благодаря прикладному бакалавриату усилились связи с образовательными учреждениями - непосредственными работодателями для наших выпускников. Мы создали на базе школ, учреждений дополнительного образования и детских садов базовые кафедры - практиков включили в вузовский образовательный процесс. Например, активно развивается сотрудничество со спортивными школами. Профессиональные спортсмены у нас участвуют в аттестации, руководстве дипломными работами. Прикладной бакалавриат усилил подготовку в университете, сделав ее более практико-ориентированной.

Также мы создали Координационный совет в вузе. В него входят председатели всех 8 образовательных округов Алтайского края. Это площадка для обсуждения вопросов подготовки специалистов.

- Вы регулярно выезжаете в районы края, посещаете сельские школы, где проходят практику ваши студенты. Как это помогает в вашей работе?

- Я выезжаю к ребятам, которые находятся на длительной педагогической практике. Студенты едут работать на семестр, а то и на целый учебный год. Поэтому необходимо чётко понимать, в каких условиях они живут и трудятся. Я всегда предупреждаю глав районов о своём визите. Однако, со студентами встречаюсь всегда отдельно, потом приглашаю главу администрации и передаю все жалобы, если они есть. Чаще всего они носят бытовой характер: вовремя не завезли уголь, не выделили деньги на приобретение проездного билета или должным образом не обеспечили питание практиканта при школе. Всё это требует скорейшего решения и, как правило, надо отдать должное руководителям муниципалитетов, все вопросы решаются в течение одного-двух дней. Губернатор края Александр Богданович Карлин пристальное внимание уделяет развитию системы образования в регионе и при необходимости оказывает личную поддержку.

Есть в таких поездках и эмоциональный элемент. Ребята рассказывают удивительные истории о том, как их тепло принимают в педагогических коллективах, местные жители помогают в быту, а у детей горят глаза, и они просят остаться в их школе навсегда. Такие поездки предпринимаются не только в рамках учебного года. Лето - не время для отдыха. В графике - обязательные поездки в археологическую и этнографическую экспедиции, в педагогические и строительные отряды. Там я стараюсь также решить и бытовые проблемы студентов, а также просто провести время с ребятами, попеть песни у костра, пообщаться с молодым поколением.

- Как Вы считаете, какие шаги в настоящее время необходимо предпринимать для повышения престижа профессии учителя и как привлечь в школы молодые кадры?

- Большое значение имеет позиционирование профессии в СМИ, литературе, киноискусстве. Не менее важным является и создание комфортных социально-бытовых условий. Выпускник должен видеть перспективы для своего профессионального роста. Должна быть сформирована профессиональная среда, где обсуждаются социальные, культурные вопросы. В Алтайском крае много делается в этом направлении. Это программа льготной ипотеки для молодых учителей, губернаторские гранты в размере 200-т тысяч рублей для специалистов, которые трудоустраиваются в малокомплектные сельские школы.

Радует, что конкурс с педагогические вузы растёт. Растёт и средний балл по ЕГЭ у абитуриентов. Контрольные цифры приёма у нас неуклонно растут. В этом году мы получили 1353 бюджетных места, что намного выше, чем годом ранее. Растёт и внебюджетный приём. Университет с первого раза «закрывает» все бюджетные места, без продления сроков набора. Всё это результат целенаправленного планомерного труда, в т.ч. через профориентационную работу. Для этого наши специалисты выезжают в школы во всех муниципалитетах.

- Вы частый гость не только в сельских школах, но и на российских и международных конференциях и даже на заседаниях комитетов Совета Федерации. Как АлтГПУ выглядит в сравнении с другими вузами России и Алтайского края?

- Нам есть чем гордиться. Если оценивать по отраслевым учебным заведениям (педагогические вузы), то АлтГПУ находится на 16 позиции по публикационной активности. Выше среднего уровня - по привлечению дополнительных средств. В первой половине списка педагогических вузов - по контингенту студентов. Среди 8 вузов Алтайского края мы занимаем 3 место по публикационной активности, по привлечению внебюджетных средств и дополнительного финансирования. На ближайшую перспективу ставим перед собой задачу подняться на одну позицию в крае и на три позиции в России.

Мы выполняем все мониторинговые показатели. У нас трудятся свыше 350 преподавателей. Средний возраст - 49 лет. Остепенённость составляет 78%. В целом в штате университета работают более 1000 сотрудников. Студентов у нас больше 6,5 тысяч. Треть всех выпускников трудоустраиваются в систему образования. В год мы готовим более 2,5 тысяч педагогических работников и работников социальной сферы по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

- Как развиваются партнёрские отношения вуза с образовательными организациями других государств?

- Международное сотрудничество занимает важное место в работе университета. В 2012 году по инициативе АлтГПУ и Павлодарского педагогического института создана Ассоциация педагогических вузов России и Казахстана по развитию трансграничного образования. В минувшем году состоялась церемония открытия российского культурного центра АлтГПУ на базе Муданьцзянского педагогического университета в Китае. Поддерживаются прочные связи с партнёрами из Монголии, Европы и США. Это касается академических обменов, разработки образовательных программ и проведения совместных мероприятий.

- Какие приоритеты в развитии университета Вы определяете на ближайшую перспективу?

- Будем укреплять позиции вуза, как регионального Центра подготовки кадров, развивать собственные лицейские классы. Сейчас мы являемся ведущим вузом края по подготовке педагогических кадров. Но план на будущее - центр подготовки и сопровождения молодых специалистов социально-гуманитарной сферы в целом. Мы готовим работников отрасли туризма, тренеров. В этом году будем проводить набор по новому направлению «Психология спорта». Продолжим работу по подготовке специалистов в области инклюзивного образования для работы с детьми с особенностями развития. Задачи перед Университетом стоят непростые. Особенностью управления в вузе является проектный подход. Третий год присуждается ректорский грант. Его выдают на основе конкурсного отбора среди проектов, которые находятся в тренде развития университета.

Справка. Учительский институт основан на Алтае в 1933 году. Сегодня в состав Алтайского государственного педагогического университета входят Институт психологии и педагогики, Институт физико-математического образования, Институт физической культуры и спорта, Институт дополнительного образования, Лингвистический институт, Исторический и Филологический факультеты. В 2013 году АлтГПУ стал пилотной площадкой Министерства образования и науки РФ по разработке и реализации программ прикладного бакалавриата. В 2014 г. АлтГПУ занял лидирующее место среди алтайских вузов по итогам мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования РФ. За время своего существования вуз подготовил порядка 70 тысяч специалистов для системы образования Алтайского края.