В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет
В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет
Об этом глава края заявил на состоявшейся на днях встрече со старейшинами профессорского корпуса ведущих алтайских вузов.
Встреча эта была организована в рамках Месячника пожилого человека. «Но это, пожалуй, не главная причина. А главная состоит в том, что я хотел бы пообщаться с вами, как с той частью интеллектуальной элиты Алтайского края, которая несет в себе высокий научный потенциал, известна и пользуется авторитетом в нашем регионе и за его пределами как профессионалы в своем деле, как воспитатели подрастающего поколения», - обратился к алтайским профессорам, открывая встречу, Александр Карлин.
ОСНОВА ОСНОВ
По словам нашего губернатора, приоритетом в образовательной сфере для краевой власти является на протяжении нескольких последних лет комплексное реформирование школьного образования по целому ряду направлений. Существенно укрепляется его материально-техническая база, совершенствуется образовательный и воспитательный процесс, вкладываются небывалые инвестиции в строительство новых школьных зданий, оснащение их современным оборудованием, в инфраструктуру современной школы (спортзалы, столовые и т.д.).
Для Алтайского края, где половина жителей проживает в сельской местности, а еще четверть - в малых городах, речь, в первую очередь, идет о модернизации сельского образования – оптимизации сети образовательных учреждений, повышении качества образования и его доступности.
Краевые власти убеждены, что, занимаясь школьным образованием, они развивают базу всей системы образования в крае. Более того, рассчитывают на то, что и система профессионального образования должна воспринимать те реформаторские подходы, которые реализуются сегодня в формате школьного образования.
ВЕРТИКАЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ
По мнению губернатора Карлина, будущее профессионального образования – за образовательными комплексами, интегрирующими все его уровни – начальный, средний и высший.
Начальное профессиональное образование должно получить новое качественное развитие путем формирования ресурсных центров, в первую очередь ориентированных на подготовку специалистов для АПК.
Гораздо больше внимания, нежели раньше, краевые власти намерены уделять среднему профессиональному образованию. Тем более что управление учреждениями начального и среднего профессионального образования теперь будет сконцентрировано на региональном уровне власти. А значит, будет проще влиять на этот сегмент, создавая внятные образовательные комплексы по отраслям.
А вот в отношении вузов прямых полномочий у краевой власти нет или они сведены к минимуму. Сама систему управления высшей школой в регионе выстроена специфическим, советским образом: ряд вузов подчинены отраслевым министерствам и ведомствам, другие – Министерству образования и науки и агентству. «Тем не менее, мы совершенно не считаем себя отстраненными от вас и просил бы вас не считать себя отстраненными от нас», - заявил Александр Карлин и подчеркнул:
- Как функционирует система высшего образования я неплохо представляю. В Министерстве юстиции я курировал всю систему вузов (около десятка), подчиняющихся министерству. Работая в Администрации Президента РФ – систему академий госслужбы. А поскольку имею ученое звание профессора, более 15 лет провел за кафедрой, занимаясь преподавательской работой, то знаю высшую школу и с этой стороны.
«ПОМОГАЕМ, НО РЕЗЕРВЫ ЕСТЬ…»
Несмотря на то, что вузовская система непосредственно краевой администрации не подчинена, ей оказывается очень серьезная поддержка, тесно взаимодействует региональная власть с ректоратами и руководством вузов на основе соглашений о совместном формировании контингента обучающихся на основе целевого набора, совместных действиях по трудоустройству выпускников, действуют целые системы поддержки на базе краевых программ профессиональных групп молодых специалистов, работающих в аграрном комплексе края, в образовании, здравоохранении и культуре. Существуют и работают такие программы и в территориях края, предусматривающие меры морального и материального стимулирования молодых специалистов на муниципальном уровне, вплоть до выплаты им стипендий в первые годы работы.
- Мы достаточно плотно взаимодействуем с министерствами и ведомствами, в подчинении которых находятся вузы, в частности, Алтайский государственный аграрный университет. Мы с этим вузом первыми подписали соглашение о сотрудничестве. Я туда приводил и министра сельского хозяйства, и деньги выпрашивал для завершения строительства корпуса университета… Сказать, что мы этим вузом не занимались, было бы неправильно, - отметил губернатор Алтайского края. – Я, к примеру, поддержал заявку Аграрного университета о создании на его базе университета исследовательского типа. И не просто поддержал, подписав соответствующую бумагу, но переговорил с руководством Министерства образования, с министром сельского хозяйства. Елена Борисовна Скрынник дала свое согласие, направив письмо соответствующего содержания в Минобрнауки. Пока ни один аграрный вуз такого статуса не получил, и это хорошо! Все оставшееся время я будут долбить и убеждать, что такой исследовательский университет аграрного типа нам на Алтае необходим…
Помогает власть и другим алтайским вузам. Взаимодействует с Министерством образования на предмет совершенствования материально-технической базы нашего технического университета. Академии культуры на администрацию края обижаться не приходится. Несколько раз туда привозили министра культуры по приглашению губернатора со всеми вытекающими из этого материальными и финансовыми последствиями.
Александр Карлин посетовал на то, что его огорчила утрата Барнаульским педуниверситетом своего статуса:
- Мы университет педагогический должны в край вернуть. Это дело нашего престижа. Во многом руководство вуза само виновато, сообщило об этом только за два дня. Я за это время только успел с московскими чиновниками разругаться, на конструктивное решение времени просто не хватило. Считаю, что университет мы потеряли совершенно неоправданно, а принятое решение, по моему глубокому убеждению, несправедливо.
Что же касается медицинского университета, то задачи, которые ставит перед собой и решает в области здравоохранения в Алтайском крае администрация края, - это очень серьезная ему поддержка. Формирование медицинского кластера, создание центров высоких медицинских технологий дает медицинскому университету очень серьезный стимул для развития.
- Убежден, что не все сделано. Есть, несомненно, в нашей совместной работе с алтайской высшей школой резервы, и немалые, - отметил тем не менее губернатор края Александр Карлин.
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Разумеется, губернатор не мог обойти вниманием и проблем высшего профессионального образования. И как юрист, коснулся в первую очередь юридического образования в Алтайском крае. Несмотря на расхожее мнение, что сегодня сложился переизбыток юристов, Карлин заявил:
- У нас юристов мало. Вот правовиков (надо ж придумать такое название нашей профессии!) более чем достаточно. По-прежнему без внятного юридического сопровождения у нас находится село. Более того, проблема усугубилась по сравнению с советскими временами.
По мнению губернатора, есть серьезные проблемы и с подготовкой кадров для государственно-муниципального управления. Он поделился с учеными и преподавателями своим видением:
- Сейчас это блюдо только «на гарнир», т.е. в качестве второго, дополнительного высшего образования. Я же считаю, что человек должен один раз в жизни получать высшее образование, но достойное. Если мы готовим таких специалистов, нужно подумать и сделать так, чтобы человек, получивший эту специальность, обладал глубокими знаниями в области финансов, бюджетирования, организации управления территориями, юриспруденции. Таких людей мы можем рекомендовать на высокие муниципальные должности. Сегодня многие наши идеи, программы не доходят, что называется, «до земли». Это как в системе кровообращения, когда отказывают капилляры. На региональном уровне, считаю, мы существенным образом скорректировали вопросы управления, но на муниципальном, особенно в сельской местности, продавить это бывает очень сложно. В том числе и из-за низкого профессионального уровня муниципальных управленцев.
Высказал губернатор и вполне обоснованные претензии к экономической науке, алтайским экономистам:
- Мы должны больше использовать возможности нашей экономической науки, именно той ее компоненты, которая занимается проблемами региональной экономики. Пока ее потенциал используется слабо. Мы, наверное, делаем мало предложений, а если и делаем, то, может быть, какие-то неуклюжие. Однако сплошь и рядом вижу, что люди, которые позиционируют себя в качестве специалистов в региональной экономике, таковыми на самом деле не являются и к этой научной отрасли имеют еще меньше отношения, чем формально даже я. Хотелось бы, чтобы такое взаимодействие существовало. У нас в Главном управлении экономики и инвестиций есть такое подразделение. Я подхожу к тому, что такой орган необходим и на более высоком уровне краевой власти. Надо чаще приглашать оппонентов, какое бы это порой внутреннее сопротивление и не вызывало.
В заключение профессор Яков Шойхет, в свое время работавший в качестве вице-губернатора в администрации края, выразил благодарность губернатору Алтайского края Александру Карлину за внимание к науке и образованию, а также высказал надежду, что здравоохранение в крае и впредь будет развиваться в таких масштабах и такими темпами. «Наш опыт уже изучают в других регионах, этим можно гордиться, но нельзя останавливаться», - отметил профессор и член-корреспондент РАМН Яков Шойхет. А другие участники выразили пожелание, чтобы такие встречи приобрели регулярный характер.
ЧТО ЕЩЕ ГОВОРИЛ АЛЕКСАНДР КАРЛИН?
- Об увеличении поддержки молодых сельских учителей.
- Об объединении алтайских вузов.
|