18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Ректор ведущего в Алтайском крае вуза Сергей Землюков рассказал главному редактору информационно-аналитического портала Doc22 Артему Кудинову о состоянии, проблемах и перспективах развития Алтайского государственного университета (АлтГУ).

- Сергей Валентинович, как бы вы оценили роль АлтГУ в системе высшего образования региона? Каково значение вуза в социально-экономическом развитии Алтайского края в целом?

- Хороший вопрос! Стоит отметить, классических университетов в России не так много. Так, наверное, и должно быть, поскольку задачи, которые им необходимо решать, весьма специфичны. Во времена Советского Союза все регионы боролись за то, чтобы у них был классический университет. Во многих регионах – к примеру, в Омске, Кемерово - новые университеты открывались на базе педагогических институтов. Но в Барнауле было принято принципиальное решение о создании, что называется, с нуля классического университета, но с фундаментальной педагогической подготовкой по естественным и математическим направлениям. Такие вузы отличаются от профильных, отраслевых (к примеру, технических, медицинских) тем, что не просто дают фундаментальную подготовку в широком образовательном спектре. Образовательный процесс в них совмещен с исследовательской деятельностью. Кроме того, классические университеты всегда играли роль некоего культурно-образовательного центра в регионе. Выпускники классического университета всегда формировали управленческую, общественно-политическую и деловую элиту региона.

Вот, скажем, в корпусе гуманитарных факультетов на Димитрова есть концертный зал, в котором проходят культурно-просветительские мероприятия. Там всегда аншлаг! И картинная галерея, где свои работы выставляют художники, пусть и не самые маститые. В этом же корпусе расположен Музей истории и археологии Алтая. А еще - центры китайского, казахского и таджикского языков. Наш симфонический оркестр давал концерты для школьников, они были бесплатны. Вот в этом заключается роль и смысл университета, который в регионе должен объединять, консолидировать различные сферы интеллектуальной и духовной жизни – науку, образование, культуру и их представителей!

Ректор АлтГУ Сергей Землюков считает, что у классического университета особая миссия. Фото пресс-службы АлтГУ.

Ректор АлтГУ Сергей Землюков считает, что у классического университета особая миссия. Фото пресс-службы АлтГУ.

- Иными словами, вы рассматриваете роль и значение АлтГУ как некую миссию регионального масштаба?

- Совершенно верно, и она должна сохраняться, несмотря на то, что у нас активно развиваются научные направления, такие как сельскохозяйственная биотехнология, биомедицина, космический мониторинг, охрана окружающей среды и природопользования и т.д.

Но, тем не менее, гуманитарная составляющая классического университета остается неизменной. Не хочу, опять же, никого обидеть, но в других вузах такого сплава, такой синергетики гуманитарной и естественнонаучной сфер нет! Для классического университета нет непрофильных специальностей. Экономика, юриспруденция, искусство, химия, география, информационные технологии - это всё наш профиль. И еще - особый корпоративный университетский дух. Наши студенты отличаются более высокой культурой, более высоким уровнем общего образования. Вместе с преподавателями они занимаются научными исследованиями. В таком сотрудничестве рождаются новые образовательные программы. В этом и есть преимущество классического университета.

- Вы обрисовали место и роль АГУ в жизни Алтайского края, в системе высшего образования региона. Но, тем не менее, в последнее время много говорят о необходимости оптимизации, модернизации высших учебных заведений. Эта тенденция проявляется в различных проектах реформирования. Что сейчас происходит в Алтайском государственном университете в этом направлении? Что вы делаете для того, чтобы меняться? Ведь любой вуз, как живой организм, должен меняться - расти, развиваться...

- Сейчас в образовании происходят сложные процессы. Сразу оговорюсь: изменения в структуре высших учебных заведений в определенной мере нивелируют роль классических университетов. Мне кажется, это ошибка! Как бы то ни было, в последние 10-12 лет высшее образование в России претерпевает коренные изменения. Например, национальные исследовательские университеты - их 25 - получили хорошие финансовые субсидии. Вузы объединяются в федеральные университеты, участвуют в международном проекте повышения конкурентоспособности «5-100». Некоторые вузы вошли в проект 5-7 лет назад, а некоторые даже не приступали. Палитра изменений очень богата. Министерство поддерживает сильнейшие вузы. Кто-то уходит вперед, и их трудно будет догнать!

- То есть изменения могут с разной скоростью происходить?

- Да, где-то быстрее, а где-то медленнее. Но они неизбежны, так как в целом в мире меняется система высшего образования. Оно выходит на совершенно другой качественный уровень. Совмещаются две важные составляющие: фундаментальная подготовка и изучение конкретных компетенций. Так, чтобы выпускник университета мог сразу приступить к работе. Раньше классический университет не имел связи с работодателями, а сейчас мы взаимодействуем с предприятиями и организациями - предлагаем им поучаствовать в подготовке специалиста. Причем на разных этапах – теоретического обучения, практики, на этапе написания дипломной работы - чтобы выпускник был подготовлен к работе. Дальше, если потребуется, он, как специалист, может повысить свою компетенцию за счёт дополнительного образования. Это во-первых. Во-вторых, изменения нацелены на то, чтобы сначала преподаватели, а потом и студенты становились исследователями. Это означает, что нельзя преподавателю читать студентам на лекциях одно и то же в течение 20 лет, потому что изменилось всё уже. Студентов мы должны готовить на базе не вчерашних знаний, а на сегодняшних и завтрашних! Если мы будем давать студентам вчерашние знания, то никаких инноваций в реальной жизни не будет. Преподаватель должен быть по-другому подготовлен, он должен знать всё, что делается в сфере его профессиональной компетенции в России и за рубежом, что делается и в смежных областях. Знания, которые получает студент, должны стать базой для дальнейшего совершенствования.

Учебный процесс в формате лекции, ответа-вопроса, оценки уходит в прошлое. Студенты всё больше переходят на самостоятельную работу, им всё больше задаётся домашних заданий. Студент занимается дома, в помощь ему интернет, общение с преподавателем – в интерактивном режиме.

- То есть вы сейчас учите учиться?

- Именно. И преподаватель должен быть готов к тому, что ему на телефон от студентов может прийти смс или письмо на электронную почту. Это нормально.

Третье изменение - очень серьёзное, связанное с тем, что изменилась сама жизнь. Сейчас надо готовить не просто специалистов, а специалистов с предпринимательскими навыками. Если предприниматели сферы малого или среднего бизнеса не составляют 35-40% среди населения страны, значит, эта ситуация устойчива. Поэтому исследователь-предприниматель - это человек с современными компетенциями, способный к дальнейшему росту, переобучению, переквалификации для собственного развития.

- У меня уточнение: это ваша идеология, стратегическая линия?

- Именно так.

- Но тогда наверняка необходимы инструменты, институты, структуры, которые переводили бы вашу идеологию в практическое русло. К примеру, инжиниринговый или противораковый центр в структуре АГУ - это конкретные организации, через которые вы и решаете стратегические задачи. Есть основная структура, а есть вокруг некий пояс инновационных, внедренческих организаций…

- На самом деле, почему некоторые университеты продвинулись дальше? Да потому что им дали хорошие денежные средства. Сейчас можно сколько угодно говорить, какие мы хорошие, какой замечательный у нас преподавательский состав, но если нет финансовых ресурсов, то развития не будет!

- Понятно, без бензина машина не едет…

- Именно! Университету помогло развиться то, что в 2012 году мы выиграли конкурс Минобра и вошли в программу стратегического развития. Нам выделили 300 млн. рублей. Таким образом, Университет на следующие два года обеспечил вложения в научно-исследовательскую работу на 600 млн. рублей! Мы смогли привлечь эти средства в виде грантов и обеспечить финансирование образовательного и научного процесса университета. Например, на инжиниринговый центр «ПромБиоТех» (проект разработки технологии производства импортозамещающих препаратов, кормовых добавок). На проект переработки отходов молочного производства и создание технологического производства жизненно важного и лекарственного противоастматического препарата. Отдельная тема – развитие информационных технологий.

- На информатизацию университета вы получили 40 млн. рублей…

- И эти вложения создают базу для инновационного развития, потому что сегодня, какое направление ни возьми, без информационных технологий никуда! Не только, скажем, биологи и физики их применяют, но и филологи, и историки, и социологи.

- Какие проблемы сегодня являются наиболее острыми и актуальными для университета?

- Каждый год мы утверждаем около 10 новых образовательных программ. Доплачиваем преподавателям, отправляем их на стажировку, приглашаем ведущих преподавателей из ведущих вузов, в том числе из-за рубежа. Мы хотим, чтобы в наш вуз поступали лучшие из лучших. Поступающие хотят учиться на самом современном оборудовании и по самым передовым образовательным программам. И мы представляем такие возможности! Получив такое образование, выпускник будет востребован на рынке, сможет хорошо зарабатывать, делать карьеру. Именно для этого нужно ввести образовательные стандарты с хорошей материально-исследовательской лабораторией. И, естественно, общие компетенции, дополнительное образование, знание языков (английский язык у нас дополнительно изучается бесплатно). Вот эти проблемы наиболее актуальны для нашего университета.

- Не могу не спросить о финансовой стороне, ведь решение проблем требует денег…

- Финансы для нас не самая большая проблема.

- Вот как! Обычно все жалуются на дефицит средств...

- Ну, их всегда мало! Нет, сейчас не денег нам не хватает. В 2011 году бюджет университета составил 600 млн. рублей.

- Но это было пять лет назад.

- Да, но в 2015 же году он уже составлял 1 млрд. 500 тыс. рублей, т.е. в 3 раза увеличился бюджет. В этом году дойдёт до 1 млрд. 900 тыс. руб. Мы научились зарабатывать деньги.

- Это деньги, которые университет заработал сам, или это в том числе средства, привлечённые из разных источников?

- У университета четыре источника формирования бюджета: субсидии (это федеральное финансирование), средства, полученные вузом за образовательные услуги, средства, заработанные в сфере научной деятельности, и средства, заработанные на оказании прочих, не образовательных, услуг. Мы, повторю, научились зарабатывать. Мы выигрываем самые крупные гранты. Все мега-гранты, которые есть в РФ, мы уже выиграли. В основном, речь идет о естественных науках. Каждая такая победа предполагает финансирование на сумму не менее 100 млн. рублей. Гранты для гуманитариев не такие большие, около 5 млн. рублей.

В принципе, мы можем увеличить набор внебюджетников. Большой интерес к нам сейчас со стороны иностранных студентов. Только что беседовали с деканом юридического факультета, летом мы проводим летнюю школу для китайских студентов. Уже 70 заявок поступило из Китая. Иностранных студентов интересует языковая подготовка, изучение нашего законодательства. Все это мы готовы им предоставить. Позже эти студенты смогут познакомиться с красотами Алтая в рамках образовательного туризма. У вуза есть базы учебных практик в Чемале, на Чарыше, в Красилово. Ректоры многих университетов, в том числе московских и петербургских, просят предоставить наши базы для размещения своих студентов в рамках программ образовательного туризма. Для университета это дополнительный заработок.

- Классический университет стал ведущим вузом в Алтайском крае по проведению симпозиумов, семинаров, конференций международного уровня.

- И не только в Алтайском крае. Наши коллеги из Томска, Новосибирска, Красноярска признают, что Алтайский государственный университет является базовым университетом в Центрально-Азиатском регионе. Также мы активно работаем с Ассоциацией азиатских университетов. Что касается идеи создания Азиатского университета, то мы от нее не отказываемся. Азиатский университет можно создавать постепенно, наращивая его репутацию и материальную базу, научно-образовательный потенциал…

- Как председатель Совета ректоров Алтайского края и Республики Алтай, скажите, пожалуйста, каковы  перспективы развития системы высшего профессионального образования в крае?

- Перспективы есть. Недавно (на Совете ректоров – прим. ред.) обсуждалась необходимость принятия программы развития региональной системы высшего образования. Нам важно  понимать, в каких направлениях должны развиваться наши университеты – в плане набора абитуриентов, новых направлений подготовки. В Алтайском крае каждый вуз выполняет свою миссию. В то же время надо учитывать, что сегодня усиливается борьба за абитуриента с федеральными исследовательскими вузами, где тоже очень мощная система образования. Это, например, такие университеты, как ТГУ, ТПУ, НГУ, НГТУ, Сибирский федеральный университет.

Поэтому вузам края нужно действовать слаженно, четко определив свои приоритеты и направления работы, и с поддержкой администрации работать так, чтобы эту конкуренцию выдержать. Нужно сделать все, чтобы лучшие абитуриенты учились в алтайских вузах. Мы должны четко понимать, что все вузы активно работают в международном и, в частности, азиатском пространстве.

- Сергей Валентинович, мы с вами разговариваем накануне очередных выборов ректора университета. Вы - действующий ректор и один из кандидатов на этих выборах. Что вы можете занести в свой актив? Чего сделать не удалось в силу каких-либо причин? Каким вам видится будущее университета? Может быть, у вас есть какая-то мечта?

- Результат работы - это плод коллективных усилий преподавательского состава, профессоров, деканов, а также наших управленческих структур. На мой взгляд, университет сегодня находится в достаточно хорошем, мобильном состоянии, развивается. Рейтинги это подтверждают.

Сегодня АлтГУ - один из лучших вузов Сибири. Коллектив поверил, что у университета есть потенциал, перспективы. Вот это я считаю самым главным нашим достижением. Не менее важно и то, что мы установили очень хорошие взаимоотношения с администрацией края, нас поддерживают главы городских и районных администраций. Хорошие отношения у вуза и с Сибирским отделением РАН, и с министерством образования. Кроме того, мы завоевали авторитет и в зарубежном образовательном пространстве. Нас знают, нас уважают, нас считают достойными партнёрами. Это, поверьте, многого стоит!..

- А чего пока сделать не удалось?

- Считаю, можно было бы запустить процесс реформ в образовательной сфере динамичнее. К сожалению, пока нам не удалось достичь желаемого уровня работы с работодателями. Не удалось обеспечить внедрение ряда наших научных разработок. Не вышли мы пока и в нужном объеме на междисциплинарные образовательные программы и исследовательские проекты.

Ну, а если говорить о моей мечте, то моя мечта – это АлтГУ как университет мирового уровня с развитой образовательной, научной, инновационной структурой! Университет, который можно по-настоящему назвать Азиатским, готовящим элиту для России и занимающим достойное место в азиатском сегмента глобального научно-образовательного пространства!