18+

Более 2,8 миллиарда рублей направили в Алтайском крае в 2019 году на финподдержку семей при рождении детей

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

В начале февраля в Алтайском крае, как и во всей России, отмечался День науки. Алтайские вузы представляли свои научные достижения и перспективные разработки. Сегодня такая презентация приобретает особое значение, поскольку в преддверии радикального реформирования высшей школы региона научно-исследовательская компонента деятельности любого вуза волей-неволей становится критерием оценки его состоятельности. О том, как развивается наука в старейшем вузе края Алтайском государственном педагогическом университете (АлтГПУ), редактор портала Doc22 Артем Кудинов поговорил с его ректором Ириной Лазаренко.

- Ирина Рудольфовна, а нужна ли вообще наука, научные исследования в вузе, главная задача которого - подготовка специалистов для сферы образования?

- Говорить о том, нужна ли научно-исследовательская деятельность в вузе, не приходится. Создать условия для её реализации - наша прямая обязанность. В федеральных государственных образовательных стандартах формирование исследовательской компетенции выделено в качестве одной из основных задач. Другое дело, что научная деятельность может быть нацелена на получение каких-то коммерческих результатов, а может быть тесно сопряжена с гуманитарной сферой и ориентирована на развитие творческого потенциала личности, которое в рублях не измеришь. Последнее особенно важно для нашего вуза, где обучаются будущие педагоги, которые должны передавать свои знания и умения школьникам. В этом смысле наука и образование в АлтГПУ находятся в прямой, безусловной и очевидной связи. Мы не просто занимаемся наукой. Наша задача - научить студентов, а уже их задача заключается в готовности организовать свою педагогическую работу со школьниками так, чтобы научить ребят исследовательским навыкам.

Doc22.ru  О том, как развивается наука в старейшем вузе края Алтайском государственном педагогическом университете (АлтГПУ), редактор портала Doc22 Артем Кудинов поговорил с его ректором Ириной Лазаренко.

- Научить учиться…

- Вот именно! Не просто передать знания, а научить эти знания находить самостоятельно в огромном массиве информации, быть исследователем. Уверена, нам это удается. Вот один пример, о котором мне рассказал руководитель образовательной организации в одном из сельских районов края. Туда приехали два выпускника, специалиста по информатике из АлтГПУ и классического вуза. Уже в октябре «классик» написал заявление об увольнении. Руководитель комитета его спрашивает: почему? А тот отвечает: железки и программы - это моё, а вот с детьми работать – увольте! А наш выпускник и по сей день успешно работает. Выпускники классического вуза, например, те же программисты, зачастую, увы, не могут передать свои знания ребятам. Их этому просто не учат! Наш же вуз, помимо того, что готовит специалистов в своей области, формирует знания и умения, которые позволяют не просто транслировать их ребёнку, а пробудить личностный интерес детей к самостоятельному творчеству.

- Что сегодня представляет собой вузовская наука в АлтГПУ?

- Она традиционно развивается в двух направлениях. Первое – это фундаментальные исследования в области современной алгебры и физики, астрономии, истории, археологии и этнографии, лингвистики и языкознания. Второе – прикладное направление, и обусловлено оно педагогической специализацией педуниверситета. Это психолого-педагогические и социологические исследования, направленные на модернизацию системы образования и повышение качества подготовки педагогических кадров для образовательных учреждений Алтайского края.

- Во многом «научное лицо» вуза определяет наличие в нем научных школ.

- Разумеется, есть они и у нас. Их возглавляют ведущие ученые края. Доктор физико-математических наук, профессор Григорий Пышнограй, под руководством которого ведутся перспективные исследования в области полимеров. Профессор и доктор физико-математических наук Юрий Мальцев. Цикл учебных пособий, разработанных им и его коллегами в области высшей математики, получил самую высокую оценку в Министерстве образования и науки и рекомендован для подготовки студентов педвузов всей страны. Особо отмечу, что такие работы не издавались на русском языке, наверное, лет тридцать.

АлтГПУ является общепризнанным центром исследований в области этнографии Алтая и сопредельных территорий. В прошлом году международная научно-практическая конференция по этой теме прошла на площадке нашего вуза уже в девятый раз.

Среди основных направлений исследований ученых АлтГПУ в области исторического краеведения следует назвать развитие образовательного туризма, историю освоения региона Российским государством. Результаты изучения азиатского вектора новейшей истории широко представлены доктором исторических наук Владимиром Бойко на международных научных форумах в Великобритании, США, Афганистане, Индии, Китае, Тайване и Монголии.

АлтГПУ – единственный в Алтайском крае университет, который располагает собственной астрономической обсерваторией. Учебная научно-исследовательская лаборатория занимается исследованиями космического пространства и является официальным пунктом наблюдения международной оптической сети ISON (головная организация – институт прикладной математики им. М.В.Келдыша РАО). Действующий на базе университета планетарий позволяет студентам и школьникам активно использовать информационные компьютерные технологии в астрофизических наблюдениях.

А всего в 2015 году нашими исследователями было опубликовано 16 статей в изданиях, индексируемых в системах Web of Science и Scopus.

- В нынешних условиях организовать научно-исследовательскую деятельность в вузе на современном уровне – дело дорогостоящее, затратное…

- Действительно, это так. Передо мной лежит годовой отчёт о развитии науки в АлтГПУ в минувшем году. Объём привлеченных средств для финансирования работ и услуг в области научно-исследовательской деятельности составил около 30 млн. руб. Это очень хороший показатель, по сравнению с прошлым годом он у нас вырос за счёт различного рода соглашений и видов услуг, которые мы оказываем нашим партнерам. Я прекрасно понимаю, что техническое, классическое, медицинское или аграрное образование - это большая платформа для развития коммерческой деятельности именно в научной части. Разумеется, наши достижения сложно сравнивать, в силу специфики нашего вуза, с научными разработками того же технического университета, который может коммерциализовать, монетизировать свои разработки.

Но тем не менее мы работаем достаточно активно. В этом учебном году мы создали структуру, которая занимается доведением до сдачи, что называется, «под ключ» наших инновационных разработок. Цель ее не в извлечении какой-то прибыли (у нас задачи другие!), а в создании возможностей для самореализации и развития одарённых школьников и наших студентов. В этом направлении мы и работаем. Это – наш приоритет, основа, если хотите, идеологии нашего вуза.

Если же говорить о возможности соединять учебную работу с исследовательской, то они есть, и мы их постоянно расширяем. Достаточно сказать, что только в прошлом году мы потратили 25 млн. руб. на приобретение современного оборудования. К примеру, закупили деревообрабатывающий комплекс с числовым программным управлением, чтобы студенты осваивали современные технологии и могли потом передать эти знания школьникам.

- А что делается в профильных для вас научно-педагогических исследованиях, которые, как вы сказали, носят прикладной характер и ориентированы на решение практических задач, стоящих перед системой образования в Алтайском крае?

- В 2015 году в АлтГПУ заложена традиция реализации грантов ректора по прикладным направлениям модернизации образования: научно-методическому сопровождению работы с одаренными детьми, организации сетевого взаимодействия социальных педагогов, научно-методическому обеспечению деятельности педагога малокомплектной сельской школы и сопровождению лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Взять тему малокомплектных школ, которая мне близка, поскольку сама работала в такой школе, и приходилось, как и многим другим учителям, вести несколько предметов. Тема эта крайне актуальна для нашего региона с большой и равнозаселенной территорией. В этом году мы разрабатываем новую образовательную программу с обоснованием ее для малокомплектной школы. А на ее основании и планируем готовить учителей для таких школ. Вот на ее разработку и выделен один из грантов ректора.

Еще раз подчеркну: АлтГПУ – социально ориентированный и, без преувеличения, социально ответственный вуз. Мы - пусть это не прозвучит излишне пафосно! – гуманитарный фундамент социальной сферы всего региона, поскольку готовим для нее кадры. И это не пустые слова и громкие декларации. Я посетила многие школы края, знаю, какие проблемы существуют в системе общего образования и как они связаны напрямую с социально-экономическим развитием территорий региона. Социальная сфера не заточена на получение прибыли, нужно относиться к этому с пониманием. Но в конечном счете именно она так или иначе, если и не прямо, то опосредованно, создает условия и предпосылки для развития человеческого потенциала, а значит – и всего региона. В крае это понимают, губернатор А.Б. Карлин – поддерживает. Очень надеюсь, что осознание очевидных истин придет и к нынешнему руководству Министерства образования.

- Что ж, будем надеяться. Спасибо.