В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет
В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет
Сегодня в системе профессионального образования идут кардинальные изменения, рассматриваются разные модели образования в России. Как в новых условиях будут развиваться региональные вузы, какие задачи перед ними стоят — об этом наш разговор с ректором Алтайского государственного аграрного университета Николаем Колпаковым. - Николай Анатольевич, в условиях модернизации образования, какова роль региональных вузов и как они будут развиваться? - Мы видим, что Министерство образования РФ сегодня формирует пул ведущих вузов страны, куда войдут всего несколько десятков учебных заведений. Но Россия большая страна, с очень разнообразной географией, природными ресурсами, региональными особенностями каждой территории. Специфика Алтайского края состоит в том, что значительную долю в его экономике занимает аграрный сектор, что позволяет его по праву считать одной из житниц России. АПК края нуждается в соответствующем кадровом ресурсе, поэтому значимость аграрного образования в нашем регионе очень высока. В современных условиях остро встает вопрос о качестве образования и уровне подготовки специалистов, которые должны соответствовать запросам не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Ректор Алтайского ГАУ Колпаков Николай Анатольевич На наш взгляд, качественная подготовка кадров невозможна без участия крупного профильного бизнеса. Сельхозтоваропроизводители, предприятия АПК, связанные с переработкой, сервисом, реализацией сельхозпродукции должны непосредственно участвовать в этом процессе, так как кровно заинтересованы в хорошей подготовке специалистов — своих будущих работников. - А какие формы сотрудничества с профильным бизнесом сегодня развивает Алтайский ГАУ? - Мы пробуем разные направления взаимодействия с работодателями — это целевая подготовка, привлечение руководителей и ведущих специалистов лучших сельскохозяйственных предприятий к образовательному процессу. Так, в первом семестре было проведено 11 лекций. Занятия проводились на агрономическом, биолого-технологическом, инженерном и ветеринарном факультетах для студентов старших курсов. В качестве преподавателей выступали руководители хозяйств Смоленского, Хабарского, Первомайского, Зонального, Михайловского, Поспелихинского, Волчихинского, Павловского районов, которые делились опытом ведения хозяйственной деятельности, технологическими аспектами в растениеводстве и животноводстве. Так, например, студенты агрономического факультета изучили векторы развития СПК «Знамя Родины» Поспелихинского района (руководитель Владимир Попов) и узнали технологические особенности возделывания сельхозкультур в условиях Кулундинской степи на примере одного из передовых хозяйств региона ООО «КХ «Партнер» Михайловского района (руководитель - Андрей Кожанов). Студентам биолого-технологического факультета рассказали об опыте создания предприятия промышленного свиноводства на примере ООО «Алтаймясопром» Тальменского района (руководитель Борис Панов). Будущим ветеринарам презентовали ОАО «Антипинское» Тогульского района, а также новые технологии и пути повышения эффективности производства мяса бройлеров на примере ЗАО «Алтайский бройлер». И такой опыт был достаточно успешным. Успешность мы оцениваем по реакции студентов – они проявляли большой интерес к работе сельхозпредприятий, интересовались возможностью прохождения производственной практики и трудоустройства. Участие студентов в посеве зерновых культур Такие занятия, а также посещения предприятий, показывают студентам не только специфику своей будущей профессии, но и дают понимание, что за свое будущее место работы еще придется побороться — доказать, что твои знания удовлетворяют потребностям современного производства. Студенты видят, какой уровень требований сегодня предъявляется к специалистам и зачастую пересматривают свое отношения к обучению. На наш взгляд, агробизнес должен не только формировать запрос на определенный уровень знаний будущих специалистов, но и активно участвовать в образовательном процессе и оценке их подготовленности к профессиональной деятельности. Это возможно реализовать через согласование содержания образовательных программ, участие в практическом обучении и итоговой оценки выпускника. С 2016 года в состав комиссий, которые проводят государственную итоговую аттестацию выпускников обязательно должны входить два представителя работодателей. Мы это правило ввели еще в конце 2015 года, когда аттестовали выпускников заочного факультета. Для экономических направлений подготовки мы привлекали ведущих специалистов банков, для инженерных и технологических направлений руководителей профильных отделов Главного управления сельского хозяйства специалистов, ведущих научных сотрудников научно-исследовательских учреждений, руководителей предприятий. Они не только участвовали в итоговой аттестации, но и давали свои рекомендации по повышению качества подготовки выпускников. Еще одна форма сотрудничества с предприятиями — создание на их базе филиалов профильных кафедр нашего университета. Такие филиалы действуют в тепличном комбинате «Индустриальный», в Сибирском НИИ садоводства РАСХН, Сибирском НИИ сыроделия РАСХН, ООО «Алтайские колбасы», АО «Барнаульский молочный комбинат» и конечно же, в нашем учебном хозяйстве «Пригородное». Крупное производство оснащено современной техникой, которую вуз себе позволить не может по ряду объективных причин. Поэтому знакомство с новой техникой, передовыми технологиями лучше всего проводить в условиях реального производства. Не менее важно, что к обучению на таких площадках подключаются специалисты предприятия наравне с преподавателями университета. Часть занятий в нашем вузе сегодня проходит на предприятиях и эффект в повышении качества образования уже заметен. Студентка агрономического факультета Даша Дорогина на производственной практике на Крымской селекционной станции Краснодарский край. - А что университет со своей стороны может предложить предприятиям? - Вуз предлагает предприятиям более тесное взаимодействие в сфере научных разработок. Если раньше мы просто представляли производителям и всем заинтересованным лицам наработки наших ученых, то сейчас стали практиковать выезды на предприятия, чтобы узнать о проблемах хозяйств, о том, что им нужно, к решению каких задач они готовы подключить ученых аграрного университета. Посев опытного поля Ну и, конечно, мы обеспечиваем отрасль профильными кадрами. Сегодня в условиях импортозамещения мы видим повышенное внимание к АПК со стороны государства, а это - развитие отрасли, потенциал для внедрения наших научных разработок и расширение возможности трудоустройства наших выпускников. С каждым годом в Алтайском крае растет число эффективных хозяйств, увеличивается уровень заработной платы специалистов. В таких условиях наша главная задача — усилить мотивацию студентов в получении образования с гарантированным трудоустройством. И эта мотивация должна формироваться еще в ходе профориентационной работы с абитуриентами. К сожалению, пока не все выпускники школ точно представляют, где и кем они хотят работать. Мы стремимся, чтобы их планы были реалистичными и прагматичными. Все наши реализуемые образовательные программы и внеучебная деятельность на это нацелены. Мы стараемся дать не только глубокие теоретические знания, практические навыки, но и стараемся развивать те личностные качества, которые бы позволили в дальнейшем успешно строить выпускнику свою профессиональную карьеру. - Сегодня и государство в лице профильных ведомств предъявляет более жесткие требования к вузам и Алтайский аграрный университет уже с этим столкнулся... - Да, сегодня мы видим ужесточение контрольных функций со стороны Федеральной службы по надзору в сфере образования. Участились проверки, в ходе которых выявляются те или иные нарушения. У вуза в конце 2015 года был временно приостановлен прием из-за некоторых формальных замечаний. Мы их оперативно устранили и сегодня прием абитуриентов по всем направлениям в Алтайский ГАУ восстановлен. - Николай Анатольевич, в заключении нашего разговора, расскажите о задачах, которые предстоит решать университету в 2016 году. - Нам предстоит пересмотреть образовательные программы в контексте требований федеральных государственных образовательных стандартов, ориентировав их больше на практику, на тесное взаимодействие с работодателями. Образовательные программы должны стать практикоориентированные, поскольку мы хотим, чтобы наши выпускники были максимально подготовлены к производственной деятельности и востребованы. Студенты на учебном полигоне Конечно же, в планах и дальнейшее развитие научной деятельности, участие в грантовых конкурсах, расширение сотрудничества с коллегами, в том числе и зарубежными. В прошлом году нам удалось добиться определенных успехов по этим направлениям. Достаточно много заявок Алтайского ГАУ получили гранты РФФИ и РГНФ. Наш вуз совместно с АлтГУ выиграл в конкурсе в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» в сфере биотехнологий. В течение двух лет на предоставленные субсидии мы будем заниматься разработкой интегрированных систем кормления сельскохозяйственных животных на основе кормового антибиотика и кормами, заготовленными с использованием биоконсерванта. Расширяем сотрудничество и с зарубежными коллегами: более тесные контакты установили с университетом Анхальт (Германия), с Монголией, Китаем. Так, в ноябре прошлого года делегация Алтайского ГАУ побывала в КНР и договорилась с крупнейшим Шихэцзыйским университетом Синьцзян-Уйгурского автономного округа создать международный Росссийско-Китайский ветеринарный центр. Мы возлагаем большие надежды на дальнейшее развитие совместных проектов. |