18+

Более 2,8 миллиарда рублей направили в Алтайском крае в 2019 году на финподдержку семей при рождении детей

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Сегодня в системе профессионального образования идут кардинальные изменения, рассматриваются разные модели образования в России. Как в новых условиях будут развиваться региональные вузы, какие задачи перед ними стоят — об этом наш разговор с ректором Алтайского государственного аграрного университета Николаем Колпаковым.

- Николай Анатольевич, в условиях модернизации образования, какова роль региональных вузов и как они будут развиваться?

- Мы видим, что Министерство образования РФ сегодня формирует пул ведущих вузов страны, куда войдут всего несколько десятков учебных заведений. Но Россия большая страна, с очень разнообразной географией, природными ресурсами, региональными особенностями каждой территории. Специфика Алтайского края состоит в том, что значительную долю в его экономике занимает аграрный сектор, что позволяет его по праву считать одной из житниц России. АПК края нуждается в соответствующем кадровом ресурсе, поэтому значимость аграрного образования в нашем регионе очень высока. В современных условиях остро встает вопрос о качестве образования и уровне подготовки специалистов, которые должны соответствовать запросам не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.

Doc22.ru Ректор Алтайского ГАУ Колпаков Николай Анатольевич

Ректор Алтайского ГАУ Колпаков Николай Анатольевич

На наш взгляд, качественная подготовка кадров невозможна без участия крупного профильного бизнеса. Сельхозтоваропроизводители, предприятия АПК, связанные с переработкой, сервисом, реализацией сельхозпродукции должны непосредственно участвовать в этом процессе, так как кровно заинтересованы в хорошей подготовке специалистов — своих будущих работников.

- А какие формы сотрудничества с профильным бизнесом сегодня развивает Алтайский ГАУ?

- Мы пробуем разные направления взаимодействия с работодателями — это целевая подготовка, привлечение руководителей и ведущих специалистов лучших сельскохозяйственных предприятий к образовательному процессу. Так, в первом семестре было проведено 11 лекций. Занятия проводились на агрономическом, биолого-технологическом, инженерном и ветеринарном факультетах для студентов старших курсов. В качестве преподавателей выступали руководители хозяйств Смоленского, Хабарского, Первомайского, Зонального, Михайловского, Поспелихинского, Волчихинского, Павловского районов, которые делились опытом ведения хозяйственной деятельности, технологическими аспектами в растениеводстве и животноводстве.

Так, например, студенты агрономического факультета изучили векторы развития СПК «Знамя Родины» Поспелихинского района (руководитель Владимир Попов) и узнали технологические особенности возделывания сельхозкультур в  условиях Кулундинской степи на примере одного из передовых хозяйств региона ООО «КХ «Партнер» Михайловского района (руководитель - Андрей Кожанов).

Студентам биолого-технологического факультета рассказали об опыте создания предприятия промышленного свиноводства на примере  ООО «Алтаймясопром» Тальменского района (руководитель Борис Панов).

Будущим ветеринарам  презентовали ОАО «Антипинское» Тогульского района, а также новые технологии и пути повышения эффективности производства мяса бройлеров на примере ЗАО «Алтайский бройлер».

И такой опыт был достаточно успешным. Успешность мы оцениваем по реакции студентов – они проявляли большой интерес к работе сельхозпредприятий, интересовались возможностью прохождения производственной практики и трудоустройства.

Участие студентов в посеве зерновых культур

Такие занятия, а также посещения предприятий, показывают студентам не только специфику своей будущей профессии, но и дают понимание, что за свое будущее место работы еще придется побороться — доказать, что твои знания удовлетворяют потребностям современного производства. Студенты видят, какой уровень требований сегодня предъявляется к специалистам и зачастую пересматривают свое отношения к обучению.

На наш взгляд, агробизнес должен не только формировать запрос на определенный уровень знаний будущих специалистов, но и активно участвовать в образовательном процессе и оценке их подготовленности к профессиональной деятельности. Это возможно реализовать через согласование содержания образовательных программ, участие в практическом обучении и итоговой оценки выпускника.

С 2016 года в состав комиссий, которые проводят государственную итоговую аттестацию выпускников обязательно должны входить два представителя работодателей. Мы это правило ввели еще в конце 2015 года, когда аттестовали выпускников заочного факультета. Для экономических направлений подготовки мы привлекали ведущих специалистов банков, для инженерных и технологических направлений руководителей профильных отделов Главного управления сельского хозяйства специалистов, ведущих научных сотрудников научно-исследовательских учреждений, руководителей предприятий. Они не только участвовали в итоговой аттестации, но и давали свои рекомендации по повышению качества подготовки выпускников.

Еще одна форма сотрудничества с предприятиями — создание на их базе филиалов профильных кафедр нашего университета. Такие филиалы действуют в тепличном комбинате «Индустриальный», в Сибирском НИИ садоводства РАСХН, Сибирском НИИ сыроделия РАСХН, ООО «Алтайские колбасы», АО «Барнаульский молочный комбинат» и конечно же, в нашем учебном хозяйстве «Пригородное». Крупное производство оснащено современной техникой, которую вуз себе позволить не может по ряду объективных причин. Поэтому знакомство с новой техникой, передовыми технологиями лучше всего проводить в условиях реального производства. Не менее важно, что к обучению на таких площадках подключаются специалисты предприятия наравне с преподавателями университета. Часть занятий в нашем вузе сегодня проходит на предприятиях и эффект в повышении качества образования уже заметен.

Студентка агрономического факультета Даша Дорогина на производственной практике на Крымской селекционной станции Краснодарский край.

- А что университет со своей стороны может предложить предприятиям?

- Вуз предлагает предприятиям более тесное взаимодействие в сфере научных разработок. Если раньше мы просто представляли производителям и всем заинтересованным лицам наработки наших ученых, то сейчас стали практиковать выезды на предприятия, чтобы узнать о проблемах хозяйств, о том, что им нужно, к решению каких задач они готовы подключить ученых аграрного университета.

Посев опытного поля

Ну и, конечно, мы обеспечиваем отрасль профильными кадрами. Сегодня в условиях импортозамещения мы видим повышенное внимание к АПК со стороны государства, а это - развитие отрасли, потенциал для внедрения наших научных разработок и расширение возможности трудоустройства наших выпускников. С каждым годом в Алтайском крае растет число эффективных хозяйств, увеличивается уровень заработной платы специалистов.

В таких условиях наша главная задача — усилить мотивацию студентов в получении образования с гарантированным трудоустройством. И эта мотивация должна формироваться еще в ходе профориентационной работы с абитуриентами. К сожалению, пока не все выпускники школ точно представляют, где и кем они хотят работать. Мы стремимся, чтобы их планы были реалистичными и прагматичными. Все наши реализуемые образовательные программы и внеучебная деятельность на это нацелены. Мы стараемся дать не только глубокие теоретические знания, практические навыки, но и стараемся развивать те личностные качества, которые бы позволили в дальнейшем успешно строить выпускнику свою профессиональную карьеру.

- Сегодня и государство в лице профильных ведомств предъявляет более жесткие требования к вузам и Алтайский аграрный университет уже с этим столкнулся...

- Да, сегодня мы видим ужесточение контрольных функций со стороны Федеральной службы по надзору в сфере образования. Участились проверки, в ходе которых выявляются те или иные нарушения. У вуза в конце 2015 года был временно приостановлен прием из-за некоторых формальных замечаний. Мы их оперативно устранили и сегодня прием абитуриентов по всем направлениям в Алтайский ГАУ восстановлен.

- Николай Анатольевич, в заключении нашего разговора, расскажите о задачах, которые предстоит решать университету в 2016 году.

- Нам предстоит пересмотреть образовательные программы в контексте требований федеральных государственных образовательных стандартов, ориентировав их больше на практику, на тесное взаимодействие с работодателями. Образовательные программы должны стать практикоориентированные, поскольку мы хотим, чтобы наши выпускники были максимально подготовлены к производственной деятельности и востребованы.

Студенты на учебном полигоне

Конечно же, в планах и дальнейшее развитие научной деятельности, участие в грантовых конкурсах, расширение сотрудничества с коллегами, в том числе и зарубежными. В прошлом году нам удалось добиться определенных успехов по этим направлениям. Достаточно много заявок Алтайского ГАУ получили гранты РФФИ и РГНФ. Наш вуз совместно с АлтГУ выиграл в конкурсе в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» в сфере биотехнологий. В течение двух лет на предоставленные субсидии мы будем заниматься разработкой интегрированных систем кормления сельскохозяйственных животных на основе кормового антибиотика и кормами, заготовленными с использованием биоконсерванта.

Расширяем сотрудничество и с зарубежными коллегами: более тесные контакты установили с университетом Анхальт (Германия), с Монголией, Китаем. Так, в ноябре прошлого года делегация Алтайского ГАУ побывала в КНР и договорилась с крупнейшим Шихэцзыйским университетом Синьцзян-Уйгурского автономного округа создать международный Росссийско-Китайский ветеринарный центр. Мы возлагаем большие надежды на дальнейшее развитие совместных проектов.