18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Инициативу Алтайского государственного аграрного университета (АГАУ) поддержал губернатор края Александр Карлин, а в нее готовы войти учреждения среднего профессионального образования аграрного профиля региона.

О проблемах и перспективах развития аграрного образования в крае и его флагмана - аграрного университета главному редактору портала Doc22 Артему Кудинову рассказал ректор АГАУ Николай Колпаков.

Doc22.ru Ректор АГАУ Николай Колпаков уверен, что будущее аграрного образования в Алтайском крае – за объединением всех образовательных ресурсов.

Ректор АГАУ Николай Колпаков уверен, что будущее аграрного образования в Алтайском крае – за объединением всех образовательных ресурсов.

- Николай Анатольевич, что сегодня представляет собой возглавляемый вами вуз?

- Аграрный университет сегодня – не просто сельскохозяйственный вуз, который готовит агрономов, зоотехников или ветеринарных врачей. Сегодня АГАУ закрывает куда больше образовательных программ, по которым готовятся специалисты не только непосредственно для сельхозпроизводства, но и для перерабатывающей промышленности, отраслей, связанных с обслуживанием сельского хозяйства, с земельно-имущественным комплексом. Иными словами, охватываем весь агропромышленный комплекс. Причем не дублируя подготовку, которую успешно осуществляют другие вузы, к примеру, АлтГТУ или АлтГУ.

В последнее время большое внимание уделяется трудоустройству выпускников и порой слышаться упреки, что выпускники аграрного университета не работают по специальности.

Зимой состоялась встреча у Полномочного представителя Президента в СФО Николая Рогожкина с ректорами аграрных вузов Сибири и региональными руководителями отрасли АПК. Александр Николаевич Чеботаев (начальник Главного управления сельского хозяйства Алтайского края – Ред.) там заявил, что нельзя трудоустройство выпускников аграрных вузов сводить к их работе непосредственно в хозяйствах. Ведь многие из них трудятся в различных консультационных центрах, снабженческих и сервисных организациях обслуживающих сельхозтоваропроизводителей. И это все по профилю, это все инфраструктура сельхозпроизводства!

Взять, к примеру, такое важное направление, каковым является сервисное обслуживание сельхозтехники. Сегодня в сельском хозяйстве Алтайского края работает много сложной современной техники, требующей особого отношения. Работающие в крае агроснабженческие организации поменяли саму идеологию продажи и обслуживания техники, новые технологические условия требуют предпродажной подготовки техники и квалифицированных кадров для ее технического обслуживания. И, пожалуй, только наш вуз готовит на инженерном факультете квалифицированные кадры для этой сферы сельхозпроизводства.

Хотел бы заметить, что наши выпускники обладают комплексом знаний как в сельхозпроизводстве, так и в смежных с ним отраслях. К примеру, специалисты в области переработки, как правило, ориентированы на работу, в первую очередь, на небольших перерабатывающих предприятиях, действующих в составе сельхозпредприятий или агрохолдингов. Иными словами, связанными с сельхозпроизводством напрямую и непосредственно.

Университет готовит кадры также и для лесного хозяйства, выпускает специалистов по рациональному использованию водных ресурсов не только в сфере мелиорации и орошения, но и в коммунальной отрасли (эксплуатация городских коммуникаций водоснабжения).

Несмотря на большое количество реализуемых направлений подготовки, более 50 процентов выпускаемых нами специалистов имеют самое прямое отношение к сельскому хозяйству. И эту планку, которая определяет профильный характер нашего вуза, мы намерены сохранять.

- С какими проблемами сегодня сталкивается АГАУ? Почему со всех трибун сегодня жалуются на дефицит квалифицированных кадров в сельском хозяйстве?

- Как говорили китайцы, не дай Бог жить в эпоху перемен. А сегодня в сфере высшего профессионального образования происходят большие перемены, идут реформы. К сожалению, далеко не все эти преобразования логичны и последовательны. Тем более наш аграрный университет работает по нормативно-законодательным актам Министерства образования и науки, а финансируется из Минсельхоза. И мы подчас вынуждены лавировать в этом потоке нововведений, чтобы не забыть о своих стратегических целях, о своем главном предназначении.

Ну, а причин сохраняющегося в сельхозпроизводстве дефицита кадров, на мой взгляд, несколько. Есть целый комплекс проблем, порождающих этот пресловутый дефицит.

Увы, далеко не все хозяйства сегодня могут предложить нашим выпускникам достойную зарплату и социальные гарантии, которые были бы для них приемлемы даже на старте их трудовой деятельности. По вакансиям 2015 года, выпускникам предлагают работу со средней зарплатой в 10-12 тыс. рублей, есть отдельные предложения по 15-20 тыс. рублей. Как говорится, без комментариев. А студенты, подрабатывая охранниками в городе получают по 12-15.

Уверен, чтобы подготовить толкового, знающего специалиста для нужд своего производства, надо к нему присматриваться чуть ли не со школы. Направлять на учебу в вуз тех, кто действительно хочет и будет работать в сфере сельхозпроизводства. И тут руководителю хозяйства, заинтересованного в получению квалифицированного специалиста, нужно не только уповать на государство, но и самому проявлять инициативу и вкладываться в подготовку кадров! Для сближения образовательного процесса с реальным производством мы активизировали работу по открытию филиалов кафедр университета на предприятиях. В мае подписываем договор о создании филиала с тепличным комбинатом «Индустриальный».

Полагаю, тем не менее, что ситуация меняется в лучшую сторону. Повышается и ответственность руководителей хозяйства, растет сознательность студентов и выпускников. Мы, к слову, всегда их ориентируем их на адекватные амбиции и реализм в самооценке.

- Недавно губернатор озвучил любопытную инициативу, связанную с подготовкой специалистов для села…

- Мы над этим предложением начали работать еще в марте. Изучили желание наших студентов работать в сельской местности, в конкретных хозяйствах. Главное управление сельского хозяйства промониторило потребность сельхозтоваропроизводителей в молодых кадрах. Потом свели воедино эти две базы данных. А на их основе внесли свои конкретные предложения губернатору Карлину, который их и одобрил. Идеология предлагаемого инструмента поддержки такова: хозяйство ежемесячно финансово поддерживает студента, с которым заключает договор о целевом обучении с последующим после окончания АГАУ обязательным трудоустройством в сельхозпроизводстве. Официально это оформлено Постановлением Администрации Алтайского края от 25 марта 2014 г. № 137 по порядку предоставления субсидий организациям АПК на компенсацию части затрат, связанных с оказанием мер социальной поддержки по договорам о целевом обучении. В результате, по нашим оценкам, студент будет дополнительно получать на свое обучение ежегодно около 40 тыс. рублей. Согласитесь, это приличное подспорье к стипендии!..

- Но это ведь не единственный в крае инструмент поддержки…

- Разумеется. В долгосрочной целевой программе «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2013 - 2020 годы молодым специалистам выпускникам вуза предусмотрена социальная выплата на обустройство и хозяйственное обзаведение в размере 150 тыс.руб. Плюс программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года» позволяет решать вопросу по жилью. Все это в совокупности создает довольно благоприятные условия для молодых специалистов в сельском хозяйстве. Единственное условие – отработать три года в сельхозпроизводстве. Но чтобы эти программы дали более ощутимый эффект, нужно время.

- Как бы вы в целом охарактеризовали системы подготовки кадров для сельхозпроизводства, сложившуюся в настоящее время в Алтайском крае?

- Хотел бы с сожалением отметить, что вся система подготовки кадров для села сегодня разбалансирована. Ведь не хватает не только специалистов высшего звена. Ощутим дефицит рабочих специальностей, специалистов среднего звена. Во многом обусловлено это и сокращением сети начального и среднего профессионального образования.

В свое время мы тесно взаимодействовали с сельхозтехникумами, которых насчитывалось девять в разных районах Алтайского края. У нас были сопряженные, сквозные образовательные программы. В 2004 году сельхозтехникумы передали из ведения Минсельхоза в Минобразования, а затем их финансирование и вовсе было передано на региональный уровень. Из-за ведомственной разобщенности потерялись и связи между нами.

- И что же делать?

- Мы совместно с Главным управлением по образованию и молодежной политики и Главным управлением сельского хозяйства решили создать краевую ассоциацию образовательных учреждений аграрного профиля. Ведь все мы занимаемся общим делом – готовим кадры для АПК, работаем по созвучным образовательным программам. Сама жизнь подталкивает к координации и консолидации. Это позволит объединить все имеющиеся ресурсы и совместно участвовать в крупных проектах, повысить эффективность работы и использования финансовых средств. Мы не стали в стенах АГАУ организовать подготовку специалистов по программам СПО, хотя в некоторых регионах пошли по этому пути. Где-то техникумы стали филиалами аграрных вузов. В результате мы решили сотрудничать, сохранив юридическую самостоятельность всех участников аграрного образования и создав региональную сеть центров подготовки.

Губернатор края Александр Богданович Карлин эту инициативу поддержал. Сегодня мы готовимся подписать соглашение о сотрудничестве с Главным управлением по образованию и молодежной политики, в ведении которого и находятся в настоящее время сельхозтехникумы. Проходят встречи с их представителями ССУЗов, где наша инициатива находит понимание.

- В последнее время АГАУ существенно активизировал научную деятельность в своих стенах…

- АГАУ изучает актуальные потребности нашего агропромышленного комплекса, чтобы определиться в приоритетах и перспективах собственной научной работы. Хотел бы подчеркнуть, что научная деятельность в стенах вуза строится исключительно на хоздоговорной основе. Проблема, увы, в том, что предприятия реального сектора региональной экономики не готовы платить за это.

Пока же активизировались в привлечении средств на научные исследования посредством получения различных грантов и финансирования по разным госпрограммам. Уже есть практические результаты. Достаточно сказать, что в 2014 году объем таких инвестиций в научную сферу нашего вуза увеличился более чем на 80 процентов по сравнению с 2013 годом. Но мы даже этим очень неплохим результатом не удовлетворены, считаем, что этого мало. Если говорить об эффективности сотрудничества с другими алтайскими вузами, академической наукой, то контакты есть, но крупных проектов, к сожалению, пока нет.

- Если резюмировать, то какие стратегические задачи перед аграрным университетом стоят сегодня?

- Безусловно, есть стратегическая программа развития вуза, сопряженная с программами развития Алтайского края и сельского хозяйства в нашем регионе. Важной задачей является организация в стенах АГАУ эффективной системы оказания дополнительных образовательных услуг. К примеру, по повышению квалификации и переподготовке кадров по реализуемы образовательным программам. Состоянием и уровнем реализации этого вопроса мы сегодня не можем быть удовлетворены.

Второе направление – это привлечение из различных источников, в том числе и внебюджетных, средств на научные исследования.

Третье – модернизация материально-технической базы вуза. Мы пошли по пути создания в АГАУ крупных междисциплинарных научно-исследовательских центров на факультетах и даже в межфакультетском формате, оснащенных современным оборудованием. В прошлом году целевую субсидию Минсельхоза мы как раз и направили на приобретение оборудования и сельскохозяйственной техники для таких научно-исследовательских лабораторий и центров. Обновляется парк сельхозтехники, используя которую мы обучаем студентов применению современных методов организации производства и передовых технологий. Ну и, конечно, мы планируем завершить в этом году строительство нашего нового учебного корпуса. Здание сдадим, а затем предстоит его наполнить учебной мебелью и современным научным оборудованием. А это требует существенных вложений, привлечение которых во многом будет зависеть от эффективности нашей работы.