18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

В комплексе вопросов текущего и перспективного социально-экономического развития любого региона важнейшую роль играет система образования во всех ее аспектах. Поэтому в отчете Губернатора Алтайского края в начале 2014 года прозвучала в числе приоритетных задач до 2017 года тема качественного изменения образовательной ситуации в крае.

Редакция DOC22.ru посчитала целесообразным сделать обзор алтайской прессы по теме развития системы образования в Алтайском крае. Обзор затрагивает период  с апреля по май 2014 года.

На заседании коллегии Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края, посвященной итогам развития системы образования региона в 2013 году и основным задачам и перспективам на 2014 год отмечалось ряд позиций, которые характеризуют сложившуюся картину системы образования края.

«В 2013 году в Алтайском крае продолжалась комплексная модернизация всей системы образования. По всем основным ее направлениям достигнуты результаты, отмеченные как одни из лучших на федеральном уровне. Алтайский край находится в лидирующей группе регионов страны по модернизации дошкольного образования. Работа края по обеспечению качества в сельских малокомплектных школах признана лучшей в России и рекомендована Министерством образования и науки к распространению…

Наш регион победил в конкурсе и стал федеральной стажировочной площадкой по качеству школьной инфраструктуры, наши вузы - АГУ и АлтГТУ - вошли в список 100 лучших высших учебных заведений страны, 4 школы региона – также в числе лучших в РФ»…

В целом за период 2006-2013 годов из всех уровней бюджетной системы на развитие системы образования было направлено около 141 млрд. рублей, из них в рамках программы модернизации образования – 5,2 млрд. рублей. Расходы на образование Алтайского края по сравнению с 2012 годом увеличились и составили 28,7% в консолидированном бюджете края. Это один из самых высоких показателей по стране.

За указанный период построено и полностью реконструировано 93 школы, из них 64 - в сельской местности. В том числе построено 27 новых зданий общеобразовательных учреждений на 9335 учащихся. При этом в регионе реализуется кластерный подход в строительстве образовательных объектов. Капитально отремонтировано 583 школы. Также за эти годы комплексно модернизировано школьное питание. В школьных столовых появилось современное технологическое оборудование (96% всех школ). Охват питанием учащихся в крае вырос с 71% до 96%. В 2013 году завершена работа по обустройству теплых туалетов во всех школах края, где есть водопровод. Практически решена проблема по оснащению школ автобусами: приобретены, оснащены системой ГЛОНАС 708 автобусов для организации школьных перевозок, прежде всего, в сельской местности.

За 8 лет в регионе создано 50 тыс. мест в дошкольных учреждениях. Если в 2006 году уровень обеспеченности услугами дошкольного образования в регионе составлял около 57%, то в 2013 году он достиг около 95% (по России – 63,7%). Для решения этой задачи значительные средства привлечены из федерального бюджета. Продолжалось оснащение детских садов учебным и технологическим оборудованием: только в 2013 году на эти цели выделено более 150 млн. руб. Модернизируется инфраструктура профессионального образования: ремонтируются здания, общежития, спортзалы, столовые, укрепляется материальная база.

В числе первоочередных задачах на 2014 год, ключевым определяющим фактором обеспечения доступности качественного образования является уровень кадрового потенциала и степень его вовлечения во все процессы модернизации.

По материалам http://edugid.ru/novosti/

Учитывая значительный наработанный опыт в Алтайском крае в системе образования, серьезные вложения бюджетных средств за последние годы в школьное, дошкольное и внешкольное образование, губернатор Александр Карлин в своей программе «10 шагов к успеху» поставил задачу комплексного решения проблемы формирования образования ХХI века в регионе. Программа «10 шагов к успеху» рассчитана как минимум на 5 лет и представляет собой весьма амбициозный проект.

В краевых СМИ системе образования традиционно уделяется серьезное внимание, хотя бы потому, что она обеспечивает стабильный поток информационных поводов в течение всего года. Однако в данный период, который взят нами для обзора, публикации в электронных СМИ и на различных сайтах получили новый импульс за счет указанного на коллегии Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края – то, что Алтайский край стал по отдельным направлениям работы федеральной стажировочной площадкой.

В этой связи в первую очередь необходимо отметить ряд публикаций в «Вестнике образования» под рубрикой «Опыт регионов», в которых фактически были обозначены публично рамки той деятельности в системе образования края, позволившей Алтаю стать федеральной площадкой.

«Мы считаем профессию учителя одной из базовых в обществе»

О результатах модернизации образования в Алтайском крае, об условиях труда учителей и о роли школы в жизни социума в интервью журналу «Вестник образования» рассказывает губернатор Алтайского края Александр Богданович КАРЛИН.

– Александр Богданович, в последние несколько лет на федеральном уровне Алтайский край часто приводят в пример как регион, где успешно проводится реформа образования: при относительно небольших собственных финансовых ресурсах есть конкретные результаты. Это касается не только зарплаты учителей, но и прежде всего создания в системе образования современных условий обучения, преподавания. При этом в крае оптимизация школьной сети идёт бесконфликтно. В чём причины достижений алтайской реформы?

– Реформируя систему образования Алтайского края, мы получили осязаемые результаты масштабной работы, которая проводилась на протяжении последних лет. У нас большой регион: население насчитывает 2,5 млн. человек, из которых 47% проживает в сельской местности. Следовательно, половина школьников – сельские жители. В крае работают 1216 общеобразовательных учебных заведений. Поэтому, наверное, даже имея очень значительные финансовые ресурсы, сразу изменить положение дел в такой сложной системе, как образование, невозможно.

Мы понимали, что работать придётся много, и отдавали себе отчёт в том, что серьёзных качественных изменений нельзя достичь без опоры на федеральный ресурс. Приоритетный национальный проект «Образование» дал возможность получить значительную поддержку федерального центра и по направлениям комплексного проекта модернизации образования, в котором Алтайский край участвовал в 2008–2009 годах, и по другим сегментам нацпроекта, реализованным во всех регионах: подключение школ к Интернету, приобретение школьных автобусов, оснащение столовых современным оборудованием и т.д. Сегодня в крае имеется более 600 школьных автобусов, установлено 575 комплектов технологического оборудования для школьных столовых. Так что помощь федерального центра и увеличение расходов на образование в региональном бюджете позволили создать материальную базу для проведения реформы.

– А в чём заключались организационные предпосылки реформирования системы образования, связанные с особенностями Алтайского края?

– Я считаю, что было бы неправильно изобретать некую особенную региональную систему образования. Ни в коем случае так делать нельзя. У нас должна существовать эффективная национальная система. Региональные особенности должны быть учтены, но так, чтобы не нарушать целостность последней.

Ветхость школьных зданий и износ оборудования в середине 2000­х годов были обычным явлением в крае. При этом, к счастью, был сохранён главный потенциал образования – учительство. Одна из причин – отсутствие у сельского учителя в период социальных трудностей возможности сменить профессию, если, конечно, не менять места жительства. Но сама власть с учительством не боролась – мы постарались сделать его своим союзником в проведении реформ. Это стало возможным в том числе благодаря различным формам поддержки не только молодых специалистов, но и тех, кто составляет основу профессиональной когорты. Стоит отметить, что доля молодых учителей в Алтайском крае больше, чем в некоторых регионах со схожей структурой населения.

Сегодня мы не утверждаем, что проведённая реформа образования успешна, что она заслуживает только оваций, но на нынешнем этапе поставленные нами цели достигнуты.

– Что бы Вы отнесли к достижениям реформы образования в крае?

– Сейчас 75% наших школьников учатся в современных условиях, а в 2007 году их было только 35%. Но это, наверное, не главное. Более важно то, что мы на собственном опыте поняли, доказали, что образование, получаемое в современной сельской школе, вполне может соответствовать тому, что даётся в городских учебных заведений, и даже превосходить его по качеству. Качество в значительной степени зависит не от того, где образовательное учреждение расположено, а от того, насколько современно, профессионально работает коллектив.

Недавно в Алтайском крае побывал министр образования и науки Российской Федерации Андрей Александрович Фурсенко. В частности, он был в школе села Сростки, на родине Василия Макаровича Шукшина, и сказал, что потрясён увиденным. По его словам, немногим ранее он посетил регион с совершенно другими финансовыми возможностями, более солидными, но не увидел там школ подобного уровня. Мне, конечно, приятно было это слышать. В данном случае оценке федерального министра я доверяю больше, чем своей собственной.

– Те новые школы, которые появились в сёлах Алтайского края, действительно удивляют. Когда на них смотришь, возникает ощущение, что новые здания не вписываются в существующий пейзаж. Вот, например, село Налобиха, которое находится в часе езды от Барнаула: когда по нему едешь, видишь вокруг обычные дома, обычных людей, и вдруг перед тобой появляется огромное, новое, только что выстроенное здание школы, выкрашенное в цвета российского триколора. Как будто в другое измерение попадаешь. И это тоже форма воспитания: школа становится примером для подражания во всём, даже в строительстве.

– Я считаю катастрофически ошибочной установку, которой с большим рвением пытались следовать в 1990-­е годы. Утверждалось, что школа – это место, где детей не воспитывают, а только дают им знания. Но мы уже получили горькие плоды такого опыта, и сейчас государство считает по-другому. Доказательством тому служит, к примеру, материальная поддержка классных руководителей за счёт средств федерального бюджета – поддержка учителей, которые в первую очередь занимаются воспитательной работой с классом.  Такая государственная политика в области образования лишний раз подтверждает важность воспитательной функции школы сегодня…

Когда я бываю в школах, мне очень нравится смотреть, как там всё организовано, вплоть до мельчайших деталей. Например, в столовых: важно не только, какое меню там предлагают ребятишкам, но и как поддерживается чистота в помещениях, нет ли на электроплитах грязных тряпок, убран ли мусор и пр. Мне нравится заходить на уроки домоводства для девочек – кухня, косынки, фартуки, выпечка… На этих уроках наши школьницы получают полезные знания, умения, навыки, которые в жизни очень нужны, причём не только в утилитарном смысле. Главное здесь – осознание того, что будущая хозяйка должна быть готова к семейной жизни. Уже с детства она должна впитывать ощущение семейного гнезда, уюта, видеть в этом определённую красоту. К сожалению, не всех детей мамы могут этому научить, а если школа сумеет – замечательно…

– При этом вы всё-таки сохраняете в сёлах небольшие школы, где в старшем и даже в основном звене наполняемость, скажем так, не самая высокая. Входит ли в планы оптимизация образовательной сети?

– Демографическая ситуация меняется: ежегодно в крае рождается не менее 30 тыс. детей, и в начальной школе проблем с наполняемостью сейчас нет. А низкая наполняемость старших классов – последствия демографической ямы 1990­х годов. Да, есть неиспользованные резервы по оптимизации школ, но наша логика такова: мы насильно в этот процесс никого не втягивали. Здесь подход другой: показывать родителям, что именно даёт школа с большой наполняемостью. А дальше они сами решают, в каких школах учиться их детям…

– Но и роль малокомплектной школы в Алтайском крае очень высока. Может быть, даже несколько пре­увеличивается.

– Она вынужденно преувеличивается, мы должны учитывать этот факт. Есть специальное нормативное регулирование для малокомплектных школ. Но я лично не считаю маленькое образовательное учреждение идеалом. Его и школой назвать сложно, скорее, это учительский дом – исключительный случай, который не должен быть типичным. Качественное образование там получить невозможно, да и для государства содержание таких школ разорительно…

– Что ещё Вы собираетесь менять в системе образования края? Чего сегодня не хватает?

– Мы будем и дальше последовательно проводить работу по улучшению материально­технической базы школ, оснащать их современным оборудованием. Тут пока не всё так хорошо, как хотелось бы.

Будем продолжать совершенствовать воспитательную составляющую образовательного процесса, делая его более насыщенным, более полным. В сёлах открываются музеи наших великих земляков – Степана Павловича и Германа Степановича Титовых в Полковниково, Василия Макаровича Шукшина в Сростках, Екатерины Фёдоровны Савиновой в Ельцовке; строится мемориальный комплекс великого оружейника Михаила Тимофеевича Калашникова в Курье. Понятно, что такие объекты имеются не в каждом сельском районе, и этот недостаток нужно компенсировать.

Важное место в системе образования, повышении общей культуры детей должно занимать музыкальное просвещение. Я убеждён, что каждый сельский ребёнок к моменту окончания школы хотя бы раз должен побывать на хорошем концерте живой симфонической музыки, на спектакле в нормальном театре – в красивом здании, с профессиональной труппой… В Барнауле построено прекрасное здание Молодёжного театра Алтая, который сегодня получает новое развитие. В реконструированной филармонии мы проводим международный фестиваль органной музыки, где можно послушать исполнителей мирового уровня. У нас есть концертный рояль «Стейнвей», которых в мире меньше ста. И всё это должно стать культурной составляющей школьного образования. …

– В ноябре 2011 года зарплата учителей Алтайского края превысила среднюю по экономике за первый квартал, составив 14979 рублей против 12307 рублей. Удовлетворение есть?

–Удовлетворения нет. Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин говорил на встрече со мной, что средняя зарплата в Алтайском крае невысокая, ведь основа нашей экономики – сельское хозяйство. Несмотря на это, за 2011 год средняя зарплата в сельском хозяйстве выросла на 39%, соответственно повышается средняя зарплата по экономике. И мы просто обязаны и дальше повышать зарплаты учителей: как поётся в песне, «есть у революции начало, нет у революции конца».

Мы считаем профессию учителя одной из базовых в обществе и должны постоянно поддерживать её привлекательность на фоне других видов профессиональной деятельности. Зарплата – значимый параметр, но не единственный. Есть ещё такое понятие, как условия труда: в каком здании расположена школа, как выглядит учительская, какое оборудование есть в классе и пр. …

– В 2012 году на проект модернизации региональных систем образования выделено 60 млрд. рублей – столь значительных федеральных вложений в систему общего образования не было никогда и, как говорят представители федеральной власти, вряд ли когда­-нибудь будет. А дальше бремя ответственности полностью ляжет на регионы. Вы к этому готовы?

– Все деньги, которые мы получим в рамках проекта модернизации, будут потрачены с максимальной пользой. Образование – та сфера, та область нашего внимания и заботы, где тратить хочется как можно больше, хотя при нашей жизни мы не сможем полностью ощутить эффект этих вложений. Отдача будет позже, её почувствуют следующие поколения. Так, Лев Николаевич Толстой, построивший школу в Ясной Поляне, не увидел результатов при жизни, зато спустя десятилетия потомки его учеников были грамотными людьми.

Что касается ответственности регионов, то мы к ней, конечно же, готовы. Но при этом понимаем, что федеральный

центр – это не какая­то противостоящая нам сила, и надеемся, что он и дальше будет обращён в нашу сторону, причём не только с целью контроля, но и для понимания того, хватает у регионов своих ресурсов или нет. Уверен, что разумная помощь, поддержка в сфере образования и дальше будет оказываться. А мы в свою очередь должны показать, что умеем работать эффективно, используя все свои возможности. И это отношения не оппонентов, а соратников – во всяком случае за несколько лет совместной работы с Минобрнауки России у меня сложилось именно такое ощущение.

Беседовал Борис Старцев

http://vestnikedu.ru/2012/04/

 

«Управлять можно только стабильным процессом»

О реструктуризации образовательной сети, о развитии малокомплектных школ и о критериях качества образования в интервью «Вестнику образования» рассказывает заместитель губернатора Алтайского края, начальник Управления по образованию и делам молодёжи Юрий ДЕНИСОВ.

– Юрий Николаевич, можно ли определить основной вектор реформы образования в Алтайском крае, которая проводится в последние годы? Какая задача представляется Вам наиболее важной? Как её решение было связано с комплексным проектом модернизации образования (КПМО), который Ваш регион реализовал в 2008–2009 годах?

– Пожалуй, главная задача, от решения которой зависит очень многое, – это создание позитивной, стабильной атмосферы в наших учебных заведениях и в целом в системе образования края. За последние несколько лет нам удалось выработать понимание, что управлять можно только стабильным процессом.

Хорошо известно, что в учительской среде в 1990-­е годы сложилось недоверие к власти, и в 2000­е годы эту тенденцию нужно было преодолеть. Поэтому прежде всего мы взяли под контроль социальные проблемы учительства…

Что касается КПМО, то его позитивная роль заключалась, прежде всего, в том, что мы сумели систематизировать то, что уже было сделано в системе образования края, согласовать наши планы и выработать общие подходы к дальнейшему развитию. Именно в тот период мы сформировали команду единомышленников, которая в последующие годы работала во всех наших проектах. Лидером нашей образовательной команды был и остаётся губернатор края А.Б.Карлин  и не просто потому, что он мой начальник, а потому что многие, самые важные  инициативы реформирования образования исходили  и исходят от него…

– За прошедшие четыре года общее количество школ в Алтайском крае уменьшилось лишь на 13% – это немного. Как это соотносится с идеей оптимизации сети, которая реализовывалась в рамках КПМО?

– Сложнейший вопрос. Ни у кого нет сомнений в том, что школы должны быть большими. Но у нас  в крае очень много маленьких образовательных учреждений – более 700.  С одной стороны,  существование малокомплектных школ – это прежде всего вопрос экономической эффективности.  И здесь необходимо отметить следующее: да, количество учебных заведений у нас сократилось ненамного, но неэффективные расходы за прошедший год уменьшились с 25 до 18,8%. С другой стороны, мы понимаем, что  сохранение  школы – это вопрос судьбы села. Конечно, нужно обеспечивать качество образования, укрупнять образовательные учреждения, чтобы в каждом райцентре была такая  же школа, как в краевом центре. И в крае мы это делаем.

Оставляя образовательное учреждение, мы тем самым  подаём всем жителям сигнал от власти, что не считаем их село окончательно бесперспективным и потому в их силе и власти возродить его

И потому к закрытию учебного заведения предъявляются очень жёсткие требования – до принятия решения родители первыми совершают путь до другой школы, который должны будут каждый день проделывать их дети. Они садятся в автобус, приезжают в образовательное учреждение, смотрят, где будут учиться ребята, кто их будет учить, чем и как кормят в столовой, как оснащены кабинеты, какие работают секции, кружки и многое другое. И родители интересуются, сколько денег высвободится после закрытия школы и на что они будут потрачены. И только после их согласия проводятся все другие мероприятия  по реорганизации учебного заведения.

– А качество образования в таких школах как обеспечивается?

– В маленьких школах есть своя особая атмосфера, совершенно другая аура: они сами себе готовят смену, как правило,  из своих же учеников, и все жители села – это практически  бывшие выпускники этого же учебного заведения.

И учителя в них  особые, которые ведут сразу несколько предметов или ведут занятия сразу в нескольких классах. И для того чтобы обеспечить качество в таких школах, надо оказать дополнительную поддержку этим преподавателям.  С этой целью мы специально отработали вопросы введения нового стандарта в этих образовательных учреждениях, подготовили специальную методическую поддержку учителей, отрабатываются дистанционные технологии для таких школ – прежде всего в изучении иностранного языка, информатики. Мы сформировали  образовательные округа, создали сеть базовых школ, дополнили их школьными округами и всё это используем для сетевого взаимодействия, прежде всего в интересах малокомплектных школ.

Решение проблемы качества в таких учебных заведениях напрямую зависит и от притока в них молодых специалистов. С этой целью в Алтайском государственной педагогической  академии открыт пятилетний бакалавриат, где учителей – готовят сразу по двум направлениям. Есть краевая программа поддержка преподавателей, стимулирующая их ехать на работу в малокомплектные школы: каждый учитель получает 100 тыс. рублей «подъёмных». И главное – финансируются такие образовательные  учреждения, в том числе и заработная плата педагогов, независимо от количества учеников.

Другой аспект – оборудование. И если раньше мы поддерживали в первую очередь базовые школы и учителей–победителей различных конкурсов (оборудование поставлялось целенаправленно в их кабинеты), то сейчас благодаря проекту модернизации региональной системы образования мы оснащаем все школы на начальной ступени всем необходимым для реализации нового стандарта. Современное оборудование должно быть в каждом учебном заведении. Пусть даже лаборатория для изучения естественно­научных дисциплин будет небольшой – всегда можно её дополнить электронными ресурсами, моделирующими виртуальную лабораторию. Сейчас мы выявляем те образовательные учреждения, где пока нет мультимедийных комплексов, интерактивных досок, и в этом году все их дооснастим…

– За счёт чего было достигнуто сокращение неэффективных расходов? И планируются ли в крае дальнейшие меры по оптимизации сети школ?

– Оптимизация – это не синоним закрытия.  Это процесс постоянный, непрерывный. Если говорить о сокращении сети общеобразовательных школ, то здесь возможности практически исчерпаны. Но не возможности для сокращения неэффективных расходов в образовании.

Сейчас, как правило, муниципалитеты оплачивают содержание кочегаров школьных котельных, водителей школьных автобусов, бухгалтеров, поваров – раньше они далеко не всегда находили на это деньги. Но не все – это резерв первый. При сокращении доли непедагогического персонала мы руководствовались рекомендованным соотношением «70 к 30». Количество учеников, приходящихся на одного учителя, за последнее время увеличилось, так как школы оптимизировали штатное расписание. И здесь у нас тоже есть резервы. Значительная доля неэффективных расходов и из­-за низкой наполняемости сельских школ.

Беседовал Борис Старцев

http://vestnikedu.ru/2012/04/

 

Алтайский край в качестве федеральной образовательной площадки представляет интерес не только для соседних российских регионов, но и для соседей из ближнего зарубежья. Во время официального визита Акима Восточного Казахстана на Алтай, особое внимание было уделено рассмотрению создания образовательных кластеров в крае. Соответственно это нашло свое отражение и в СМИ.

Алтайский губернатор познакомил Акима Восточного Казахстана с особенностями образовательных кластеров в регионе

Аким Восточного Казахстана Бердыбек Сапарбаев в сопровождении Александра Карлина осмотрел образовательный кластер, сформированный в барнаульском квартале 2000. На площадку в границах улиц Малахова, Балтийской, Лазурной, Взлетной они приехали после осмотра крытого хоккейного корта "Льдинка" в СДЮШОР по футболу Алексея Смертина, сообщает официальный сайт Алтайского края.

 

«Губернатор Александр Карлин, знакомя гостя с учреждениями, расположенными по соседству (часть их соединена переходами), подчеркнул, что образовательный кластер становится ядром социальной сферы жилого квартала. В квартале 2000 на одной площадке действуют детский сад, современная школа с бассейном и художественная школа.

Новый корпус художественного отделения Детской школы искусств №6 г. Барнаула построен в рамках губернаторской программы "75х75". Затраты на строительство и комплектование составили около 35 млн. рублей. Площадь школы искусств - около 1 тыс. кв.м. В распоряжении преподавателей и обучающихся – три мастерские рисунка, живописи, композиции, мастерская декоративно-прикладного искусства, столярный цех, класс истории искусств, библиотека. Общая стоимость новой школы с бассейном превысила 311 млн. рублей. Для обеспечения водоподготовки установлено немецкое оборудование.

Иными словами, кластерный подход к формированию образовательной среды дает возможность получить образование от дошкольного до предпрофессионального уровня на одной площадке, причем в условиях, полностью отвечающих современным требованиям к образовательной сфере. Не менее важно, что в образовательном кластере полностью реализуются современные здоровьесберегающие технологии. Каждый кластер включает в себя спортивные сооружения. Причем и бассейны, и стадионы школьными называются только условно, поскольку ими пользуются не только дети дошкольного возраста, но и взрослые, живущие поблизости.

Акима Восточного Казахстана заинтересовала модель образования, которая позволяет сосредоточить дошкольное, школьное и дополнительное образование на одной площадке внутри современного жилого микрорайона, обеспечивая при этом не только современные условия обучения, но и максимальный комфорт, а также безопасность детей. Аким Восточного Казахстана посоветовал акиму Усть-Каменогорска обратить внимание на опыт его барнаульского коллеги.

По мнению губернатора Алтайского края, образовательный кластер в Барнауле может послужить в качестве модели формирования образовательной среды любому другому городу и даже столице страны. Применяемые подходы соответствуют задачам, которые поставлены Президентом России, в том числе в сфере развития образования».

В августе 2014 года пройдет очередной Съезд работников образования Алтайского края. Проведение Съездов через 4 года дает возможность не только оценить многие факторы изменений за прошедший период, но и более отчетливо сформулировать новые требования и ориентиры развития отрасли. Подготовка к его проведению занимает существенное время, и СМИ различных муниципальных образований освещают ход его подготовки. В качестве примера можно привести публикацию с сайта комитета по образованию г.Ярового.

«Масштабное и значимое мероприятие для системы образования Алтайского края пройдет в августе 2014 года - IX Съезд работников образования Алтайского края. Он пройдет не только в краевой столице, но и в образовательных округах.

История проведения Съездов берет свое начало в 1954 году. С тех пор многое изменилось: страна, система образования, но сохранилась традиция коллективно обсуждать наиболее актуальные задачи и основные направления деятельности на перспективу.

С момента проведения последнего VIII съезда в феврале 2010 года, прошло 4 года. За это время в крае сформировалась открытая, гибкая и доступная образовательная среда. Сегодня можно с уверенностью говорить о значительных позитивных изменениях во всех сферах региональной системы образования.

Так, по итогам реализации комплексов мер по модернизации общего Образования, Алтайский край включен в группу субъектов РФ, чьи практики представляют наибольший интерес и рекомендованы Министерством образования и науки России для поддержки и дальнейшего распространения опыта. Данные результаты представлены Институтом образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по итогам мониторинга, проведенного в 2013 году.

В федеральный банк лучших практик включен опыт Алтайского края по обеспечению качества образования в сельских и малокомплектных школах и по внедрению специального инновационного фонда для поддержки передовых школ и педагогов. Опыт региона отражен в аналитических материалах, подготовленных для Президента и Правительства России. Алтайские школы вошли в число общеобразовательных организаций, обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников «Топ-500» и «Топ-25» среди сельских школ.

Учителя также достигают высоких результатов на всероссийском уровне. Впервые за 12 лет лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года» стал учитель информатики лицея № 124 г. Барнаула Алексей Лисин, а учитель иностранного языка Правдинской школы Первомайского района Олеся Отмашкина стала победителем Всероссийского конкурса «Педагогический дебют - 2014».

Заметных успехов добиваются одаренные дети. В 2014 году ученик 9 класса лицея №124 г. Барнаула Дмитрий Сычев признан абсолютным победителем заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике, а в 2013 году абсолютным победителем Международной олимпиады по информатике стал учащийся гимназии № 42 г. Барнаула Печатнов Юрий.

В 2013 году край вошел в число 11 лучших регионов России по доступности дошкольного образования.

Регион сегодня является лидером в вопросах строительства, реконструкции и ремонта школ, а также в модернизации системы школьного питания. В Алтайском крае один из самых высоких показателей по охвату школьников горячим питанием - более 96%. Инфраструктура школ заметно преобразилась - во всех учреждениях созданы современные комфортные условия.

Территориальные образовательные кластеры появляются не только в городе Барнауле, но и в сельской местности.

Продолжается модернизация профессионального образования, основная цель которой - совершенствование системы как полноценного ресурса инновационного развития Алтайского края на основе консолидации институтов начального, среднего и высшего образования и реального сектора экономики.

Несомненно, успех выполнения столь важных задач в первую очередь зависит от кадрового потенциала.

Решению данного вопроса в регионе уделяется особое внимание: растет заработная плата педагогических работников всех уровней, реализуется система мер по привлечению молодых специалистов и их закреплению на местах трудоустройства, в том числе путем предоставления ипотечных кредитов на приобретение жилья, реализацией комплекса мер социальной помощи сельским педагогическим кадрам, предоставления путевок на санаторно-курортное лечение. И в этой связи очень важно, что все достигнутые результаты согласуются с решением VIII Съезда учителей Алтая, определившего первоочередные задачи по обновлению качества профессиональной деятельности педагога…

К обсуждению решения Съезда будут привлечены самые широкие круги педагогической общественности. Так, в муниципалитетах на районных августовских конференциях работников образования будут предложены мероприятия по его реализации. С учетом масштаба отрасли и понимания, что любые изменения касаются очень большого количества жителей Алтайского края, задача делегатов и гостей Съезда работников образования определить точки роста и приоритеты в развитии системы образования на последующий период».

http://komitet.ucoz.net/news/

 

Важным моментом в объединении финансовых потоков, направленных на систему образования Алтайского края можно признать использование в регионе всех возможностей, в том числе и привлекаемых федеральных ресурсов по формально другим программам. Например, по такой программе, как «Устойчивое развитие сельских территорий». Выделяемые федеральным центрам значительные ресурсы идут на решение широкого комплекса сельских проблем, в том числе и на систему образования.

 

На социальное развитие сел Алтайского края в этом году будет направлено почти 1,5 млрд. рублей

Об этом губернатор Алтайского края Александр Карлин заявил на совещании с главами органов исполнительной и представительной власти городов и районов Алейского управленческого округа. Это совещание он провел в ходе рабочей поездки в Краснощековский район. Подобные мероприятия уже состоялись в Барнаульском, Славгородском и Каменском управленческих округах, сообщает официальный сайт региона.

"Одна из целей наших интенсивных поездок в сельские территории - оценить реализацию программы "Устойчивое развитие сельских территорий", которая является одной из самых значимых для нашего аграрного края. Мы стали инициаторами разработки такой программы в стране: к тому времени, когда вышла федеральная программа, мы уже 2 года вели такую работу, используя только наши ресурсы. Второй год подряд мы можем привлекать на развитие сельских территорий большой объем федеральных ресурсов. По грубым прикидкам (еще не весь объем ресурсов распределен), мы на программу "Устойчивое развитие сельских территорий" в этом году направим 1,3 млрд. рублей. Деньги пойдут на развитие жилищного строительства, в том числе для молодых специалистов, молодых семей и других социальных групп. Средства будут направлены на комплексную застройку жилых поселков. Мы готовим такой проект в Тальменском районе, реализуем - в Ключевском. Есть подобные финансово емкие проекты в других районах. По этой программе мы будем развивать сельскую инфраструктуру, в частности, строить и реконструировать водопроводы, вести газификацию сел в тех территориях, куда уже приведен магистральный газопровод", - рассказал Александр Карлин.

Мощным сегментом программы устойчивого развития сельских территорий является развитие системы дошкольного образования детей. В этом году в крае будет реконструировано или построено 50 детских дошкольных учреждений. Из них 9 предстоит построить, и 41 реконструировать. Большая часть детских садов расположена именно в сельской местности. В этом году будет создано около 4 тыс. мест в детских садах. Следует напомнить, что Алтайскому краю из федерального бюджета выделено дополнительно более 920 млн. рублей на модернизацию дошкольного образования.

"Мы продолжаем работу в программе "Новая школа Алтая" - строим новые и модернизируем действующие образовательные учреждения. По программе устойчивого развития сельских территорий мы строим ФАПы. на эти цели уже получили в этом году 5 млн. рублей из федерального бюджета. Мы научились в сжатые сроки строить модульные фельдшерско-акушерские пункты", - констатировал Александр Карлин.

Не менее важным аспектом в системе образования края можно считать необходимость создания необходимых условий для занятия физкультурой и спортом в общеобразовательных учреждениях. При этом если в городских условиях данная проблематика принципиально уже была решена, то в сельской местности существовало множество нерешенных моментов. В указанный период губернатор края выступил фактически с программным заявлением, что нашло соответствующее отражение в СМИ.

Наша сверхзадача - сделать регулярное занятие спортом неотъемлемой частью жизни: алтайский губернатор

В Год Олимпийских игр в России XIV Олимпийская неделя в Барнауле стартовала на реконструированном стадионе "Лабиринт". Как сообщили в пресс-службе администрации региона, губернатор Алтайского края Александр Карлин поздравил барнаульцев с этим значимым событием.

"Сегодня второе рождение хорошо известного и любимого горожанами стадиона "Лабиринт". Чтобы оно состоялось, всем нам пришлось немало потрудиться. Но это стоит полученного результата. Сегодня спортивный объект отвечает всем требованиям спортивного сооружения 21 века. Стадион любим горожанами, потому что удачно расположен. Спортивные сооружения должны создаваться в шаговой доступности от жилых микрорайонов, чтобы меньше тратилось времени и сил на дорогу, чтобы спорт, занятие физической культурой стали более доступными для молодых и взрослых жителей городов и сел – это требование Президента России Владимира Владимировича Путина. И нам не стыдно за ту работу, которую мы системно проводим и в краевой столице, и в городах и селах Алтайского края для решения этой задачи. За несколько последних лет на строительство и реконструкции спортивных объектов в крае потрачено около двух млрд.рублей. Это и новые стадионы, и универсальные спортивные залы и бассейны", - подчеркнул губернатор Александр Карлин.

Он напомнил о том, что по краевой программе "80x80" на создание новых спортивных объектов будет направлено около 3,5 млрд. рублей. "По этой программе мы создадим еще 9 уникальных ультрасовременных спортивных объектов в Барнауле, наших районных центрах, городах и сельских населённых пунктах", - уточнил глава региона.

По его словам, за несколько последних лет число детско-юношеских спортивных школ в крае возросло с 87 до 104. В них занимаются на регулярной основе более 50 тыс. ребят. А число специализированных школ олимпийского резерва за это время увеличилось в три раза - с 4 до 12. Как результат - в числе членов сборных команд России все больше алтайских спортсменов.

"Наша сверхзадача - сделать активный образ жизни, регулярное занятие физической культурой и спортом неотъемлемой частью образа жизни каждого жителя Алтайского края", - подчеркнул глава региона.

На воссоздание объекта было направлено порядка 66 млн. рублей, из которых 18,4 млн. – краевые средства, 8 млн. рублей – федеральные.

"За это время мы построили 12 школьных стадионов, два аналогичных спортивных сооружения. Почти полмиллиарда рублей вложено государственных средств, из которых 270 млн. рублей – из краевого бюджета. У нас есть абсолютная уверенность в том, что при поддержке Администрации края мы сегодня сделаем все, чтобы в Барнауле каждый житель занимался физкультурой и спортом. Это наша самая главная задача", - отметил глава администрации города Игорь Савинцев.

http://www.amic.ru/news/

В Алтайском крае реализуют проект по созданию условий для занятий физической культурой и спортом в сельских школах

Алтайский край вошел в число 42 регионов, в которых в 2014 году будет реализован проект по созданию условий для занятий физической культурой и спортом в сельских школах. Список регионов-участников проекта озвучен в ходе видеоконференции, которую провела координатор проекта "Детский спорт" Ирина Роднина.

На эти цели из федерального бюджета выделено 32 млн. рублей. Кроме того, треть расходов возьмут на себя краевой и муниципальные бюджеты, сообщает Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края.

В настоящее время губернатор Алтайского края Александр Карлин утвердил комплекс мероприятий по созданию условий для занятий физической культурой и спортом в сельских школах. Таким образом, в регионе 11 школьных спортивных залов будут отремонтированы, а на базе Прутской школы Павловского района еще и построена уличная школьная спортивная площадка.

Кроме того, 60 базовых общеобразовательных учреждений, являющихся ресурсными центрами школьных округов Алтайского края, будут оснащены спортивным инвентарем и оборудованием. Также средства выделены на оснащение и приобретение экипировки для создания 15 спортивных клубов и поддержку уже имеющихся.

 

В результате реализации комплекса мероприятий доля учащихся, занимающихся внеурочной деятельностью спортивной направленности, увеличится в среднем на 10%.

Как уже сообщало ИА "Амител", в апреле этого года в ходе визита в регион олимпийская чемпионка Ирина Роднина объявила о старте проекта "Единой России" под названием "Детский спорт" и совместно с губернатором Алтайского края Александром Карлиным посетила школу поселка Прутской Павловского района, претендующую на участие в проекте.

 

Она подчеркнула, что в первую очередь средства будут направлены в школы, где ведется активная работа в области спорта. Алтайский край является таким регионом, именно поэтому он выбран для реализации этого проекта.

http://www.amic.ru/news/

В 2014 году в силу ряда обстоятельств в России не вручались золотые и серебряные медали выпускникам общеобразовательных школ. В Алтайском крае с целью сохранения стимула к обучению у школьников, педагогов и родителей, в регионе были утверждены региональные золотые и серебряные медали. Вместе с тем, данное решение благотворно повлияло и на оценку государственной политики в системе регионального образования.

В Алтайском крае решили сохранить медали для школьников

В алтайском крае решили сохранить медали для выпускников школ. Такое заявление сделал  накануне, 17 апреля, на встрече с победительницей всероссийского конкурса "Педагогический дебют-2014" Олесей Отмашкиной губернатор Александр Карлин. Его слова цитирует официальный сайт региона.

"Я сегодня (17 апреля/, - прим. ИА "Амител") подписал указ об учреждении региональных золотой и серебряной медали. Во время обучения в школе ученики целеустремленно шли к этой награде. Мы не имеем права лишать их такого стимула", - отметил глава региона.

Для получения золотой медали необходим аттестат с отличием. Также выпускник должен иметь 70 и более баллов ЕГЭ по русскому языку и минимум 60 баллов по математике. Серебряную медаль получат обладатели только аттестата с отличием.

"Эскизы медалей уже утверждены. На одной стороне у них будет надпись "За особые успехи в учении", окруженная пальмовыми ветвями, на другой - герб региона, надпись "Алтайский край" и год выдачи", - сообщает ИТАР-ТАСС.

http://www.amic.ru/news/

Современная система образования включает в себя не только образовательный и воспитательный аспекты, но и весь комплекс подготовки детей к школе. Поэтому уже весной начинается работа по проведению детской оздоровительной кампании в рамках летних детских лагерей.

Около 78 млн. рублей выделили в Алтайском крае на первую смену детской оздоровительной кампании

На организацию первой смены детской оздоровительной кампании выделено около 78 миллионов рублей. Распоряжение об этом подписал губернатор Алтайского края Александр Карлин.

77 млн. 758 тыс. рублей направлено в муниципальные районы и городские округа для оказания государственной меры поддержки в виде оплаты средней стоимости путевки в загородные оздоровительные лагеря детям школьного возраста на первую смену в рамках государственной программы "Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае" на 2014-2020 годы, пояснилив  пресс-службе администрации региона.

Напомним, что 35% стоимости путевки в краевые загородные оздоровительные лагеря оплачивается сотрудникам федеральных государственных учреждений, во все загородные оздоровительные лагеря сотрудникам краевых государственных учреждений; 50% гражданам, проживающим на территории Алтайского края и имеющим детей школьного возраста до 15 лет (включительно); 100% третьему и последующим детям в семье при условии, что не менее трех детей направляются в загородные оздоровительные лагеря.

В настоящее время продолжается акарицидная обработка детских оздоровительных лагерей. Всего планируется провести работы на территории площадью более 850 га. Помимо самого учреждения сюда дополнительно включен и 50-метровый барьер за его границей. На проведение данных мероприятий из краевого бюджета выделен 1 млн. 200 тыс. рублей в рамках государственной программы "Развитие образования и молодежной политики Алтайского края" на 2014-2020 годы, сообщает Главное управление образования и молодежной политики края.

Акарицидную обработку учреждений отдыха и оздоровления контролируют специалисты Роспотребнадзора по Алтайскому краю. Работы будут завершены к 24 мая.

До 20 мая запланированы выезды членов комиссии в лагеря Барнаульского округа совместно с членами Алтайского краевого совета родительской общественности.

Напомним: в этом году будут работать 80 загородных оздоровительных лагерей и 1024 лагеря с дневным пребыванием, а также санатории, базы отдыха, туристические и палаточные лагеря. Всего планируется оздоровить более 160 тысяч детей.

В 2014 году стоимость путевки для лагерей, работающих в режиме 3 смен и более, составит 11,5 тыс. рублей, менее 3 смен – 10 тыс. рублей. 50% стоимости путевки в качестве меры государственной поддержки будет оплачено из средств краевого бюджета, 35-40% - расходы работодателя. Таким образом, родительская доля составит 15%.

http://www.amic.ru/news/

Значительной проблемой в системе образования является привлечение в образовательные учреждения края молодых специалистов. Да и в целом тема трудоустройства выпускников вузов является актуальной во многих регионах страны. Краевые СМИ в указанный период освещали решения, направленные на снятие напряжения в данном направлении.

В Алтайском крае стало больше школ, в которые выгодно трудоустраиваться молодым специалистам

В Алтайском крае расширен список школ, при трудоустройстве в которые молодым специалистам выплачивается единовременное пособие. Как пояснили сегодня, 15 мая, в пресс-службе администрации региона, постановление об этом подписал губернатор Александр Карлин.

Согласно документу в число общеобразовательных организаций, при трудоустройстве в которые молодым специалистам осуществляется выплата краевого пособия, также включены филиалы и школы с численностью обучающихся не более 200 человек. По-прежнему учреждения должны быть расположены на территории сельской местности и рабочих поселков.

Краевой список вакансий 2014 года также уже утвержден, всего их 196. Все вакансии предусматривают предоставление жилья (служебного, муниципального, съемного с предоставлением компенсации из средств муниципального бюджета). Отметим, что в текущем году на рассмотрение отборочной комиссии было представлено более 250 вакансий из 58 муниципальных образований края.

Директора школ, муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования, специалисты центров оказания содействия трудоустройству выпускников продолжают работу по привлечению молодых специалистов в сельские школы. Согласно предварительным результатам заседаний комиссий по оказанию содействия трудоустройству выпускников Алтайской государственной педагогической академии, Алтайской государственной академии образования им. В.М. Шукшина, состоявшихся в конце апреля, 24 выпускника текущего года уже планируют участие в конкурсе на получение единовременного пособия.

Напомним, что ежегодно, начиная с 2011 года, 40 выпускников образовательных организаций высшего образования, трудоустроившихся в сельские малокомплектные школы, получают единовременное пособие из средств краевого бюджета. В 2013 году размер предоставляемой выплаты был увеличен до 200 тыс. рублей. За период реализации мероприятия уже 120 молодых специалистов стали ее получателями.

Участие в конкурсном отборе могут принять выпускники, окончившие образовательную организацию высшего образования в текущем году (или выпускники прошлых лет по окончании отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, либо после прохождения службы в Вооруженных Силах РФ), трудоустраивающиеся на работу по специальности на вакансию из утвержденного приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края списка в текущем году.

http://www.amic.ru/news/

Выпускникам вузов с «красными» дипломами будет проще поступить на муниципальную службу Алтайского края

Губернатор Александр Карлин подписал изменения в закон "О муниципальной службе в Алтайском крае". Как сообщает пресс-служба администрации региона, для главных должностей муниципальной службы установлен ряд квалификационных требований – высшее образование и стаж муниципальной службы (государственной службы) не менее двух лет или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее трех лет.

Теперь же для лиц, которые имеют дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет с момента получения диплома квалификационные требования будут снижены: их стаж муниципальной службы (государственной службы) или стаж работы по специальности, направлению подготовки должен составлять не менее одного года.

Изменения в закон внесены в целях реализации соответствующего Указа Президента России, которым предусмотрены такие преференции.

http://www.amic.ru/news/

Одним из важнейших направлений в развитии региональной системы образования является обязательное требование по выполнению Указа Президента РФ о ликвидации очередей на получение мест в детских садах. Эта проблема не решалась, по многим причинам, долгие годы. За 2 последних года в крае произошел существенный прорыв в решении этой проблемы и СМИ отражали эти процессы достаточно активно. В качестве примера можно привести следующую публикацию.

 

Почти 40 муниципальных образований Алтайского края обеспечили местами в детсадах детей в возрасте от 3 до 7 лет

Задача обеспечения местами в дошкольных детских учреждениях детей в возрасте от 3 до 7 лет в Алтайском крае решается индивидуально в каждом муниципальном образовании. Это подчеркнул губернатор Алтайского края Александр Карлин во время рабочей поездки в Бийский район посетивший детсад в поселке Пригородный. Так, для детей в этом населенном пункте необходимо было создать дополнительные места в детском саду, организовав филиал действующего образовательного учреждения.

"Мы использовали пустовавшее помещение начальной школы, капитально его отремонтировали и создали в нем филиал местного детского сада на 40 мест. Детям созданы прекрасные условия, в населенном пункте созданы дополнительные рабочие места. Мамы детей, которые ходят в детсад, получили возможность устроиться на работу, это тоже очень важно", - констатировал Александр Карлин.

Глава региона также подчеркнул, что Алтайский край имеет все возможности для досрочного выполнения Указа Президента Российской Федерации. "Почти четыре десятка городов и районов уже не имеют очереди в детские сады для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Сегодня мы эту задачу решаем повсеместно. Ясно, что и после решения этой задачи нам необходимо будет строить детские сады, но эта работа будет идти в менее напряженном режиме, с оглядкой на демографическую ситуацию. Мы намерены реализовывать эту задачу и в формате школа - садик. В крупных городах, в районах массовой жилой застройки идет строительство более мощных детских дошкольных учреждений, рассчитанных на 330 мест. Но Пригородный - пример успешного решения проблемы в относительно небольшом населенном пункте", - отметил Александр Карлин.

Он также напомнил, что в этом году на обеспечение детей местами в дошкольных образовательных учреждениях Алтайский край получил из федерального бюджета более 900 млн. рублей. На эти цели направляются и средства из краевого бюджета. В результате в крае в этом году дополнительно будет создано более 4 тыс. мест в детских садах, сообщает официальный сайт Алтайского края.

Таким образом, за период апреля-мая 2014 года краевые СМИ активно раскрывали различные аспекты системы образования края, актуализируя губернаторскую программу «10 шагов к успеху», в которой серьезное место отводится именно образовательной ситуации и ставится задача сделать современным всю систему образования края.

В СМИ отражались как вопросы экономического характера, кадрового, социального и даже международного – в плане обмена опытом с Восточным Казахстаном. В результате складывалась объемная и всесторонняя картина текущего и перспективного развития системы образования в Алтайском крае.