18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
Президентское послание для чиновника – приказ к исполнению. Президент напомнил, что дети – это наше все и дал несколько практических рекомендаций. Как они исполняются – вот в чем вопрос. Который и был рассмотрен на Совете администрации Алтайского края под председательством губернатора Александра Карлина. За сферу образования отчитывался вице-губернатор, начальник регионального управления по образованию и делам молодежи Юрий Денисов. Представляем вашему вниманию тезисы этого доклада:



«В Послании и Поручениях Президента РФ Д.А. Медведева значительное внимание уделено решению проблем детства в сфере образования. А именно, в сферах содержания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и дошкольного образования.

Работа по их решению в крае уже ведется в рамках действующих краевых программ. Вместе с тем, во исполнение Поручений Президента и Губернатора управлением приняты дополнительные меры.


Так с целью своевременного и качественного выполнения Поручения «обеспечить создание в детских домах и специальных (коррекционных) общеобразовательных школах-интернатах попечительских советов» в крае проведена следующая работа:

Разработаны и внедрены:
  • примерное Положение о Попечительском совете;
  • Рекомендации по созданию и организации деятельности Попечительских советов.
В феврале 2011 года во всех детских домах и специальных (коррекционных) школах-интернатах Алтайского края:
  • утверждены обновленные Положения о Попечительских советах,
  • новые составы Попечительских советов,
  • приняты планы мероприятий по совместной деятельности,
  • внесены изменения в содержание работы Попечительских советов в соответствии с поставленными задачами.
  • Составлен краевой реестр Попечительских советов.
  • Формируется практика закрепления за каждым воспитанником, группой представителей Попечительских советов (Каменский, Кытмановский, Заринский детские дома, Ребрихинская специальная (коррекционная) школа-интернат).
   Юрий Денисов, вице-губернатор, начальник регионального управления по образованию и делам молодежи

Юрий Денисов, вице-губернатор, начальник регионального управления по образованию и делам молодежи

Основными направлениями деятельности попечительских советов интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются:
  • Содействие открытости и публичности в деятельности учреждений, обеспечение общественного контроля за деятельностью интернатных учреждений
  • Содействие духовному развитию личности воспитанников и выпускников интернатных учреждений
  • Содействие в семейном жизнеустройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социализации выпускников
  • Привлечение внебюджетных финансовых средств для развития интернатных учреждений

В целях повышения эффективности деятельности Попечительских советов интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, управлением запланированы ряд мероприятий, среди которых организация краевого конкурса на «Лучший Попечительский совет». Методическое руководство работой Попечительских советов осуществляет КГОУ «Семь плюс».

Также нами предпринимаются меры по более широкому вовлечению в работу Попечительских советов депутатов АКЗС.


Об исполнении поручения Президента РФ Д.А. Медведева по разработке и реализации программ социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов проделана следующая работа.

В крае эта работа ведется активно на протяжении последних пяти лет. В т.ч., приняты и выполняются социально значимые программы, действуют нормативные правовые акты, направленные на обеспечение постинтернатного сопровождения выпускников детских интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Так, в Алтайском крае принят закон от 28.12.2009 № 115-ЗС «О патронатном сопровождении в Алтайском крае», постановление Администрации Алтайского края от 02.09.2010 № 387 «Об утверждении Положения об организации патронатного сопровождения выбывших воспитанников или выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», реализуется ведомственная целевая программа «Развитие образования в Алтайском крае» на 2011 - 2013 годы.

В настоящее время с 71 патронатным воспитателем заключены договора об оказании услуг по патронатному сопровождению. Этой формой социальной помощи охвачено 156 обучающихся образовательных учреждения начального и среднего профессионального образования.
Вместе с тем, в этой сфере еще много проблем и необходимы дополнительные меры.

Что предпринято для выполнения поручения Президента?

  1. В мае 2011 года проведен семинар-совещание для руководителей интернатных учреждений по теме «Организация работы по социализации воспитанников и выпускников детских интернатных образовательных учреждений края с целью обеспечения их успешной постинтернатной адаптации».
  2. В целях оказания информационно-просветительской и консультативной помощи выпускникам детских интернатных образовательных учреждений края работает телефон «горячей линии» (36-63-97), открыта страница «Вместе в будущее» на сайте краевого центра «Семья плюс».
  3. Осуществляется работа по изданию справочной, информационной и иной литературы для выпускников детских интернатных образовательных учреждений по вопросам социальной адаптации.
  4. Созданы информационная краевая база данных выпускников детских интернатных образовательных учреждений
  5. краевой общественный Совет по социализации выпускников детских домов и опекунских семей.
  6. В крае разработана система подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов, осуществляющих работу с выпускниками.
  7. В рамках реализации Соглашения о партнерстве между Администрацией Алтайского края и Детским фондом «Виктория» осуществляется содействие фонда в решении проблем социализации воспитанников и выпускников детских домов.
  8. В соответствии с Соглашением заключенным между управлением Алтайского края и делам молодежи и корпоративным благотворительным фондом «Катрен» осуществляется реализация проекта "Хочу учиться".
  9. С целью разработки программ социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организована работа по обобщению опыта учреждений по социализации воспитанников и выпускников.
  10. Разработан проект краевой программы «Социальная адаптация выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2011-2013 годы.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

  1. Увеличение доли выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжающих обучение в учреждениях профессионального образования, в общем числе выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов до 99%.
  2. Увеличение доли выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных социальным, психолого-педагогическим сопровождением, в общем числе выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов до 99%.
  3. Увеличение количества детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов, имеющих социальные гостиницы для приема выпускников для временного проживания до 42.
  4. Увеличение доли трудоустроенных, включая продолживших обучение, ушедших в ряды вооруженных сил, в отпуск по уходу за ребенком, выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общем числе получивших профессиональное образование до 75%.
  5. Увеличение доли закрепившихся на рабочем месте выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общем числе получивших профессиональное образование до 25%.
  6. Постинтернатный патронат до 44% выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  7. Создание в учреждениях условий, приближенных к условиям семейного воспитания, для 100% воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дошкольное образование.

Как вы знаете, проблеме обеспечения местами в ДОУ в последние годы обострилась и не только у нас в краев, но и в целом в стране. Одна из причин: увеличение рождаемости. В связи с этим в крае принимался в последние годы комплекс мер по решению этой проблемы. Вместе с тем для реализации Поручений Президента приняты дополнительные меры.

«Разработать и реализовать программы реконструкции существующих и строительства новых детских садов»

В Алтайском крае на прошедшей неделе Губернатором края утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие дошкольного образования в Алтайском крае» на 2011 - 2015 годы.

Мероприятиями программы предусмотрено развитие системы дошкольного образования Алтайского края с использованием внутренних резервов образовательных учреждений (открытие групп кратковременного пребывания в общеобразовательных учреждениях, открытие групп в действующих ДОУ, открытие дошкольных учреждений на площадях общеобразовательных учреждений, строительство новых детских садов), а также развития негосударственного сектора, предоставляющего образовательные услуги и услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста.

На реализацию указанной программы в 2011 году за счет средств краевого бюджета предусматривается выделение 485 027, 0 тыс. руб.

Помимо этого в перечень объектов программы «75х75», в рамках адресной инвестиционной программы, реализуемой в 2011-2012 годах, включено 8 детских садов (строительство – 5, реконструкция -3). Помимо этого, 2 учреждения дошкольного образования будут открыты за счет реконструкции зданий в рамках адресной инвестиционной программы.

В целях сокращения затрат на разработку проектно-сметной документации в качестве проекта повторного применения утвержден проект на строительство детского сада на 145 мест, который направлен органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края для использования в работе.

В 2011 году планируемая работа по расширению действующей системы дошкольного образования позволит открыть 22 дошкольных учреждения и 2 филиала, 127 дополнительных групп в действующих ДОУ, 2 ДОУ как юридических лиц на базе общеобразовательных учреждений, 22 группы кратковременного пребывания в общеобразовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Планируемые меры позволят в 2011 году увеличить действующую сеть дошкольного образования края на 6700 мест.

«Обеспечить поддержку развития вариативных форм дошкольного образования, в том числе негосударственных детских организаций и семейных детских садов, предусмотрев, по возможности, предоставление им соответствующих помещений, применение пониженных ставок арендной платы, льгот по налогу на имущество».

В крае функционируют три негосударственных (частных) дошкольных образовательных учреждения, которым на льготных условиях арендной платы переданы муниципальные здания на длительный срок. Администрациями муниципальных районов и городских округов разрабатываются необходимые нормативные документы для предоставления возможности получения дошкольного образования гражданам в негосударственных организациях по доступным ценам за счет предоставления льготных условий на аренду зданий.

В крае организовано взаимодействие двух краевых структур управления Алтайского края по образованию и делам молодежи и управления Алтайского края по труду и занятости населения, которыми ведется совместная работа по развитию направления «Семейные дошкольные группы».

Проводится работа по привлечению в систему дошкольного образования индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги дошкольного образования. В крае составлен реестр действующих организаций (индивидуальных предпринимателей) оказывающих населению услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста в который вошли 38 предпринимателей. В настоящее время работают над разработкой бизнес-планов 8 граждан.

В настоящее время ведется работа по подготовке нормативных документов на представление Губернаторского гранта, направленного на поддержку негосударственных образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста «Частный (семейный) детский сад».

Помимо этого в проекте долгосрочной целевой программы «Развитие дошкольного образования в Алтайском крае» на 2011 - 2015 годы на развитие вариативных форм дошкольного образования предусмотрено в 2011 году выделение из краевого бюджета 2 090, 0 тыс. руб.

«Предусмотреть создание для детей, не посещающих детские сады, дошкольных групп в общеобразовательных школах».

Образование детей старшего дошкольного возраста определяется одним из приоритетных направлений политики в области образования Алтайского края. На финансирование деятельности групп для детей в возрасте 5-7 лет в общеобразовательных учреждениях из бюджета края в период с 2008 по 2010 год выделено более 171 млн. рублей. Благодаря этому количество детей предшкольного возраста, охваченных услугами дошкольного образования составляет в настоящее время 85% (в настоящее время таких групп более 750, их посещают около 10 000 детей).

Помимо этого, используются возможности общеобразовательных учреждений. В крае функционируют 22 ДОУ с оформлением юридического лица на площадях общеобразовательных учреждений.

Повышение качества услуг, предоставляемых населению края в сфере дошкольного образования.

В дошкольных образовательных учреждениях края реализуются девять основных общеобразовательных программ, рекомендованных к использованию Министерством образования и науки. Помимо основных программ авторским коллективом Алтайской государственной педагогической академией разработана программа для старших дошкольников «Мой мир». В течение трех лет Алтайский край выступает в качестве стажировочной площадки для коллективов дошкольных учреждений Сибирского федерального округа, реализующих программу Н.М. Крыловой «Детский сад – дом радости», на которой лекции читает автор программы.

С целью развития кадрового потенциала системы дошкольного образования и распространения инновационного опыта работы педагогических коллективов края в крае проводится ряд профессиональных конкурсов:

  • региональный этап Всероссийского конкурса «Воспитатель года Алтая»;
  • краевой конкурс «Детский сад Алтая;
  • фестиваль семейного творчества «Моя семья – жемчужина Алтая»;
  • фестиваль детского фольклорного творчества «Солнцеворот».

Ежегодно управление организует научно-практические конференции всероссийского уровня по различным направлениям деятельности современного дошкольного учреждения.

С целью повышения оплаты труда в учреждениях дошкольного образования пяти городских округов края (г.Барнаул, г.Бийск, г.Яровое, г.Белокуриха и г.Новоалтайск) введена новая система оплаты труда, позволяющая обеспечить рост заработной платы педагогов детских садов.

В 2011 году впервые на территории края введена стимулирующая надбавка педагогическим работникам за счет средств краевого бюджета. С января 2011 года апробация данной меры социальной поддержки педагогов дошкольных образовательных учреждений осуществляется на 10 муниципальных территориях. В качестве пилотных территорий утверждены следующие муниципальные районы и городские округа края: Ребрихинский, Первомайский, Тогульский, Мамонтовский, Петропавловский, Алейский, Новичихинский районы, ЗАТО «Сибирский», г. Заринск, г. Яровое.
Данная мера позволила увеличить размер оплаты труда воспитателя на 651 рубль в месяц, а иных педагогических работников на 477 рублей в месяц.

Поддержка семей, воспитывающих детей раннего возраста и детей с нарушениями в развитии.


Система коррекционных учреждений для детей в возрасте до 7 лет представлена дошкольными образовательными учреждениями компенсирующего и комбинированного видов (74 учреждения, в них 285 групп для 4 163 воспитанников) всех направлений коррекции, предусмотренных Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении. Число детских садов в течение трех лет увеличено на 2 учреждения.

Кроме того, начиная с 2009 года, на территории Алтайского края созданы условия для обучения и воспитания детей инвалидов родителями на дому самостоятельно, родителям (законным представителям) выплачивается соответствующая компенсация (2011 - 908 дошкольников).

Все родители (законные представители) получают методическую помощь и поддержку в специально закрепленных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на основании заключенных договоров. Для этого созданы 166 консультационных пунктов (2010 год – 132). Особенно востребована данная услуга в сельской местности края, где расположены 75% консультационных пунктов. Реализация этих мер позволила увеличить охват детей-инвалидов услугами дошкольного образования в 2010 году на 4,5%, в 2011 на 12,3%.

Таким образом, услугами дошкольного образования в учебном году в различных формах охвачено 63,8% детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (2009 год – 40,5%) от общего числа детей указанной категории, что превышает показатель охвата детей системой дошкольного образования в целом в крае более чем на 2%. Превышен показатель по сравнению с Алтайским краем в Красноярском крае (64,5%) и Кемеровской области (64%). Ниже показатель в Новосибирской (47,7%) и Омской (43,4%) областях.

Для решения проблем доступности и качества дошкольного образования в Алтайском крае решаются и другие задачи:

  • совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров;
  • модернизация учебной и технологической базы;
  • обучение родителей;
  • переход на новые организационно-правовые формы учреждений;
  • привлечение внебюджетных средств;
  • работа с одаренными детьми.