18+

Более 2,8 миллиарда рублей направили в Алтайском крае в 2019 году на финподдержку семей при рождении детей

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Образовательный центр, созданный совместно с крупным российским производителем химических средств защиты растений, фирмой «Август» стал ещё одним этапом развития Алтайского государственного аграрного университета. За пять лет в вузе проведена значительная работа по оснащению лабораторий, введён в эксплуатацию новый учебный корпус. Об проделанной работы, трендах развития отрасли сельского хозяйства и Программе развития университета до 2025 года редакция информационно-аналитического портала Doc22 побеседовала с ректором вуза, доктором сельскохозяйственных наук Николаем Колпаковым.

Ректор ФГБОУ ВО «Алтайский государственный аграрный университет», д-р с.-х. наук Николай Колпаков.

- Николай Анатольевич, Вы руководите Алтайским аграрным университетом уже пять лет. Можно подвести промежуточные итоги и оценить проделанный путь. Чего удалось достичь вузу за прошедшие годы?

- Университет в 2014 году по ряду причин имел не очень положительные показатели по результатам мониторинга эффективности деятельности вузов Министерства образования и науки. Из семи ключевых показателей не было выполнено больше половины. Прямо скажем, положение по многим направлениям работы было неудовлетворительным. В первый же год после моего вступления в должность ректора большинство показателей нам удалось устранить. У нас остался один показатель, над улучшением которого нужно еще поработать – средний балл ЕГЭ абитуриентов. Он должен составлять не менее 60 баллов в среднем у каждого студента, принятого на бюджет. Эту планку нам ещё предстоит преодолеть.

- Как, на ваш взгляд на это может повлиять вуз, ведь к ЕГЭ выпускников готовят в школах?

- Многое необходимо сделать в части мотивации выпускников школ к выбору профессий, связанных именно с аграрной сферой. В этом плане вуз проводит огромную работу - в крае создается система непрерывного аграрного образования. Мы активно работаем со школьниками, проводим профориентационные уроки, участвуем в ярмарках вакансий. Неплохо ведём работу и в информационной сфере, рассказываем в социальных сетях, в актуальных печатных изданиях и на телевидении о деятельности вуза и профессиях, которыми можно овладеть на его факультетах. Стараемся подавать информацию таким образом, чтобы её получали как можно большее количество школьников и именно тогда, когда происходит выбор будущей профессии, уровня образования и жизненного пути. Конечно, в первую очередь, интерес представляют учащиеся 10-11 классов. То есть те, перед кем остро встаёт вопрос выбора специальности. Для них мы и организовали агроклассы. Наиболее эффективно они работают в Налобихинской средней школе Косихинского района, два класса — в школах Барнаула.

Усилили мы и работу в заочных агроклассах. В них в период осенних и весенних школьных каникул занимаются школьники из отдалённых городов и районов края. Проводим с ними занятия на базе университета. Такие школьники, как правило, изначально более мотивированы. Наши преподаватели в первую половину дня занимаются с ними по тем дисциплинам, которые входят в перечень ЕГЭ для поступления. Во второй половине дня студенты знакомят ребят с возможностями вуза в науке, спорте, творчестве и общественной деятельности.

Безусловно, на наших площадках мы проводим большое количество мероприятий с привлечением школьников. Это ежегодный Фестиваль науки, тематические экскурсии по современным лабораториям, новым учебным центрам университета. И у многих в глазах загорается огонёк живого интереса. Это естественная реакция, когда они приходят в современные аудитории, видят высокотехнологичные приборы — для подростков это намного интереснее, чем видеофильм или стереотипный рассказ преподавателя. Именно поэтому мы изменили формат Дней открытых дверей - в этом году увеличили их количество и формат проведения. Главная цель в том, чтобы школьники своими глазами увидели лаборатории и учебные классы вуза, пощупали оборудование своими руками, задали вопросы преподавателям. И должен сказать, что всё это действует намного лучше и производит неизгладимое впечатление.

- Обучение студентов, подготовка специалистов — только часть работы университета. Как в АГАУ развивается научная деятельность, взаимодействие с предприятиями реального сектора экономики?

- Вуз стал более активно налаживать контакты с сельхозпроизводителями. В первую очередь мы, конечно, работаем с аграриями нашего региона, но и выполняем научные заказы за пределами Алтайского края. При этом мы предлагаем не только наши существующие научные разработки, но и ориентируемся на заявки предприятий. Многие из них сейчас проводят техническое перевооружение - без этого в нынешних рыночных условиях зачастую просто не выжить. Поэтому руководители делают ставку на науку, внедрение её новых достижений в производство. Пул таких хозяйств растёт с каждым годом. Благодаря подобному сотрудничеству вуз заработал в 2015-м году 360 тысяч рублей, а за 9 месяцев 2019 года доход от подобной деятельности составил уже более 1 миллиона 700 тысяч рублей. Достаточно успешно развивается работа по привлечению грантовых средств от Российских научных фондов. Динамика неплохая. В 2015 году выиграли 7 грантов, и с тех пор стараемся придерживаться аналогичных ежегодных показателей. Мы подтянули научную активность преподавателей, но строится она не только на интеллекте, но и развитой современной лабораторной базе.

- Что изменилось в этой сфере?

- За несколько лет в этом направлении сделаны серьёзные вложения, модернизированы существующие и созданы новые учебно-научные лаборатории. Мы создали лабораторию микроклонального размножения растений - она позволяет получать растения, свободные от генетических заболеваний. Появилась в вузе и лаборатория точного земледелия. Это современный тренд развития сельского хозяйства. Завершаем создание лаборатории ПЦР-диагностики — она помогает отслеживать генетическую чистоту породы скота, сортов растений, выявить наличие носителей заболеваний. В этой работе нам очень помогает федеральное финансирование. Мы направляем значительные средства на крупные проекты, создание современных научных центров, ориентируясь на приоритетные направления развития науки. Новое оборудование получил агрономический, биолого-технологический факультет и факультет ветеринарной медицины.

Большинство новых лабораторий были размещены в новом учебном корпусе, он открыл свои двери в 2016 году. Для университета это стало большим событием — получить 10 тысяч квадратных метров площадей под учебные кабинеты и научные центры в одном комплексе с существующими учебными корпусами и общежитиями.

- На взгляд журналиста наиболее заметным в вузовской жизни было создание специализированных учебных классов. Как это помогает образовательном процессу?

- Ключевая тема здесь — реализация на практике механизма государственно-частного партнерства, сотрудничество с сельскохозяйственными предприятиями, крупными производителями и дилерами сельхозтехники и оборудования. С 2017 года начал работу учебный класс компании «Ростсельмаш». Студенты имеют возможность изучать современные тракторы и комбайны. Причём ежегодно техника обновляется: старая уходит на реализацию в хозяйства, а новая на зимний период приходит к нам для обучения студентов. В 2018 году совместно с кампанией AMAZONE мы открыли класс точного земледелия, оснащенный оборудованием с GPS навигацией, создан учебно-консультационный центр Алтайского кластера сельскохозяйственного машиностроения. Здесь, на двух этажах в главном корпусе университета представлена новейшая техника 17 заводов сельскохозяйственного машиностроения Алтайского края. Это вызывает особую гордость за отрасль, ведь алтайские сельхозмашины востребованы не только в нашем регионе и других субъектах России, но и за пределами страны, в Западной Европе.

- В этом году крупная российская фирма «Август» открыла на вашей площадке учебный класс защиты растений. В чём его польза и уникальность?

- Несколько лет назад на агрономическом факультете был открыт профиль Защита растений. Для реализации практической подготовки студентов на опытной сельскохозяйственной станции университета были организованы сравнительные испытания средств защиты растений от фирмы «Август». В ноябре 2019 года состоялось открытие профильного учебного класса, в котором используются современные информационные технологии, учебно-методические материалы и представлена современная линейка средств защиты растений фирмы «Август». Кроме теоретической подготовки студенты получили возможность прохождения производственной практики на предприятиях-партнерах фирмы.

Расширяющаяся практика государственно-частного партнерства это и для университета, и для кампаний в сфере АПК, не побоюсь этого слова, инвестиции в будущее. Уже в декабре мы планируем начать оснащение нового учебного класса по кормлению животных на биолого-технологическом факультете. Предварительная договорённость с компанией «Мустанг-Сибирь» у нас есть.

При реализации таких совместных проектов, мы в первую очередь, стараемся работать с теми компаниями, которые представлены в Алтайском крае и готовы потенциально обеспечить наших выпускников рабочими местами. Это одна из главных целей. Так относительно недавно в регион пришёл новый крупный инвестор – группа «Черкизово». Мы совместно с ней в октябре провели «Дни Черкизово» в аграрном университете. В актовом зале собралось более 350-ти студентов, мероприятие вызвало большой интерес. Представители компании презентовали свой холдинг, студенты задали им десятки вопросов. Итогом стало то, что компания уже собрала анкеты у наиболее заинтересованных и мотивированных студентов для отбора их в качестве стажёров с возможностью дальнейшего трудоустройства не только в Алтайском крае, но и в других регионах присутствия «Черкизово».

В концепцию работы с крупными предприятиями укладывается и подписание соглашения с холдингом «ЭкоНива» в 2018 году. Наши студенты проходили там практику, получили хорошие отзывы. Предприятие в свою очередь выразило заинтересованность в наших выпускниках и теперь студенты не только ветеринарного, но и других направлений подготовки могут получить профессиональные навыки практической работы в этом холдинге.

- Каких навыков и компетенций требует современный рынок труда от выпускников, и соответствуют ли они этим запросам?

- Горизонты развития образовательной деятельности университета сегодня просматриваются очень далеко, причём в разных областях. Мы отслеживаем все тренды, связанные с цифровизацией экономики, развитием биотехнологий, получением экологически чистой продукции.

Особое внимание уделяем практико-ориентированности образовательных программ. Для формирования практических навыков наших выпускников мы продолжаем развивать вузовскую опытную сельскохозяйственную станцию. В настоящее время она закрывает потребности в первую очередь растениеводческого направления. На наших полях мы выращиваем кормовые, зерновые культуры, лекарственные растения, проводим испытания сортов, удобрений, средств защиты растений. Также в вузе студенты могут получить удостоверение водителя, удостоверение тракториста разных категорий, есть свой парк техники, автодром и трактородром.

- Если кратко описать основной круг задач в работе вуза в ближайшее время, что бы вы отметили в первую очередь?

- Это завершение подготовки и прохождение государственной аккредитации в 2020 году всех реализуемых в университете образовательных программ. Мы продолжим работать в направлении повышения престижности аграрного образования и повышения места вуза в рейтинге аграрных университетов. Мы обязаны это сделать, потому что мы – аграрный регион. Кроме того, считаю, что мы должны приложить усилия к созданию такой творческой, плодотворной рабочей атмосферы для преподавателей и студентов, которая бы способствовала созданию и получению новых знаний.

Справка

Алтайский государственный аграрный университет – один из старейших вузов края. Основан в 1943 году на базе эвакуированного из Ленинграда Пушкинского сельскохозяйственного института. В настоящее время в университете реализуется 17 направлений подготовки бакалавриата, 1 программа специалитета, 10 направлений магистратуры, 14 специальностей аспирантуры. В вузе обучаются около 5,5 тысяч студентов. Штатная численность работников университета — более 500 человек, среди них около 250 преподавателей. Учёные степени имеют 83% профессорско-преподавательского состава. За время своего существования вуз подготовил свыше 63 тысяч специалистов.