18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Новый класс с высокоточным оборудованием для современного АПК, сотрудничество с ведущими производителями сельхозтехники и предприятиями отрасли по всей стране — всё это повседневная практика для современного Алтайского аграрного университета. О цифровизации сельского хозяйства, которая у всех на слуху, перспективах развития профильного высшего образования и о том, почему необходимо воспитывать будущего специалиста со школьной скамьи в интервью информационно-аналитическому порталу Doc22 рассказал проректор по учебной работе Алтайского государственного аграрного университета, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Сергей Завалишин.

Doc22.ru Проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Алтайский государственный аграрный университет», кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Сергей Завалишин.< p>

Проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Алтайский государственный аграрный университет», кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Сергей Завалишин.

- Сергей Иванович, часто высшее образование упрекают в косности и в том, что в вузах преподают по учебникам прошлого десятилетия. Однако, в вашем вузе всё иначе, не так ли?

- АГАУ стремится отвечать требованиям современности и готовить специалистов, востребованных на рынке труда. А хозяйства активно внедряют новую технику — только так можно серьёзно повысить урожайность, а значит и норму прибыли. В конце 2018 года в университете открыт класс точного земледелия компании AMAZONE. В аудитории размещено необходимое оборудование для точного земледелия. Это электронные устройства, управляющие разбрасывателями минеральных удобрений, высевающими аппаратами сеялок и форсунками на опрыскивателях. В современном земледелии быть эффективным без подобного оборудования практически невозможно. Например, оно позволяет экономить от 20% до 80% рабочей жидкости при проведении гербицидной обработки или по объему вносимых удобрений. Идёт точечное внесение необходимого количества гербицида- там где находится сорняк, или удобрения там, где наблюдается недостаток элементов питания. Ведь как раньше проводили обработку гербицидами? Опрыскиватель шёл по полю, и была равная доза по всей его штанге полностью, по всем форсункам. А сейчас идёт разделение на отдельные секции штанги и даже на отдельные форсунки, которые работают независимо друг от друга! В этом же классе есть и подруливающие устройства, которые помогают избежать ошибки механизатора в ведении агрегата. Техника сама обеспечивает точное ведение агрегата по полю. Это позволяет избежать просевов, перекрытий и необработанных участков, а также позволяет сэкономить топливо, семена, удобрения, средства защиты.

- Сейчас в СМИ и экспертной среде много говорят о цифровизации АПК? Если вкратце, что принято включать в это понятие и насколько это необходимо сельскому хозяйству?

- В современном мире цифровизация необходима. И в данном вопросе класс точного земледелия - лишь один из элементов цифровизации сельского хозяйства. В нашем университете достаточно давно ведётся подготовка с использованием специализированных пакетов прикладных программ в управлении сельскохозяйственным производством. Примером того может являться специализированная программа для зоотехников «СЕЛЭКС». Программа позволяет создать замкнутый цикл обработки информации по крупному рогатому скоту в хозяйстве. В базе данных накапливаются все основные сведения по животным: происхождение, генотип, развитие, экстерьер, комплексная оценка, продуктивность и другие показатели. Программа «Меркурий» позволяет вести электронный документооборот в области ветеринарии. В образовательные программы включена дисциплина ГИС – «Геоинформационные системы». Они используются в агроономии, почвоведении, агрохимии, лесном деле, при землеустройстве. Эти программы позволяют управлять земельными ресурсами. И это только часть того, что используется в образовательном процессе. Множество составляющих цифровизации давно и эффективно используется хозяйствами, и включено в наши программы обучения. Поэтому сейчас речь идёт, скорее, о систематизации всей этой информации и создании чётко структурированной системы.

Doc22.ru Оборудование в классе точного земледелия Алтайского аграрного университета

Оборудование в классе точного земледелия Алтайского аграрного университета

- Студенты каких направлений подготовки смогут воспользоваться преимуществами нового класса точного земледелия?

- Изначально этот класс создавался для того, чтобы в нём проходили обучение студенты направлений подготовки «Аагрономия», «Агрохимия и агропочвоведение» «Агроинженерия». Именно для этих специальностей необходимо такое оборудование. Раньше имели место прецеденты, когда выпускники приходили на современные предприятия, сталкивались там с новой техникой и были вынуждены многому учиться на месте, даже переучиваться, т.к. в вузе доступа к подобным технологиям они не имели. Теперь это пробел будет восполнен. Выпускник должен быть готов работать с наиболее актуальным оборудованием, которое используют аграрии. Также этот класс планируеится использовать для повышения квалификации практикующих специалистов - работников сельхозпредприятий. В настоящее время в этом направлении уже ведётся работа.

- Как сами студенты воспринимают наличие в университете оборудования столь высокого уровня?

- У них масса положительных впечатлений. Учащиеся видят новую технику и понимают, что здесь из них сделают настоящих профессионалов. Если кого-то из них и терзали сомнения, что, в вузе учат на устаревшей технике, то как только они входят в этот класс, все подобные мысли полностью рассеиваются. Возникает желание учиться. Мы выезжали с некоторыми образцами оборудования в школы и проводили профориентационную работу среди старшеклассников – интерес с их стороны колоссальный. А лучшей мотивации для привлечения абитуриентов и придумать сложно.

- Каких специалистов вуз сегодня обучает для сферы АПК Алтайского края и всей страны? Есть ли новые направления подготовки?

- В состав университета входят шесть факультетов, центр гуманитарного образования, факультет заочного обучения. Есть направления, которые сложились уже давно - это «Агрономия», «Агрохимия и агропочвоведение», «Садоводство», «Лесное дело». С целью повышения престижности аграрного образования и привлечения абитуриентов на агрономическом факультете с 2018 года ведется прием на новые образовательные программы (профили) в рамках направления «Агрономия» - Экономика и управление производственными процессами в агрономии, Современные технологии производства и защиты растений. Реализация этих образовательных программ позволит получить востребованных на рынке труда выпускников. На инженерном факультете «Агроинженерия», «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». На биолого-технологическом –«Зоотехния», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», «Продукты питания животного происхождения». На экономическом факультете «Экономика», «Менеджмент» «Государственное и муниципальное управление». Эти направления адаптированы для работы в сфере сельского хозяйства. Новым направлением подготовки на экономическом факультете является «Профессиональное обучение» с профилем «Экономика и управление на предприятии АПК». Мы готовим педагогов для работы в аграрных техникумах для преподавания дисциплин экономического профиля. На ветеринарном факультете у нас два направления подготовки: «Ветеринарно-санитарная экспертиза» и специальность «Ветеринария». И на факультете природообустройства направления: Природообустройство и водопользование», а также Землеустойство и кадастры» – они актуальны и востребованы абитуриентами. В прошлом году пролицензировано а с 2019 начинается прием на новое направление подготовки – «Гидромелиорация». Это важно для хозяйств Алтайского края. В некоторых районах региона баланс увлажения почвы и правильное орошение могут играть решающую роль в получении качественного урожая. Подготовку по этой специальности начнём со следующего учебного года, планируем набрать группу 25 человек.

Кроме того, пролицензировали магистратуру по направлению подготовки Лесное дело. Ранее в университете готовили по данному направлению только бакалавров.

Таким образом мы будем готовить магистров по 10-ти направлениям.

- Сколько человек единовременно проходят обучение в университете и сколько специалистов ежегодно получает рынок труда благодаря АГАУ?

- В настоящее время в университете обучаются 2794 студента очного отделения и 3079 студентов заочного отделения. В год из стен вуза выходит более 1100 специалистов. Общий процент трудоустройтсва выпускников составляет около 75%. Но не все выпускники идут работать в сельхозпредприятия. Потребность рынка труда очень высока и нам ещё есть куда стремиться, чтобы полностью её покрывать. Ежегодно от Министерства сельского хозяйства Алтайского края поступает информация о необходимых вакансиях, которые заявили хозяйтсва. Также предприятия выходят на прямую связь с нами, общаемся с руководителями, проводим для них встречи со студентами, где работодатель и будущий выпускник могут наладить контакт и определить параметры будущего трудостуройства.

- Есть ли случаи, когда работодатель, например сельхозпредприятие, в по договору целевого обучения оплачивает образование студента и готовит таким образом специалиста, что называется, «под себя»?

- Возможность такая есть, однако хозяйства не слишком активно идут на это. Как правило, приходят на последние курсы с запросом на готового специалиста. Поддерживать вчерашнего школьника, вкладывать средства и несколько лет обучать за свой счёт профессионала готовы немногие работодатели. Однако, радует то, что многие предприятия приходят с предложением о приёме студентов на производственную практику. Для нас это большой плюс – отправить студентов на реальное предприятие, где они смогут участвовать в современных технологических процессах. А руководитель может оценить будущего специалиста, понять на что он способен, и в перспективе предложить ему работу. И подобные примеры есть, их достаточно много. Такая работа ведётся с десятками работодателей. И не только из Алтайского края, но и Краснодарского края и Челябинской, Новосибирской, Кемеровской областей. Их устраивает качество подготовки наших выпускников. И наши ребята-практиканты тоже заинтересованы в хороших предложениях и соглашаются на трудоустройство.

- Когда начнётся набор студентов на новый 2019/2020 учебный год?

- В этом году приёмная комиссия начнёт работать с 3 июня. Мы начнём приём документов на очную и заочную формы обучения. Завершение приема документов, необходимых для поступления на очную форму обучения по программам бакалавриата и программам специалитета на места в рамках контрольных цифр приема, устанавливается в следующие сроки:

а) от лиц, поступающих в вуз только по результатам ЕГЭ - 26 июля;

б) от лиц, поступающих по результатам, проводимых вузом самостоятельно, вступительных испытаний - 13 июля.

Срок окончания приема документов на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг (абитуриентам, поступающим на очную форму обучения по результатам ЕГЭ) – 16 августа.

Сроки окончания приема документов для обучения по программам бакалавриата и программам специалитета по заочной форме обучения – 29 августа (в рамках контрольных цифр и по договорам об оказании платных образовательных услуг).

Сроки окончания приема документов, необходимых для обучения по программам магистратуры, на очную форму обучения 31 июля, на заочную–29 августа (в рамках контрольных цифр и по договорам об оказании платных образовательных услуг).

Вступительные испытания - русский язык и профильная математика - для всех, и третья дисциплина - зависит от направления подготовки. Это биология для технологических, физика – инженерных и обществознание – экономических направлений подготовки.

Для лиц, имеющих профильное (в рамках той же укрупненной группы) среднее профессиональное образование в перечень вступительных испытаний, кроме обязательных общеобразовательных предметов (русский язык, математика) включено профессиональное собеседование в рамках выбранного направления подготовки (специальности).

При приеме на обучение по программам магистратуры в качестве вступительного испытания устанавливается профессиональное собеседование в рамках выбранного направления.

Doc22.ru Алтайский государственный аграрный университет

Алтайский государственный аграрный университет

- Вы упоминали о профориентационной работе среди школьников. Охотно ли идут абитуриенты на специальности связанные с АПК? И на какое количество бюджетных мест они могут претендовать?

- В текущем году университет имеет Государственное задание на 1037 бюджетных мест. Из них 711 на очное отделение и 326 мест на заочное. В 2018 году план приема выполнен полностью, по всем направлениям был конкурс. Наибольшим спросом у абитуриентов пользуется агроинженерия, ветеринария, землеустройство и кадастры, технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Профориентационную работу в вузе ведет отдел организации приема и работы с абитуриентами. Работа строится в нескольких направлениях. Одним из эффективных направлений является организация агроклассов. Мы сотрудничаем с Налобихинской школой Косихинского района, , Вылковской школой Тюменцевкого района, Новороссийской школой Рубцовский район, школами №60 и №120 Барнаула. Занятия там ведут наши преподаватели. В течение нескольких лет работает и заочный агрокласс. Заявки на участие в его работе рассылают по школам края. Класс работает в период весенних и осенних каникул. В первую половину дня идут теоретические занятия по подготовке к ЕГЭ, а во вторую половину дня со школьниками работают волонтёры и активисты - посещают с ними различные университетские меропрятия, знакомят с жизнью вуза. Три раза в год мы проводим «Дни открытых дверей». В течение года посещаем практически все районы края. Когда ездим в районы края, стараемся брать с собой студентов из этих районов. Это ещё лучше помогает наладить контакт со школьниками. Они видят реальный пример земляка, который учится в нашем вузе, доволен получаемым образованием и с оптимизмом смотрит в будущее. Это очень мотивирует ребят. Поэтому спрос на профильное образование как со стороны абитуриентов, так и со стороны работодателей остаётся стабильным.

Справка

Doc22.ru Алтайский государственный аграрный университетАлтайский государственный аграрный университет – один из старейших вузов края. Основан в 1943 году на базе эвакуированного из Ленинграда Пушкинского сельскохозяйственного института. В настоящее время в университете работают 17 направлений подготовки по бакалавриату и специалитету, 9 направлений магистратуры, 18 специальностей аспирантуры. В вузе обучаются около 6 тысяч студентов. Штатная численность работников университета - более 600 человек, среди них около 300 преподавателей. Учёные степени имеют 83% профессорско-преподавательского состава. За время своего существования вуз подготовил свыше 60 тысяч специалистов.