В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет
В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет
Новый класс с высокоточным оборудованием для современного АПК, сотрудничество с ведущими производителями сельхозтехники и предприятиями отрасли по всей стране — всё это повседневная практика для современного Алтайского аграрного университета. О цифровизации сельского хозяйства, которая у всех на слуху, перспективах развития профильного высшего образования и о том, почему необходимо воспитывать будущего специалиста со школьной скамьи в интервью информационно-аналитическому порталу Doc22 рассказал проректор по учебной работе Алтайского государственного аграрного университета, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Сергей Завалишин. < p> Проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Алтайский государственный аграрный университет», кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Сергей Завалишин. - Сергей Иванович, часто высшее образование упрекают в косности и в том, что в вузах преподают по учебникам прошлого десятилетия. Однако, в вашем вузе всё иначе, не так ли? - АГАУ стремится отвечать требованиям современности и готовить специалистов, востребованных на рынке труда. А хозяйства активно внедряют новую технику — только так можно серьёзно повысить урожайность, а значит и норму прибыли. В конце 2018 года в университете открыт класс точного земледелия компании AMAZONE. В аудитории размещено необходимое оборудование для точного земледелия. Это электронные устройства, управляющие разбрасывателями минеральных удобрений, высевающими аппаратами сеялок и форсунками на опрыскивателях. В современном земледелии быть эффективным без подобного оборудования практически невозможно. Например, оно позволяет экономить от 20% до 80% рабочей жидкости при проведении гербицидной обработки или по объему вносимых удобрений. Идёт точечное внесение необходимого количества гербицида- там где находится сорняк, или удобрения там, где наблюдается недостаток элементов питания. Ведь как раньше проводили обработку гербицидами? Опрыскиватель шёл по полю, и была равная доза по всей его штанге полностью, по всем форсункам. А сейчас идёт разделение на отдельные секции штанги и даже на отдельные форсунки, которые работают независимо друг от друга! В этом же классе есть и подруливающие устройства, которые помогают избежать ошибки механизатора в ведении агрегата. Техника сама обеспечивает точное ведение агрегата по полю. Это позволяет избежать просевов, перекрытий и необработанных участков, а также позволяет сэкономить топливо, семена, удобрения, средства защиты. - Сейчас в СМИ и экспертной среде много говорят о цифровизации АПК? Если вкратце, что принято включать в это понятие и насколько это необходимо сельскому хозяйству? - В современном мире цифровизация необходима. И в данном вопросе класс точного земледелия - лишь один из элементов цифровизации сельского хозяйства. В нашем университете достаточно давно ведётся подготовка с использованием специализированных пакетов прикладных программ в управлении сельскохозяйственным производством. Примером того может являться специализированная программа для зоотехников «СЕЛЭКС». Программа позволяет создать замкнутый цикл обработки информации по крупному рогатому скоту в хозяйстве. В базе данных накапливаются все основные сведения по животным: происхождение, генотип, развитие, экстерьер, комплексная оценка, продуктивность и другие показатели. Программа «Меркурий» позволяет вести электронный документооборот в области ветеринарии. В образовательные программы включена дисциплина ГИС – «Геоинформационные системы». Они используются в агроономии, почвоведении, агрохимии, лесном деле, при землеустройстве. Эти программы позволяют управлять земельными ресурсами. И это только часть того, что используется в образовательном процессе. Множество составляющих цифровизации давно и эффективно используется хозяйствами, и включено в наши программы обучения. Поэтому сейчас речь идёт, скорее, о систематизации всей этой информации и создании чётко структурированной системы. Оборудование в классе точного земледелия Алтайского аграрного университета - Студенты каких направлений подготовки смогут воспользоваться преимуществами нового класса точного земледелия? - Изначально этот класс создавался для того, чтобы в нём проходили обучение студенты направлений подготовки «Аагрономия», «Агрохимия и агропочвоведение» «Агроинженерия». Именно для этих специальностей необходимо такое оборудование. Раньше имели место прецеденты, когда выпускники приходили на современные предприятия, сталкивались там с новой техникой и были вынуждены многому учиться на месте, даже переучиваться, т.к. в вузе доступа к подобным технологиям они не имели. Теперь это пробел будет восполнен. Выпускник должен быть готов работать с наиболее актуальным оборудованием, которое используют аграрии. Также этот класс планируеится использовать для повышения квалификации практикующих специалистов - работников сельхозпредприятий. В настоящее время в этом направлении уже ведётся работа. - Как сами студенты воспринимают наличие в университете оборудования столь высокого уровня? - У них масса положительных впечатлений. Учащиеся видят новую технику и понимают, что здесь из них сделают настоящих профессионалов. Если кого-то из них и терзали сомнения, что, в вузе учат на устаревшей технике, то как только они входят в этот класс, все подобные мысли полностью рассеиваются. Возникает желание учиться. Мы выезжали с некоторыми образцами оборудования в школы и проводили профориентационную работу среди старшеклассников – интерес с их стороны колоссальный. А лучшей мотивации для привлечения абитуриентов и придумать сложно. - Каких специалистов вуз сегодня обучает для сферы АПК Алтайского края и всей страны? Есть ли новые направления подготовки? - В состав университета входят шесть факультетов, центр гуманитарного образования, факультет заочного обучения. Есть направления, которые сложились уже давно - это «Агрономия», «Агрохимия и агропочвоведение», «Садоводство», «Лесное дело». С целью повышения престижности аграрного образования и привлечения абитуриентов на агрономическом факультете с 2018 года ведется прием на новые образовательные программы (профили) в рамках направления «Агрономия» - Экономика и управление производственными процессами в агрономии, Современные технологии производства и защиты растений. Реализация этих образовательных программ позволит получить востребованных на рынке труда выпускников. На инженерном факультете «Агроинженерия», «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». На биолого-технологическом –«Зоотехния», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», «Продукты питания животного происхождения». На экономическом факультете «Экономика», «Менеджмент» «Государственное и муниципальное управление». Эти направления адаптированы для работы в сфере сельского хозяйства. Новым направлением подготовки на экономическом факультете является «Профессиональное обучение» с профилем «Экономика и управление на предприятии АПК». Мы готовим педагогов для работы в аграрных техникумах для преподавания дисциплин экономического профиля. На ветеринарном факультете у нас два направления подготовки: «Ветеринарно-санитарная экспертиза» и специальность «Ветеринария». И на факультете природообустройства направления: Природообустройство и водопользование», а также Землеустойство и кадастры» – они актуальны и востребованы абитуриентами. В прошлом году пролицензировано а с 2019 начинается прием на новое направление подготовки – «Гидромелиорация». Это важно для хозяйств Алтайского края. В некоторых районах региона баланс увлажения почвы и правильное орошение могут играть решающую роль в получении качественного урожая. Подготовку по этой специальности начнём со следующего учебного года, планируем набрать группу 25 человек. Кроме того, пролицензировали магистратуру по направлению подготовки Лесное дело. Ранее в университете готовили по данному направлению только бакалавров. Таким образом мы будем готовить магистров по 10-ти направлениям. - Сколько человек единовременно проходят обучение в университете и сколько специалистов ежегодно получает рынок труда благодаря АГАУ? - В настоящее время в университете обучаются 2794 студента очного отделения и 3079 студентов заочного отделения. В год из стен вуза выходит более 1100 специалистов. Общий процент трудоустройтсва выпускников составляет около 75%. Но не все выпускники идут работать в сельхозпредприятия. Потребность рынка труда очень высока и нам ещё есть куда стремиться, чтобы полностью её покрывать. Ежегодно от Министерства сельского хозяйства Алтайского края поступает информация о необходимых вакансиях, которые заявили хозяйтсва. Также предприятия выходят на прямую связь с нами, общаемся с руководителями, проводим для них встречи со студентами, где работодатель и будущий выпускник могут наладить контакт и определить параметры будущего трудостуройства. - Есть ли случаи, когда работодатель, например сельхозпредприятие, в по договору целевого обучения оплачивает образование студента и готовит таким образом специалиста, что называется, «под себя»? - Возможность такая есть, однако хозяйства не слишком активно идут на это. Как правило, приходят на последние курсы с запросом на готового специалиста. Поддерживать вчерашнего школьника, вкладывать средства и несколько лет обучать за свой счёт профессионала готовы немногие работодатели. Однако, радует то, что многие предприятия приходят с предложением о приёме студентов на производственную практику. Для нас это большой плюс – отправить студентов на реальное предприятие, где они смогут участвовать в современных технологических процессах. А руководитель может оценить будущего специалиста, понять на что он способен, и в перспективе предложить ему работу. И подобные примеры есть, их достаточно много. Такая работа ведётся с десятками работодателей. И не только из Алтайского края, но и Краснодарского края и Челябинской, Новосибирской, Кемеровской областей. Их устраивает качество подготовки наших выпускников. И наши ребята-практиканты тоже заинтересованы в хороших предложениях и соглашаются на трудоустройство. - Когда начнётся набор студентов на новый 2019/2020 учебный год? - В этом году приёмная комиссия начнёт работать с 3 июня. Мы начнём приём документов на очную и заочную формы обучения. Завершение приема документов, необходимых для поступления на очную форму обучения по программам бакалавриата и программам специалитета на места в рамках контрольных цифр приема, устанавливается в следующие сроки: а) от лиц, поступающих в вуз только по результатам ЕГЭ - 26 июля; б) от лиц, поступающих по результатам, проводимых вузом самостоятельно, вступительных испытаний - 13 июля. Срок окончания приема документов на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг (абитуриентам, поступающим на очную форму обучения по результатам ЕГЭ) – 16 августа. Сроки окончания приема документов для обучения по программам бакалавриата и программам специалитета по заочной форме обучения – 29 августа (в рамках контрольных цифр и по договорам об оказании платных образовательных услуг). Сроки окончания приема документов, необходимых для обучения по программам магистратуры, на очную форму обучения 31 июля, на заочную–29 августа (в рамках контрольных цифр и по договорам об оказании платных образовательных услуг). Вступительные испытания - русский язык и профильная математика - для всех, и третья дисциплина - зависит от направления подготовки. Это биология для технологических, физика – инженерных и обществознание – экономических направлений подготовки. Для лиц, имеющих профильное (в рамках той же укрупненной группы) среднее профессиональное образование в перечень вступительных испытаний, кроме обязательных общеобразовательных предметов (русский язык, математика) включено профессиональное собеседование в рамках выбранного направления подготовки (специальности). При приеме на обучение по программам магистратуры в качестве вступительного испытания устанавливается профессиональное собеседование в рамках выбранного направления. Алтайский государственный аграрный университет - Вы упоминали о профориентационной работе среди школьников. Охотно ли идут абитуриенты на специальности связанные с АПК? И на какое количество бюджетных мест они могут претендовать? - В текущем году университет имеет Государственное задание на 1037 бюджетных мест. Из них 711 на очное отделение и 326 мест на заочное. В 2018 году план приема выполнен полностью, по всем направлениям был конкурс. Наибольшим спросом у абитуриентов пользуется агроинженерия, ветеринария, землеустройство и кадастры, технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Профориентационную работу в вузе ведет отдел организации приема и работы с абитуриентами. Работа строится в нескольких направлениях. Одним из эффективных направлений является организация агроклассов. Мы сотрудничаем с Налобихинской школой Косихинского района, , Вылковской школой Тюменцевкого района, Новороссийской школой Рубцовский район, школами №60 и №120 Барнаула. Занятия там ведут наши преподаватели. В течение нескольких лет работает и заочный агрокласс. Заявки на участие в его работе рассылают по школам края. Класс работает в период весенних и осенних каникул. В первую половину дня идут теоретические занятия по подготовке к ЕГЭ, а во вторую половину дня со школьниками работают волонтёры и активисты - посещают с ними различные университетские меропрятия, знакомят с жизнью вуза. Три раза в год мы проводим «Дни открытых дверей». В течение года посещаем практически все районы края. Когда ездим в районы края, стараемся брать с собой студентов из этих районов. Это ещё лучше помогает наладить контакт со школьниками. Они видят реальный пример земляка, который учится в нашем вузе, доволен получаемым образованием и с оптимизмом смотрит в будущее. Это очень мотивирует ребят. Поэтому спрос на профильное образование как со стороны абитуриентов, так и со стороны работодателей остаётся стабильным.
|