18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

В Алтайском крае начал работу IV Сибирский международный форум по оздоровительному и медицинскому туризму. В ходе панельной дискуссии «Туризм в медицине. Перезагрузка» эксперты обсудили состояние рынка медицинского туризма в стране. По словам врио заместителя начальника Управления Алтайского края по внешним связям, туризму и курортному делу Елены Евсюковой, медтуризм в ближайшие годы будет расти бурными темпами и Алтайский край, как крупный производитель высококачественного питания, заинтересован в привлечении туристов, в том числе и медицинских, как потребителей всего того, что производится в регионе.

Участники дискуссии отметили, что Россия сегодня занимает 34 место среди стран, развивающих медицинский туризм, но при этом входит в тройку лидеров после США и Великобритании, поставляющих медицинских туристов в другие страны. Это значит, что россияне стремятся лечиться за рубежом. Но при этом растет и межрегиональный и зарубежный поток туристов, приезжающих в российские регионы с медицинскими целями. Так, в Алтайский край едут из Москвы и других регионов страны, а также бывшие соотечественники из Германии, Израиля, которых привлекает недорогое лечение.

Doc22.ru Участники дискуссии отметили, что Россия входит в десятку лидеров по санаторно-курортному лечению, но по привлечению медицинских туристов пока находится на 34 месте.

Участники дискуссии отметили, что Россия входит в десятку лидеров по санаторно-курортному лечению, но по привлечению медицинских туристов пока находится на 34 месте.

- Алтайский край за последние годы сделал серьезный шаг в развитии медицины. Создан крупнейший медицинский кластер, выстроена система помощи в сосудистой хирургии, медуслуг онкологического, кардиологического, травматологического профиля. Открылся современный перинатальный центр «ДАР». В ближайшее время откроется новый ПЭТ-центр, который повысит уровень диагностики в онкологии. Мы способны не только удовлетворить потребности населения края в необходимых медицинских услугах, но и готовы принимать медицинских туристов из соседних регионов и стран, - подчеркнула Елена Евсюкова.

Алтайский край обладает хорошим потенциалом природных лечебных факторов, здесь развито санаторно-курортное лечение. Но свои ограничения накладывает сезонность: на три летних месяца приходится почти половина всего туристического потока в регион. Однако в сегменте санаторно-курортного лечения сезонность не так выражена, поэтому развитие этого сектора будет способствовать привлечению туристов, нивелированию сезонных колебаний в отрасли.

Doc22.ru Елена Евсюкова: Наша задача объединить потенциал медицины и туризма и продвигать медицинский туризм на межрегиональном и на международном рынках.

Елена Евсюкова: Наша задача объединить потенциал медицины и туризма и продвигать медицинский туризм на межрегиональном и на международном рынках.

- Но проблема в том, что пока туризм и медицина развиваются параллельно. Наша задача объединить их потенциал и продвигать медицинский туризм и на межрегиональном, и на международной рынках. В крае уже появились туристические организации, которые специализируются на туристическом рынке, - пояснила Елена Евсюкова.

По словам эксперта по открытию, управлению и автоматизации бизнес-процессов в медицинских центрах Надежды Федуловой (г. Москва), сегодня в стране открываются частные клиники и нет особой стандартизации сервисного обслуживания в них. При этом мало кто учитывает желания пациентов.

- Поэтому чтобы наращивать поток медтуристов, привлекать их в наши клиники нужно, прежде всего, изменить отношение к клиентам, строить бизнес не только как оказании медпомощи, но и развивая сервис, сопровождение клиентов. Сегодня уровень развития медицинских услуг в стране достаточно высок, но вот по уровеню сервиса мы сильно отстаем от зарубежных клиник. Нужна высокие стандарты не только лечения, но и сервиса, - отметила эксперт.

Глава группы исследования рынков РБК Сергей Хитров среди основных драйверов развития рынка медицинских услуг и медицинского туризма назвал, как ни странно, экономический кризис 2014 года и процесс оптимизации государственного здравоохранения, которые привели к бурному развитию частной медицины.

- В результате рынок медицинских услуг в кризис рос на фоне общего падения спроса. Рост был небольшой - примерно 1-2% в год. При этом, например, на рынке одежды, обуви падение достигало 30%. Другим драйвером развития рынка частной медицины стал сетевой бизнес, который растет очень высокими темпами. Сегодня доля сетевых компаний, имеющих от трех пунктов приема и больше, превышает 30%, тогда как еще в 2013 году была в два раза меньше.

Также драйверами дальнейшего развития рынка медуслуг эксперт назвал дальнейший рост доли сетевого бизнеса в многопрофильной медицине и развитие ИТ-технологий в этой сфере.

Doc22.ru Сергей Хитров: В ближайшие годы рынок медицинских услуг будет расти примерно на 2-3% в год и медицинский туризм будет активно развиваться.

Сергей Хитров: В ближайшие годы рынок медицинских услуг будет расти примерно на 2-3% в год и медицинский туризм будет активно развиваться.

- Ситуация на рынке медицинского туризма то же изменилась. До 2014 года примерно 1% россиян каждый год выезжали за рубеж для получения медицинского обслуживания. Но из-за кризиса выездной поток медтуристов сократился в два раза до 0,5%. А это значит, что вырос спрос на медуслуги внутри страны, растет межрегиональный поток медтуристов. Из Москвы и других крупных центральных городов пациенты едут в регионы, где лечение менее дорогое, а из регионов люди едут в центральные города за более качественными медицинскими услугами. В будущем при отсутствии глобальных экономических потрясений рынок медицинских услуг будет расти примерно на 2-3% в год и медицинский туризм будет активно развиваться, - подчеркнул он.

По мнению руководителя компании «МедикаТур» (г. Москва) Татьяны Соколов, спрос у российских пациентов на медицинские услуги за границей не столько сократился, сколько трансформировался из-за падения доходов. Если раньше ехали в Германию и Израиль, то теперь все больше едут в Южную Корею и Китай. «Есть спрос и у иностранных туристов на лечение в России. Очень востребованы услуги ЭКО, поскольку у нас в стране нет возрастных ограничений, а также пластическая хирургия, медицинские услуги стоматологического, кардиологического, онкологического профиля, лечение стволовыми клетками», - подчеркнула она.

Руководитель Центра организации санаторно-курортного дела ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии» Минздрава России Павел Тоц рассказал, что сегодня в России действует более 1600 санаторно-курортных организаций, более 40 из них находятся в Алтайском крае.

- По данным Росстата, загрузка санаториев и курортов в стране в 2017 году составляла 62 процента. При средней цене одного койко-дня в 2700 рублей общая стоимость пустующих коек в санаториях страны составляет 89 миллиардов рублей в год. То есть рынку есть куда расти, - отметил он.

Сегодня в стране действует система господдержки санаторно-курортной отрасли. Действует национальный исследовательский центр курортологии и в каждом регионе будут созданы опорные санаторно-курортные организации. По оценке экспертов, санаторно-курортное лечение вдвое снижает риски развития заболеваний. Поэтому организациям нужно разрабатывать соответствующие программы реабилитации, которые будут финансировать и государство, и территориальные фонды медицинского страхования, и работодатели.

Doc22.ru Павел Тоц: Нужно активнее экспортировать санаторно-курортные услуги, привлекая иностранных туристов.

Павел Тоц: Нужно активнее экспортировать санаторно-курортные услуги, привлекая иностранных туристов.

По словам Павла Тоца, сейчас уже разработана система категорирования санаториев и курортов. Она включает не только присвоение «звезд» за уровень сервиса при размещении, но и учитывает качество предоставления медицинских услуг. Нужно активнее экспортировать санаторно-курортные услуги, привлекая иностранных туристов. Хотя для многих зарубежных гостей они мало известны, поэтому их нужно активнее продвигать, делать более доступными и понятными для иностранных медутристов.

- Чтобы продвигать медицинские и санаторно-курортные услуги, нужно создавать готовые продукты, которые будут понятны и востребованы потребителями. А сегодня между профессиональными услугами квалифицированного врача и до готового продукта, который маркетологи должны продавать на рынке — огромная пропасть. Медицинским и санаторно-курортным организациям нужно научиться «упаковывать» свои продукты. А сегодня сайты клиник и санаториев, зачастую невозможно читать — они созданы для медиков, а не для потребителей, - резюмировала Надежда Федулова.