18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Программа модернизации здравоохранения Алтайского края проходит в эти дни заключительную стадию согласования в Москве. Менее чем через два года мы должны получить, как сказал губернатор, новое здравоохранение. Со своими вопросами Doc22 обратился к начальнику Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Виктору Яковлеву.

 

- Программу модернизации здравоохранения, разработанную в Алтайском крае, вернули на доработку. Виктор Васильевич, в ней что-то не так, новые требования появились?

 

- Как вы, должно быть, слышали, 4 марта в правительстве РФ прошло совещание под председательством вице-премьера Александра Дмитриевича Жукова, куда были приглашены все регионы страны, готовившие программы модернизации. На этом совещании региональным программам  был дан общий анализ на примере Москвы и Московской области. Все регионы получили от Министерства здравоохранения  предложения по внесению корректив.

 

Назову  те, которые касались нас. Часть из них носила «косметический характер» - просили уточнить формулировки и индикаторы, дать пояснения по ряду параметров. Некоторые предложения побудили нас внести определенные изменения в программу. Например, нас попросили посмотреть, есть  ли возможность  увеличить количество детских реанимационных коек. Это связано с тем, что Россия переходит на новые критерии живорождения, когда плод начинают выхаживать, если он весит 500 и более гр. Сами понимаете, для этого нужны несколько иные мощности, дополнительное оснащение детских реанимационных отделений. Поначалу мы планировали ввести  68 специализированных коек, сейчас увеличили до 80 с лишним. Внесены соответствующие коррективы в программу модернизации в части оснащения отделений. Такие предложения были сделаны очень многим регионам.

 

Второй момент. Министерство регионального развития России издало приказ, которым установило – для каждого региона - предельную стоимость квадратного метра при текущем и капитальном ремонте.  Раньше таких нормативов  не было. Естественно, нам пришлось выверять запланированные ремонты по стоимости на соответствие этому  нормативу. Оказалось, что по текущему ремонту деньги даже остаются, а по капитальному немного не хватает. Но, к счастью, столько, что возникший дефицит мы смогли  восполнить тем, что «осталось» от предполагаемых затрат на текущий ремонт.

 

Третий момент. Всем регионам предложили изучить возможность сокращения дефицита территориальной программы госгарантий и в большей степени приблизить ее к финансовым нормативам, которые установило Правительство РФ. Мы предполагали этот дефицит заметно сократить, но в течение двух лет.  С учетом нынешних пожеланий правительства губернатором принято решение выделить из бюджета Алтайского края дополнительно на программу модернизации здравоохранения 716,8 млн. рублей на два года.

 

- На что пойдут эти деньги?

 

- Они будут направлены на повышение зарплаты врачей амбулаторного звена. Деньги разделены на две части. Первая часть будет напрямую направляться в т.н. социальные медицинские учреждения (специализирующиеся на лечении туберкулеза, наркологических и психических заболеваний), а вторая – на страхование неработающего населения. Через территориальный Фонд  медицинского страхования эти деньги попадут в учреждения, работающие в системе ОМС. По прогнозам, это позволит поднять зарплату врачам амбулаторного звена не менее, чем на 6 тыс. рублей, и примерно на 4 тыс. среднему медперсоналу.

 

В итоге финансирование программы возросло, как вы поняли,  на 760 млн. рублей и вместо  ранее запланированных 8,3 млрд. стала содержать более 9 млрд. рублей. Из них 6,3 – федеральные средства, 2,76 млрд. – деньги краевого бюджета и территориального фонда ОМС. (22 марта делегация из пяти человек во главе с заместителем начальника Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Еленой Вайгель  вылетела в Москву для визирования программы. – прим. Ред.).

 

- А когда  будет открыто финансирование?

 

- После подписания трехстороннего соглашения между губернатором, министром здравоохранения и директором федерального Фонда медицинского страхования. К программе будет приложен график помесячного перечисления средств. Губернатор на этот счет уже предупредил, что все средства  должны быть максимально централизованы. Каждый главврач не будет вести самостоятельные закупы, назначать конкурсные процедуры. Нам еще предстоит обсудить механизм управления программой, чтобы деньги были израсходованы в срок, эффективно, а здравоохранение края вышло на новый уровень. Мы ожидаем, что, начиная с мая,  деньги по программе модернизации начнут поступать в  краевое здравоохранение.

 

- Решение об увеличении  зарплаты врачам и медперсоналу амбулаторного звена,  можно предположить, также продиктовано главной задачей - повышения качества медицинского обслуживания?

 

- Безусловно, это  должно повлиять на закрепление специалистов в амбулаторном звене, на рост качественных показателей их работы. Для нас очень важно – как нашу работу оценивают пациенты, жители края. В марте прошлого года по заданию Александра Богдановича в крае проводились социологические исследования в сфере здравоохранения для оценки удовлетворенности населения качеством медицинского обслуживания. Оценивалась работа амбулаторного звена, стационаров, скорой помощи, ФАПов. Есть районы, где превалируют хорошие оценки, есть – где отрицательные.  Это открытая информация, с ней ознакомлены главы муниципалитетов, их замы по социальным вопросам, я приводил эти таблицы на итоговой коллегии. Сейчас заканчиваются очередные исследования. Мы ждем свежих данных, чтобы посмотреть на динамику, принять необходимые меры.

 

- На какие выводы натолкнули результаты первого социологического исследования? Во главе угла - все тот же человеческий фактор?

 

- Я бы сказал – сочетание причин. Да, руководитель отвечает за все. Это первое. Второй момент: большая удаленность некоторых районов, более выраженный кадровый дефицит – это тоже сказывается, это объективные моменты. Но вот что я бы отметил: в группу районов, получивших по части здравоохранения больше отрицательных, нежели положительных  оценок, попали – вот что обидно! - территории с довольно сильным здравоохранением, демонстрирующим  весьма неплохие показатели по влиянию на уровень здоровья. А народ – недоволен. Ведь есть качество обслуживания, а есть еще душевность, внимательное и человеческое отношение  к пациентам. И мы обязаны это учитывать в нашей работе.

 

- Один из существенных показателей качественной работы медучреждения  – отсутствие очередей на прием к врачу.  Да и вообще это резонансная тема сегодня…

 

- Да, в связи с выступлением премьер-министра В. В. Путина эта тема вызвала  большой резонанс в обществе и СМИ.  В числе около десятка регионов премьером был назван и Алтайский край, а конкретно -  поликлиника № 14 Барнаула. На момент проверки там в очереди на запись после  открытия стояло 102 человека.

 

Проблема очередей, хочу заметить, вызвана как  объективными, так и субъективными причинами. Субъективный фактор – это, конечно, профессиональный уровень руководства, уровень организации работы регистратуры. Отсутствие очереди вообще – это, согласитесь, непривычно. Но большая очередь   – это либо плохая организация, либо дефицит специалистов.  Варианты оптимизации работы существуют, они известны. Их только нужно применять на практике. Хочу напомнить:  ряд медучреждений находится  в краевом подчинении, но большая часть ЛПУ, в их числе поликлиники, как правило, находятся в подчинении муниципалитетов. На сегодня это так.

 

К объективным причинам существования очередей следует отнести  дефицит «узких» специалистов, который, к сожалению, не преодолен.  Если штат участковых терапевтов, педиатров укомплектован на 97-98 % от норматива, то по «узким» специалистам ситуация пожестче.  Нам нужно искать формы их привлечения и повышение зарплаты, о котором я говорил выше, должно нам в этом помочь.

 

Вы наверняка слышали про врачебно-диспетчерскую службу. В прошлом году ее услугами  воспользовались 160 тыс. жителей края – записались на прием к специалисту краевого медицинского учреждения дистанционно, а в краевой центр приехали уже непосредственно ко времени приема, к конкретному врачу. Работу врачебно-диспетчерской службы мы будем совершенствовать, в частности, выстраивая логистику, отлаживая взаимодействие между разными специалистами внутри медучреждения и между клиниками.

 

Если говорить о Барнауле, думаю, нам нужно налаживать поликлиническое сотрудничество. Здесь есть необходимость создавать дополнительные консультативные структуры. Тем самым – мы повысим  доступность медицинской помощи. В определенных случаях эти структуры  смогут частично разгрузить очереди в поликлиниках конкретного района в городе.

 

Наша задача – не обнулить очередь, а сделать так, чтобы ни один человек не оказался в очереди из-за организационных недоработок.

 

- Как и в какие сроки будет проходить передача  ЛПУ  из муниципальной собственности в краевую? 

 

- Происходить это будет в соответствии с законом Российской Федерации «О внесении отдельных изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона «Об обязательном медицинском страховании». Законом изменяются полномочия в сфере  здравоохранения. Полномочия, которыми  раньше были наделены муниципалитеты – это первичная медико-санитарная помощь, скорая медицинская помощь и помощь беременным женщинам в период  до, во время и после родов – передаются на уровень субъекта Федерации, в нашем случае – края.

 

На 1 января 2012 года все лечебные учреждения России должны перейти в собственность соответствующего субъекта РФ.

 

Закон также предполагает право делегирования полномочий и обратно, в муниципалитеты. Как сказала Татьяна Алексеевна Голикова на совещании, если глава муниципалитета  и главврач толковые  - делегируйте больше полномочий. Если же вы в этих руководителях  сомневаетесь, на первых порах, было посоветовано,  не делегируйте ничего.

 

- Какие полномочия можно передать обратно?

 

- Во-первых, это касается содержания зданий и сооружений. Во-вторых, можно передавать некоторые виды медицинской помощи. Например, скорую помощь, амбулаторное звено. Теоретически можно делегировать  обратно все, но уже - под  ответственность администрации края, нашего управления.

 

Еще нам предстоит подготовить соглашение о совместном ведении муниципального здравоохранения – ведь у главы района все равно остаются определенные полномочия. Сегодня мы ведем такую работу – чтобы понять, какие конкретно полномочия у них остаются. Например, санитарно-эпидемиологическое благополучие, охрана труда – здесь никакие изменения никто не вносил. Например, глава города и района по закону должен создавать безопасные условия труда и нести ответственность за организацию профилактических медосмотров.

 

Александр Богданович дал нам поручение – посмотреть на уровень руководства медицинских учреждений. Мы и раньше неоднократно говорили главврачам, что будет проведен анализ их деятельности. Нас интересует наличие кредиторской и дебиторской задолженности, были ли судебные решения по этой больнице, если были, то исполнены они или нет (заплачены ли штрафы), какие за последний год решения принимали надзорные органы. Все это мы проанализируем, в том числе и оценку населения, чисто медицинские результаты работы. На основании этого станет понятно, кто останется руководителем сменившего статус  ЛПУ, а кто нет. Но этот процесс будет проходить только в эволюционном режиме.

 

Сейчас мы запрашиваем у муниципалитетов уточненную информацию о главврачах. У нас же нет такой информации – личные дела, трудовые, все это  находится в муниципалитетах. Также мы запросим информацию о специалисте, который включен в кадровый резерв, то есть, о претенденте на место главврача.  С главным врачом медучреждения, перешедшего в краевую собственность, будет заключен  контракт.   С главой города  или района  будет заключено соглашение о совместном ведении муниципального здравоохранения. Логика проста: больница «наша», население – «ваше». Пример, скорая помощь – краевая, но поедет-то она порой по плохим дорогам, за состояние которых отвечает муниципалитет.

 

- Что  даст здравоохранению смена статуса ЛПУ?

 

Единые правила. Единую подчиненность. Так уже было. Сегодня так в соцзащите. Сегодня все приказы, которые мы пишем для муниципальных ЛПУ, носят рекомендательный характер. А после изменения статуса больниц приказы и распоряжения Главного управления Алтайского края по здравоохранению  станут для них обязательными  к  исполнению. 

 
В заключение хочу обратить ваше внимание на то, что 2011 год  сильно отличается от 2010-го. В чем это отличие?  Первое – принят новый закон об обязательном медицинском страховании. Второе – муниципальные ЛПУ переходят в краевую собственность. Третье – медучреждения становятся казенными или бюджетными. Четвертое – начинается строительство и реконструкция социальных объектов по губернаторской программе «75х75», в нее вошли 25 объектов здравоохранения. Пятое – принят  федеральный закон, в соответствии с которым с 1 сентября 2011 года в каждом селе можно будет купить лекарства у фельдшера  ФАПа, если в этом селе нет аптеки. Перечень лекарств определен и утвержден, в нем более 100 наиболее «ходовых» наименований. Районная аптека  будет их передавать в ФАП на реализацию. И человеку не придется ехать в район за, к примеру, анальгином или цитрамоном, активированным углем и т.д. 
 

Для Алтайского края это решение имеет очень большое значение, так как у нас в селах, где только ФАП, проживает в общей сложности порядка  500 тыс. человек. Люди должны иметь возможность купить  в своем селе самые необходимые лекарства, в том числе и те, что им прописал фельдшер.

 

А все раннее реализуемые задачи остаются прежними, только спрос за их исполнение становится иной.

 

 Андрей Беспалов.