18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

В регионе успешно стартовала реализация мероприятий национального проекта «Здравоохранение». По итогам 2019 года на улучшение материально-технической базы медицинских организаций Алтайского края будет направлено более 4,2 миллиарда рублей. О тенденциях развития отрасли, новом оборудовании и подходах к лечению, а также о мотивации врачей и решении кадрового вопроса в интервью редакции информационно-аналитического портала Doc22 рассказал главный врач Краевой клинической больницы скорой медицинской помощи, хирург высшей категории, кандидат медицинских наук Владислав Бомбизо.

 

Владислав Бомбизо, главный врач КГБУЗ «Краевая клиническая больница скорой медицинской помощи» (фото из архива ККБСМП)

- Владислав Аркадьевич, что, на Ваш взгляд, принципиально изменилось в здравоохранении за минувшие 5-10 лет? Каковы основные тренды развития?

- Я бы рассмотрел развитие отечественной медицины даже в более длительной временной парадигме. Я закончил обучение профессии в 1986 году, и вот уже 33 года постоянно работаю в здравоохранении. Изменения заметны буквально во всем. Это касается и кадров, и технического оснащения, и организационных вопросов. Это неизбежно с течением времени. За многие годы поменялось не только государство, но и психология, ментальность людей. Тем не менее, запрос со стороны населения к медикам всегда был и остаётся в сути своей неизменным - задача врача сохранить здоровье пациента, спасти ему жизнь при необходимости, а граждане хотят получить качественную медицинскую помощь своевременно и с максимальным комфортом. И это нормально. Сейчас россияне стали в значительной степени более требовательными. Здравоохранение, чтобы соответствовать времени и общественным запросам, тоже менялось.

Однако, не стоит трактовать это превратно. Зачастую превращение медицины в «сферу услуг» негативно сказывается на качестве медпомощи, снижает мотивацию врача, создаёт негативный эмоциональный фон для его работы. Так что не все тенденции позитивны. Тем не менее, изменения объяснимы и подчиняются логике общественного дискурса.

- В этом году в больницу пришли работать более 10 молодых специалистов. Что мотивирует сегодня выпускников медицинских вузов приходить работать в стационар? Насколько силён сегодня кадровый голод в медучреждении и в целом в отрасли?

- Конечно, медицина сейчас стала более технологичной и эффективной. Это очень хорошо. Другое дело, что по причине всех мной вышеназванных социальных процессов, изменилось и профессиональное сообщество. Сейчас экономическая мотивация для молодых специалистов порой превалирует над всеми другими стимулами к работе. А это уже вступает в конфликт с самой сутью медицины, врачевания. В широком смысле это ведь служение во благо людей. Образ жизни, если хотите. Но зачастую, работник жертвует своим профессиональным интересом ради финансового благополучия: своего и семьи. Такое стремление абсолютно нормально, однако осложняет развитие отрасли в целом. Впрочем, кадровая проблема в здравоохранении характерна не только для Алтайского края, но всех регионов России. Безусловно, вопрос заработной платы всегда актуален, поэтому стараемся стимулировать сотрудников в соответствии с объёмом выполняемой ими работы, их научными достижениями и т.д. Также в предыдущие десятилетия я не припомню, чтобы для сотрудников больницы выделяли служебное жильё. А три года назад сразу около 20-ти наших работников смогли улучшить свои жилищные условия благодаря поддержке краевого Правительства и Минздрава. Все эти люди по-прежнему продолжают работать у нас, это колоссальный стимул для них. Совсем недавно несколько сотрудников Центра охраны материнства и детства также получили квартиры в новом доме на улице Сизова в Барнауле. И это совершенно логично: улучшается техническое оснащение медучреждения и качество оказываемой медпомощи. Создание таких условий для лечения детей – это прецедент для Алтайского края. Многие технологические модули в медучреждении не уступают лучшим мировым образцам. Соответственно, прирастает Центр и специалистами. А им нужно где-то жить. Мы своих врачей и средний медперсонал тоже стараемся поддержать в плане улучшения жилищных условий. Письмо со списком тех, кто нуждается в жилье, уже направили в Минздрав. Решение жилищных проблем – очень важный фактор сохранения и закрепления кадров в регионе.

- Велик отток кадров из государственных клиник в частные?

- Нет, не могу такого сказать. Особенно в нашем регионе. Для специалистов, особенно молодых там нет профессионального роста и обучения. А это неотъемлемая часть жизни врача. В частной медицине хорошее оснащение и диагностика, но на долговременное лечение и исцеление больного она чаще всего не рассчитана. Потому что предложить тот комплекс услуг на длительный период, что предлагают государственные больницы, ни одна частная клиника не может. Особенно на приемлемых (прежде всего с финансовой точки зрения) для пациента условиях. Эта сфера как раз ближе к «оказанию услуги», о чём мы говорили ранее. Но мало кто из врачей таких клиник интересуется дальнейшим состоянием своих пациентов после скорой выписки. Услуга оказана. У нас ситуация кардинально иная – в первую очередь стоит цель спасти жизнь и здоровье пациента, после этого обеспечить исцеление больного, каким бы длительным оно ни было. И объёмы оказания помощи у нас другие: в год к нам поступает около 50 тысяч больных, из них больше 20 тысяч подлежат госпитализации. Ни одна частная клиника не способна на подобное. Мы ведь даже без документов больных принимаем, если этого требует их состояние. Бывают и лица без определённого места жительства, ведь выгнать их на улицу в лютую стужу – значит обречь если не на смерть, то как минимум на обморожение. Такого настоящий врач допустить не может. Занимаемся и поиском пансионатов для них, устраиваем в отделения паллиативной помощи, ищем различные пути, хоть это и не входит в непосредственный функционал больницы. И уж точно такая работа никак не способствует заработку денег. Такое отношение к пациенту невозможно представить в частной медицине.

- Наверняка в больнице за годы её работы сформировался крепкий профессиональный коллектив. Кого из тех, кто когда-либо работал в клинике можно приводить в пример молодым специалистам?

- Больнице уже 122 года. И за это время здесь работали десятки профессионалов мирового уровня. Это и знаменитый хирург Александр Чеглецов, создатель краевого гепатологического центра, профессор Юрий Дедерер, травматолог Юрий Рассохин, хирург Антон Куновский, доктор медицинских наук, профессор Яков Шойхет и многие другие. Их ученики до сих пор трудятся на благо российского здравоохранения. Эти люди сейчас не только обучают молодёжь в стенах нашего Алтайского государственного медицинского университета, но и занимаются клинической работой, непосредственно лечением больных, проводят консультации. Для нас очень ценно, что мы сумели сохранить те практические школы и подходы, которые зародились в стенах наших клиник и 30, и 40 лет и полвека назад. Всего в больнице работает более тысячи человек, из них 197 врачей.

- Как оценивают профессиональное мастерство алтайских врачей коллеги из других регионов страны?

- В рамках 7-го Съезда хирургов Сибири в Красноярске обсуждали уровень развития профильных хирургических служб в регионах Сибирского федерального округа. И могу сказать, что алтайская хирургия получила достаточно высокую оценку. В ходе совещания главный хирург и главный эндоскопист Минздрава России, Академик РАН Амиран Ревишвили озвучил рейтинг по уровню организации и эффективности работы хирургической помощи среди регионов, в котором Алтайский край занимает второе место из десяти (выше только Кемеровская область) и является лидером СФО по развитию лапароскопической хирургии и количеству таких вмешательств. В больнице скорой медицинской помощи более 50% процентов операций проводится именно таким способом. По некоторым видам операций, например, удалению аппендикса, доля лапароскопии достигает уже 97% - это намного выше, чем в среднем по стране. А в целом в России Алтайский край занимает 23 позицию среди 85 регионов по данным показателям. Это беспристрастная оценка федерального центра и эти данные в ближайшее время будут опубликованы.

 

Владислав Бомбизо не ограничивается административной работой и постоянно оперирует «тяжёлых» пациентов вместе с коллегами-хирургами, поддерживая профессиональную форму (фото из архива ККБСМП)

- В регионе в этом году началась реализация национальных проектов. Чувствуются ли положительные изменения в здравоохранении? Смогут ли в будущем наши медицинские центры конкурировать с больницами Москвы, Санкт-Петербурга, возможно с зарубежными?

- Неплохо даже по мировым меркам уже выглядят краевой Перинатальный центр, краевая клиническая больница, Алтайский краевой госпиталь для ветеранов войн, онкологический диспансер, федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования. Это колоссальные шаги. Возможно, что большинство людей, которым, к счастью, не требуется лечение в этих центрах, могут не понимать масштабов перемен. Но, поверьте, такого значительного прогресса в отечественной медицине, тем более в регионах, не было уже давно. Раньше обновление оборудования, покупка нового, было чем-то из ряда вон выходящим. Конечно, какие-то средства выделяли, но если что-то и покупали, то медики буквально опасались прикасаться к этим аппаратам, приобретенным за баснословные по тем временам деньги, не хватало расходных материалов. Теперь это в прошлом. Техническое перевооружение становится стандартной практикой и зависит скорее от потребностей больницы. Только за минувший год, Минздрав закупал современные компьютерные томографы, ангиографы, приспособления для малоинвазивных операций и много другое. Почти полностью мы ушли от использования рентгеновской плёнки и применяем цифровые технологии. У нас всё необходимое есть. Доступно практически всё. Кроме того, мы регулярно проводим апробацию нового оборудования – например видео-лапароскопических стоек. С этими предложениями к нам обращаются сами производители техники. И за минувшие семь лет, как минимум раз в три месяца больница получает новые образцы для обучения персонала и применения в работе. Это возможность выбрать тот или иной аппарат перед покупкой, изучить его.

Есть определённая проблема с площадями. Однако, забегая немного вперёд, скажу, что при поддержке Минздрава края и лично министра Дмитрия Попова мы провели предпроектные работы по строительству нового высокотехнологичного корпуса с размещением отделения экстренной помощи, современного операционного блока на 12 столов и реанимации. Уже определено «пятно» для будущей застройки. Это ещё раз говорит нам о том, как изменились времена. 15 лет назад такого и представить было невозможно. С нынешним руководством Министерства здравоохранения это стало реальностью. Принципиально вопрос о будущем строительстве был решён менее чем за полгода.

- Как Вы считаете, какое направление можно назвать основным вектором развития системы здравоохранения в регионе? Существует ли стратегия?

- Мы постепенно переходим к следующему этапу, когда высококачественная медицинская помощь должна стать доступной повсеместно. Современное оборудование не должно быть прерогативой только крупных федеральных или краевых центров. Если технология существует и освоена – её необходимо распространять в учреждения в муниципалитетах. В трудные для отечественного здравоохранения годы нам удалось на базе краевых центров сохранить и научные школы, кафедры, практики. Теперь пришло время транслировать этот опыт, развивать его. И вектор уже понятен. Будут создаваться межрайонные центры, ничем не уступающие в оснащении, технологиях и кадровом обеспечении краевым учреждениям третьего уровня. Это Бийск, Рубцовск, Заринск, Алейск, Камень-на-Оби – будет настоящая опорная сеть межрайонных центров. Это представляется хорошим решением, ведь на сегодняшний день очевидно, что поставить, например, томограф в каждую ЦРБ просто невозможно. В теории да, но по факту дорогостоящее оборудование там будет простаивать. Потому что нет необходимой загрузки пациентами, потому что не хватает квалификации персоналу и ещё по многим причинам. Межрайонные центры помогут решить эту проблему. Конечно, остаётся актуальным вопрос логистики и доставки пациентов в них, но это уже большой шаг вперёд по сравнению с ситуацией, когда широкий спектр видов помощи можно было получить только в Барнауле. Такая система сформирована по всей стране и Алтайский край двигается в том же русле. Мы уже работаем с кадрами для таких центров – проводим стажировки специалистов на базе нашей клиники.

- Как работа этой системы должна выглядеть на практике?

- В идеале базовую помощь должны оказывать в поликлиниках и ЦРБ, более сложные случаи берут на себя межрайонные центры, а если требуется экспертная оценка состояния больного, обследование или операция с применением уникального оборудования, то пациента направляют в краевые центры. Плюс мы можем всегда прибегнуть к консультационной помощи специалистов НМИЦ – национальных медицинских исследовательских центров, по каждому узкому направлению: эндокринология, травматология, кардиология и другим. В теории система идеальна. Но есть проблема. В чём? В кадрах. Да, снова и снова мы возвращаемся к этой теме. В данном контексте трудно переоценить поддержку краевого Минздрава. Это и программа «Земский доктор», благодаря которой специалисты, переезжающие в село, могут получить миллион рублей, программа «Сельский фельдшер», обучение ординаторов по целевому набору за счёт средств министерства. Эта работа ведётся по поручению министра здравоохранения края Дмитрия Попова. Мы со совей стороны также поддерживаем будущих ординаторов, оплачивая им обучение. Это наша будущая смена, и экономить на этом недопустимо.

Справка

КГБУЗ «Краевая клиническая больница скорой медицинской помощи» - старейшее лечебное учреждение Алтайского края, основанное в 1897 году. В настоящее время это многопрофильный стационар ёмкостью более 521 койки, единственный в Алтайском крае травмоцентр первого уровня и клиническая база шести кафедр Алтайского государственного медицинского университета. Большинству пациентов в больнице (89%) оказывают экстренную и неотложную медицинскую помощь.