18+

В Алтайском крае будет построена автомагистраль Бийск-Абакан за 43 млрд рублей

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

На состоявшейся на прошлой неделе в Бийске V Межрегиональной конференции с международным участием «Механизмы повышения эффективности инновационной деятельности региона» краевые власти представили проект создания на территории Алтайского края полюсов инновационного развития. О планах администрации края, закрепленных в принятом этой осенью специальном краевом законе, рассказал начальник Управления по науке и инновационной политике Главэкономики Алтайского края Александр Жидких. Публикуем текст его выступления.

  

О Законе Алтайского края
«О полюсах инновационного развития в Алтайском крае» от 7 сентября 2009 года № 62-ЗС

 

Обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона неразрывно связано с формированием новых механизмов привлечения инвестиций и созданием благоприятных условий для разработки и внедрения современных технологий в производство. В качестве одного из таких механизмов предлагается создание полюсов инновационного развития.

 

В основе идеи полюсов развития лежит представление о ведущей роли конкурентоспособных видов экономической деятельности, создающих новые товары и услуги. Территории, где расположены такие предприятия, становятся полюсами притяжения факторов производства, поскольку обеспечивают наиболее эффективное их использование. Это приводит к концентрации производства и формированию полюсов развития.

 

Полюс инновационного развития это территориально обособленный комплекс взаимосвязанных производств, научно-исследовательских подразделений и обслуживающих центров, динамичный рост и инновационная активность которых создают условия для интенсивного развития окружающего экономического пространства.

 

Однако в качестве полюсов развития можно рассматривать не только совокупности предприятий конкурентоспособных видов экономической деятельности, но и конкретные территории, выполняющие в экономике региона функцию источника инноваций.

 

Теоретические положения о полюсах развития используются во многих странах при разработке экономических стратегий и по-разному приспосабливаются в зависимости от уровня развития территорий.

 

Например, во Франции, Нидерландах, Великобритании, Германии формирование полюсов развития происходило в результате модернизации и реструктуризации промышленных и аграрных территорий путем создания инновационных производств с объектами инженерной и социальной инфраструктуры.

 

В российской практике идеи полюсов развития реализуются в создании особых экономических зон, наукоградов, кластеров, технопарков, бизнес-инкубаторов, центров коллективного пользования оборудованием, и.т.д.

 

Целью формирования полюсов инновационного развития в Алтайском крае является повышение эффективности использования потенциальных возможностей муниципальных образований, содействие занятости и росту качества жизни населения посредством создания новых и развития традиционных секторов экономики Алтайского края на инновационной основе.

 

Полюса инновационного развития формируются на конкурсной основе посредством строительства новых производств или развития застроенных территорий. Инициатива может исходить от органов исполнительной власти Алтайского края, органов местного самоуправления и заинтересованных хозяйствующих субъектов, являющихся собственниками, владельцами, пользователями земельного участка, предлагаемого для формирования полюса инновационного развития.

 

Управление полюсами осуществляет уполномоченный Администрацией края орган исполнительной власти в соответствии с его отраслевой принадлежностью.

 

Основой функционирования полюса является Соглашение о взаимодействии, заключаемое Администрацией края и инициатором, в котором отражаются:

1) цели формирования полюса инновационного развития и предполагаемые виды деятельности резидентов;

2) план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения полюса инновационного развития и прилегающей к нему территории;

3) объемы и сроки вложения инвестиций в формирование полюса инновационного развития;

4) порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, созданным за счет средств краевого бюджета, в соответствии с планом обустройства и материально-технического оснащения полюса инновационного развития и прилегающей к нему территории;

5) меры поддержки, предоставляемые органами государственной власти Алтайского края и органами местного самоуправления резидентам.

 

Резидентом полюса признается хозяйствующий субъект, зарегистрированный в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположен полюс инновационного развития, и заключивший с уполномоченным органом договор об осуществлении деятельности на территории полюса инновационного развития.

 

В соответствии с договором резидент обязуется инвестировать средства в реализацию инновационного проекта, плана обустройства и соответствующего материально-технического оснащения полюса инновационного развития.

 

Будущих резидентов главным образом будут интересовать формы государственной поддержки. К ним относятся:

1) предоставление бюджетных инвестиций на строительство объектов внешней инженерной и транспортной инфраструктуры, направленных на обеспечение функционирования полюса инновационного развития, перечень которых устанавливается соглашением о взаимодействии;

2) установление льготных ставок арендной платы за предоставленные резиденту земельные участки, находящиеся в собственности Алтайского края, либо земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена;

3) предоставление государственных гарантий Алтайского края;

4) субсидирование за счет средств краевого бюджета части банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым резидентами на реализацию инновационных проектов;

5) субсидирование за счет средств краевого бюджета налога на прибыль резидентов;

6) субсидирование за счет средств краевого бюджета налога на имущество резидентов;

7) субсидирование за счет средств краевого бюджета части процентной ставки по корпоративным облигационным займам на финансовом рынке, привлекаемым резидентами на реализацию инновационных проектов.

 

Резиденту может быть предоставлено одновременно несколько форм государственной поддержки. Органы местного самоуправления вправе предоставлять резидентам собственные меры поддержки.

 

Разрабатывая данный законопроект, мы опирались на нормативную базу других регионов, например:

Закон Липецкой области «Об особых экономических зонах регионального уровня»;

Закон Республики Бурятия «О зонах экономического благоприятствования в Республике Бурятия»;

Закон Республики Северная Осетия-Алания «О зонах приоритетного экономического развития в Республике Северная Осетия-Алания»;

Закон Ростовской области «О территориях интенсивного экономического развития в Ростовской области»;

Закон Московской области «О промышленных округах в Московской области».

 

Однако понятие «полюс инновационного развития» предлагаемое нами, по сравнению с применяемыми в других регионах, существенно расширяет круг хозяйствующих субъектов, которым может быть предоставлена государственная поддержка.

 

Сегодня в Алтайском крае последовательно реализуется ряд проектов федерального и межрегионального уровней. Создаются особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и игорная зона «Сибирская монета», в статусе наукограда развивается г. Бийск, в рамках реализации проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья» функционирует биофармацевтический кластер, создается кластер сельхозмашиностроения и агротехнопарк. Вместе с тем, развитие и продвижение этих инициатив сдерживается из-за отсутствия законодательной базы на региональном уровне. В этой связи мы полагаем, что актуальность Закона «О полюсах инновационного развития в Алтайском крае» не вызывает сомнений.

 


ПОЛЮСЫ РОСТА.

Комментарий редакции Doc22:

 

Краевые власти предлагают создать на территории края полюсы инновационного развития. Дело это для России новое, хотя опыт использования таких механизмов привлечения масштабных инвестиций отдельными компаниями, в отдельные отрасли бизнеса и экономики, в конкретные территории довольно широко применяются за рубежом, в первую очередь, в Европе. Под разными названиями – «полюсы конкурентоспособности», «полюсы роста», «полюсы инноваций» и т.д. – такие механизмы развития существуют в мире уже несколько десятков лет, демонстрируя свою эффективность.

 
 

СПРАВКА.

Впервые концепция «полюсов роста» была выдвинута в начале 1950-х гг. всемирно известным французским экономистом Франсуа  Перру (1903-1987). Согласно ей рост экономики страны во всех регионах не происходит равномерно, он появляется в некоторых пунктах, или полюсах роста, а затем с изменяющейся интенсивностью  распространяется по различным каналам и с определенным переменным эффектом – на всю экономику. К тому же территории, расположенные между полюсами роста и обеспечивающие транспортную связь, получают дополнительные импульсы роста благодаря увеличению грузопотоков, распространению инноваций, развитию инфраструктуры. Поэтому они превращаются в оси (коридоры) развития, определяющие вместе с «полюсами роста» пространственный каркас экономического роста всего региона или страны. Идеи Перру оказались привлекательными и востребованными в объединенной Европе. В результате аналогичные стратегии были приняты и сегодня работают по всему миру: в Австралии, Ирландии, Хорватии, Швеции, Финляндии, Дании, Бельгии, Испании, Италии, Бразилии, Нидерландах, Словении и др

 

 

Как пояснил в свое время сайту Doc22 Михаил Щетинин, полюс инновационного развития – это территориально обособленный комплекс взаимосвязанных производств, научно-исследовательских подразделений и обслуживающих центров. Целью формирования полюсов инновационного развития в Алтайском крае является повышение эффективности использования потенциальных возможностей муниципальных образований, содействие занятости и росту качества жизни населения посредством создания новых и развития традиционных секторов региональной экономики на инновационной основе. Таким образом, краевые власти планируют, что динамичный рост и инновационная активность полюсов создадут условия для интенсивного развития окружающего экономического пространства.

 

Что же предлагает законопроект, разработанный администрацией края? Полюса инновационного развития формируются на конкурсной основе посредством создания новых производств или развития уже существующих. Инициатива может исходить от органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления и заинтересованных хозяйствующих субъектов. Управление плюсами осуществляет уполномоченный администрацией края орган исполнительной власти в соответствии с его отраслевой принадлежностью. Правда, пока неясно как будет выглядеть этот орган управления и предполагают ли разработчики законопроекта участие в его работе муниципалитетов, бизнеса. В законе говорится, что в основу законопроекта положен принцип государственно-частного партнерства. Однако как он будет реализовываться на практике, до конца не ясно.

 

Законопроект предполагает использование широкого спектра господдержки, предусмотренного инвестиционным законодательством Алтайского края, и не требует выделения дополнительных бюджетных средств. Причем  краевые власти заверяют, что никаких дополнительных финансовых вливания осуществление этого проекта не потребует.

  

Отвечая на вопрос Doc22 о смысле и перспективах очередной законодательной инициативы краевой власти, вице-губернатор Михаил Щетинин пояснил:

 

-Мы предложили рамочный проект, который расширяет сферу применения инновационного законодательства Алтайского края. При том же инструментарии инвестиционной поддержки мы можем существенно расширить круг участников и изменить качественные подходы. Это направление предполагает именно поддержку инвестиций в сферу инноваций. Опираясь на этот закон, мы можем создать региональную особую экономическую зону технико-внедренческого типа, региональный технопарк. Сегодня мы можем говорить о создании полюсов инновационного роста на базе бизнес-инкубаторов в Бийске, Барнауле, дорабатывается проект создания в крае агротехнопарка н базе ОПХ «Докучаево».  Что же касается каких-либо территориальных ограничений, то по каждому из полюсов инновационного развития будет приниматься особое постановление администрации края. В России Алтайский край -  пионер в части законодательного оформления такой формы инновационного развития. Аналога такому закону в региональном законодательстве России пока нет.

 

Очевидно, что краевые власти стремятся максимально диверсифицировать набор инструментом для активизации инвестиционной политики. В условиях кризиса такие меры кому-то могут показаться несвоевременными и неактуальными. Однако не надо забывать, что выход из кризиса обусловлен прежде всего применением высокоэффективных механизмов, а сама экономика должна перейти к посткризисному развитию совершенно нового качества. Более того «большая экономика», макроэкономические параметры получит особое развитие в новом, региональном измерении. В этой связи перспективы у предлагаемой властями идеи, несомненно, весьма велики. Ведь как сказал один известный экономист, «процветание государства зависит от уровня его конкурентоспособности на мировом рынке, а основа конкурентоспособности – в эффективном использовании потенциала регионов».