18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
Об этом на совещании губернатора края с главами муниципальных образований говорил вице-губернатор, начальник Главэкономики Михаил Щетинин.

Однако, по его словам, несмотря на действительно высокую инвестиционную активность Алтайского края в целом, большинство муниципалитетов работают спустя рукава, полагаясь на краевые инвестиционные проекты и программы или бизнес-интересы различных холдингов на территории того или иного муниципалитета. Публикуем его выступление перед главами городов и районов края на совещании по итогам социально-экономического развития региона, состоявшемся в самом конце прошлого года.




В 2011 году краевая экономика, опережая среднероссийские темпы роста, демонстрирует положительную динамику и сохраняет высокую инвестиционную активность. По итогам года мы ожидаем, что прирост инвестиций в основной капитал составит 14%.

Это ситуация в целом по краю. Но, к сожалению, в большинстве муниципалитетов, работа с местными руководителями организаций и предпринимателями по привлечению инвестиций находится на недостаточном уровне. Как правило, проектов, инициированных и под-готовленных администрацией муниципалитета, единицы – либо там где есть крупное предприятие и грамотный руководитель, либо это российская или региональная холдинговая структура, либо инвесторы, привлечены Губернатором и краевыми структурами. Считаем такое положение дел недопустимым.

При Главном управлении в уходящем году создано автономное учреждение, основной задачей которого является сопровождение инвестиционных проектов. Мы настоятельно рекомендуем вам провести аудит имеющихся проектов и бизнес-идей. В настоящее время у нас есть широкий инструментарий их поддержки, и мы его постоянно совершенствуем. В текущем году по инициативе Губернатора края А.Б. Карлина запущены 2 новых направления – это гранты инновационным компаниям и особые Губернаторские гранты в 7 ключевых сферах краевой экономики. Оценка каждого муниципалитета, его главы, инвестиционного уполномоченного будет даваться не по тем проектам, которые реализуются, зачастую, и без вашего ведома, а по конкретным, пусть и маленьким проектам, но подготовленным, со-гласованным со всеми органами власти и реализованным исключительно вами. Мы готовы работать с любыми проектами.

Одной из причин такого положения дел, по нашему мнению, является отсутствие перспективного видения будущего своей территории, что характерно для большинства муниципалитетов. Зачастую главы не до конца представляют возможности и потенциал своей территории, а говорить об умении «агрессивного лоббирования интересов» своей территории за бюджетные и внебюджетные инвестиции у нас в крае вообще не приходится. Вы не знаете, чем привлечь современного инвестора, что ему нужно и что ему можно предложить, вы не знаете, чем удержать молодежь и что ей, молодежи, непосредственно требуется. Это как раз те насущные проблемы, которые должны найти свое отражение в программах социально-экономического развития. В следующем году вы должны будете приступить к разработке новых программ социально-экономического развития своих территорий. Мы еще раз предлагаем внимательно их посмотреть, не стесняться консультироваться с нами, и сделать не формальные, а адекватные духу времени документы. Кстати мы такую работу проводим в регулярном формате. И не стесняемся советоваться с наукой и общественностью, федеральными структурами и отдельными муниципалитетами Алтайского края для качественной их проработки.

От качества планирования зависят еще две темы – это строительство капитальных объектов и муниципальный заказ.

Несколько слов по адресной инвестиционной программе. Полагаем, мы должны уйти от порочной практики авральных ремонтов и строек. Мы должны иметь четкую картину по ремонтам и строительству объектов не на год-два, а на 4-5 лет. Под это должны быть зарезервированы ресурсы, мы в принципе должны понимать кто, за сколько и в какие сроки нам это может построить. Желательно создавать при этом собственную базу в виде своих малых предприятий и строительных бригад, о чем неоднократно говорил Губернатор. При этом мы должны учесть, сколько будут длиться процедуры разработки проектно-сметной документации, государственной экспертизы и размещения муниципального заказа.

Приведу конкретные примеры того, к чему приводит незнание или игнорирование реалий сегодняшнего дня. В связи с удорожанием некоторых проектов Программы «75х75» вместо запланированных к вводу в эксплуатацию в 2011 году 52 объектов, завершены работы только на 38. 14 территорий свои программы не выполнили (районы: Бурлинский, Завьяловский, Косихинский, Краснощековский, Славгородский, Павловский, Петропавловский, Поспелихинский, Романовский, Ребрихинский, Смоленский, Хабарский, Целинный и город Яровое).

Другая тема – софинансирование. Из 304 объектов КАИП (краевая адресная инвестиционная программа – Ред.) только на 67 объектах (22%) выпол-нены объемы долевого участия. Выполнили менее 5% долевого участия 28 территорий: среди них районы - Волчихинский, Заринский, Зональный, Калманский, Косихинский, Красногорский, Краснощековский, Крутихинский, Курьинский, Локтевский, Мамонтовский, Немецкий национальный, Панкрушихинский, Первомайский, Поспелихинский, Романовский, Славгородский, Троицкий, Тюменцевский, Усть-Пристанский, Чарышский, Шелаболихинский, Хабарский, город Слав-город.

Ситуация требует изменений. Необходимо:

- на вновь начинаемых объектах применять только типовые проекты;
- все вновь начинаемые проекты должны быть согласованы с Главэкономики и комитетом по финансам;
- стоимость мощностей рассчитывать исходя из предельной стоимости объекта, утвержденной для Алтайского края;
- сметы на производство работ согласовывать с управлением Алтайского края по строительству и архитектуре;
- финансирование плановых работ производить только при условии погашения кредиторской задолженности.

А вот еще пара цифр из сегодняшней практики планирования, теперь уже муниципального заказа. Согласно представленным данным за 9 месяцев уже 27 муниципальных районов и городских округов превысили ими же запланированную стоимость муниципальных закупок на весь 2011 год. Напомним, что согласно проекту нового федерального закона о введении контрактной системы заказчики будут осуществлять закупки только в строгом соответствии с планами-графиками, разрабатываемыми на 1 год. То есть эти 27 муниципалитетов уже не смогли бы производить муниципальные закупки весь 4 квартал текущего года.

При этом одним из основных способов размещения заказа у нас по-прежнему остаются непрозрачные гражданско-правовые договоры на сумму до 100 тысяч руб. Таких договоров мы заключили на сумму 3 миллиарда рублей. «Лидеры» в Алтайском крае - Шелаболихинский район – более 91%, Заринский, Каменский, Тальменский, Чарышский районы - более 70% всех гражданско-правовых договоров (за исключением закупок продукции естественных монополий и коммунальных услуг) оформлено таким способом. Также чрезвычайно «популярным» механизмом размещения муниципального заказа является дробление контрактов – по итогам 9 месяцев в Змеиногорском районе количество муниципальных контрактов превысило 55 тысяч, в Павловском – 40 тысяч. В следующем году мы с компетентными органами позанимаемся по каждому такому случаю.

Также хотел бы остановиться на переводе муниципальных услуг в электронный вид. До настоящего времени Косихинский, Локтевский, Панкрушихинский, Романовский, Шелаболихинский и Шипуновский районы даже не начинали работать в специально созданной автоматизированной информационной системе «Реестр муниципальных услуг». Хотя сроки размещения информации об услуге с приложением форм документов закончились еще 1 января 2011 года. О какой административной реформе и повышении открытости му-ниципальной власти может в таком случае идти речь?!

Коротко о туризме. Мы продолжаем развитие инфраструктуры и позиционирование туристического потенциала края. В текущем году по инициативе Губернатора Алтайского края были запущены 2 туристических маршрута – «Большое и Малое золотое кольцо Алтая». Без личного вмешательства Губернатора эти маршруты могли и не состояться, пассивность некоторых глав налицо. Еще раз призываем глав муниципалитетов активнее подключиться к данному направлению деятель-ности, край у нас разноплановый и возможности для участия, и главное, для организации новых рабочих мест в этой чрезвычайно емкой отрасли, есть.