18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
Перспективам этого проекта была посвящена состоявшаяся на днях встреча российских экологов с губернатором региона Александром Карлиным.

ЧТО ТАКОЕ КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ?

Напомним, так называемый Киотский протокол, принятый в 1997 году в развитие Рамочной конвенции ООН об изменении климата, вступил в действие в начале 2008 года. Протокол предполагает квотирование выбросов в атмосферу парниковых газов. Каждое предприятие должно иметь свой лимит на выбросы СО2 (углекислый газ) и других газов, влияющих на глобальное изменение климата. Если лимиты не используются полностью (удалось каким-то образом сократить выбросы), излишки можно продать. Если же эти лимиты превышаются, плати штраф, либо докупай квоты у «продавцов воздуха». А первичным звеном на «рынке воздуха» (или, правильнее сказать, на углеродном рынке) являются те, кто обеспечивает поглощение углекислого газа посредством лесных культур. Все просто: чем больше у государства лесов, тем больше квот на выброс СО2 оно сможет использовать или продать.

Стоимость высадки лесополос, согласно Киотскому протоколу, будет компенсироваться за счет покупки промышленными предприятиями квот на выбросы парниковых газов. Сами предприятия или выступающие от их лица «Углеродные фонды» станут инвесторами и смогут финансировать высадку лесных полос. В обмен на это они получат ценные бумаги, подтверждающие реальное сокращение углекислого газа. Разработаны методики, по которым рассчитывается площадь лесных полос, необходимая для поглощения определенного количества углекислого газа из атмосферы. Высадка лесополос – это, по мнению экспертов, самый дешевый для «Углеродного фонда» способ увеличить свою квоту на выброс в атмосферу парниковых газов.

Скажем, потенциальный инвестор определяет объем, на который ему необходимо сократить выбросы парникового газа. Для расчета площади лесополос нужно этот объем разделить на количество поглощенного лесополосой углекислого газа из расчета, что один гектар лесной полосы в год поглощает около 4 тонн углекислого газа.

- Изначально система квотирования была придумана в США для борьбы с кислотными дождями и их последствиями, - рассказал корреспонденту сайта Doc22 координатор проекта «Киотские леса» от российской стороны, старший преподаватель МГУ Андрей Стеценко. - Американцами был использован «принцип пузыря». Представьте, что определенная территория накрывается неким воображаемым колпаком, под которым существует некий объем выбросов на эту территорию. В Киотском протоколе записано, что к 2012 году выбросы на планете должны быть сокращены на 10 %. Так вот, под колпаком, скажем, работают три предприятия. На всех – все те же 10 %. Но если среди этих трех предприятий одно может без ущерба для производства сократить выбросы парниковых газов, причем как бы за всех троих, эти двое должны заплатить ему. То есть квотами можно торговать. Если под тем же колпаком появляется четвертый завод, он должен выкупить у трех существующих какую-то долю разрешенного объема вредных выбросов. Колпак не должен раздуться. Если объем станет больше - придется платить колоссальные штрафы.

Глобальная идея Киотского протокола заключается в том, чтобы этот «пузырь» охватил всю нашу планету. Это станет стимулом для перевода промышленности на экологические энерготехнологии. И это уже происходит. Например, Германия уже к 2020 году собирается увеличить долю производства электроэнергии от альтернативных источников до 20 %. Это очень существенно. И у немцев это неплохо получается – справа и слева вдоль дорог стоят ветряки, в домах - солнечные батареи, их установку дотирует правительство. Впрочем, экономических механизмов снижения выбросов парниковых газов в атмосферу существует достаточно много.

Однако не все крупные промышленные государства ратифицировали Киотский протокол, понимая, что квот им, скорее всего не хватит, а значит, придется докупать. Среди них такие «монстры», как Америка и Китай. Впрочем, обнадеживает, что даже они не отказываются от участия в этой затее категорически. А те же США летом 2007 года даже всерьез намеревались посадить в России сразу 1 миллион гектаров «киотского леса», чтобы иметь в запасе достаточное количество квот. Благо, свободной земли у нас более чем достаточно. Но выполнить в срок хорошо оплачиваемую заявку американцев мы тогда не смогли: оказалось, что у нас не хватает саженцев, техники, людей и специально подготовленных площадей.

Тем не менее, очевидно, что этот глобальный проект открывает перед Россией с ее огромной территории и крупнейшими площадями лесов самые масштабные перспективы.

ПОПЫТКА – НЕ ПЫТКА

В свое время пытался включиться в Киотский процесс и Алтайский край. Вспоминает в разговоре с корреспондентом сайта Doc22 Андрей Стеценко:

- В 2003 году мы познакомились с Михаилом Юрьевичем Шишиным и уже совместно продолжили идею реализации проекта в Алтайском крае. Рассказывали руководству края и его жителям, что такое «Киотский протокол». Оказалось, край - регион достаточно продвинутый в плане информированности на тему глобального изменения климата. В 2008 году мы с Георгием Сафоновым, директором Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов Высшей школы экономики, прилетели на Алтай и провели семинар – с лесниками, властью, представителями бизнеса и науки, СМИ. И окончательно убедились, что Алтайский край готов к реализации проекта. К тому времени ваш губернатор Александр Богданович Карлин уже знал о проекте и его возможностях и дал задание Управлению лесами начать проработку вопроса.
Был подготовлен проект соглашения между администрацией Алтайского края и Рослесхозом (Федеральное агентство по лесному хозяйству). Этот документ, работу над которым курировал лично вице-губернатор края Яков Ишутин, мог превратить наш край в крупнейшего российского игрока рынка квот на выброс парниковых газов, привлечь значительные инвестиции в лесную отрасль и экономику края в целом.

Из предложений, собранных в районах края, были отобраны по жестким критериям участки площадью 7000 га в Угловском и Шипуновском районах. Речь идет о территориях предприятий, входящих в состав крупнейшей в Сибири лесной холдинговой компании «Алтайлес». Каждое из этих предприятий имеет в своем арсенале питомник высокой культуры и приличный опыт лесовосстановления (в том числе, в сложных условиях кулундинской природно-климатической зоны). Концепцией развития компании «Алтайлес» до 2020 года для ряда предприятий предусмотривалось создание не менее 500 гектаров «Киотского леса» ежегодно.

Это вполне реальные объемы. В последние годы на Алтае ежегодно лесными культурами засаживается в среднем около 6000 гектаров. А в рекордном 2011 году было высажено 8,3 тыс. га. Вместе с тем, по словам начальника отдела лесовосстановления Управления лесами Алтайского края Игоря Дергачева, имеющимися мощностями эти объемы вполне реально увеличить до 9000 гектаров.

- Хотел бы заметить, что не каждая «палка, воткнутая в землю», может претендовать на право называться частью «Киотских лесов», - рассказывает Дергачев. – Для этих целей можно использовать только земли сельхозназначения, которые можно вывести из сельхозоборота. То есть о паевых землях уже речи быть не может. К тому же отдельный локальный участок, пригодный для «киотских» лесопосадок, должен быть не меньше 50 гектаров. Есть еще и такие критерии как доступность, особенности рельефа и почв.

Как бы то ни было, проект соглашения был отправлен в Рослесхоз. Однако из-за кадровой чехарды в его руководстве, а затем и разразившегося кризиса, документ был положен под сукно. Так и остались неосуществленными совместные масштабные планы, которые строили алтайские лесники и многочисленные иностранные делегации (британские, голландские и проч.) по привлечению инвестиций в лесовосстановление по Киотскому протоколу.

И вот сегодня в Алтайском крае вновь заговорили о реанимации этого проекта.

ЭКОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА: В ОДНОЙ УПРЯЖКЕ

Выйти на углеродный рынок - именно это предложили на недавней встрече губернатору края Александру Карлину руководитель фонда "Алтай-21 век" Михаил Шишин и эксперты Центра экологических инноваций (Москва) Георгий Сафонов и Андрей Стеценко. По их мнению, Алтайский край имеет самые серьезные перспективы для привлечения из бюджета Киотского протокола средств для восстановления лесозащитных полос. Лесополосы Алтайского края играют исключительную роль в стабилизации климата и обеспечении устойчивого землепользования, поэтому экологи предлагают использовать возможности привлечения инвестиций с международного углеродного рынка на их восстановление. При этом инициаторы проекта ссылаются на Президента РФ Дмитрия Медведева, заявившего в июне 2011 года, что возможности Киотского протокола необходимо использовать по максимуму для привлечения инвестиций.

Впрочем, их инициатива вполне сопрягается с уже озвученными ранее планами самого губернатора края Карлина по необходимости возрождения лесозащитных полос в регионе.

Ведь ускоряющаяся де¬градация сельскохозяйственных земель, снижение почвенного плодородия, усиливающаяся эрозия почв – серьезнейшая для такого крупного аграрного региона как Алтайский край проблема. Не только экологическая, но и экономическая. И решить ее может в известной степени восстановление лесозащитных полос.

В этом смысле Алтайский край имеет большой потенциал. По данным экологов, в регионе 100 тыс. гектаров лесополос находятся в бедственном положении, выпадают, стареют. Их нужно оживить, посадив новые молодые деревья. Кроме этого, есть возможность увеличить общую площадь лесополос еще на 100 тыс. гектаров для охраны почв от эрозии. Понятно, что на это потребуются громадные средства, и привлечение средств из бюджета Киотского протокола поможет хотя бы частично закрыть потребности региона.

КИОТСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГИОНА

Каковы же киотские перспективы Алтайского края?

В январе 2009 года на семинаре «Киотский протокол: возможности привлечения инвестиций с мирового углеродного рынка в Алтайский край» руководитель Центра экономики окружающей среды Высшей школы экономики Георгий Сафонов отметил, что за пять лет на «Киотские лесопосадки» в Алтайском крае можно было бы привлечь 2,5 миллиона евро. Алтайский край, отмечает Андрей Стеценко, подходит для осуществления этих планов по всем статьям. Это сельскохозяйственный регион, а значит, краю нужны в достаточном количестве лесополосы – для борьбы с ветровой эрозией, для сохранения влаги в почве. Лесополосы также играют немалую роль в решении проблемы глобального потепления климата. Защищая сельхозземли, лесополосы одновременно выполняют функцию поглотителей парниковых газов. Так, в 2003 году специалисты кафедры экономики природопользования экономического факультета МГУ имени Ломоносова проводили соответствующие расчеты по Алтайскому краю. Оказалось, что нашими лесами (которые могли бы называться «киотскими» в соответствии со сроками посадок) было поглощено до 4 миллионов тонн СО2!

Даже если этот объем оценивать по доллару за тонну, то теоретически мы могли бы продать эти квоты за 4 миллиона долларов! Правда, только теоретически, потому, что «Киотские» леса должны высаживаться на территориях, пустовавших не менее 50 лет. У нас же лесопосадки преимущественно связаны с лесовосстановлением, в том числе по гарям. Но наши объемы лесовосстановления (6-8 тыс. га в год) более чем наглядно демонстрируют «Киотский» потенциал края.

Разумеется, с точки зрения окупаемости вложений в данный проект, «покупателей воздуха» в большей степени заинтересуют «оптовые» предложения, с большими площадями посадок. Между тем, по оценкам специалистов, на Алтае вполне можно было бы засадить лесами порядка 500 тысяч гектаров. Речь идет о тех землях, где более целесообразно выращивать лес, а не сельскохозяйственные культуры. Собственно, площади, а также необходимые технические возможности и немалый опыт в лесовосстановлении – стали основной причиной, по которой московский «Центр экологических инноваций» выбрал для реализации «Киотского проекта» именно Алтайский край.

Большим подспорьем и сильным аргументом станет и открытие в Алтайском крае крупного лесосеменного центра, который может обеспечить «киотский проект» достаточным количеством посадочного материала высокого качества.

В общем, аргументов для обоснования серьезных международных инвестиций в рамках Киотского протокола у Алтайского края вполне достаточно. Нужно только проявить волю и настойчивость. Ну и, разумеется, добиться поддержки в Москве. А пока губернатор Карлин поддержал инициативу о включении Георгия Сафонова, Андрея Стеценко и Михаила Шишина в состав рабочей группы, которая изучает проблему восстановления лесозащитных полос в Алтайском крае и готовит аналитическую документацию по этому направлению.

Артем КУДИНОВ