18+

В Алтайском крае в развитие электросетей в этом году инвестируют около 1,5 млрд рублей

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило рейтинги Алтайского края: долгосрочные рейтинги дефолта эмитента в иностранной и национальной валюте на уровне «BB+». Прогноз по долгосрочным рейтингам – «Стабильный».

Подтверждение рейтингов отражает хорошие бюджетные показатели Алтайского края при сильном операционном балансе и очень низком уровне прямого риска (прямой долг плюс прочая задолженность по классификации агентства) наряду с сильной ликвидностью, обуславливающей положительную чистую денежную позицию. В качестве противовеса этому выступает небольшой размер экономики Алтайского края и, как следствие, ограниченная бюджетная обеспеченность региона. Рейтинги также принимают во внимание низкую гибкость бюджета региона ввиду его зависимости в высокой степени от решений федеральных властей, а также слабую институциональную среду для российских субнациональных образований.

КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ

Бюджетные показатели (оценка фактора «нейтральный»/тренд «позитивный»)

Алтайский край продемонстрировал заметное улучшение операционных показателей в последние два года, когда операционная маржа в среднем составляла 18,7% в сравнении с 7,6% в 2012-2015 гг. Улучшение операционных показателей подкреплялось увеличением налоговых поступлений, в частности, поступлений от налога на прибыль организаций, которые выросли в 1,5 раза в 2016 г., и более высокими текущими трансфертами в 2017 г. на фоне строгого контроля за операционными расходами. Согласно рейтинговому сценарию агентства, Fitch исходит из того, что операционная маржа Алтайского края может сократиться до 12%-14% в среднесрочной перспективе ввиду ускорения роста операционных расходов и неопределенности относительно стабильности увеличившихся федеральных трансфертов.

В то же время Fitch считает, что налоговый потенциал края останется на уровне ниже сопоставимых регионов в стране. Это означает, что федеральные трансферты будут по-прежнему составлять значимую долю бюджета края, превышая 40% от годовых операционных доходов в 2018-2020 гг.

Fitch ожидает умеренное снижение налоговых доходов в 2018 г. из-за замедления поступлений от налога на прибыль организаций ввиду высокого уровня базы, достигнутого в предыдущие годы, и более низких поступлений от акцизов, обусловленных решением федерального правительства о снижении акцизов на бензин. Вместе с тем это должно полностью компенсироваться более высокими текущими трансфертами от федерального правительства, которые увеличатся примерно на 30% ввиду применения новой формулы распределения дотаций и с учетом более высоких целевых трансфертов, предназначенных для софинансирования увеличения расходов на заработную плату.

Алтайский край намерен направить основную часть дополнительных нецелевых трансфертов из федерального бюджета на покрытие более высоких капитальных расходов, поэтому мы не ожидаем существенного роста операционных расходов в 2018 г. Однако давление со стороны увеличения расходов на заработную плату ввиду недавнего решения федерального правительства об увеличении минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума будет сохраняться в среднесрочной перспективе.

На фоне более высокого роста доходов, который опережал увеличение расходов, регион имел профицит бюджета до движения долга в 5,7% и 1,7% от всех доходов в 2016 и 2017 гг. соответственно. Согласно базовому сценарию Fitch, регион будет иметь умеренный дефицит до движения долга на уровне 1%-2% от всех доходов в среднесрочной перспективе ввиду более высоких капитальных расходов на фоне умеренного замедления роста доходов. В то же время ожидаемый дефицит будет покрываться существенными остатками денежных средств на уровне 7,9 млрд. руб. по состоянию на 1 января 2018 г., что будет ограничивать использование новых заимствований.

Долг и ликвидность (оценка фактора «благоприятный»/тренд «стабильный»)

Прямой риск у Алтайского края останется низким по национальным и международными стандартам в среднесрочной перспективе и будет соответствовать сопоставимым эмитентам с более высокими рейтингами. Исторически долг Алтайского края находится на низком уровне, и субсидируемые кредиты из федерального бюджета являются единственным долговым инструментом с 2007 г. Прямой риск у Алтайского края был низким на уровне 2,0 млрд. руб., или 2,4% от текущих доходов на конец 2017 г., в то время как значительные остатки денежных средств обусловили положительную чистую денежную позицию и очень сильный показатель обеспеченности долга текущим балансом.

На конец 2017 г. сроки погашения по существующим бюджетным кредитам были пролонгированы до 2024 г. в соответствии с программой реструктуризации бюджетных кредитов, инициированной федеральным правительством в конце 2017 г. Это улучшило средневзвешенный период погашения долга региона до 7 лет, что является сильным показателем в сравнении с большинством сопоставимых эмитентов в стране.

Управление (оценка фактора «нейтральный»/тренд «стабильный»)

В целом, бюджетная политика края зависит от решений федеральных властей, и гибкость как расходов, так и доходов является низкой. В то же время Алтайский край проводит взвешенную и консервативную бюджетную и долговую политику, о чем свидетельствуют сильная аккумулированная ликвидность и очень низкая долговая нагрузка. При этом регион поддерживает относительно высокий уровень капитальных расходов, которые в среднем составляли 19% от всех расходов в 2012-2017 гг., инвестируя в развитие социальной и экономической инфраструктуры, включая развитие специальных экономических и рекреационных зон.

Экономика (оценка фактора «неблагоприятный»/тренд «стабильный»)

По мнению агентства, экономика Алтайского края является слабой при международном сопоставлении из-за низких экономических показателей в расчете на душу населения. Подушевой валовой региональный продукт («ВРП») края в 2015 г. составлял 63% от медианного значения этого показателя для регионов России. Это отчасти обусловлено высокой долей сельского хозяйства и пищевой промышленности в структуре местной экономики. Fitch ожидает, что российская экономика продолжит демонстрировать умеренное восстановление на уровне 2,0% в 2018-2019 гг., и Алтайский край, вероятно, будет следовать данной тенденции.

Институциональная среда (оценка фактора «неблагоприятный»/тренд «стабильный»)

Кредитоспособность края по-прежнему сдерживается слабой институциональной средой для местных и региональных органов власти в России. Эта среда имеет более короткую историю стабильного развития, чем у многих сопоставимых эмитентов в мире. Слабая институциональная среда обуславливает более низкую прогнозируемость бюджетной политики российских местных и региональных органов власти, на которую влияет частое перераспределение федеральным правительством доходных и расходных полномочий между бюджетами различных уровней.

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ

Устойчиво сильные бюджетные показатели с операционной маржой около 15% и поддержание низкого прямого риска могут привести к повышению рейтингов.

Понижение рейтингов возможно в случае существенного ухудшения операционных показателей в сочетании с резким увеличением долговой нагрузки у региона.

Справка

Кредитный рейтинг представляет собой независимое мнение агентства о финансовой устойчивости, способности и готовности региона полностью и своевременно выполнять свои обязательства.

Оценка кредитоспособности дается на основе регулярного анализа социально-экономического развития региона, организации бюджетного процесса, результатов проводимой бюджетной политики, инвестиционной привлекательности и других параметров.

Рейтинговым агентством Fitch Ratings на данный момент присвоены кредитные рейтинги 31 региону Российской Федерации. Алтайский край по уровню рейтинга Fitch имеет равные позиции с Белгородской, Липецкой и Свердловской областями, Чувашской Республикой, Красноярским краем.

Первоначальный кредитный рейтинг Алтайскому краю был присвоен в 2008 году на уровне «BB-» и «A+(rus)». За период 2008-2017 гг. рейтинговые позиции края повышались 2 раза – в 2009 году («BB») и в 2012 году («BB+»).