18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
05.03.2010

Край меняет приоритеты муниципальной политики

Несомненно, кризис вносит коррективы в политику краевой власти, в том числе и ее муниципальную компоненту.

О том, что возможны некие поправки во взаимоотношения с муниципалитетами, в самом начале года в Белокурихе в интервью Doc22 заявил губернатор Алтайского края Александр Карлин. «Проблема повышения эффективности муниципального управления объективно существует, и для решения ее нужна система мер», подчеркнул он. Какие же меры намерены принять краевые законодатели? Об этом в интервью сайту Doc22 рассказала председатель комитета по местному самоуправлению, заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в  АКЗС Стелла  Штань.

 

- Стелла Ивановна, в чем, по вашему мнению, предпосылки таких поправок? Не потеряла ли в условиях кризиса свою актуальность идея укрупнения муниципальных образований? Или, наоборот, такая оптимизация административно-территориального деления становится более злободневной?

 

- Надо признать, ситуация изменилась. В условиях кризиса на второй план отходят перспективы об объединения образований городского и районного уровня. Алтайский край – один из лидеров по числу муниципальных образований в России, в первую очередь – по количеству сельских поселений. Так уж исторически сложилось. В последнее время, когда возникла необходимость корректировки межбюджетных отношений, налогооблагаемой базы, укрупнения налоговых служб, которым администрирование местных налогов, мягко говоря, не очень интересно, складывается ситуация, когда сельские администрации себя не в состоянии содержать, выполнять более трех десятков законодательно закрепленных функций местного значения. Поэтому неслучайно и администрация края, и АКЗС в последнее время активно обсуждают проблему укрупнения муниципальных образований именно поселенческого уровня.

 

- Иными словами, «центр тяжести» муниципальной политики краевой власти перемещается на самый первичный уровень - сельских поселений, которые раньше порой просто не замечали?..

 
- Да, пожалуй, вы правы. К сожалению, сегодня финансовая участь сельских поселений незавидна. К тому же все больше полномочий, замечу, вместе с финансовым подкреплением, забирают у них районные власти.  Это негативная, причем характерная для всей страны тенденция, которую уже заметили и на федеральном уровне, в Госдуме. В результате у сельсоветов фактически не остается средств для исполнения своих полномочий.  А ответственность – крайне высока. В итоге авторитет власти на поселенческом уровне сводится к минимуму. А ведь этот уровень власти – самый близкий к народу, непосредственно с гражданами взаимодействующий! Возврат власти престижа и уважения, повышение ее эффективности – задача крайне актуальная для нашего региона.  Вполне допускаю, что нередки халатность и безответственность, но ведь часто глава сельского поселения не может эффективно работать по объективным причинам. Это ли не дискредитация власти?..   


Замечу, впрочем, что проблемы эти актуальны не только для Алтайского края. Наверное, поэтому с 1 января 2010 года вступила в силу норма ФЗ-131, значительно упрощающая процедуру объединения. Теперь решение этого вопроса не предусматривает проведение референдумов в муниципальных образованиям, а отнесено к компетенции их представительных органов. К этому можно по-разному относиться. Но мне нравится повышение ответственности муниципальных законодателей, расширение их полномочий, что уже принимает характер тенденции в федеральном  законодательном процессе.  В мае прошлого года местные представительные органы  получили возможность отрешать от должности главу муниципального образования,  затем - заслушивать отчеты глав сельских поселений, а с января – решать судьбу границ своих образований.

 

Есть и решения губернатора края Александра Карлина, стимулирующие оптимизацию работы сельскопоселенческой власти. Так, сельские поселения постановлением губернатора об оптимизации расходов по штатной численности муниципалитетов простимулированы следующим образом: в течение двух лет после объединения численность муниципальных служащих поселения сохраняется.

 

Резюмируя, скажу: объединение нужно, чтобы усилить финансовую, материальную базу сельсоветов, повысить их ответственность и эффективность.

 

- От кого должна исходить  инициатива по объединению, как оно будет происходить?

 

- После отмены референдума процесс объединения перестал быть привязанным к двум электоральным датам – в марте и октябре.  Сегодня им нужно заниматься постоянно и без аврала. Хочу заметить, что таких заявлений и обращений по поводу объединения немало. Правда, в связи с проведением в этом году Всероссийской переписи населения  сроки  объединения будут скорректированы.

 

- Это все про сельские поселения. А что касается объединения некоторых городов и районов?..

 

- Проблема эта не теряет своей актуальности, хотя и отошла на задний план из-за кризиса. Причина – и в финансовых издержках. К ней мы, конечно, вернемся, но не теперь. Тем более у нас есть успешный опыт объединения города и района в Змеиногорском районе. Там была организована  масштабная работа, проведен референдум. Сегодня есть предложения по Славгороду и Славгородскому району.

 

- Говоря об эффективности работы муниципалитетов, нельзя не затронуть проблемы качества кадров, в них работающих,  управленцев- муниципальных служащих…

 

-Сегодня в крае существует системы подготовки таких кадров. Но сосредоточена она только в Алтайском филиале СибАГС. Хотя раньше при краевом Законодательном собрании был Учебно-консультационный центр, который, на мой взгляд, зря убрали. Система есть, но, конечно, кадровый голод присутствует, особенно, на поселенческом уровне. У нас есть главы поселений, которые по 15-20 лет работают. Между тем на выборах глав поселений складывается подчас такая ситуация: либо претендентов много, но большинство их – безработные, либо – вообще никого. Очень не хотелось бы, чтобы престиж главы поселения падал и дальше. Однако и им самим надо соответствовать требованиям времени и не кичиться, как недавно прочитала в одной из газет, своим незнанием компьютера. Думается, уровень многих управленцев с образованием 70-80-х годов сегодня уже не устраивает никого.

 

- А возможна ли горизонтальная ротация, перемещение перспективных специалистов из одной территории края в другую, если там нет своих, доморощенных кадров?

 

- Интересная идея! Кстати, ведь в советские времена такой элемент кадровой политики вполне себя оправдывал, являлся важным условием карьерного роста. Почему у нас этого нет? Думаю, традиция, привычка. Хотя последние выборы 2008 года показали, что в выборах глав района участвовали и перспективные кандидаты из других муниципальных образований. Да и сегодня в выборах глав районов участвуют «варяги».

 

- Чем станет  2010 год для муниципальных образований нашего региона?

 

- Ну, прежде всего скорректированы межбюджетные отношения..Денежные средства будут выделяться под вполне определенные государственные полномочия. Такая дотация, как финансовая помощь, будет отсутствовать. Теперь финансовая поддержка будет обусловлена выполнением каких-то конкретных обязательств, полномочий. А значит, на первое место в «рейтинге проблем» муниципальных образований края  выйдет собираемость налогов. Как вы знаете, с 1 января значительно выросла кадастровая стоимость земельных участков. С одной стороны, для местных властей это хорошо – увеличится поступление земельного налога. С другой, собирать его станет сложнее, ведь платить за землю теперь придется значительно больше. Сокращаются  денежные средства на капитальные вложения. Придется более активно работать по 185-му закону, по которому край получил и продолжает получать большие федеральные средства. Надо  осваивать денежные средства по программам занятости населения.  Сложно, но возможности работать есть! А у нас иногда муниципальных служащих палкой работать не выгонишь… По тому же 185-му закону далеко не все районы участвуют, поскольку где-то умудрились не подготовить вовремя необходимые документы.  За это надо розгами сечь!..

 

- Как вы относитесь к тому, что политическая борьба, активность партий все заметнее в последнее время дрейфует на уровень муниципальной власти?

 

- Может быть, в этом и есть свои плюсы. Хотя зачастую у нас принадлежность кандидата на должность главы сельсовета к той или иной партии ему веса и авторитета не добавляет. На поселенческом уровне политическая активность, с моей точки зрения, не совсем оправдана. А вот создание фракций в районных и городских законодательных органах, думаю, вполне закономерно и правильно. Так поступает и «Единая Россия». Координацией усилий  в этом направлении, как вы знаете, занимается сегодня и КПРФ, создавшая Ассоциацию своих депутатов и чиновников разного уровня. Впрочем, во всем  должна быть мера ответственности. Как говорил мой учитель Владимир Николаевич Баварин: «я принадлежу к партии горожан».  Такая позиция и должна стать приоритетной для муниципальной власти, за исключением, может быть, крупных городов. Таких, как, к примеру, Барнаул, где городская дума с 2012 года будет формировать по смешанному, мажоритарно-пропорциональному  принципу, а значит, и без политики не обойтись.

 

- На днях вы вернулись из «горячей точки» - из Бийска и Бийского района? Как поживают эти муниципальные образования, весьма значимые в экономике и социальной сфере нашего региона, накануне во многом решающих для них выборов?

 

- Все проходит довольно традиционно, хотя жители говорят, что уже устали от выборов. Мол, приехали бы из края, назначили и точка. Я вообще сторонницы контрактной системы формирования муниципальной власти. Надеюсь, что и Бийский район после завершения выборов перейдет на эту систему формирования власти. Что же касается Бийска, то хотелось бы, с одной стороны, чтобы избиратели осознавали объем и масштабы сделанного во втором по величине городе, понимали его значение для края. А с другой – чтобы не после окончания выборов нам всем не было стыдно и горько.

 

Беседовал Артем Кудинов

 
 
 

Губернатор Алтайского края Александр Карлин. Белокуриха, 6 января 2010 года.

 

- Проблема повышения эффективности муниципального управления объективно существует. Решать ее надлежит, наверное, не каким-то одним универсальным средством, будь то окрик или мудрый совет. Нужна система мер, в том числе и повышение квалификации работников муниципалитетов, более жесткий контроль по тем вопросам, которые переданы на муниципальный уровень. В эту же систему мер нужно отнести и контроль, в том числе бюджетный, со стороны представительных органов власти. Разумеется, необходим и более эффективный контроль со стороны институтов гражданского общества. Такой общественный контроль должен быть конкретным и внятным, а на муниципальном уровне он должен работать в большей степени. Что я имею в виду? Возьмем, к примеру, 185-ый закон, предусматривающий капитальный ремонт жилья. В Алтайский край в 2008-2009 годах пришли огромные финансовые ресурсы для его реализации в нашем регионе. Деньги-то ведь ушли в муниципалитеты, даже ниже районного уровня, на уровень поселений. Ясно, что у региональной власти просто не хватит сил, чтобы следить за освоением этих средств. Вот здесь-то и необходимо участие общественности! И там, где такой контроль с ее стороны эффективно выстроен, меньше жалоб со стороны граждан на низкое качество ремонта. Мы бы хотели от общественных институтов меньше демагогии, а больше конкретной работы на пользу людям.