18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Выступая на Зимней зерновой конференции в Белокурихе, заместитель директора Департамента пищевой, перерабатывающей промышленности, регулирования агропродовольственного рынка и качества продукции Минсельхоза РФ Сергей Сухов определил приоритеты и перспективы государственной аграрной политики.


 
 
 
 
 
 

Итоги 2009 года.

По 2009 году  сохранился рост сельхозпроизводства, хотя темпы его существенно ниже рекордного 2008 года. Более половины валового объем продукции в структуре сельхозпроизводства приходится на растениеводство. Отмечается положительная тенденция к увеличению производства продукции животноводства.

 

Производство зерновых культур вышло на новый уровень, превысив среднегодовой объем в 90 млн. тонн. Это позволяет полностью удовлетворять внутренние потребности и формировать экспортный потенциал на уровне 22 млн. тонн. Достаточно стабильна динамика переходящих запасов зерна, которые являются своеобразной «подушкой безопасности» для зернового рынка страны. 

 



 
 

 
 
 

 


Прогноз аграрного производства.

Прогнозы развития сельского хозяйства на 2010 год таковы. Несмотря на кризис, продолжится рост производства.

 

В 2009 году ожидается (точных статданных пока нет) снижения импорта и сокращение его доли в ресурсах внутреннего продовольственного рынка. Есть надежда, что эта тенденция сохранится. Тем более что и принятая доктрина продовольственной безопасности России фиксирует долю продуктов отечественного производства на внутреннем рынке.

 

Экспортный потенциал. Транспортная логистика и инфраструктура рынка.

По экспорту есть определенные ограничения по экспорту внутри страны. Для регионов, удаленных от основных экспортных портов Черного и Азовского морей, реки Дон, более половины затрат составляют инфраструктурные затраты, которые не позволяют сформировать конкурентоспособную экспортную цену даже для регионов ЮФО. Фактор высоких железнодорожных тарифов отсекает от экспортных поставок значительную часть регионов. Эту проблему планируется решать в рамках программы развития инфраструктуры и логистики зернового рынка. Такое поручение дал президент в октябре прошлого года. Сейчас разрабатывается концепция этой программы, а работа над ней должна быть завершена до конца года. Помимо всего прочего, в ней будут предусмотрены меры по созданию т.н. «Дальневосточного зернового коридора». Планируется построить на Дальнем Востоке 1-2 терминала, через которые экспортировать сибирское зерно в страны АТР. В рамках этого проекта и планируется увязать проблемы тарификации железнодорожных перевозок с экспортным потенциал сибирского зернопроизводства. Предусматривается в рамках программы увеличить речные перевозки зерна, значительно более дешевые, но практически исчезнувшие в последние годы. Важной частью программы станет строительство и реконструкция элеваторных мощностей.  есть. В СФО эта проблема не так остра, но она усугубляется по мере износа мощностей и невозможности  их модернизации без федерального участия. Между тем в бюджете 2010 года предусмотрены ресурсы для субсидирования кредитов, привлекаемых для строительства и реконструкции элеваторов. На эти цели будет выделено около 2 млрд. руб.



 

 
 

Зерновая интервенция. Госрегулирование.

В связи с приостановкой закупочной зерновой интервенции она сейчас активно и остро обсуждается. Сейчас сформирован интервенционный фонд в объеме 9,5 млн. тонн зерна стоимостью 44 млрд. руб. Мы планируем в дальнейшем внести некоторые изменения в интервенционную схему, которые позволят выстроить более обоснованную ценовую политику. Такие изменения необходимы, потому что в 2008 году зерно в интервенционный фонд закупалось по значительно более высоким ценам. С одной стороны, это позволило сохранить производственный потенциал, с другой – интервенционные закупки по ценам выше рыночных вносило дисбаланс в ситуацию на рынке зерна.

 

В этом году будет запущена в эксплуатацию федеральная информационная система по продовольственным балансам регионов. Ее результаты будут размещаться на официальном сайте Минсельхоза, сайтах субъектов федерации, и все участники рынка могут этой информацией пользоваться.

 

 
  
 
 
 
 
 


Рынок молока и мяса.

Значительные усилия направлены на стабилизацию ситуации и увеличение производства молока, сокращение доли импорта на молочном рынке. В прошлом году на повышение таможенных пошлин на импорт молочной продукции рынок отреагировал. В этом году планируются и меры бюджетной поддержки производства молока, в частности, создания семейных молочных ферм.

 

Динамика развития российского рынка производства мяса более положительная. Она позволяет и в этом году снижать квот импорта мяса, применять и нетарифные меры регулирования посредством повышения санитарных требований. В результате последних, кстати, ввоз американского мяса птица фактически приостанавливается, а российские производители получают уникальный шанс качественно увеличить объемы своего производства и заполнить образовавшуюся на внутреннем рынке нишу. Если они этим воспользуются, то от этого выиграют все, в т.ч. и производители зерна, которые получат дополнительный спрос на свою продукцию, а рынки мяса и зерна станут более сбалансированными.

 
 
 
 
 

 
Закон о торговле.

Значительная часть его положений непосредственно касается продовольственного рынка. Прежде был высок роль торговли при формировании розничных цен. Но при этом когда динамика розничных цен имела тенденцию к повышению, в вину это ставилось производителям продовольственной продукции. Теперь появляется надежда, что розничные цены будут формироваться более сбалансировано, будут создаваться более благоприятные условия для поставщиков продукции в крупные сети и другие предприятия торговли. Будут сокращаться рассрочки платежей продовольственным товарам, отгружаемым в торговые сети, снижаться бонусы и другие выплаты. Будет проводиться мониторинг действия этого закона, применяться меры воздействия к нарушителям закона.