18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

В Алтайском крае самая протяженная сеть автомобильных дорог в России, превышающая 55 тысяч километров. В регионе 636 километров федеральных трасс,16,1 тысячи километров региональных и 38,8 тысячи местных автодорог. В 2017 году планируется построить, реконструировать и отремонтировать 460 км автомобильных дорог, 28 мостовых сооружений, расположенных на них. Затраты составят более 12 млрд рублей из всех бюджетов.

 

Предыстория финансирования на дорожное строительство в Алтайском крае на 2017 год.

Планы финансирования дорожного строительства на следующий год в любом регионе формируются задолго его начала. И сразу же начали вноситься коррективы, связанные, прежде всего, с объемом возможных средств.

В конце августа 2016 года «Алтайская правда» писала в материале «Сколько денег выделят на ремонт дорог в Алтайском крае в 2017 году?», что  «в 2017 году дорожный фонд Алтайского края составит около 8,4 млрд рублей. Это примерно на 1 млрд рублей больше, чем было в начале 2016 года. На эти средства в регионе планировалось отремонтировать 429,5 км автомобильных дорог и девять мостов». Основная транспортная сеть края – это региональные автомобильные дороги. Главный грузопоток приходится на них. Большая часть дорожного покрытия на региональных автодорогах отслужила по 2-3 межремонтных срока. Поэтому при разработке плана дорожных работ на 2017 год первоочередное внимание было решено уделить ремонту опорной сети автомобильных дорог, а также развитию северо-западной зоны в Алтайском крае.

Через некоторое время, после получения дополнительной информации, краевые власти смогли скорректировать план дорожных работ в регионе на 2017 год. Doc22 писал по этому поводу: «Поступления в дорожный фонд Алтайского края в 2017 году немного превысят показатель 2016 года и составят порядка  8 млрд 400 млн. рублей. Ожидаются и дополнительные субсидии за счёт федерального бюджета и иных межбюджетных трансфертов. Предстоит построить, реконструировать, отремонтировать и привести в нормативное состояние 645,4 км автомобильных дорог общего пользования и 15 искусственных сооружений (745,3 погонных метров)».

И далее: «В рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года» из федерального бюджета планируется привлечь 405,1 млн. рублей, краевое софинансирование составит 300 млн. рублей. На эти средства будет построено 35,7 км автодорог к 17 населённым пунктам и 6 предприятиям сельхозпереработки. Субсидии муниципалитетам из краевого дорожного фонда составят не менее 400 миллионов рублей».

В декабре 2016 года пришли грустные новости – стало известно, что часть акцизов на моторное топливо пойдет не в региональный, а в федеральный дорожный фонд. Это сокращало краевой дорожный фонд  на 2 млрд рублей. Однако за счет участия в нескольких федеральных программах Алтайский край смог не только «вернуть» себе эти средства, но даже увеличить объем регионального дорожного фонда.

Поэтому в начале года многие краевые и муниципальные СМИ публиковали материалы о коррективах в краевом плане дорожного строительства.

Например, газета «Каменские известия» в феврале этого года в материале «Где в Алтайском крае отремонтируют дороги в 2017 году» сообщала своим читателям:

«Всего на сеть федеральных и региональных дорог в Алтайском крае (включая и муниципальные) власти направят 12,4 млрд рублей из бюджетов всех уровней. Это примерно на 1 млрд больше, чем годом ранее». И далее: «Помимо этого, 2017 год даст старт мегапроекту: петербургская фирма «Институт “Стройпроект”» начнет проектировать обход Барнаула — дорогу, которая соединит Павловский, Змеиногорский и Чуйский тракты и избавит краевую столицу от транзитного транспорта».

В мае 2017 года ПолитСибРу опубликовал материал «В 2017 году на дороги Алтайского края направят 12 млрд рублей», в котором привел позицию руководителей дорожной отрасли в регионе:

«Начальник «Алтайавтодора» Василий Мотуз сказал, что в этом году сохранят все основные стратегические направления ремонта краевых дорог. «Планируем построить, реконструировать, отремонтировать более 450 км автомобильных дорог общего пользования и 20 мостов. Работы будут проводиться в Мамонтовском, Смоленском, Благовещенском, Ельцовском, Залесовском, Первомайском, Каменском, Крутихинском и Троицком районах. По-прежнему будем строить дороги к сельским населенным пунктам и предприятиям сельхозпереработки. К слову, за последние шесть лет круглогодичным проездом к дорогам с твердым покрытием были обеспечены 99 сельских населенных пунктов. Ну и, конечно, наиболее масштабная перспектива — это строительство обхода Барнаула. К августу проект должен быть разработан».

Кроме того, ПолитСибРу сообщил о новом дорожном проекте, в котором приняла участие столица края с программой «Барнаульские и качественные дороги. Общая протяженность дорог Барнаульской городской агломерации - более 1200 км.

Через неделю «Российская газета» опубликовала на своих страницах и на сайте материал «В Алтайском крае к строительству дорог привлекут частных инвесторов». Кроме того, что рассказали о фактически первом значимом опыте государственно-частного партнерства в строительстве автомобильной развязки в г.Барнауле на пересечении улиц Малахова и Власихинской объемом  в 200 млн рублей, издание привело важные оценки развития дорожного строительства в Алтайском крае в 2017 году. В материале отмечалось:

«В 2017 году региональный дорожный фонд не досчитался примерно 2 миллиардов рублей из-за перераспределения 40% акцизов на ГСМ в пользу федерального бюджета.

- Объем дорожного фонда сократился с 8,8 до 6,8 миллиарда рублей, - подтвердил начальник управления по транспорту и дорожному хозяйству краевого минстройтранса Дмитрий Коровин. - Но за счет переходящего с прошлого года остатка и дополнительных средств, выделенных на сельские дороги и ремонт автотрасс в Барнаульской агломерации по программе «Безопасные и качественные дороги», мы практически вернулись к изначальному объему фонда - 8,7 миллиарда рублей».

Кстати, на автодороги Барнаульской городской агломерации по приоритетному партийному проекту «Безопасные и качественные дороги» город Барнаул получил на дорожные работы в 2017 году дополнительно 1,3 миллиарда рублей, что позволит отремонтировать три десятка городских автодорог.

В публикации «Российской газеты» отмечалось, что стабильное бюджетное финансирование в последние годы в Алтайском крае позволило привести главные автомобильные артерии в нормативное состояние. Почти 80% федеральных дорог в регионе соответствуют требованиям качества. Проблемными можно считать региональные трассы, среди которых нормативу пока соответствуют только 48,7%.

Газета приводит слова руководителя краевого управления автомобильных дорог Василия Мотуза:

«Основная причина – недостаток финансирования: если на 637 километров федеральных трасс в год тратят более четырех миллиардов рублей, то на 16,1 тысячи региональных – 8,7 миллиарда, и это не учитывая местные дороги, которых в крае еще почти сорок тысяч километров».

 

Как освещали тему дорожного строительства в Алтайском крае и что писали по этому поводу СМИ в августе-сентябре 2017 года?

Одной из главных информационных поводов начала августа 2017 года стал запуск в Алтайском крае первого в России мобильного асфальтобетонного завода немецкой фирмы «Беннингхофен» в городе Камень-на-Оби. Это событие получило широкое освещение в печатных и электронных СМИ, причем далеко не только регионального уровня.

Журнал «Эксперт-Сибирь» 2 августа писал:

«Это первое в России предприятие типа МВА 1250, в мире их всего три. Мобильный завод монтировали специалисты-изготовители из Германии и Омска. «Благодаря мобильности установки, вне зависимости от того, где нам доверят строительство, мы сможем выполнять работы, используя высококачественные смеси собственного производства. Работа организована по новым стандартам качества, что будет способствовать увеличению срока эксплуатации покрытия. Помимо этого асфальтобетонная установка соответствует всем экологическим нормам», — рассказывает директор Барнаульского дорожно-строительного управления №4 Николай Данилин. Обслуживанием завода занимаются две смены специалистов дорожно-строительного управления, в каждой по 15 человек. Установка максимально автоматизирована, ее производительность - 100 тонн асфальтобетона в час. На производственной базе организована лаборатория, которая определяет качество выпускаемого материала».

Примером публикаций в краевых СМИ на данную тему может служить материал, опубликованный в «Алтайской правде» 9 августа под заголовком «Уникальный асфальтобетонный завод заработал в Алтайском крае». В материале отмечалось:

«Место для начала ее работы выбрано дорожной организацией не случайно. Сегодня по решению краевого правительства активизированы дорожные работы на западном туристическом и курортном направлении – в сторону популярных у жителей региона и гостей Алтайского края соленых озер в Завьялово и Яровом. Поскольку основные транспортные магистрали, ведущие к ним, проходят в непосредственной близости от Камня-на-Оби, Барнаульское ДСУ-4, ведущее ремонтные работы на автодороге Барнаул – Камень-на-Оби, на участке трассы от Камня в сторону Новосибирска и на направлении Камень – Баево – Завьялово – Романово, решило дислоцировать свой мобильный завод по производству асфальтобетонной смеси в «эпицентре» своих подрядов. Близость Малетинского каменного карьера, поставщика щебня, удобная площадка бывшего каменского ДСУ с подъездными путями, максимальная приближенность к месту ведения ремонтных работ – все было в пользу Камня».

В публикации краевой газеты особо подчеркивалось, что Правительство Алтайского края активно помогает государственным дорожным предприятиям производить модернизацию. Аналогичный мобильный завод другого производителя год назад был приобретен за счет краевой казны и установлен на базе Юго-Восточного ДСУ в Бийском районе под Сростками.

Запуск нового мобильного асфальтобетонного завода – это далеко не единственный пример применения современных технологических приемов в работе дорожных служб в Алтайском крае. Примерно в это же время Doc22 опубликовал материал «Южное ДСУ активно осваивает самые современные технологии дорожного строительства». В этой публикации руководитель предприятия рассказал о применяемых в работе новых технологиях:

«Самый крупный объект этого года — ремонт 32 км на трассе А-322 Барнаул — Рубцовск – граница с Республикой Казахстан. Этот участок уже полностью выполнен по современной технологии новачип – уложен тонкий слой износа вместо поверхностно-шероховатой обработки. Технология новачип хороша тем, что благодаря химической реакции тонкий слой износа 2-3 см приваривается к асфальтобетонному покрытию, что повышает сцепление, предотвращает образование колейности. Первыми, кто освоил технологию новачип в Алтайском крае, было именно наше дорожное управление. Мы первыми в крае научились делать битумную эмульсию еще в 2009 году. В 2013 году приобрели полимерно-битумную установку, а в конце 2016 году сами разработали линию подачи латекса и тем самым завершили оснащение предприятия необходимым оборудованием для новачип. В 2013 году мы освоили и сертифицировали систему омолаживания асфальтобетона. Смесь «Алдор» пользуется спросом у дорожников, поскольку позволяет улучшить качества асфальтобетона, предотвратить его разрушение в результате резкого перепада температур. Сейчас выпускаем эту смесь на своей эмульсионной установке».

В сентябре «Московский комсомолец» опубликовал большую статью под заголовком «Бийское ДСУ-1: вклад в процветание Алтайского края», в которой рассматривал не только историю создания ДСУ-1, но и новые тенденции.

«В этом году ДСУ-1 ведет работы по капитальному ремонту участка автомобильной дороги Р-256 «Чуйский тракт» с 363-го по 368-й км. Сдача первой очереди состоится 30 сентября 2017 года. Второй значимый объект — строительство подходов к реконструируемому мосту через реку Чумыш в Тальменском районе, автомобильная дорога Р-256 «Чуйский тракт».

Дорожное строительство динамично развивается: создаются новые технологии, требующие более совершенных машин. Чтобы не отстать от времени и владеть конкурентными преимуществами, ДСУ-1 проводит модернизацию парка дорожно-строительных машин, внедряет новые технологии, оборудование и методы работы. На предприятии есть вся необходимая техника и кадровый потенциал для выполнения дорожно-строительных работ. В очередных планах — приобретение мобильного асфальтобетонного завода. В перспективах — переход на систему геодезического 3D-планирования. Оно позволяет с минимальным участием человека увязать проектные точки через систему ГЛОНАСС, добившись высокой точности в производстве работ».

За указанный период в печатных и электронных СМИ были опубликованы ряд материалов, касающихся проведению или завершению дорожных работ на отдельных участках в разных территориях Алтайского края.

Так, например, сайт Доринфо в сентябре опубликовал материал под заголовком «Третье Малаховское кольцо в Барнауле откроют в следующем году», в котором указывал:

«Подрядная организация завершила работы, запланированные на текущий год, на 50%. Пока построен контур полукольца, через месяц появится полноценное кольцо… Специалисты уложили асфальт в два слоя, переустроили дорожные сети, обустроили ливневую канализацию и установили 1,5 км бордюров. Сейчас идут работы по выносу трамвайных путей за радиус кольца. На этот год запланировано 80% всех работ по строительству развязки улиц Малахова и Власихинская. В 2018 году дорожным рабочим останется закончить устройство верхнего слоя покрытия, установить бордюры, смонтировать освещение и построить пешеходные переходы. По контракту объект должен быть готов в 2019 году. На строительство развязки было выделено 200 млн рублей».

Здесь стоит напомнить, что именно про этот участок писала «Российская газета», которую мы выше уже цитировали. Это как раз тот случай государственно-частного партнерства в дорожном строительстве в городе Барнауле. Затраты на строительство развязки равномерно распределены на краевой бюджет, городской бюджет и средства частного партнера.

Газета «Алтайская правда» опубликовала материал «Завершается ремонт алтайской дороги, связывающей три крупных города», в котором, в частности, указывалось:

«В Алтайском крае завершается ремонт дороги «Барнаул - Камень-на-Оби – гр. Новосибирской области» стоимостью в 300 миллионов рублей. Сейчас на объекте задействовано 20 человек и до пяти единиц техники, уже обновлено 8 км дорожного полотна. Дорожники начали ремонт в июле, а планируют завершить к 1 октября. Как передает Минстройтранс края, в этом направлении чаще всего ездят большегрузы, поэтому решено было усилить качество покрытия. Кроме того, дорога, соединяющая три крупных города, популярна у туристов, которые в летний сезон направляются на Завьяловские озера и в город-курорт Яровое. Строительство дороги запланировано на три года. За это время будет отремонтирован и реконструирован 21 км покрытия».

ТАСС опубликовал статью «На Алтае построена дорога за 150 млн руб. до будущего ТОСЭР». Речь идет о реконструкции 15-километрового участка автодороги на участке от Белоярска к Заринску – потенциальной территории социально-экономического развития (ТОСЭР) в рамках федерального проекта «Безопасные и качественные дороги».

Губернатор края подчеркнул: «Стоимость участка - более 150 млн рублей. Учитывая, что в Заринске создаются новые производства и в активную фазу вошло строительство завода «Русская кожа», предприятие потребует подвоза сырья, вывоза готовой продукции. Планируется, строительство смежных производств для глубокой переработки. Мы активно занимаемся привлечением инвесторов: производства обуви, мягкой мебели, галантереи, если они будут создаваться в Заринске их продукция также должна вывозиться, в том числе автомобильным транспортом». Ранее сообщалось, что на комиссии Минэкономразвития РФ Алтайский край защитил заявку на создание ТОСЭР в Заринске – сейчас она находится на рассмотрении в правительстве РФ. Заринск – город с 47 тыс. жителей, градообразующим предприятием которого является «Алтай-Кокс», производящий кокс и химическую продукцию. В моногороде ведется строительство площадки завода «Русская Кожа» с запланированными инвестициями более 1 млрд рублей».

Со своей стороны сайт «Сделано у нас», публикуя материал на эту же тему, дополнил информацию по поводу приоритетного проекта:

«В целом в 2017 году по приоритетному проекту «Безопасные и качественные дороги» из федерального и консолидированного бюджета Алтайского края на ремонт дорог направили 1,3 миллиарда рублей. На эти средства отремонтировали две дороги федерального значения, две — регионального, а также 33 улицы.

В 2018 году объем финансирования составит 1,7 миллиарда рублей. Это позволит обеспечить нормативное состояние более 60% дорог Барнаульской агломерации. Согласно плану на ее территории отремонтируют пять краевых дорог, одну федеральную и 42 дороги местного значения. Общая протяженность обновленных трасс превысит 125 километров. Реализация проекта «Безопасные и качественные дороги» продлится до 2025 года».

Как уже отмечалось, август – это первый месяц, когда определяются параметры плана дорожного строительства в регионе на следующий год. Поэтому закономерны публикации, которые рассказывают о предварительных планах финансирования дорожных работ в регионе на 2018 год. Можно привести некоторые примеры таких материалов.

На сайте Минстройтранса Алтайского края 25 августа был размещен материал «В 2018 году в Алтайском крае сохранятся масштабы дорожных работ на уровне показателей 2017 года» с рабочего совещания, которое проводил Губернатор Александр Карлин.

Губернатор в ходе рабочего совещания подчеркнул:

«В Алтайском крае выполняются поручения Президента страны по удвоению объемов работ в дорожной отрасли. За прошедшие годы произведено строительство новых дорог и реконструкция существующих общей протяженностью 257,7 км. В период с 2012 по 2017 год из краевого бюджета в региональный дорожный фонд выделено 41,4 млрд рублей, на эти средства отремонтировано и капитально отремонтировано, построено и реконструировано 3014 километров автодорог и 162 мостовых сооружения. На автомобильных дорогах федерального значения за этот же период освоено около 12 млрд рублей из средств федерального бюджета. Было реконструировано, отремонтировано и капитально отремонтировано 791,4 километра дорог и пять мостовых сооружений. Таким образом, за 6 лет в развитие дорожной сети края вложена колоссальная сумма - 53,4 рублей».

Эту же тему освещал ИА Амител 26 августа, подчеркивая, что масштабы строительства дорог в Алтайском крае в 2018 году останутся на прежнем уровне.

«Что касается планов на 2018 год, то в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» будет выделено Барнаулу 765 миллионов рублей. Заявлена программа «Устойчивое развитие сельских территорий» на 330 миллионов рублей. Планируется отремонтировать и построить 336 километров улиц, 71 из которых в рамках «БКД». В 2018 году на содержание дорог в регионе уйдет около 2,5 миллиардов рублей. 665 миллионов рублей уйдет на дороги, которые расположены рядом с Барнаулом. Речь идет об участке Барнаул — Рассказиха, Новороманово — Лебяжье».

Еженедельник «Аргументы и факты» опубликовал материал «На ремонт дорог в Алтайском крае потратят около 8 млрд рублей», в котором в частности отмечалось:

«Деньги пойдут на строительство и ремонт дорог общего пользования (336,6 км) и 21 искусственного сооружения. Кроме того, в план работ входит и подготовка автодорог к зиме, к примеру, строительство снегозащитных сооружений. Главным пунктом плана станет реконструкция автодороги «Поспелиха-Курья-Третьяково» и мостов через р. Алей и Поперечная. Также в следующем году продолжится ремонт дорог к популярным у туристов местам отдыха в крае, в частности к Яровому, Белокурихе, к селу Косиха и т.д.».

«Итоги дорожных работ и планы не перспективу» - под таким заголовком опубликовала материал о планах дорожного строительства в крае газета Немецкого национального района «Новое время». Мы решили отметить данную публикацию в силу того, что газета не ограничилась только материалом с рабочего совещания под руководством Губернатора края, но и добавили свой местный аспект под рубрикой «У нас в районе». Там, в частности, отмечалось:

«Согласно проекту дорожного плана по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию сети автомобильных дорог общего пользования или межмуниципального значения на 2018 год Немецкому национальному району выделят 63 млн.647 тыс. 940 рублей. В данном проекте речь идет о ремонте и содержании основной трассы федерального значения, которая проходит по Немецкому району и привычно называется нами Славгород-Хабары. Судя по адресу объекта, речь идет о ремонте участка дороги в районе учхоза, а также ремонте объездной дороги мимо села Гришковка. Кстати, осенью этого года еще отремонтируют участок дороги перед селом Орлово – это сейчас самое «слабое звено» федеральной трассы в Немецком районе».

Публикации на тему дорожных работ в Алтайском крае в 2018 году подготовили также сайт Катунь 24, сайт «Наш Бийск», сайт газеты Баевского муниципального района «Голос хлебороба», сайт газеты Советского района «Районные вести» и другие. Официальный сайт Правительства Алтайского края на эту тему провел интернет-конференцию с Дмитрием Коровиным, заместителем министра, начальником управления по транспорту и дорожному хозяйству Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, который ответил на многочисленные вопросы пользователей.

При подготовке данного обзора СМИ были проанализированы более 80 материалов, опубликованных за период август-сентябрь 2017 года. Анализ показал, что СМИ активно и всесторонне освещали различные аспекты дорожного строительства в Алтайском крае, обозначая сложность и масштабность проводимых дорожниками работ.

Общая тональность публикаций в целом благожелательна, как по отношению к дорожным строителям, так и к усилиям краевых власти в сфере дорожного хозяйства. Критических публикаций в отношении качества строительства новых дорог и реконструкции существующих не было. Объемы выполненных дорожных работ в крае обильно подчеркнуты в публикациях цифрами, хотя и без сравнения сделанного с соседями в СФО или другими регионами РФ.