18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Бюджетные итоги Алтайского края в 2016 году

 

Доходы консолидированного бюджета в 2016 году выросли на 4% по сравнению с 2015 годом и составили 99,4 млрд. рублей. В том числе налоговые и неналоговые поступления увеличились за этот период на 17% и достигли суммы в 66,4 млрд. рублей. Очень важный бюджетный показатель – доля собственных доходов – сохранил тенденцию к росту (если в 2015 году эта доля составляла 59%, то в 2016 году – уже 67%). Нужно отметить, что с 2005 года, когда доля собственных доходов в крае составляла всего 47%, за 11 лет выросла в 4,8 раза.

Основные бюджетообразующие налоги в Алтайском крае получили в 2016 году следующую динамику:

- налог на прибыль (12,9 млрд. рублей или 160% к уровню 2015 года),

- налог на доходы физических лиц (21,4 млрд. рублей или 105% к уровню 2015 года),

- акцизы (14,1 млрд. рублей или 128% к уровню 2015 года).

Эти три основных налога обеспечили 73% налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета.

В целом проводимая в Алтайском крае налоговая политика характеризуется стабильностью налогового законодательства и налоговой нагрузки в сфере установления региональных и местных налогов. По транспортному налогу ставки не изменялись на протяжении 9 лет. Для объективного выравнивания налоговой нагрузки на объекты недвижимого имущества и создания конкурентных преимуществ добросовестному бизнесу с 1 января 2016 года был введен налог на имущество организаций от кадастровой стоимости в отношении отдельных объектов недвижимого имущества (на 2017 год перечень объектов расширен на 555 объектов недвижимости). Нужно отметить, что возможности введения этого налога объективно сложились в регионе еще в 2013 году, но, чтобы избежать напряжения бизнеса, было решено отложить на три года.

Ряд внесенных с 2015 года изменений в налоговое законодательство края направлены на стимулирование экономической деятельности. В 2016 году был принят закон края «Об установлении налоговой ставки 0 процентов для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной и (или) патентной системы налогообложения на территории Алтайского края». Законом установлены приоритетные для экономики края виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, в которых для впервые зарегистрированных предпринимателей налог устанавливается на  нулевой ставке. Налоговые каникулы, безусловно, являются временной мерой. Однако они приходятся на период, когда впервые зарегистрированные индивидуальных предприниматели нуждаются в поддержке. Кроме того, как показывает экономическая практика, это будет способствовать занятости граждан и созданию условий для выхода из «тени» тех граждан, которые в настоящее время осуществляют свою экономическую деятельность без государственной регистрации.

Существенную часть краевого консолидированного бюджета составляют средства, поступающие в регион из федерального бюджета. В 2016 году в Алтайский край поступило 32,4 млрд. рублей (33% в общем объеме доходов). Формально регион получил на 16% меньше по сравнению с 2015 годом. Но здесь нужно понимать, что снижение связано со значительным объемом средств, которые федеральный бюджет выделял краю в том году на ликвидацию разрушительных последствий паводка 2014 года (4,8 млрд. рублей).

В 2016 году расходы консолидированного бюджета Алтайского края составили 95,7 млрд. рублей (в сопоставимых условиях расходы выросли на 3%). Расходы бюджета на социальную поддержку населения превысили расходы на оплату труда работников бюджетной сферы (27,8 млрд. рублей). Второй год подряд объем социальных выплат в крае составил 29,1 млрд. рублей, или почти третью часть консолидированного бюджета.

Объем государственного долга Алтайского края на 1 января 2017 года составил всего 2,2 млрд. рублей, что составляет 5% от собственных доходов краевого бюджета. Это самый низкий показатель по Сибири и шестой по России. По объему госдолга на душу населения регион занимает 1 место в СФО и 3 среди субъектов Российской Федерации, а по отношению государственного долга к объему собственных доходов краевого бюджета – 1 место в СФО и 6 среди субъектов России. Все субъекты, имеющие большой объем государственного долга, вынуждены осуществлять значительные платежи по его обслуживанию. Например, бюджетные расходы на обслуживание государственного долга Красноярского края составляют 6,5 млрд. рублей в год, Новосибирской области – 2,3 млрд. рублей, Кемеровской области – 2,4 млрд. рублей, а в Алтайском крае – всего 7 млн. рублей. В соответствии с приказом Минфина России от 03.10.2010 № 552 «О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами» Алтайский край стабильно входит в группу регионов с I степенью качества управления региональными финансами. Президент Российской Федерации В.Путин положительно отмечал высокопрофессиональную взвешенную бюджетную политику Алтайского края. В частности об этом он говорил во время проведения своей ежегодной большой пресс-конференции 23 декабря 2016 года.

Авторитетные рейтинговые агентства также отражают стабильные показатели исполнения краевого бюджета, низкий долг и приемлемую ликвидность региона. В декабре 2016 года рейтинговым агентством Fitch Ratings были подтверждены долгосрочные рейтинги Алтайского края в иностранной и национальной валюте на уровне «BB+», национальный долгосрочный рейтинг - на уровне «AА(rus)». Прогноз по долгосрочным рейтингам – «Стабильный».

Бюджетные планы на 2017 год

Доходы краевого бюджета на 2017 год законом Алтайского края утверждены в объеме 78163 млн. рублей или 115% к первоначальному плану бюджета на 2016 год. В том числе налоговые и неналоговые доходы краевого бюджета – 45274 млн. рублей или 110% к первоначальному плану регионального бюджета на 2016 год.

Доходы краевого бюджета на 2018 и 2019 гг. прогнозируются в объеме 69832 и 71859 млн. рублей, а расходы на 2018 и 2019 гг. прогнозируются в объеме 74457 и 76250 млн. рублей соответственно.

Doc22.ru План налоговых и неналоговых доходов бюджета Алтайского края в 2017 году

Расходы бюджета Алтайского края на 2017 год утверждены в сумме 82691 млн. рублей или 114% к первоначальному плану краевого бюджета на 2016 год. Из них социальные расходы составят 69% или 57321 млн. рублей.

Расходы на здравоохранение с учетом средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края в 2017 году запланированы в объеме 30299 млн. рублей, в том числе за счет средств краевого бюджета 17096 млн. рублей.

Расходы на образование в 2017 году составят 16913 млн. рублей. Темп роста к первоначальному бюджету 2016 года – 108%.

Doc22.ru План по расходу краевого бюджета в 2017 году

Важно, что в 2017 году, с учетом внесения изменений в региональное законодательство, регулирующее социальную сферу, в Алтайском крае сохранены все виды социальных выплат и индексированы расходы, связанные с оплатой коммунальных услуг. Объем расходов на социальные выплаты населению в бюджете на 2017 год составит 18,9 млрд. рублей, что на 400 млн. рублей больше, чем было предусмотрено на 2016 год.

Напомним, что поправками Правительства Российской Федерации ко второму чтению проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» бюджету Алтайского края на 2017 год увеличен объем межбюджетных трансфертов на 7,5 млрд. рублей. В том числе увеличен и объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов Российской Федерации по отношению к текущему году на 5,6 млрд. рублей (он составит – 22,6 млрд. рублей). Также региону предоставлена дотация на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в 2017 году в объеме 678 млн. рублей.

Бюджет на 2017 год утвержден с дефицитом в размере 4527 млн. рублей, что полностью соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации. Дефицит на 2018 и 2019 гг. определен в 4625 и 4500 млн. рублей соответственно.

Данные предоставлены Министерством финансов Алтайского края


Комментарий

 

Брюханова Наталья Владимировна, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита Алтайского государственного университета:

«Анализ состояния бюджета Алтайского края за 2016 года и прогнозы на 2017 год позволяет отметить некоторые положительные тенденции на фоне сохраняющейся нестабильности в экономике страны и региона. Так, можно отметить рост собственных доходов регионального бюджета в расчете на душу населения. Если в 2015 году этот показатель составил 23,8 тыс. рублей, то в 2016 году – 28,0 тыс. рублей. Несомненно, одной из основных положительных характеристик бюджета Алтайского края является сбалансированность: все социальные обязательства бюджета исполнены в полном объеме, государственный долг Алтайского края не увеличился и составил 5% от собственных доходов краевого бюджета – нет необходимости расходов по его обслуживанию.  С учетом этого, дополнительно поступившие налоговые доходы будут направлены не на обслуживание долга, а на развитие экономики и социальных отраслей края.

Также хотелось бы отметить осторожный и взвешенный подход в применении инструментов налогового регулирования. Здесь важно не только обеспечить фискальные интересы региона, но и сохранить стимулирующую функцию налогов, направленную на развитие предпринимательства и повышение экономической стабильности. Как мне кажется, в рамках предоставленных налоговых полномочий Алтайскому краю это удается».