18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Журнал «Эксперт» опубликовал материал об Алтайском крае с положительной оценкой «на языке цифр» состояния дел в различных сферах экономики региона. Публикации данного издания о региональных проблемах и достижениях всегда отличаются взвешенностью и непредвзятостью взглядов. Тем приятнее Алтайскому краю получить именно такую характеристику по итогам анализа за 2015 год. Публикуем статью "Эксперта" полностью.


 

Жизнь по достоинству

 

Николай Мельников

Алтайский край относится к немногочисленной группе территорий с устойчивой моделью диверсифицированного развития экономики. Совокупная выручка топ-100 алтайских предприятий выросла на 22%

В контексте большого Алтая одинаково много и подробно можно рассказывать о сельском хозяйстве, пищевой промышленности, туризме, биофармацевтике.

Не менее важно то, что сегодня Алтайский край входит в первую десятку субъектов федерации с минимальным показателем долговой нагрузки, что позволяет властям выполнять взятые на себя социальные и инвестиционные обязательства без отягощенных банковских кредитов и иных заимствований. Как говорит губернатор региона Александр Карлин: «Мы живем небогато, но достойно».

Год назад, составляя аналогичный рейтинг на основе данных 2014 года, мы сделали несколько обобщающих выводов и ряд прогнозов, которые базировались не только на динамике конкретных достижений предприятий Алтайского края, но также на интервью с руководителями и бизнесменами региона. Теперь же, переходя к итогам 2015 года, есть все основания утверждать правильность сделанных нами выводов.

Регион продолжил усиливать свои позиции — не только в СФО, но и в России — по определяющим для себя отраслям. Речь идет об агропромышленном комплексе, пищевой и перерабатывающей промышленности, малом и среднем предпринимательстве, внутреннем туризме, оборонке.

Руководство края совместно с бизнесом продолжает довольно эффективно реализовывать инвестиционный и инновационный потенциал региона в наукоемких отраслях. Кластерное развитие проявило себя не только в традиционно сильной фармацевтической отрасли, но также и в биотехнологиях, машиностроении, курортологии и т.д. При росте высокотехнологичного оборудования прогнозируемо увеличилась и инновационная доля предприятий.

Еще один важный вывод, который подтвержден итогами 2015 года, — в том, что промышленные предприятия Алтайского края взяли явный курс на разработку и внедрение импортозамещающих товаров и продуктов. «Регион может быть типичным примером того, как отдельно взятые российские территории выигрывают от дорогой валюты и антироссийских санкций», — указывалось в нашем прошлогоднем материале (см. «Здоровые амбиции» в «Эксперте-Сибирь» № 41–42 за 2015 год). Прогноз давался взвешенный и с определенной долей оптимизма — Алтайский край не должен ухудшить свои показатели. Скорее, наоборот. «По итогам 2015 года мы намерены существенно усилить свои позиции в аграрном, промышленном и туристическом комплексах России и на этой основе стать одной из самых комфортных для проживания территорий страны», — подчеркивал в прошлогоднем интервью нашему изданию губернатор Александр Карлин.

На языке цифр

Даже сухой сравнительный анализ двух рейтингов (по итогам 2014 и 2015 годов) позволяет сразу же рассмотреть заметные изменения в экономике региона.

Так, если в 2014 году совокупная выручка попавших в топ-100 компаний Алтайского края составила почти 314 млрд руб­лей, то по итогам 2015 года — уже свыше 384 млрд руб­лей. Прибавка — более 22,6%. Чистая прибыль выросла более чем вдвое — с 7,14 млрд до 17,6 млрд руб­лей. И, наконец, рентабельность верхнего эшелона бизнеса в крае изменилась в лучшую сторону — с 2,27% до 4,59%.

Обратим также внимание, что в рейтинге 2015 года лишь пятая часть предприятий Алтайского края имеет отрицательный показатель по динамике выручки. Причем немаловажно, что большинство из этих 20 компаний сохранили положительный показатель чистой прибыли и даже нарастили ее, вероятно, всерьез занявшись оптимизацией расходов.

Если говорить о попавших в топ-100, то в представленном рейтинге не так много новых игроков крупного бизнеса. Заметно, что большинство новичков представляют агропромышленный комплекс, на долю которого в рейтинге приходится преобладающий процент выручки (18,9%). По этому показателю «пищевка» уступает лишь торговле (43,5%), но в данном контексте необходимо иметь в виду явного лидера рейтинга — розничного ритейлера «Мария-Ра». Компания бизнесмена Александра Ракшина давно и прочно завоевала розничный рынок Сибири и пока не позволила пришедшему сюда «Магниту»Сергея Галицкого пододвинуть себя с лидирующих позиций.

Помимо всего прочего при кратком анализе рейтингов можно отметить, что практически все основные инорегио­нальные игроки — инвесторы и владельцы предприятий — сохранили свои интересы в Алтайском крае. Речь идет о таких крупных холдингах и компаниях, какими являются «НЛМК», «РЖД», «СДС-МАШ», «Роснефть», «Юг Сибири», «УГМК», «ВостокГазпром», «Сибирская генерирующая компания», «Русские автобусы», «Приосколье», «Росводоканал», «Русский холод» и многие другие. Как видно из этого списка, крупный бизнес явно не намерен уходить из региона, а старается выжать здесь максимум прибыли. Красноречиво подтверждает сей факт максимальный в рейтинге показатель чистой прибыли у заринского комбината «Алтай-кокс», входящего в структуру «НЛМК». Эффективность ведения бизнеса выросла у него в 2015 году примерно в три раза.

Что есть в печи — на стол мечи!

Не будем многократно повторять и развивать довольно известный в масштабах Сибири тезис о том, что экономика Алтайского края в достаточной степени диверсифицирована, что позволяет региону легче переносить экономические кризисы и, наоборот, обеспечивать незначительный, но зато стабильный экономический рост в «тучные годы». Более подробно об этом мы писали в нашем прошлогоднем материале «Смешение стилей». Анализ итогов 2015 года позволяет лишь убедиться в логичности нашего заключения — Алтайский край усилил многие позиции в ключевых для себя отраслях.

К примеру, драйвером импортозамещения в Алтайском крае уже несколько лет является пищевая и перерабатывающая промышленность. Во многом от ее состояния зависит в регионе итоговый показатель индекса промышленного производства. Если ИПП в крае по итогам 2015 года составил 100%, то «пищевка» развивалась более высокими темпами, выйдя на показатель 105,2%. Правда, показывать высокие результаты становится все сложнее, учитывая масштабные объемы производства. Но край сохранил ведущие в стране позиции по производству многих продуктов питания. Наиболее высокими темпами росли такие направления, как выпуск плодоовощной продукции (264%), производство пищевых продуктов (111%) и молочная промышленность (108%). Вот несколько ключевых показателей, ставших рекордными для края в прошлом году: выпуск сыра (83,5 тыс. тонн), мяса (61 тыс. тонн), сухой молочной сыворотки (20 тыс. тонн), сливочного масла (19 тыс. тонн), майонеза (почти 9 тыс. тонн) сахара (100,2 тыс. тонн) и т.д.

Закономерно то, что многие инвестиционные проекты реализуются сегодня именно в этих отраслях. Здесь можно приводить массу примеров. Важные для себя инвестиционные проекты реализуют сегодня такие компании, как «Агросиб-Раздолье» («Юг Сибири»), «Алейскзернопродукт», «Барнаульский молочный комбинат», «Алтайский бройлер», «Черемновский сахарный завод», группа компаний «Киприно», «Бочкаревский пивоваренный завод» и многие другие известные за пределами Сибири производители.

Мы понимаем, что пищевая промышленность должна развиваться в тесной связке с сельским хозяйством и розничной торговлей. О ритейлерах Алтайского края уже частично говорили. При успешности переговоров с владельцами торговых сетей «Мария-Ра» и «Аникс» производители продуктов питания получают доступ к рынку сбыта практически по всей Сибири. А какая у «пищевки» сырьевая база?

Курс на локализацию

Растениеводство и животноводство с опорой на новые технологии — вот новые джокеры Алтайского края. В июле этого года недалеко от Барнаула после восьмилетнего перерыва был проведен «Всероссийский День поля-2016» — крупнейший агропромышленный форум в стране. Впервые столь масштабное мероприятие с участием министра сельского хозяйства Александра Ткачева перекочевало за Урал. Более 260 компаний из различных регионов страны, ближнего и дальнего зарубежья в течение трех дней представляли на Алтае самые свежие научно-технические и инновационные разработки в сельском хозяйстве. Общая сумма подписанных контрактов составила около 400 млн руб­лей. При этом сам Ткачев отметил, что Алтайский край «заслужил право принимать у себя этот праздник». Именно здесь министр объявил о том, что господдержка сельского хозяйства увеличится по итогам 2016 года до 237 млрд руб­лей. А десять миллиардов, выделенные на сельхозмашиностроение, позволят крестьянам обновить около 17 тыс. единиц техники.

Последний тезис был ключевым. В условиях антироссийских санкций и резкого удорожания импортных комбайнов и машин в стране вырос спрос на качественную отечественную сельхозтехнику. Алтайский край, где урожай зерновых достигает более 5 млн тонн в год, активно включился в этот процесс. Среди наиболее значимых кластерных проектов можно отметить сборку тракторов марки «Кировец» (совместно с «Петербургским тракторным заводом») на базе компании «АСМ-Алтай» и зерноуборочных комбайнов марки «Алтай-ПАЛЕССЕ» (совместно с «Гомсельмаш») на базе компании «Агроцентр». При этом в переговорах с партнерами власти края настаивали на высоком уровне локализации производства. Может быть, поэтому опытные образцы обновленного трактора и комбайна с дизельными двигателями производства «Алтайского моторного завода» и шинами «Алтайского шинного комбината» были представлены на Всероссийском Дне поля.

Всего в 2015 году в крае было собрано 135 тракторов «Кировец» (в 2014 году — только 46) и более 4,7 тыс. сельхозмашин и агрегатов, что на 80% выше уровня 2014 года. Предприятиями кластера аграрного машиностроения инвестировано в основной капитал 132,5 млн руб­лей. И это далеко идущие инвестиции. Модернизация в сельском хозяйстве отразилась на конкретных показателях урожайности. К примеру, в одном из хозяйств Советского района был установлен рекорд по уборке зерновых — 80 центнеров с гектара, что в советские годы считалось немыслимым результатом.

На здоровье

При всей благоприятности текущих отраслевых показателей, о которых мы говорили выше, наибольшее опасение вызывал процесс реализации инвестиционного и инновационного потенциала Алтайского края. С одной стороны, многие значимые инвестпроекты региона («Западное», «Альтаир-Агро», «Ребрихинский мелькомбинат», «Алтаймясопром» и некоторые другие) либо испытывают определенные сложности, либо отложены до неизвестных времен, в первую очередь, из-за нерасчетливости самих бизнесменов. С другой стороны, инновационная активность должна опираться на сильную научную школу, которой край не всегда может похвастать.

Тем не менее, Алтайский край явно не затерялся на инновационной карте России. Регион находится на первом месте в стране по удельному весу малых предприятий, осуществляющих техинновации (15,8%), и на втором месте в Сибирском федеральном округе по уровню инновационной активности крупных и средних организаций (12%).

В рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России («Эксперт РА») по уровню инновационного потенциала регион занимает 13-е место в стране и третье место в Сибирском федеральном округе, а в рейтингах Нацио­нальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий и НИУ «Высшая школа экономики» — входит в группу регионов с высокой инновационной активностью.

По данным Главэкономики Алтайского края, опорную базу для активизации инновационных процессов формирует научно-исследовательский сектор. В 2015 году в нем было задействовано 3,2 тыс. человек из 41 организации. Ими выполнен объем работ на сумму 2,7 млрд руб­лей (на 1,9% больше, чем в 2014 году). На научные исследования и разработки затрачено 2,3 млрд руб­лей (на 0,6% больше, чем в 2014 году). Как видно по цифрам, инновационный прирост совсем небольшой.

Тем не менее, положительные примеры развития инновационных проектов на Алтае есть. В первую очередь — в биофармацевтике. В наукограде Бийске еще несколько лет назад был создан первый в стране биофармацевтический кластер. Вошедшие в его состав предприятия сегодня участвуют в работе технологических платформ «Медицина будущего» и «БиоТех-2030». Бийский кластер «АлтайБио» включен в перечень 26 пилотных территориальных инновационных кластеров страны.

По данным Управления Алтайского края по пищевой, перерабатывающей промышленности и биотехнологиям, сегодня в регионе ведутся работы по реализации 64 проектов биотехнологической направленности. Из них 31 — предприятиями, 18 — высшими учебными заведениями,15 — научно-исследовательскими институтами.

Может быть, закономерным результатом такого отношения к инновациям в медицине стало то, что фармацевтическая промышленность в крае в 2015 году показала очень высокие результаты. Индекс промышленного производства в этой индустрии составил 135,5%. Новые производства открылись на предприятиях «Эвалар», «Алтайвитамины», «Востоквит» и других.

Туризм пошел в гору

Есть еще два сектора экономики Алтайского края, которые уже сегодня начинают играть значительные роли в устойчивости региона, а в дальнейшем, безусловно, смогут только усиливать свои позиции. Сектор малого и среднего предпринимательства, а также перекликающийся с ним внутренний туризм (тот, кто был на Алтае, вспомнит хотя бы количество сдаваемых в аренду на лето туристических домиков) вполне могут усилить свои доли в структуре ВРП в ближайшие годы.

Начнем с туризма. Во многом благодаря реализации федеральной программы по развитию внутреннего и въездного туризма Алтайский край сумел придать резкое развитие этой отрасли услуг. Напомним, что программа в первую очередь была направлена на формирование и развитие инфраструктуры — современных автомобильных дорог, инженерных коммуникаций и т.д. Благодаря федеральной программе сегодня в целом только по крупным туристическим проектам в регионе (ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», игорная зона «Сибирская монета», ТК «Золотые ворота», ТРК «Белокуриха», ТРК «Барнаул — горнозаводской город») планируется привлечение около 70 млрд руб­лей государственных и внебюджетных инвестиций, создание более 11 тыс. новых рабочих мест, в оборот будет введено более 12 тыс. новых мест размещения.

Сегодня уже не приходится спорить о том, едет ли турист на Алтай. Край стал одним из самых популярных направлений для внутренних путешествий по стране. Так, если в 2005 году турпоток в регионе составил всего лишь 0,5 млн человек, то к 2014 году данный показатель увеличился более чем в три раза и превысил 1,6 млн человек. По оценкам 2016 года, данная цифра превысит 2 млн туристов.

Разумеется, туриндустрия способствовала резкому развитию сектора МСП именно данного направления (для справки — всего в регионе зарегистрировано 90 тысяч индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, в 2015 году малыми предприятиями отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на 83,6 млрд руб­лей). По сравнению с 2006 годом количество туристских предприятий в крае увеличилось в три раза, а число мест размещения туристов возросло почти вдвое. Опять же красноречивый статистический пример: если в 2006 году услуги размещения туристов оказывали порядка 180 предприятий, то к концу 2015 года их стало 627. За тот же период в 11 раз увеличилась численность так называемых сельских «зеленых» домов, турбаз и организаций отдыха — более чем в два раза, санаторно-курортных учреждений — в 1,3 раза.

Летом текущего года в Белокурихе президент страны Владимир Путинпровел заседание президиума Государственного Совета «О мерах по повышению инвестиционной привлекательности санаторно-курортного комплекса в Российской Федерации». Глава государства с высоты птичьего полета осмотрел туристический потенциал региона и, по отзывам, остался доволен увиденным. Именно в Белокурихе решалось два важнейших вопроса для дальнейшего развития туристической отрасли в крае — сохранение той самой ФЦП и введение так называемого «курортного сбора». По обоим было принято положительное решение. Теперь задача Алтайского края — монетизировать эти решения и увеличить доходную часть консолидированного регио­нального бюджета.

Долговая эффективность

Тема излишней закредитованности российских регионов также не нова и особенно актуальна для Сибирского федерального округа. Председатель счетной палаты РФ Татьяна Голикова недавно в одном из интервью приводила такие цифры: в 2015 году регионы набрали коммерческих кредитов на сумму 1,184 трлн руб­лей. И еще 1,258 трлн руб­лей составили бюджетные кредиты, которые представляет субъектам Федерации Минфин.

В настоящее время, исходя из вышесказанных цифр, аналитики НРА (Нацио­нального рейтингового агентства) делают вывод: 25 регионов страны имеют плохую долговую устойчивость, и лишь 14 регионов к началу сентября 2016 года попадают в группу с низкой долговой нагрузкой.

Алтайский край отнесен экспертами и Минфином ко второй группе. На 1 октября 2016 года, по данным финкомитета администрации края, госдолг региона составил всего 2,43 млрд руб­лей, или 6% от собственных доходов краевого бюджета. Трудно поверить, но в 2005 году он был равен 3,37 млрд руб­лей, или 57% от собственных бюджетных доходов. Фактически за последние 10 лет край прошел путь от безнадежного аутсайдера до крепкого середняка, который живет пусть и не богато, но по достоинству и достатку.

Источник