18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Алтайский край входит в группу немногочисленных регионов России с приемлемой долговой нагрузкой. При этом качество управления бюджетными финансами в регионе очень высокое.

Такие выводы публикуются в аналитическом исследовании «Национального рейтингового агентства» под названием «Состояние государственного долга субъектов Российской Федерации по итогам 8 месяцев 2016 года».

Авторы исследования на основе открытых бюджетных данных проанализировали управляемость бюджетными процессами в регионах России. Их ключевые выводы звучат достаточно интересно:

«Совокупный объем госдолга российских регионов снизился за истекшие 8 месяцев на 2,28% и составил к 1 сентября 2016 года 2,267 трлн рублей. Совокупный объем бюджетного кредитования регионов в сентябре превысил отметку в 1,1 трлн рублей. Структура совокупного госдолга при этом заметно изменилась. Главным элементом госдолга стали бюджетные кредиты: если на начало 2016 года бюджетные кредиты составляли около 34,88% от совокупного госдолга регионов, то в сентябре этот показатель увеличился до 48,95%».

В разрезе отдельных регионов ситуация в отчетном периоде этого года выглядит неоднородной: в 40 регионах госдолг снизился, в 39 – увеличился, еще в 6 – остался неизменным (в том числе в двух регионах госдолг остался на нулевой отметке – в Севастополе и в Сахалинской области). Но в целом ситуация кардинально не изменилась – около 20 регионов страны находятся в очень опасной, «красной» зоне. Она означает, что в них наблюдается «сочетание бюджетного дефицита и высокого уровня долговой нагрузки, устойчиво растущей последние 3 года. Решение проблемы госдолга данных регионов в скором времени будет абсолютно невозможно без кардинальных мер федерального центра».

В «Национальном рейтинговом агентстве» также отмечают, что если бы новая редакция Бюджетного кодекса вступила бы в силу сейчас, то 25 регионов страны были бы отнесены к категории с низкой долговой устойчивостью. Эта часть исследования чрезвычайно важно. Дело в том, что, согласно новой редакции Бюджетного кодекса РФ, вступающей в силу с 2019 года, субъекты РФ будут делиться на три группы. Первая группа - регионы с высокой долговой устойчивостью (у них долг меньше 50% доходов бюджета). Вторая группа – со средней долговой устойчивостью (долг 50-85% объема доходов). И в третьей группе все остальные субъекты Федерации с низкой долговой устойчивостью. Вот как выглядит «красная» третья группа сейчас:

А вот как выглядит первая («зеленая») группа регионов, в которую эксперты включили и Алтайский край.

По мнению авторов исследовательской работы, до настоящего момента Минфин не вводит иных санкций в отношении регионов, хронически нарушающих соглашения по бюджетному кредитованию. Министерство лишь направляет регионам информацию о результатах оценки качества и рекомендации по повышению качества управления финансами, в дальнейшем отслеживая ход выполнения регионами направленных рекомендаций. Однако можно ожидать, что в дальнейшем Минфин может пойти на приостановку или сокращения бюджетного кредитования регионов- нарушителей. Фактически в этих регионах не происходит оздоровления региональных финансов, бюджетные кредиты не решают проблему бюджетных дефицитов и не снижают уровень долговой нагрузки.

Полностью с данным исследованием можно ознакомиться по ссылке.


Комментарий комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края:

- Государственный долг Алтайского края на 1 октября 2016 года составил 2,438,6 млн. рублей или 6% по отношению к собственным доходам краевого бюджета. Это наименьший показатель в СФО и шестой по Российской Федерации. При этом долг субъектов РФ в целом увеличивается.

Структуру государственного долга Алтайского края сегодня составляют бюджетные кредиты, привлеченные в бюджет Алтайского края из федерального бюджета (2 433,9 млн. рублей), и государственные гарантии Алтайского края (4,7 млн. рублей). Кредиты перед коммерческими организациями отсутствуют.

Политика Алтайского края в области государственных внутренних заимствований направлена на обеспечение низкой долговой нагрузки на экономику края, снижение затрат на обслуживание государственного долга, на своевременное и безусловное исполнение принимаемых обязательств.

За последние 11 лет наш регион существенно улучшил свои показатели долговой нагрузки. По отношению к собственным доходам краевого бюджета государственный внутренний долг Алтайского края сократился с 57% (на 1 января 2005 года он составлял 3 371 млн. рублей) до 6%. По сравнению с другими регионами расходы Алтайского края на обслуживание государственного долга являются сегодня минимальными. По итогам 2015 года они составили 0,04%.

Проводимая политика в области государственных внутренних заимствований, направленная на обеспечение минимального долга, позволяет дополнительно поступившие налоговые доходы направлять не на обслуживание долга, а на развитие социальных отраслей и экономики края.