18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

В беседе первого заместителя Губернатора Алтайского края С.А.Локтева с корреспондентами газеты «Алтайская правда» и сайта «Doc22» прозвучали ответы на вопросы, которые волнуют большинство жителей края.

 

Экономический кризис обладает поразительной особенностью – бурно обрастать досужими разговорами и предположениями. Причина понятна – речь идет не просто об абстрактной экономике, а о нашей стране, где мы живем и работаем.

 

- Сергей Александрович, давайте вспомним, что происходило в начале года в экономике края.

 

- Кризис охватил многие сферы жизни, но особенно сильно он проявился в промышленности. Именно промышленность края формирует основную часть регионального бюджета. Сегодня до 40% валового регионального продукта создается промышленными предприятиями, которых в крае насчитывается более 2000. Индустриальный сектор, определяет уровень занятости населения. Основной удар кризис нанес именно по промышленности. Снизились темпы роста, заморожены ряд инвестиционных программ, упал спрос на продукцию алтайских предприятий, появились трудности с кредитованием и др.


Известно, что в начале 2009 года алтайская экономика столкнулась с серьезными трудностями, вызванными последствиями мирового финансового кризиса. На январь пришелся пик падения промышленного производства по всей стране. Индекс промышленного производства тогда составлял: 84% - по РФ, 90% - по СФО, 87% - по Алтайскому краю (по сравнению с 2008 годом). И уже эти показатели говорят о том, что предварительно проведенная в крае работа позволила выдержать первый удар кризиса по экономике.

 

- Какие меры предпринимались Администрацией по снижению влияния кризиса на алтайскую экономику?

 

- При первых негативных симптомах в крае начала осуществляться  работа по снижению влияния экономического кризиса, прежде всего на деятельность промышленных предприятий. Стояли конкретные задачи: сохранить промышленность как основу региональной экономики и не допустить обвальной безработицы.


В каждом случае приходилось искать свой алгоритм решения. В одних случаях было необходимо вести кропотливую работу с собственниками, в других решать вопросы включения этих предприятий в более крупные экономические структуры, в третьих помогать с заказами на территории края и за его пределами.


Несмотря на то, что многие из решаемых проблем были относительно новыми для органов управления края, ситуацию удалось взять под контроль. В первую очередь последовательная работа привела к тому, что большая часть промышленных предприятий края стабилизировали производство и сохранили численность работников. Обвального увольнения с заводов удалось избежать и обеспечить желающих из числа безработных работой и зарплатой за счет общественных работ.


Можно привести конкретные примеры. В начале года на «Алтай-Коксе» производство снизилось и составляло не более 30%. Рынки сбыта сократились, была угроза массовых увольнений. «Алтай-Кокс» является градообразующим предприятием Заринска. Администрация провела большую работу с собственником – Ново-Липецким металлургическим комбинатом. Результатом встречи с губернатором края Карлиным А.Б. стало решение собственника о перераспределении производственной нагрузки на других своих предприятиях в пользу «Алтай-Кокса». С начала апреля алтайские коксохимики перешли на полную рабочую неделю, ежемесячно наращивая выпуск кокса. Медленно, но стала подниматься зарплата.

 

- Сергей Александрович, если говорить о городах, то, наверное, самое тяжелое положение сложилось в Рубцовске. Что делалось и делается в рамках этого города? Тем более что последние годы Рубцовск постоянно мелькает на страницах газет в качестве  такого проблемного города.

 

- Действительно, в Рубцовске проблемы накапливались не одно десятилетие. С 2005 года начали проходить качественные изменения. Общий объем капитальных вложений в развитие производства в Рубцовске составил за 3 года около 1,5 млрд. рублей. Но потенциала не хватило, чтобы мягко пройти кризисный период.


Особую озабоченность в Администрации Алтайского края вызывала подготовка «Рубцовская ТЭЦ» к предстоящему осенне-зимнему периоду. Ремонтная компания и работы по заготовке топлива практически не производились. Учитывая остроту сложившейся ситуации и ограниченные сроки, отведенные на подготовку ТЭЦ к предстоящей зиме, было принято решение о передаче имущества «Рубцовская ТЭЦ» в аренду МУП «Рубцовский тепловой комплекс». Договор подписан в июле 2009 года.


Для финансового обеспечения подготовки ТЭЦ к зиме под государственную гарантию Алтайского края «Рубцовский тепловой комплекс» привлек кредит в сумме 100 млн. рублей. И администрация города Рубцовска из своего бюджета предоставила предприятию кредит в сумме 15 млн. рублей на выполнение первоочередных работ.


Арендатор выполнил график ремонта оборудования, что позволило обеспечить готовность станции к несению зимних нагрузок. Механизм жизнеобеспечения жителей находится под постоянным контролем.


И такой факт по Рубцовску далеко не единичен.


В ОАО «Рубцовский машзавод» продолжается реализация антикризисного плана, разработанного при непосредственном участии головной структуры – «Уралвагонзавода», и согласованного в Администрации края. Прогнозный объем выпуска товарной продукции на 2009 год    144% в сопоставимых ценах к прошлому году. Удалось наладить своевременную выплату текущей заработной платы, и начать закрывать долги прошлых лет. По проблемам предприятия с формированием гособоронзаказа в Министерство обороны Российской Федерации и Министерство промышленности  и торговли России было направлено ряд обращений губернатора Администрации края.


Усилия по сохранению собственных предприятий видны со стороны практически всех руководителей и большинства собственников заводов. Предпринимаются попытки поиска новых рынков сбыта продукции, загрузки мощностей за счет организации совместных производств, осваиваются новые виды продукции, востребованные на рынке.

 

- Самая больная тема Рубцовска, как известно, это Алттрак. Как там сегодня обстоят дела и что можно еще сделать?

 

- Остаются, конечно, и локальные проблемы. Одна из основных – это Алттрак. В июне этого года было подписано соглашение о взаимодействии между собственником предприятия «РАТМ-Холдинг», «Алтайским трактором» и Администрацией Алтайского края, которое предусматривало в короткие сроки организацию производства тракторов различных модификаций и погашение задолженности по заработной плате.


Собственник, к сожалению, не выполнил условия соглашения, поэтому Администрация края была вынуждена находить нестандартные решения и изыскивать дополнительные и не малые средства для пополнения оборотных средств предприятия. Администрацией края было оказано содействие заводу в привлечении по различным схемам 116 млн. рублей в помощь для погашения задолженности по заработной плате, приобретения нового оборудования для техперевооружения и на закупку материалов и комплектующих для запуска завода. По состоянию на 1 июля была полностью погашена задолженность по заработной плате. Новое оборудование было закуплено. Продолжается сбор заявок от сельхозтоваропроизводителей по реализации тракторов на условиях лизинга. Мы свою часть соглашения выполнили в полном объеме.


Но завод стоит. В чем проблема? Для предприятия Администрацией края проработан достаточный объем заказов для запуска основного производства и в дальнейшем успешная работа предприятия будет зависеть только от эффективных действий собственника и руководства завода по организации производства. Если бы собственник выполнил свои обязательства по соглашению и вложил оговоренные в документе 66,7 млн. рублей, это позволило бы не только запустить основное производство завода, но и избежать роста задолженности по зарплате, которая снова начала расти и на 1 октября уже составляет более 39 млн. рублей. Все это происходит из-за нежелания собственника сформировать оборотные средства.


Администрация края – орган исполнительной власти и действует строго в рамках правового поля, определенного законодательной властью.


Исполнительная власть не уходит от решения этого вопроса через внебюджетные источники. В перспективе возможность привлечения дополнительных средств из внебюджетных источников есть. И направляться они будут на решение первоочередных краевых задач.


Лучшей же помощью для запуска Алттрака было бы содействие в заключении крупного контракта, чем сейчас и занимается Администрация края. В конце ноября в Туркменистане будет проходить I сельскохозяйственный форум стран СНГ с одновременным проведением международной выставки, где будет среди других рассматриваться вопрос, кому будет отдан приоритет в поставке гусеничных пропашных тракторов в Туркменистан. В ходе ранее проводимых испытаний алтайский трактор зарекомендовал себя с лучшей стороны – при норме 2000 моточасов он уже отработал 2100 и продолжает работать. Мы надеемся, что наш трактор станет победителем конкурса.

 

- А как же собственник, или как чаще говорят – хозяин Алттрака?

 

- По этому предприятию возникают обоснованные сомнения в способности и желании собственников предпринимать реальные шаги по выходу из сложного положения. Отсутствие адекватной сегодняшнему моменту инициативы и отказ идти на контакт с региональной властью с их стороны, заставляет администрацию края обращаться в правоохранительные структуры с целью привлечь собственников к ответственности. Собственник должен понимать, что производство – это не только станки и корпуса, но и сотни работников, их семьи и многое другое, что принято называть «социальной ответственностью бизнеса».


Подчеркиваю, что такое отношение к своей собственности является исключением из правил и в основном налажено конструктивное взаимодействие Администрации с большинством собственников ведущих промышленных предприятий края. Краевые органы власти жестко отстаивают интересы жителей и работников, занятых на производстве, в чьей бы собственности не находились предприятия. И все это происходит в рамках правого поля и законов Российской Федерации.

 

- Так, может быть,  правовая база не в полной мере отвечает тем требованиям, которые появляются в условиях кризисного периода?

 

- Такая проблема в настоящее время действительно проявилась.  В целом нормативная база, разработанная в России за последние годы, позволяет проводить эффективную управленческую и хозяйственную деятельность. В то же время, кризис показал, что в законах страны, и региона соответственно, недостаточно прописана именно правовая ответственность собственника за развитие своего предприятия. Несколько дней назад в своем телевизионном выступлении губернатор края А.Б.Карлин особо подчеркнул, что в законе должна быть более четко зафиксирована ответственность собственника. Она может выражаться в гражданской, административной, либо уголовной ответственности, но в любом случае это должен быть реальный механизм работы с недобросовестным собственником. В связи с этим мы уже готовим законодательную инициативу о внесении соответствующих изменений в действующее законодательство.


Еще раз хочу отметить, что речь идет не каких-то полицейских мерах, а о более четком понимании и применении механизмов ответственности бизнеса перед своими работниками, за свое предприятие, которое обязательно является одним из элементов экономической структуры региона.

 

- Сергей Александрович, понятно, что Администрация края не имеет права прямо финансировать деятельность коммерческого предприятия. А что тогда предпринимается для социальной поддержки работников Алттрака?

 

- Администрация края ни при каких условиях не оставляет в стороне решение социальных вопросов, а тем более в условиях кризиса. Большую помощь городу Рубцовску в его социально-экономическом развитии оказывают федеральный и краевой бюджеты. Приведу конкретные цифры.


Так в сфере ЖКХ на реализацию федеральной и краевой целевых программ по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в 2007-2009 годах выделено свыше 80 млн. рублей, а на капитальный ремонт многоквартирных домов только за один 2009 г. выделено около 250 млн. рублей.

В сфере транспорта и дорожного хозяйства:

в 2009 г. поставлено 11 единиц автотранспортных средств и коммунальной техники на сумму 20 млн. рублей;

в 2007-2009 гг.: для сборки и поставки белорусских троллейбусов выделено более 17 млн. рублей; на ремонт улично-дорожной сети – 80 млн. рублей.

На социальную поддержку населения Рубцовска в 2009 г. уже направлено средств краевого бюджета на сумму более 110 млн. рублей, из них:

- на выплату ежемесячного пособия на ребенка около 25 млн. рублей. Кстати сказать, 899 работников тракторного завода и РМЗ только по этому направлению социальной поддержки за 10 месяцев получили более 1,5 млн. рублей;

- на субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг более 76 млн. рублей, в том числе за данным видом социальной поддержки обратились и воспользовались 319 работников Алттрака и РМЗ;

- на организацию летнего оздоровления и занятости детей – 1 млн. рублей, в том числе детей работников тракторного завода и РМЗ – 152 тыс. рублей;

- на оказание единовременной материальной помощи свыше 1 млн. рублей, причем данный вид поддержки был оказан действительно нуждающимся работникам. Сотрудники соцзащиты выявляли таких людей путем персонального обследования положения семей с выходом на место – во дворы, квартиры. Заводчанам вышеназванных предприятий было выделено 429 тыс. рублей.

В перспективе наша задача не снижая уровень социальной поддержки города Рубцовска (а он намного выше среднего по краю), подтягивать к нему другие муниципальные образования.

 

- То есть при несложном подсчете получается, что поддержка работникам Алттрака, кроме уже названных 116 млн. рублей, составила за этот период дополнительно более 2 миллионов рублей. А как же быть с рабочими местами?

 

- Если говорить о дополнительной поддержке работников Алттрака, то за 10 месяцев она значительно превысила названную вами цифру. Например, на общественных и временных работах в Рубцовске было занято 4603 человека, в том числе 1473 работника тракторного завода, 504 работника принимали участие в программе опережающего обучения, из них 130 человек работников Алттрака. На эти цели предприятиям и организациям города  в 2009 г. из средств федерального и краевого бюджета выделено более 60 млн. рублей (а на работников Алттрака, АТЗ-запчасть из этой суммы пришлось фактически треть этих средств).


Если же говорить о рабочих местах, то ситуация в Рубцовске складывается весьма интересная. Вообще не нужно думать, что при закрытии какого-то завода, его территория остается брошенной как во многих кинофильмах. Это промплощадки для развития других, подчас новых предприятия. Безработица в городе составляет на 1 октября всего 1,5% (при краевой – в 3,2%).


Там, где был обанкротившийся Рубцовский завод тракторных запасных частей, ОАО «Алтайвагон» организовало современное литейное производство, обеспечивающее работой порядка 2 тысяч рубцовчан. В основном это люди, ранее занятые на тракторном заводе. Руководство Рубцовского филиала «Алтайвагона» объявило о дополнительном наборе более 800 человек, но сегодня завод не может их набрать в г. Рубцовске,  якобы страдающем от безработицы, даже при зарплате свыше 10 тыс. рублей. С 15 августа принято всего 495 человека, из них бывших работников тракторного завода 92 человек. Еще нужно набрать 347 человек. Нужны все рабочие специальности, но, к сожалению, набор идет очень тяжело.

 

- Сергей Александрович, а какова ситуация на других предприятиях Рубцовска, например недавно созданный РЗЗ?

 

 - «Рубцовский завод запасных частей» занимается производством сельхозтехники. Как вы правильно сказали, относительно новое для Рубцовска предприятие РЗЗ (создано в 2002 г.) – это 350 рабочих мест, объем производства свыше 550 млн. рублей в год, налоги (в бюджет и внебюджетные фонды) – около 35 млн. рублей. Немаловажной отличительной особенностью этого предприятия является наличие собственной научной базы в лице Рубцовского проектно-конструкторского технологического института и его опытного завода. Таким образом, налицо признаки машиностроительного кластера в масштабах одного предприятия, позволяющего организовать всю производственную цепочку – от идеи до готового изделия. И это предприятие далеко не проблемное. Этому способствовала и оказанная Администрацией края помощь, в том числе и по продвижению продукции за пределами края и в СНГ. После посещения губернатором края Белоруссии, встреч с Президентом и Правительством республики стали возможными совместные  проекты. 

Параллельно с производством собственной продукции, на заводе начата сборка многофункциональных тракторов в рамках совместного с белорусами проекта. Три машины «Беларус-82.1» собраны и проходят испытания с целью получения сертификата соответствия. Подписан контракт на поставку из Белоруссии следующей партии в количестве 25 машинокомплектов.

Необходимо отметить, что тем предприятиям, которые развиваются, вкладывают финансовые средства (в том числе и кредитные) в реализацию инвестпроектов, Администрация края оказывает господдержку согласно существующего целого пакета краевых законов.

Говоря о Рубцовске важно отметить, что положительная динамика не ограничена рамками машиностроительных предприятий.

Сегодня уже нельзя назвать Рубцовск монопрофильным городом, ориентированным исключительно на машиностроение. Ведь только за 9 месяцев текущего года доля предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Рубцовска в общегородском объеме производства превысила 70%. Из них 81 процент занимают ОАО «Мельник» (47%), филиал ОАО «Вимм-Биль-Данн» «Рубцовский молочный завод» (26%) и Рубцовский мясокомбинат (8%). В объемах производства это миллиарды рублей. Стабильно работает компания «Вимм-Билль-Дамм» - один из крупнейших в крае переработчиков молока. Филиал ОАО «ВБД» Рубцовский молочный завод – первое полностью автоматизированное производство твердого сыра в России. Производство сухих молочных продуктов выросло по сравнению с прошлым годом более чем в 2 раза. «Вимм-Билль-Дамм» планирует создать на Алтае крупнейшую за Уралом линию по производству сухой молочной сыворотки. Не отстают и другие предприятия отрасли. «Мельник» превысил прошлогодние показатели по производству макаронных изделий и подсолнечного масла, рубцовский мясокомбинат увеличил объем выпуска 2008 года мяса (+24,8%) и колбасных изделий (+31,5%). И, кстати, очень высокого качества.


Вообще сегодня в городе Рубцовске функционирует около 9000 субъектов малого, среднего и крупного бизнеса  производственной сферы, где занято около 65 тыс. человек. Сегодня Рубцовск живет и имеет перспективы развития.

 

- Давайте, хотя бы коротко, посмотрим как складывается ситуация и в других городах, например, в Бийске.

 

- Действительно, из нашего разговора может сложиться впечатление, что усилия органов власти направлены только на Рубцовск, а это не так.


ФКП «Бийский олеумный завод». В перспективе на ближайшие годы руководством завода ставится цель выйти на ежегодный объем выпуска товарной продукции в сумме 4 млрд. руб. и уровень средней заработной платы не ниже 24 тыс. руб. Для сохранения взятых темпов роста производства реализуется масштабная политика развития действующих, законсервированных и новых направлений. В настоящее время прорабатывается с «Алтай-Кокс» возможность кооперационных поставок серной регенирированной кислоты.


«Алтайский бройлер». Первая очередь предприятия введена в эксплуатацию в октябре 2008 года. Стоимость проекта составила более 4 миллиардов рублей. Мощность запущенного производства составляет 36 тысяч тонн мяса бройлеров в год. Деятельность предприятия позволит обеспечить выполнение стратегической задачи России в плане импортозамещения продуктов питания. Поэтому проект реализуется при активной федеральной и краевой поддержке. В ближайшем будущем, несмотря на мировой финансовый кризис, собственники этого крупнейшего за Уралом сельхозпредприятия планируют увеличить мощности вдвое – до 70 тысяч тонн.


Роста объёмного показателя в действующих ценах за 1 полугодие 2009 года достигли «Эвалар» (571%), «Алтайросспиртпром» (178%), «ФНПЦ «Алтай» (610%), «Фирма «Импульс» (136%), «Бийский рыбозавод» (130%),  «Востоквит» (150%), «Бийскмельпром» (169%), «ПКФ «Две линии» (147%), «Фирма «Антарес» (172%). Список можно продолжать.


На карте Алтайского края Рубцовск и Бийск – это только две точки. Без внимания не остается ни один город, ни один район. Работа Администрации края по стабилизации экономики в кризисный период, по предотвращению массовых увольнений с предприятий, гарантированного обеспечения социальной сферы дает конкретные результаты. Тем самым уже заложены основы выхода алтайской экономики из кризисной полосы и формируется база перспективного роста, как отдельных направлений, так и экономики края в целом. И сегодня речь идет уже не о проблемах выживания региона, а  о  перспективных вопросах  развития.