18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
Руководитель аналитического управления администрации Алтайского края рассказал о ходе реализации национальных проектов в регионе и специфике работы своего подразделения.  


В рамках ежеквартально проводящихся в Алтайском крае «информационных дней» представители исполнительной власти информируют население о важнейших событиях в социально-экономической сфере жизни нашего региона. На этот раз главной темой стали итоги реализации приоритетных национальных проектов. Надо отметить, что функции мониторинг и контроля за их осуществлением возложены на аналитическое управление администрации Алтайского края, к руководителю которого, Константину Филатову, редакция Doc22 и обратилась за комментариями.

 

- Константин Александрович, как вы оцениваете итоги нацпроекта «Развитие АПК»? Ведь уровень развития сельского хозяйства Алтайского края оказывает существенное влияние на экономику края в целом…

 

- Этот национальный проект не только помогает алтайскому АПК собирать устойчиво высокие урожаи (урожай этого года - рекордный за последние годы), но и позволил перейти к поступательному развитию в животноводческой отрасли. До 2006 года в крае наблюдалось сокращение поголовья крупного рогатого скота, птицы, снижение объемов производства сельхозпродукции. Благодаря проекту удалось переломить сложившуюся ситуацию: село ожило, открываются новые животноводческие комплексы, оснащенные по самому последнему слову техники, повышающие не только объемы производства, но и улучшающие условия труда людей. Национальный проект усилил интерес инвесторов к аграрному сектору экономики края. За период с 2006 по 2008 годы реализовано около 80 инвестпроектов, привлечено около 7 млрд. руб. кредитных ресурсов. Крупнейшие из них –  ООО «Алтайский бройлер» и ООО «Западное» (Ключевский район). Ведется строительство крупных животноводческих комплексов в Немецком национальном, Ребрихинском и Курьинском районах. Главная задача сегодня – сохранить положительные тенденции, выполнить планы по увеличению объемов производства и росту поголовья. Нельзя не упомянуть и масштабное техническое перевооружение села. При участии средств Алтайского краевого лизингового фонда, то есть с помощью государственных субсидий,  в 2006 – 2009 гг. сельхозтоваропроизводителями было приобретено 690 единиц техники, а за 9 месяцев «кризисного» 2009 года – около 150.

 

- Но ведь у этого нацпроекта есть и социальная компонента?

 

- Есть, и ей уделяется особое внимание. Например, за три года участниками программы по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе стали около 2 тыс. человек, а в 2009 году, несмотря на все трудности – более 400. Благодаря победе в федеральном конкурсе в текущем году реализуется проект комплексной компактной застройки территории Мамонтовского сельсовета. Разрабатывается еще ряд аналогичных проектов для других сельских поселений края. В процессе разработки находится программа устойчивого развития сельских поселений Алтайского края, которая позволит решить основные региональные и муниципальные проблемы, диверсифицировать и повысить устойчивость сельской экономики, создать новые рабочие места.

 

- Что дала краю реализация нацпроекта «Здоровье»?

 

- Она позволила поднять систему здравоохранения нашего региона на новый, более качественный уровень, как в части оснащения медицинских учреждений современным оборудованием, так и в части нового кластерного подхода к оказанию медицинских услуг жителям Алтайского края. Именно кластерный подход позволяет оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь, обеспечивать технологическую интеграцию медицинских учреждений. Улучшилась ситуация с кадровым обеспечением первичного звена здравоохранения: участковой службы, службы скорой помощи и ФАПОов.

 

Положительные результаты осуществления нацпроекта «Здоровье» в Алтайском крае дали основания для включения региональной системы здравоохранения в новые программы и проекты. Начиная с этого года, край участвует в новых направлениях национального проекта – «Мероприятия по формированию здорового образа жизни» и «Развитие службы крови». Положительно решен вопрос о включении с 2010 года Алтайского края в национальную онкологического программу. Участие в этой программе позволит привлечь в регион дополнительно около 500 млн. руб. из федерального бюджета на приобретение новейшего высокоэффективного оборудования для диагностики и лечения злокачественных новообразований.

 

- Ну а как все-таки можно оценить эффективность осуществления программы «Здоровье» в нашем регионе?

 

- Конечно, есть объективные параметры, имеющие свое цифровое выражение. Эффективность мероприятий проекта отражается в улучшении демографических показателей, в первую очередь, в снижении инвалидности и смертности. В 2008 году уровень общей инвалидности снизился по сравнению с 2005 годом в 2,6 раза, а для населения в трудоспособном возрасте – более чем на 32 процента. По данным за 9 месяцев 2009 года, уровень рождаемости вырос на 18 процентов в сравнении с аналогичным периодом 2005 года и составил 12,5 рождений на 1 тыс. населения. До начала реализации проекта в 2005 году в крае был зафиксирован самый высокий за 50 лет показатель смертности – 16,7. За три с лишним года  показатель общей смертности в сравнении с 2005 годом снизился на 15 процентов и составил 14,4 на 1 тыс. населения. Наконец, есть еще один важный, комплексный показатель – продолжительность жизни. По итогам 2008 года она составила для обоих полов 67 с половиной лет, что выше уровня 2005 года почти на три года.

 

- Важнейшим фактором, влияющим на развитие края, является реформирование и модернизация образовательной системы нашего региона…

 

- Алтайский край активно участвует не только в базовых направлениях нацпроекта «Образование», но и в проектах и программах, реализуемых на конкурсной основе. При этом администрацией края особое внимание уделяет (этот приоритет сохранится и впредь) совершенствованию материально-технической базы школьного образования. К примеру, за три года было введено 23 новых школы. Важным направлением нацпроекта стала информатизация образования. Актуальность этого обусловлена большим количеством сельских школ (84 процента), где доступ к сетевым ресурсам – единственное средство существенно расширить образовательное пространство. В 2007 году в Алтайском крае, первом из субъектов Сибирского федерального округа, было завершено подключение всех общеобразовательных учреждений к Интернету, что, естественно, потребовало значительных средств и ресурсов. Кроме того, за время реализации нацпроекта было приобретено и передано школам более 300 школьных автобусов.

 

- Больная тема: обеспечение жителей края жильем. Как «квартирный вопрос», который, как известно, основательно «испортил» москвичей, решался в последние годы у нас в крае? Не поставил ли кризис крест на нацпроекте «Доступное и комфортное жилье»?

 

- Проблемы, действительно, возникли, и носят они макроэкономический характер, с ними сталкиваются все регионы страны. Снижение темпов строительства в текущем году вызвано сворачиванием банками кредитования жилищного строительства. Так, к примеру, по итогам 9 месяцев 2009 года введено 447 тыс. кв. метров жилья, что составляет 97,8 процента к уровню 2008 года. Падение, кстати, значительно меньшее, чем в других регионах. Объясняется это отчасти тем, что, в отличие от многих других субъектов Российской Федерации, у нас в крае традиционно большой объем строительства (около 60 процентов) ведется индивидуальными застройщиками, население активно улучшает свои жилищные условия за счет собственных средств. Этот сегмент рынка в значительно меньшей степени подвержен кризисным потрясениям и будет развиваться стабильно.

 

Вместе с тем нельзя не отметить, что в предыдущие годы сделан очень хороший задел. Максимального значения темпы роста ввода жилья достигли в 2007 году – 135,8 процента, а всего за три года осуществления нацпроекта в крае было построено почти 1,7 млн. кв. метров жилья. Есть уверенность, что к этим объемам удастся вернуться в посткризисный период.

 

- А на чем она, эта уверенность, основывается?

 

- Например на том, что в крае, несмотря на все объективные трудности, продолжается развитие индустрии производства стройматериалов. Сегодня в этой отрасли осуществляется несколько крупных инвестиционных проектов по созданию заводов, производящих детали комплектов домов из клееного бруса (ООО «Содружество»), детали каркасно-панельных домов (ООО «Бобровский лесокомбинат»), материалы для каркасно-панельного домостроения (ЗАО «Алтайкровля») и т.п. В крае готовятся к реализации несколько крупных строительных проектов, претендующих на предоставление бюджетных ассигнований федерального Инвестиционного фонда.

 

Замечу особо: говоря об осуществлении приоритетных национальных проектов в Алтайском крае, нельзя забывать, что, помимо федеральных ресурсов, весьма значительна доля и краевых средств, направляемых на решение важнейших социально-экономических задач.

 

- А какова роль собственно аналитического управления в мониторинге социально-экономического развития региона?

 

- Разумеется, большую часть этой работы выполняет Главное управление экономики и инвестиций, что неудивительно, учитывая, что в Главэкономики трудится примерно в 25 раз больше сотрудников, чем в нашем управлении. Тем не менее, и роль аналитического управления в этом деле немаловажна. Например, только за последние месяцы мы подготовили ряд документов на имя Александра Богдановича Карлина, в числе которых материалы о состоянии миграционных процессов в регионе, аналитическая записка по проблеме борьбы с коррупцией и проект соответствующего плана действий Администрации края. Кроме того, мы сделали анализ выполнения органами местного самоуправления обязательств по финансированию совместно с органами исполнительной власти Алтайского края расходов на реализацию мероприятий, проводимых на территориях отдельных муниципалитетов. В этот же период мы провели ряд контрольных мероприятий в сфере деятельности органов социальной защиты и образования. Ежемесячно наше управление готовит записку о состоянии рынка труда в нашем регионе. Предложения и рекомендации аналитического управления, как правило, отражаются в поручениях Губернатора края, которые он дает своим заместителям и начальникам профильных управлений на основании предоставляемой нами информации.

 

- В рейтинге информационной открытости, который публикуется на официальном сайте Алтайского края, аналитическое управление занимает одно из мест в нижней части списка. С чем это связано и как вы все это можете  прокомментировать?

 

- Тут дело вот в чем. Структуры администрации и органы исполнительной власти края очень разнятся по задачам, которые они решают, по численности и по другим параметрам. Работа одних подразделений носит социально-значимый характер, другие же выполняют нужную и важную, но «техническую», аппаратную работу, не представляющую интереса для большинства граждан, не дающую информационных поводов. Некоторые подразделения по специфике своей деятельности вообще не наделены функциями взаимодействия со СМИ, не оказывают никаких государственных услуг населению, не проводят никаких массовых мероприятий. Естественно поэтому, что в информационном поле региона они гораздо менее заметны. К числу таких подразделений принадлежит и аналитическое управление, основные задачи которого – предоставление аналитической информации Губернатору Алтайского края и контроль деятельности других структур краевой исполнительной власти.

 

- Недавно в средствах массовой информации и в краевых отделениях ряда политических партий активно обсуждалась возможность создания Правительства на Алтае? Насколько реально его создание в обозримом будущем?

 

- На мой взгляд, исходя из состояния бюджета нашего региона, более актуальна оптимизация структуры Администрации края, предполагающая существенное сокращение численности государственных служащих и слияние ряда управлений в подразделения с более широким кругом задач и полномочий. Уже принято решение о понижении статуса архивного управления до отдела и включение этого отдела в состав управления по культуре. Но пока новая система аппарата Администрации и органов исполнительной власти еще не утверждена Губернатором Алтайского края. Предполагается, что до конца текущего года это решение будет принято.

 

- Каково в этом контексте будущее руководимого вами аналитического управления. Ведь ходят разные слухи…

 

- Слухи всегда появляются там, где есть недостаток официальной информации. Они прекратятся сами собой, после того как Губернатор Алтайского края подпишет соответствующее распоряжение. Полагаю, что в своем нынешнем виде, как отдельное подразделение аппарата администрации края, аналитическое управление не сохранится. Безусловно, аналитические и контрольные функции никуда не денутся, и скоро мы узнаем – кем они будут исполняться и в какой структурной конфигурации…