18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Между тем Алтайский банковский союз (АБС) предлагает осуществить в крае несколько пилотных проектов по совершенствованию и диверсификации финансово-кредитной инфраструктуры, а также инициировать проведение встреч и презентаций банковских услуг с потенциальными клиентами алтайских банков в территориях края (возможно, в виде Финансовых ярмарок). Предлагаем вашему вниманию текст выступления исполнительного директора АБС Антона Слободчикова на заседании Координационного совета Алтайского края по взаимодействию с банками.

 

 

Позвольте в моем коротком выступлении обозначить перед Вами несколько цифр, характеризующих текущее состояние банковской системы Алтайского края в сравнении с аналогичным периодом 2008 года, а также, выделить ряд проблем сдерживающих кредитный процесс и представить некоторые предложения членов Алтайского банковского союза для их решения.

По состоянию на 01.09.2009 г. в крае работают 7 самостоятельных кредитных организаций, имеющих 20 филиалов, в т.ч. 6 - за пределами Алтайского края.Филиальная сеть представлена 42 филиалами банков из других регионов, из них 16 – филиалы Сберегательного банка Российской Федерации.

Территориальное размещение кредитных организаций тяготеет к городам и другим крупным поселениям. Основу сети в сельской местности продолжают составлять структурные подразделения Сберегательного банка, существенно возросло число подразделений Россельхозбанка.


Основной задачей банковской системы является аккумулирование свободных средств юридических и физических лиц, а затем  их эффективное вложение, в том числе и в форме кредитов. Основу ресурсной базы кредитных организаций составляют средства на счетах и депозиты юридических и физических лиц. Общий объем привлеченных банковской сферой Алтайского края средств на 01.09.2009 составили 135,8 млрд. руб.,  из них 90% привлечено филиалами инорегиональных банков.


Общая ссудная задолженность в крае  на 1.09.2009 составила 123 млрд. рублей (в сентябре 2008 года она выросла до 128,4 млрд. рублей). Доля вложений в реальную экономику и малый бизнес составляет более 65%.
Увеличивается доля самостоятельных региональных банков, на них приходится 7,7% от совокупных активов банковской системы края и 6,8 % кредитных вложений.

К сожалению, отмечается рост просроченной задолженности (5,1 млрд. рублей, или 4,2%). Для сравнения на 1 сентября 2008 года доля просроченных кредитов составляла 1,2%.  


Стоит отметить, что, несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию, банки не остановили кредитование. Несколько изменились подходы, в том числе к оценке заемщиков, они стали более взвешенными.
 Процентная политика, проводимая банками, во многом определялась складывающимися условиями привлечения и размещения денежных средств. Ухудшение условий, рост рисков привели к повышению процентных ставок в течение 4 квартала 2008 года на 1-2 п.п. В течение первого полугодия 2009 года постепенно уровень ставок возвращается к докризисному уровню. По данным нашего Центра финансовой информации, в настоящее время они колеблются от 14 до 27 %


Необходимо отметить, что регион остается дефицитным с точки зрения наличия собственной ресурсной базы для наращивания инвестиций. Поэтому важным моментом обеспечения роста инвестиций в крае является привлечение через банковскую систему края финансовых ресурсов из-за пределов региона. В первую очередь посредством филиальной сети, а также используя возможности участия в программах, реализуемых  «Российским банком развития» и Внешэкономбанком. Они транслируют финансовые ресурсы через банки-партнеры, а те в свою очередь кредитуют малый и средний бизнес. В настоящее время РосБР на Алтайский край установлен один из самых больших лимитов - 800 млн. рублей,  в рамках которого принимаются заявки как от региональных банков, так и от филиалов через их головные организации. Отмечу, что не все гладко в этой работе. Согласование для выделения ресурсов РосБР очень трудоемкий процесс и сопровождается ощутимыми бумажной волокитой и временными затратами.

Данные статистики демонстрируют снижение темпов кредитования, в частности реального сектора экономики, в сравнении с прошлыми годами. Причин можно выделить несколько.


В связи со сложившейся экономической ситуацией в стране по ряду промышленных предприятий значительно снизился спрос на продукцию, ухудшилось финансовое положение, а также расчеты между организациями.


Одним из основных факторов, сдерживающих кредитование реального сектора экономики, является также удорожание ресурсной базы для кредитных организаций, что привело к росту процентных ставок по кредитам, и, в свою очередь, увеличило нагрузку на предприятия. Высокая закредитованность и отсутствие ликвидного залога у организаций, обращающихся за кредитом, зачастую не позволяет им воспользоваться дополнительными кредитными ресурсами. Мешают также длительные процедуры по оформлению документов на право собственности предлагаемого в залог имущества (зданий производственных цехов, земли).


Исходя из анализа данных проблем, банки края посредством Алтайского банковского союза высказывают ряд предложений, направленных на стимулирование кредитного процесса.

 

Во-первых, необходимо добиться существенного сокращения периода оформления документов на земельные участки, закладываемые одновременно со зданиями в обеспечение кредитов.

Во-вторых, для решения проблемы обеспеченности коммерческих банков ресурсами для расширения возможностей кредитования, на наш взгляд, нужно вернуться к вопросу о снятии запрета на открытие счетов бюджетных организаций в иных организациях, кроме Управление федерального казначейства. При существующей схеме казначейского исполнения бюджета значительные ресурсы, находящиеся на счетах в казначействе, оказываются попросту бесполезными для экономики.

 

В-третьих, необходимо более широко развивать и использовать возможности системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, в т.ч. системы субсидирования части процентной ставки и Алтайского гарантийного фонда. Условия работы с ним постепенно становятся все более привлекательными. Капитализация фонда составляет на сегодня порядка 130 млн. рублей и до конца года имеет все шансы увеличится почти до 500 млн. руб. Таким образом, Фонд станет еще более надежным гарантом кредитования малого и среднего бизнеса. А учитывая возможности предоставления поручительств до 50% залогового обеспечения и отсутствие каких-либо комиссий за выдачу, использование данного инструмента должно стать одним из самых востребованных.

 

В-четвертых, дополнительно можно ввести гарантии муниципальных органов, как одно из условий кредитования градообразующих и социально-значимых предприятий

 

В-пятых, предлагается организовать систему рефинансирования региональных банков (в том числе беззалогового) через крупные государственные банки, такие как Сбербанк РФ, ВТБ, Россельхозбанк, с возможностью получения кредитов на увеличение ресурсной базы кредитных учреждений;


В-шестых, с целью ознакомления всех заинтересованных сторон с банковскими продуктами инициировать проведение встреч и презентаций в территориях края (возможно, в виде Финансовых ярмарок).


Также в решение Координационного совета предлагаем внести следующие предложения:

- направить со стороны Администрации Алтайского края обращение в Центральный банк РФ с предложением о продлении действия Указания ЦБР от 23 декабря 2008 г. N 2156-У "Об особенностях оценки кредитного риска по выданным ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности" до 1 января 2011 года в целях недопущения снижения объемов кредитования на территории Алтайского края.


- поддержать инициативу Ассоциации российских банков о введении моратория на вступление в действие Федерального закона «О персональных данных» сроком на 1 год в целях снижения издержек хозяйствующих субъектов в условиях кризиса.


- поддержать инициативу Ассоциации российских банков относительно создания института региональных банков.


- реализовать на базе 2-3-х муниципальных районов и городских округов пилотные проекты по формированию инфраструктуры организаций, оказывающих финансовые услуги (кооперативы, микрофинансовые организации, региональные банки, инструменты инфрастуктуры поддержки малого и среднего бизнеса).

 

В заключение хочется сказать, что открытое обсуждение возникающих проблем, в т.ч. и в рамках данного Координационного совета, очень важно, и в свою очередь реализация озвученных сегодня и других предложений способна оказать стимулирующие действие на кредитный процесс и благотворно сказаться на экономике Алтайского края.