18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
29.10.2009

Николай Черепанов: «Все наши действия лежат в антикризисной плосткости».

Вице-губернатор Алтайского края рассказал о некоторых направлениях региональной социальной политики в условиях кризиса.

Похоже, краевые власти приложили максимум усилий, чтобы негативное влияние кризиса не сказалось на детях, подростках и молодежи. Во всяком случае, как утверждают чиновники, все имеющиеся возможности и ресурсы были задействованы и использованы в Год молодежи, который совпал с первым кризисным годом. О летнем оздоровительном отдыхе,  трудоустройстве выпускников и перспективах высшей школы края в интервью главному редактору информационно-аналитического сайта Doc22 Артему Кудинову рассказал вице-губернатор Николай Черепанов.

 

 

- Николай Петрович, хоть и октябрь на дворе, не могу не спросить: как прошла первая в условиях кризиса летняя оздоровительная кампания в Алтайском крае?

 

- Тема летнего оздоровительного отдыха не потеряла свою актуальность даже сейчас, в самый разгар осени.  Дело в том, что в России еще не подвели окончательных итогов летнего оздоровительного отдыха. Да и у нас в крае еще не было заключительного заседания межведомственной комиссии по организации летнего оздоровительного отдыха.

 

Общая оценка  летней оздоровительной кампании в Алтайском крае в этом году - осуществлялась в режиме развития. Несмотря на то, что пока конечных цифр по Российской Федерации нет, предварительные данные свидетельствуют: объективные данные эффективности летнего отдыха позволяют положительно оценивать его итоги.

 

Так, в Роспотребнадзоре разработаны единые для всей России  критерии эффективности оздоровления детей и подростков с учетом целого комплекса различных параметров, т.н. «эффекта оздоровления». В Алтайском крае он стабильно  держится на уровне 87 - 88 процентов. Этот год не исключение – 87,4 %.  По России  этот показатель за 2009 год, по словам Главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко, составляет  80, 4 процентов. Мы провели в этом году эффективную оздоровительную кампанию.

 

 

СПРАВКА

 

На организацию отдыха и оздоровления детей привлечены средства в размере 498,8 млн. руб. Объем финансирования по сравнению с 2008 годом увеличен за счет средств Фонда социального страхования (ФСС), муниципальных бюджетов, предприятий и организаций более чем на 68 млн. руб. (почти на 14 процентов). В крае сохранена сеть детских оздоровительных учреждений. Всего в летний период 2009 года работало 1368 детских оздоровительных лагерей (на 7 больше, чем в 2008 году). Количество детей, отдохнувших и оздоровленных в лагерях и санаториях края за летний период 2009 года, составило 118,8 тыс. человек, или 56,5 процента от числа школьников 1-10 классов. В 2008 году этот показатель был равен 52,2 процента (116,8 тыс. детей).

 

 

- В чем ее особенность, специфика организации летнего отдыха в этом году, какие проблемы возникали и как они решались?

 

- Вот несколько конкретных цифр. Стоимость путевки в загородный оздоровительный лагерь возросла незначительно, всего на 8 процентов, и составила 8000 рублей. Родительская доля составляла 15 процентов от стоимости путевки – 1200 рублей и являлась самой низкой не только в СФО, но и в России в целом. Разумеется, при этом учитывался и уровень доходов жителей края.  Да, у нас низкие душевые доходы населения. Но при этом в регионе высока доступность целого комплекса социальных благ. Летнее оздоровление детей –один из конкретных примеров.

 

Продолжу. Совместно с Главалтайсоцзащитой организовано оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В лагерях различного типа отдохнули более 70 тысяч детей этой категории семей. Совместно с ФСС увеличена федеральная доля в оплате стоимости путевок -  до 75 процентов организациям бюджетной сферы (до 6000 руб.), от 50 до 100 процентов предприятиям, находящимся в сложном финансовом положении (например, машиностроительным предприятиям Рубцовска).

 

Хочу особо отметить, что по Рубцовску нам пришлось работать в режиме, что называется,  ручного управления. Ситуация, в которой оказались Алттрак и Рубцовский машзавод, не должна была отразиться на детях. Главное даже не цифры такой помощи, а подход, который позволил снять некоторую социальную напряженность. Выполнение наших обязательств перед Рубцовском обеспечивала целая группа наших работников, которые чуть ли не все лето вахтовым методом там работали. Осуществили комплекс мероприятий, направленных на обеспечение работников и их детей путевками в оздоровительные учреждения, провели встречи с руководством данных  предприятий, вместе с администрацией города выводили ситуацию из кризиса. В итоге – удалось достигнуть поставленной цели – дети провели каникулы в лагерях отдыха и детских санаториях края.

 

Нововведением в рамках краевой программы летнего отдыха и оздоровления детей является реализация проекта, направленного на развитие детского туризма в рекреационных зонах края. Так, к примеру, на базе детского оздоровительного лагеря «Уба» состоялся Всероссийский профильный полевой лагерь «Алтай-2009», в рамках которого проведены Всероссийские соревнования по технике пешеходного туризма с участием 30 команд юных туристов из 17 регионов России.

 

В Алтайском крае, в отличие от других регионов Сибирского Федерального округа, сохранилось большее количество  загородных оздоровительных лагерей. Особо хотелось бы отметить селян, поскольку из 85 летних учреждений загородного типа,  большая часть приходится на село. И администрации муниципалитетов, несмотря на трудности с финансированием, продолжают содержать и укреплять их  материальную базу.

 

- Каковы перспективы организации летнего отдыха и оздоровления детей в будущем году?

 

- Уже сегодня мы думаем о будущем, ставим перед собой задачи. Задача-минимум – сохранить уровень этого года, задача-максимум – сделать шаг вперед.  Надо признать, что сделать этот шаг вперед в будущем году будет крайне сложно. Почему? Дело в том, что мы фактически утрачиваем тот основополагающий ресурс, который имели в лице Фонда социального страхования. Теперь он не является инвестором летнего оздоровительного отдыха, а полномочия, которые были у него, отныне передаются регионам. Причем без финансового сопровождения.  Иными словами, выпадающие средства, которые нам транслировал Фонд социального страхования, нам теперь придется замещать средствами краевого бюджета.

 

- Какова цена вопроса?

 

- По нашим подсчетам, стоимость оздоровления только в загородных лагерях составляет около 114 млн. руб., из них 95 млн. руб. приходилось на Фонд соцстрахования, а 19 млн. руб.- на краевой бюджет. По поручению Губернатора Алтайского края А.Б. Карлина, эта выпадающая цифра уже заложена в проект бюджета  2010 года. Мы не стали ждать указаний принимая это решение, а письмо Минздравсоцразвития получили буквально несколько дней назад. В нем сказано: в будущем году регион должен обеспечить полноценную организацию оздоровительного отдыха в масштабах не ниже нынешнего года, используя при этом свои ресурсы.  Таким образом, Алтайский край стал одним из первых субъектов СФО, который заложил средства на летнее оздоровление детей в региональный бюджет.

 

- А хватит денег?

 

- Вопрос риторический! Денег не хватает никогда, сколько бы их не было. Могу сказать твердо одно: дети не будут примером сокращения расходования средств. Летний отдых – это часть непрерывного образовательного и воспитательного процесса. Он имеет свои специфические преимущества, которые никакими процентами не измеришь. Кстати, когда правоохранительные органы анализируют организацию летней оздоровительной кампании, то приводят данные об уменьшении числа правонарушений, прямо обусловленные занятостью детей.  Мы считаем, что у нас, в Алтайском крае, создана одна из эффективных систем организации летнего отдыха в России. Оценка, которая дается федеральным центром, это подтверждает. Эту систему мы будем сохранять и развивать в будущем.

 

- Как решалась проблема летнего трудоустройства подростков?

 

- У нас появилась программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда. Это чисто антикризисная мера, предусматривающая помощь всем субъектам РФ. Но благодаря настойчивости Губернатора края Александра Карлина, нашему региону удалось привлечь больше средств, нежели другим регионам, во всяком случае, в СФО. К тому же удалось пролонгировать действие этой программы до конца года. И мы уже вышли с предложениями на следующий год. В течение 2009 года на организацию временных рабочих мест и трудоустройство подростков  израсходовано общая сумма в объеме 55,2 млн. рублей (30,2 млн. – федерального бюджета, 19,6 – муниципальных, 5,4 млн. рублей – средства работодателей).

 

Используя эти средства, мы смогли трудоустроить на временные рабочие места, организованные для подростков 39 тысяч  человек с 14 до 18 лет.  Причем не только трудоустроить, но и дать им определенную часть компенсации, учитывая, что не все работодатели смогли довести уровень заработной платы до прожиточного минимума. По масштабам трудовой занятости подростков мы выполнили уровень прошлого, 2008 года, при общем спаде количества детей – подростков. Все действия Администрации края в этом направлении в полной мере вписываются в контекст антикризисных мероприятий, которые в целом снижают социальную напряженность.

 

- Как готовились школы к новому учебному году?

 

- На подготовку школ края к новому 2009-2010 учебному году из средств краевого бюджета было выделено более 1,6 млрд. рублей, В том числе на капитальный ремонт, строительство, реконструкцию, модернизацию объектов образования – более 916 млн. руб. Проведен капитальный ремонт 196 учреждений образования. В этом году было открыто семь новых школ, а за три последние года  -  22, в которых сегодня обучается около 6,5 тыс. учащихся. Само по себе ничего не происходит. Мы предлагали проекты, защищали их, участвовали в конкурсах и побеждали. Надо понимать, что федеральный центр раздачей средств не занимается. Поэтому мы в числе 33 регионов защитили и выиграли проект по комплексной модернизации системы образования, рассчитанный на 2 года. По качественному освоению ресурсов  и исполнению этой программы Алтайский край занимает третью строчку рейтинга регионов России после Псковской и Новгородской областей. Привлекли федеральные средства, но ведь вложили и свои. Причем приличные средства!.. Общая сумма превышает 1,2 млрд. руб., краевых средств – 600 млн. рублей. Привлечение значительных федеральных средств позволило нам напрячь свои возможности и направить  эти деньги на ремонт школ, модернизацию их оборудования и, наконец, на новое строительство. Не надо забывать, что мы выиграли проект по модернизации школьного питания. Действует и ведомственная целевая программа «Модернизация технологического оборудования школьных столовых в Алтайском крае» на 2008-2010 годы с объемом финансирования в 2009 году в 87 млн. руб.

 

- Иногда в адрес власти слышны такие упреки: мол, чиновники много говорят об открытии школ, но замалчивают факты их закрытия...

 

- Хотелось бы ответить на это: не надо передергивать факты! Реструктуризация образовательных учреждений предполагает изменение деятельности школ. Иногда в силу отсутствия учащихся могут быть временно оптимизированы процессы обучения в одном из звеньев. Скажем, в старшем звене или в основном. Но реструктуризация и модернизация предполагают активное участие в них не просто органов образования или власти, а жителей. Более того, за ними как раз последнее слово, окончательное решение.  Только сельский сход решает, быть школе на селе или нет, приостановить ее деятельность или  законсервировать здание. А то существует досужее мнение: малокомплектные школы власть поставила чуть ли не на поток закрытия!..  При этом никто не упоминает, что Алтайский край является единственным регионом в СФО, который принял поправку в региональный закон об образовании, защищающую малокомплектные школы. А ведь они самые уязвимые в общей технологии осуществления модернизации образования, поскольку она увязывает новую систему оплаты труда педагогов с количеством учеников. Если бы мы пошли по этому пути, у нас бы многие учителя вообще без зарплаты остались.  Предложенный нами подход позволил сохранить достойную зарплату учителей малокомплектных школ.

 

Есть села, где ситуация не позволяет решать проблемы реструктуризации.  И мы не форсируем события. Я, встречаясь с родителями, часто интересовался мотивами их решений по переводу своих детей в  другую школу. Только ли это вопросы, связанные с более высоким качеством обучения, лучшим оснащением школ и т.д.? Оказалось, не только это. Среда обитания, обучения, общения, социализации. Для того, чтобы ребенок приобретал конкурентные качества, необходимо, чтобы он общался в такой среде сверстников, где эта конкурентоспособность и ответственность за себя высоки.  Это очень мощный фактор и стимул развития! Поэтому бывает, что сельский сход принимает решение сохранить школу, а родители все равно переводят детей в базовую среднюю школу.

 

За 3 последних года приостановлена деятельность 47 школ с общим количеством обучающихся в них менее 500 человек, а открыто, напомню – 22, в них около 7 тысяч детей.  Процесс оптимизации школьной сети идет в равной степени и в городах края. Ответственно вам заявляю: все эти  учеников на новом транспорте, по исправным дорогам, под контролем учителей и воспитателей доставляются в современно оборудованные школы, где они обучаются в среде своих сверстников.

 

Кстати, эти не функционирующие, как школы учреждения, вовсе не заброшены. Их используют по другому социальному назначению. Вполне перспективны проекты создания под одной крышей с соблюдением всех санитарных и прочих норм и требований школы - детского сада, интернатного учреждения, библиотеки. Есть такие примеры. К примеру, в селе Мартыново Ельцовского района или в селе Сосновый Лог Кытмановского района.

 

- А какова ситуация с Верх-Катунской школой, коллизия с которой стала объектом внимания федеральных СМИ?

 

 - Подчеркну: именно по нашей инициативе, до начала учебного года, вовремя, были приняты  меры, исключающие обучение в ней детей с 1 сентября  и переводу школьников для обучения в подготовленные помещения – сельского клуба и конторы сельхозпредприятия.  Эти здания получили удовлетворительную оценку служб пожарного и санитарного надзора и признаны пригодными для обучения детей на период строительства новой школы.  Кроме того, нам пришлось в жесткой форме корректировать отношение к этому вопросу главы Бийского района. Местная власть не смогла  своевременно обеспечить теплом помещения, где проходит  сегодня учебный процесс. Кстати, помещение клуба, которое отведено под школу, вовсе не старое и не ветхое.  Занятия идут в одну смену, О случившемся в Верх-Катунском  мы своевременно сообщили в Минисрерства образования и науки РФ, по чрезвычайным ситуациям и Роспотребнадзор, а так же подготовили и направили заявку на оказание финансовой помощи для аварийных школ (есть такая программа в РФ).  Эта школа была официально включена в список аварийных. Сейчас ситуацию изучают специалисты, которые и дадут окончательный ответ.  

 

- Есть ли проблемы с трудоустройством выпускников системы профессионального образования края?

 

В октябре в Алтайском крае прошло совместное заседание двух координационных советов  - при Полномочном представителе Президента РФ в СФО по трудовым ресурсам и Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» по труду и занятости населения. Темой совещания стали проблемы трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений. Площадкой проведения - Алтайский край - выбран неслучайно. По мнению Полномочного представительства, у нас в регионе наработана технология и сложилась стройная система трудоустройства выпускников. Она, конечно, неидеальна, но главное - она работает.

 

В составе краевого антикризисного штаба, который возглавляет Губернатор Александр Карлин, создана рабочая группа по мониторингу ситуации на рынке труда и вопросам трудоустройства выпускников профессиональных учреждений. Губернатором поставлена задача - обеспечить контроль за трудоустройством молодых специалистов. В апреле было проведено совещание Совета ректоров. Управлениям Алтайского края по труду и занятости населения, а также  по образованию и делам молодежи было поручено спрогнозировать риски, которые могут возникнуть в профессиональных образовательных учреждениях всех уровней.

 

Согласно прогнозу, который, кстати, оказался весьма точным, от 8 до 10 процентов от выпуска могут оказаться в «зоне риска». То есть остаться без работы. А выпуск – это почти 26 тысяч  человек. То есть 2-3 тыс. выпускников региона могли остаться без работы. Более того, был составлен даже примерный список «проблемных» специальностей. Он был передан в Центр занятости для того, чтобы в соответствии с  профессиональными наклонностями выпускников Управление по занятости уже с апреля занялось поиском для них работы. Через средства фонда дополнительной оплаты труда зарезервированы необходимые финансовые ресурсы для того, чтобы в течение 6 месяцев после окончания учебного заведения по своим профессиональным характеристикам молодые специалисты смогли пройти оплачиваемую стажировку.

 

Эти меры дали эффект. По состоянию на 1 сентября, 2733 выпускника оказались нетрудоустроенными, однако проведенная осенью работа позволила эту цифру сократить до 1689 человек. Кстати, если посмотреть структуру этого показателя, то значительную долю (около 30 процентов) составляют выпускники учреждений начального профессионального образования, которым в самое ближайшее время придется идти служить в армию, поэтому они и не трудоустраиваются. Такая же ситуация и со многими выпускниками учреждений среднего профессионального образования. Как бы то ни было, процесс трудоустройства продолжается, поэтому сегодня, на момент нашего с вами разговора, эта цифра значительно меньше. Хочу отметить, что положение дел с выпускниками, ситуация с их трудоустройством, в период кризиса в целом и общем не изменились по сравнению с предыдущими годами.  Стабильность на этом сегменте рынка труда сохраняется.

 

Резюмируя: ситуацию с трудоустройством драматизировать не надо. Она вполне управляема и находится на уровне прошлого года.

 

- Каковы состояние и перспективы высшей школы края?

 

- В крае сегодня существуют 12 вузов, в том числе 4 негосударственных, в которых обучается около 100 тысяч студентов по всем формам обучения.  В условиях экономического кризиса вузы столкнулись с такой ситуацией, когда абитуриенты, имея неограниченные возможности в выборе вузов и специальностей, выбирают государственные вузы. Конкурса в негосударственных вузах, в их филиалах практически не было. Это связано с ограничением платежеспособности населения в условиях кризиса, а так же во многом обусловлено «весом»  диплома специалиста. В деканаты поступает большое число заявлений об отсрочке платежей. Более активно, чем в предыдущие годы, идет процесс перевода студентов-платников на бюджетное обучение. Это поручение Президента РФ – весомая антикризисная мера для тех, кто хорошо и отлично учится, участвует в жизни студенческих коллективов. Только в прошлом учебном году на бюджетное обучение было переведено более 500 студентов.

 

Как это не покажется странным, но сегодня, несмотря на избыток экономистов и юристов, специальности этого профиля остаются самыми востребованными у абитуриентов и их родителей. Это приводит к дисбалансу между потребностями реального рынка труда и запросами будущих специалистов. Не пользуются популярностью в последнее время специальности инженерного профиля, педагогические специальности в профильных вузах, специальности естественно-научного цикла.

 

Государственные вузы (а их в Алтайском крае восемь) будут и в дальнейшем  развиваться в своем основном качестве – подготовке высококвалифицированных специалистов. Это наши Вузы умеют делать очень хорошо. Вот это сегодня я вам могу заявить совершенно определенно и ответственно. Создание в нашем регионе того или иного федерального университета или наделение таким статусом ныне существующих вузов будет зависеть от опыта, который будет наработан ныне действующими федеральными университетами. На сегодня  сохраняется прежняя структура и в целом объем подготовки специалистов высшего профессионального образования.

 

- Но вот Барнаульский педуниверситет в 2008-2009 учебном году, к сожалению, потерял свой высокий «университетский» статус…

 

- Меня, как выпускника пединститута (тогда еще), разумеется, этот факт тоже огорчил. Но, никакой трагедии в этом нет. Я беседовал с руководством Федерального агентства по образованию, общался с руководителем Рособрнадзора Любовью Глебовой , и скажу -  наш педагогический вуз на хорошем счету в Российской Федерации, в настоящее время выполнил все условия и сегодня полностью соответствует статусу классического университета. Если академия желает, то она может подать соответствующую заявку в Рособрнадзор. Так что, возможность вернуть прежний аккредитационный статус у ВУЗа есть.