18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
27.10.2009

Гамбургер для бизнеса

В условиях кризиса краевые власти наращивают поддержку предпринимательства.

Оно и понятно: органы федеральной, региональной и муниципальной власти осознают, что именно гибкий и мобильный малый бизнес может стать эффективным инструментом микширования негативного воздействия кризиса на экономику и социальную сферу. А потому в последнее время поддержка сферы предпринимательства приобретает адекватные его значению формы и масштабы. Причем система этой поддержки напоминает своеобразный многослойный гамбургер, когда поверх муниципальной помощи бизнесу накладываются региональные меры поддержки, а с ними сопряжены и федеральные мероприятия и финансовые потоки. О том, как взаимосвязаны эти  три уровня  содействия развитию малого и среднего бизнеса в Алтайском крае, как задействуется краевыми властями ресурсный потенциал всех этих трех компонентов госполитики в отношении сферы предпринимательства в нашем регионе, рассказал в интервью главному редактору информационно-аналитического сайта Doc22 Артему Кудинову заместитель начальника Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Андрей ПАНЬКОВ.

 

- Андрей Иванович, какие задачи ставят сегодня перед собой краевые власти в области поддержки малого и среднего бизнеса?

 

- Сегодня развитие малого бизнеса особенно актуально, потому как органы государственной и муниципальной власти понимают: малый бизнес является инструментом , позволяющим быстро   переориентироваться в сложных экономических условиях, создать новое производство, организовать новые рабочие места. При этом затраты на организацию нового бизнеса несопоставимо ниже, нежели на крупных предприятиях. Задача нашего Управления состоит как раз в том, чтобы мы развивали инструменты государственной поддержки малого и среднего бизнеса, способствовали развитию его инфраструктуры.

 

У нас существует среднесрочная программа господдержки, где обозначены три основные задачи: первая – развитие инфраструктуры предпринимательства, вторая – взаимодействие органов госвласти с общественными объединениями предпринимателей и предпринимательским сообществом, третья – финансово-кредитная поддержка сферы малого бизнеса.

 

- И каковы успехи в решении этих задач? К примеру, в развитии инфраструктуры предпринимательства в нашем регионе…

 

- Если говорить о развитии инфраструктуры, то здесь администрация Алтайского края сделала достаточно много. Одним из самых серьезных шагов стало открытие в 2006 году Алтайского бизнес-инкубатора. Что он из себя представляет? Проект этот нацелен на поддержку начинающих компаний, которые делают первые шаги на рынке и существуют не более 1 года. Пройдя через конкурсные процедуры, эти субъекты малого предпринимательства получают право разместиться на площадях бизнес-инкубатора. Им предоставляются на льготных условиях в аренду помещения, они могут бесплатно пользоваться информационными и телекоммуникационными услугами, телефонией, Интернетом и т.д.  Располагаясь на площадях бизнес-инкубатора предприниматели могут получить консультационные, информационные, образовательные услуги (в виде обучающих семинаров), заниматься поиском партнеров и т.д.

 

Сразу после открытия бизнес-инкубатора там разместилось 16 компаний. Сейчас трехлетний цикл истекает, они постепенно уходят, происходит ротация резидентуры.  В августе этого года был проведен еще один конкурс, в ходе которого было отобрано 5 новых предприятий для работы в формате бизнес-инкубатора. Сейчас они проходят процедуры согласования, заключения договоров. И такая ротация будет идти постоянно. Хочу отметить, что не все прошли трехлетний срок, некоторые проекты оказались несостоятельными, их инициаторы были вынуждены уйти из бизнес-инкубатора по тем или иным причинам.

 

Считаю, что бизнес-инкубатор оказывает реальную и конкретную поддержку начинающим предпринимателям. Ведь льготы и преференции для резидентов бизнес-инкубатора позволяют начинающим предпринимателям снизить издержки при развертывании своего дела, на старте,  создают условиях для более комфортного вхождения в бизнес. Что называется, нарастив мышцы, встать на ноги и двигаться дальше вперед уже самостоятельно. В прямом виде такая поддержка финансовой не является, но опосредованно, конечно же, влияет на финансовое состояние ее получателя, создает для него, если хотите, тепличные условия.

 

- Очевидно, что такой форме поддержки бизнеса необходимы расширение географии и наращивание объемов помощи. Вы согласны с этим?

 

- Мы это прекрасно понимаем. Поэтому сегодня намерены несколько расширить возможности Алтайского бизнес-инкубатора, создать на его базе дополнительные рабочие места (еще 12), что позволит увеличить число его резидентов на 3-4 компании. 

 

В Алтайском бизнес-инкубаторе, которые находится в Барнауле, естественно, в основном располагаются барнаульские предприниматели. Сейчас мы развиваем проект  по созданию бизнес-инкубатора инновационного типа в Бийске, который, как известно, является Наукоградом. Площадь его составит более 900 кв. метров. Бийский бизнес-инкубатор, как следует из его названия, будет ориентироваться на инновационные бизнес-проекты, а работать он будет на правах филиала краевого.  Мы поучаствовали в конкурсе Министерства экономического развития и привлекли средства федерального бюджета. Мы очень рассчитываем, что администрация Бийска окажет поддержку его работе. Сегодня ведется реконструкция здания, надеемся, что в конце этого – начале будущего года бизнес-инкубатор в Бийске начнет свою работу.

 

Мы оказали поддержку Алтайскому району в организации сельского бизнес-инкубатора агротуристического типа. Это вообще в известном смысле уникальный для России проект, реализуемый в крае в пилотном формате. Сейчас там завершены ремонтные работы здания, на проведение которых из краевого бюджета был выделен 1 млн. руб. Алтайский район – это лидер в развитии туризма, там располагаются крупные туристические объекты федерального значения, активно развивается сельский туризм.

 

Это ближайшие реальные перспективы. Открытие же бизнес-инкубаторов в других городах и территориях края  упирается в финансовые возможности, да и что скрывать, в готовность самих местных властей и предпринимательского сообщества. Их, если хотите, инициативу.

 

Вслед за созданием бизнес-инкубатора была организована работа Центра поддержки предпринимательства Алтайского края, информационно-консультационных центров в муниципальных образованиях нашего региона. Был создан Интернет-портал,  который позволяет субъектам малого предпринимательства пользоваться информацией, которая необходима для ведения бизнеса.  Понятно, что , возможно, он пока несовершенен. И в этом отношении критика губернатора края Александра Карлина вполне справедлива. Будем корректировать содержание этого информационного ресурса для того, чтобы размещать на нем действительно актуальную, полезную и необходимую для бизнеса информацию. Сегодня на площадке бизнес-инкубатора может разместиться до 16 предпринимателей, там организовано 62 рабочих места. Пребывание в бизнес-инкубаторе рассчитано на 3 года.

 

Поддержка бизнесу, который уже работает в рынке, осуществляется через Центр поддержки предпринимательства и информационно-консультационные центры на местах. Они обеспечивают информационное сопровождение бизнеса.

 

- Что представляет собой такая достаточно новая для алтайских предпринимателей форма работы как краевой Гарантийный фонд.

 

-Единственным учредителем некоммерческой организации «Алтайский гарантийный фонд» является Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры.  Сформирован Попечительский совет фонда, работает исполнительная дирекция с небольшим аппаратом сотрудников. Гарантийный фонд Алтайского края заключил договоры с 11 банками. Таким образом, в этой системе работают, кроме фонда, банки и сами предприниматели.

 

Сегодня фонд полнокровно заработал по той простой причине, что кредитные организации (банки), предоставляя кредитные ресурсы субъектам малого предпринимательства, существенно повысили требования к заемщикам, прежде всего, к залоговому обеспечению кредитов. А у Гарантийного фонда возможность обеспечить получение кредита субъектам малого и среднего бизнеса ликвидным залогом имеется. Ведь даже согласно инструкциям Центробанка поручительство и гарантии регионального гарантийного фонда приравниваются к бюджетным гарантиям субъектов Российской Федерации, т.е. к гарантиям государства. Поэтому к такого рода гарантиям интерес у банков, естественно, возник. К тому же гарантии эти обеспечиваются и средствами бюджета самого Гарантийного фонда – средствами, аккумулированными из краевого и федерального бюджетов. Сегодня Гарантийным фондом выдано 78 поручительств на сумму более 97 млн. рублей с привлечением кредитных ресурсов объемом около 440 млн. руб. Это очень серьезные ресурсы, которые сегодня вложены в развитие малого и среднего предпринимательства Алтайского края. В этом году пополнение краевого Гарантийного фонда составит 150 млн. руб. Средства уже поступают: краевой бюджет перечислил 30 млн. рублей, дополнительно кним мы привлекли федеральные средства в соотношении: на каждый рубль из края  - 4  федеральных рубля!

 

Надо к этому добавить, что сегодня Правительством РФ принято решение о дополнительной капитализации региональных Гарантийных фондов. На эти цели уже в этом году выделяется 7,5 млрд.  руб. Таким образом, регион может рассчитывать на дополнительное получение еще 200 млн. руб. из федерального бюджета. Выделяются они также на условиях софинансирования из регионального бюджета. Правда, условия софинансирования еще более льготные: субсидии из федерального бюджета составят 95 процентов, а доля региона ограничится 5 процентами. Иными словами, если Москва перечисляет в Гарантийный фонд 200 млн. руб., то краевая власть – всего 10 млн. руб. своих средств. Алтайский край уже представил свою заявку на получение этих средств, она рассматривается и окончательное решение ожидается к концу октября.  После этого будет подписано соглашение между губернатором Алтайского края и руководством Министерства экономического развития РФ, после чего средства будут перечислены в бюджет региона.

 

Сегодня Гарантийные фондs работают в 46 регионах, т.е. в половине субъектов федерации. Но в чистом виде Гарантийный фонд существует, наверное, только в Алтайском крае, поскольку в основной массе регионов полномочиями предоставления гарантий наделены бывшие фонды поддержки предпринимательства или фонды содействия развитию малого бизнеса, созданные еще в 90-е годы.

 

Надо понимать, что Гарантийный фонд сам денег не выдает, он только выступает гарантом перед банками, поручителем за субъект малого бизнеса перед банками в объеме 50 процентов от суммы кредита, но не более 10 млн. рублей. Сегодня поступают предложения увеличить максимальный объем гарантии с 10 до 20 млн. руб. Попечительский совет Гарантийного фонда готов рассмотреть эти предложения.

 

Убежден, что Гарантийный фонд является перспективным и весьма эффективным инструментом поддержки и развития сферы предпринимательства в Алтайском крае.  Безусловно, это понимают и на федеральном уровне.  Достаточно сказать, что в прошлом году из 10 млрд. руб., выделенных на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса, 4 млрд. было направлено на пополнение региональных гарантийных фондов. Вот и делайте выводы! Если нам удастся и в этом году пополнить региональный Гарантийный фонд на 360 млн. руб., то это будут серьезные финансовые ресурсы. А на эти средства можно будет привлечь около 1,5 млрд. руб. кредитных ресурсов. Причем надо понимать, что деньги постепенно в фонд возвращаются, а значит, их снова можно будет пускать в работу.

 

- Итак, средства из краевого и федерального бюджетов привлекать удается. А есть ли положительные примеры использования этих средств на местах?

 

- Если говорить о Гарантийном фонде, то барнаульские бизнесмены получили больше всего поручительств, поскольку они лучше ориентируются, более активны, предприимчивы, осведомлены. Однако среди тех, кто воспользовался услугами фонда, есть  и предприниматели из Ярового, Новоалтайска, Петропавловского, Топчихинского, Первомайского и др. городов и районов края.

 

Не надо забывать, что работает и достаточно широко используется такой инструмент, как субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам. Это тоже элемент адресной поддержки малого и среднего бизнеса. Здесь активны, кроме барнаульских бизнесменов, предприниматели Благовещенского, Волчихинского, Поспелихинского, Тальменского, Угловского районов. Сами видите, здесь представлена практически вся география Алтайского края!

 

- А какие конкретно проекты получили государственную поддержку?

 

- Вот индивидуальный предприниматель Виктор Греб из Поспелихинского района, занимается грузоперевозками. Намерен приобрести дополнительный автотранспорт. ООО «Доктор плюс», Бийский район, аптечные и фармацевтические услуги, открыл медицинский центр.  ООО «Дебют», Белокуриха, междугородние пассажирские автоперевозки, приобретение автобусов. КФХ Андрей Замулин, Павловский район, выращивание зерновых и зернобобовых культур ООО «Светозар», Барнаул, производство красок и лаков, приобретение специализированного оборудования. И множество других предприятий и проектов практически во многих территориях нашего региона.

 

В целом на субсидирование по городам края было выделено 8,8 млн. руб. Сумма привлеченных кредитов -  254,7 млн. руб.  По сельским районам оказана поддержка в виде субсидий в размере 6,1 млн. руб., привлечено кредитов объемом 170,6 млн. руб. Это приличные суммы, это конкретные проекты и конкретные предприниматели по всему краю. К сожалению, не во всех районах знают о возможности получения такой поддержки.  Если подытожить, то поддержку получили и предприятия реального сектора экономики, и социальной сферы, и сферы обслуживания.

 

- Думается,  во многом участие в различных программах помощи и поддержки обусловлено и активностью, инициативностью самих предпринимателей на местах, муниципальных образований. Ведь насильно, как говорится, мил не будешь…

 

- Действительно, мы особый акцент в своей работе делаем на муниципальные образования.  Ведь без них, без сельских поселений нам будет сложно осуществлять свою политику по развитию малого бизнеса. К тому же руководители муниципалитетов и сельских поселений должны понимать, что каждый конкретный предприниматель является организатором некоего дела, он обеспечивает рабочие места, платит людям зарплату и, наконец, пополняют доходную часть местного бюджета, за счет его налогов решаются социальные проблемы той или иной территории края.  Множество вопросов решается и помимо налогов в рамках муниципально-частного  партнерства. Поэтому мы вправе ожидать большей активности со стороны сельских властей и предпринимателей, которые вполне могут рассчитывать на серьезную господдержку. В этом году мы на краевом уровне, к примеру, оказывали помощь в разработке и реализации муниципальных  программ развития и поддержки малого и среднего бизнеса. Такие программы разработаны во всех муниципальных образованиях, за исключением разве что Змеиногорска, где произошло объединение города и района.  Мы дали свои рекомендации с корректировками и предложениями с просьбой предусмотреть финансовые ресурсы на господдержку предпринимательства, в том числе и на финансово-кредитную. Надо сказать, что наши предложения нашли понимание на муниципальном уровне. Так, в местных бюджетах на поддержку малого и среднего бизнеса заложено 22 млн. руб., из них 14,5 млн. руб. предусмотрены на финансово-кредитную поддержку.  Это очень здорово! Надеюсь, что нам удастся из краевого и федерального бюджетов софинансировать те затраты на поддержку бизнеса, которые оказываются на муниципальном уровне. Такая схема очень бы хорошо сработала в интересах сферы предпринимательства края и всей региональной экономики.