18+

За первую половину 2019 года в Алтайском крае выдано ипотечных кредитов на сумму 14,6 млрд рублей.

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Как известно, главным проводником процесса 131-го Федерального закона «О местном самоуправлении» была в свое время партия «Единая Россия». Поэтому, вполне естественно, что точка зрения на развитие местного самоуправления представителей «ЕР» вызывает немалый интерес. О том, как идет реализация документа, вызвавшего в свое время немалые споры, рассказывает председатель комитета краевого Законодательного собрания по местному самоуправлению Стелла Штань.

 

Стелла Ивановна, как бы вы оценили ход реализации 131-го федерального закона на территории Алтайского края?

 

Как известно, в России в полном объеме этот закон вступил в силу с 1 января нынешнего года. Однако в свое время регионам было разрешено ввести его в действие с 1 января 2006 года, что и было сделано у нас. Я убеждена, что это было правильное решение. Представьте себе, что сегодня, вдобавок к уже имеющимся экономическим проблемам, пришлось бы заниматься вопросами уставов муниципальных образований, разграничением земель, формированием собственности и многим другим. Так что, нам удалось в плавном режиме подготовить новую юридическую базу, и начать работать по ней. Для Алтайского края это серьезный вопрос, учитывая, что мы являемся лидерами в Сибирском федеральном округе по количеству муниципалитетов.

 

На ваш взгляд, насколько сумели муниципалитеты и прежде всего их руководители воспользоваться правами и преимуществами, которые дает им 131-й закон? Не секрет, что очень многие главы муниципальных образований сетуют на то, что закон не подкреплен в должной мере финансовыми ресурсами.

 

Это известный «плач Ярославны», что нет денег. Могу сказать, что в 2007-2008 годах в краевом бюджете были заложены беспрецедентные меры для того, чтобы сбалансировать бюджеты муниципальных образований. Скажем, серьезные средства были выделены на строительство и ремонт дорог. В полном объеме финансировались вопросы, касающиеся осуществления государственных полномочий. Так что, эти два года были неплохими в плане финансовых взаимоотношений между краем и муниципалитетами. И главной задачей было эффективно и с пользой расходовать данные средства.

 

Но 2009 год, видимо, непростой в этом плане…

  

С этим никто не спорит. Но это еще и повод обратить на подчас низкое качество финансового менеджмента в муниципалитетах. Нужен жесткий контроль за целевым и эффективным использованием средств, выявлением внутренних резервов. У нас в Законодательном собрании есть практика заслушивать руководителей муниципальных образований. И эти отчеты показали, что почти в каждом районе есть нарушения, связанные с фондом оплаты труда чиновников. То есть, получается, что на какие-то первоочередные потребности денег у них нет, а в этих вопросах допускаются некие «шалости».

 

В ходе этих отчетов у вас не возникали сомнения в уровне квалификации некоторых глав муниципалитетов и членов их команд?

 

Безусловно, есть кадровый голод как на первых лиц, так и на грамотных квалифицированных работников, в частности, на муниципальных юристов. Как известно, президент России на встрече с депутатами в Твери отметил низкое качество муниципальных правовых актов. Проблема остро стоит и у нас в крае. Поэтому мы в Законодательном собрании принимаем меры, чтобы муниципальные чиновники и депутаты (а в некоторых муниципальных образованиях депутатский корпус сменился на 90 процентов) прошли необходимую учебу. Тем более, у нас в крае существует филиал Сибирской академии государственной службы. Так что, соответствующие ресурсы для повышения уровня их образованности в регионе имеются. 

 

Как известно, существует еще проблема обратной связи между главами муниципалитетов, депутатами и населением, которое их выбрало.

 

Думаю, в дальнейшем обратная связь будет увеличиваться. Дело в том, что с 1 января 2010 года вступает в силу закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов власти и органов местного самоуправления». В Законодательном собрании уже разработан план, что необходимо муниципалитетам для обеспечения реализации этого закона. Надо признать, мы не всегда должным образом информируем о своей работе население, порой имеет место желание отмахнуться от «назойливых» граждан. Как гласит современный постулат, «информирован — значит, вооружен». Поэтому будем «вооружать» наших граждан. Кроме того, совместно с краевой Общественной палатой сейчас ведем работу о создании таких палат в муниципальных образованиях.

 

Каковы источники проблем этой обратной связи?

 

Одной из них, безусловно, является низкая явка на выборы, что лично меня очень огорчает. Я была категорически против отмены порога явки на муниципальных выборах. Это не совсем правильно, когда 30 избирателей могут выбрать депутата местного представительного органа. Я очень надеюсь, что со временем граждане поймут, как важно ходить на выборы, поскольку это дает возможность не только избирать руководителя или депутата, но и спрашивать с него.

 

В представлении избирателя главная ответственность за ситуацию в муниципальном образовании ложится на его главу.

 

131-й закон предусматривает обязательный отчет главы перед депутатами. Причем мы в Заксобрании будем делать все, чтобы такие отчеты проходили, как в Барнауле - в большом зале с приглашением общественности. То есть, это должно носить публичный характер.

 

Каковы перспективы закона на Алтае? Можно ли ожидать на краевом уровне каких-то корректировок в ходе его дальнейшей реализации?

 

Полагаю, что корректировки возможны в области охраны труда, ценообразования, в контроле за деятельностью управляющих компаний. Будем также продолжать работу в плане формирования муниципальной собственности, особенно ее земельной составляющей. Конечно, предстоит совершенствовать вопросы финансирования местного самоуправления. Здесь стоит ожидать изменений не только в законе, но и в сопутствующих нормативных актах — Бюджетном, Земельном, Лесном и других кодексах.