18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
22.06.2009

С осторожным оптимизмом

смотрят в будущее алтайские железнодорожники

Железная дорога - своего рода индикатор состояния экономики. Растет грузооборот, увеличивается число пассажиров в поездах – стало быть, реальный сектор развивается, люди стали жить лучше, их доходы позволяют отправиться в отпуск или навестить дальних родственников. Экономические показатели падают – значит, и железнодорожникам труднее. Как переживает кризис Алтайское отделение Западно-Сибирской железной дороги? Об этом сайту Doc22 рассказал начальник отделения Виктор Голомолзин.

 

- Виктор Георгиевич, как сильно повлиял кризис на экономическое положение Алтайского отделения, на работу железнодорожного транспорта в крае?

 

- Давайте начнем с цифр, они о многом скажут. За 5 месяцев 2009 года план погрузки выполнен на 104,5 %. К уровню прошлого года снижение объемов погрузки составило 32 %. Но есть положительная динамика. Так, в мае падение составило уже 22 % к аналогичному периоду прошлого года, в июне, за 17 прошедших дней – всего 12 %. В нашей работе наблюдается постепенное, планомерное возвращение на исходные позиции, которых достигли в прошлом году. Такая тенденция уже заметна. В значительной степени этому способствовало подписанное в  трудный период соглашение между Алтайским отделением ЗСЖД  и администрацией Алтайского края. Надеюсь, что во втором полугодии вызванную мировым финансовым кризисом ситуацию по грузообороту мы выправим.

 

- Какие конкретно антикризисные меры предусматривает соглашение?

 

- Например, это целенаправленная работа администрации края с предприятиями региона. Доходило порой до абсурда: в крае есть свой цемент, есть щебень, но алтайские предприятия строительной отрасли везут его из других регионов. Работа с местными предприятиями дала свой результат.

 

- Есть ли своя специфика в работе железнодорожного транспорта на территории Алтайского края, если сравнивать с другими регионами?

 

- Да, она существует. Специфика эта состоит в том, что регион - большой по своим размерам, а крупных грузоотправителей совсем немного. Наш генеральный партнер - ОАО «Алтай-Кокс», обеспечивающий львиную долю всего объема погрузки. Но остальные предприятия, независимо от их масштабов и объемов производства – тоже наши клиенты. Мы перед всеми выполняем свои обязательства в равной мере. Поэтому нередко собирать груз для отправки приходится буквально по крупицам. Учитывая общую эксплуатационную протяженность железнодорожных путей Алтайского отделения, а это 1500 км, сделать это совсем непросто. Порой приходится объехать весь регион вдоль и поперек, чтобы по 2-3 вагона собрать состав. Так, например, происходит с мукой, погрузка которой производится на 15 станциях. То же самое можно сказать про лесопродукцию, зерно, металлолом и многие другие грузы. Другое дело кокс – с одного подъездного пути 220 вагонов ежесуточно плюс сопутствующая продукция.

 

- В других регионах разве не такая же ситуация, когда приходится по всей территории собирать состав для отправки?

 

- Да нет, не такая. Взять, к примеру, Новосибирскую область. Там генеральный груз – щебень. Причем все щебеночные карьеры расположены вблизи Новосибирского узла. Или Кемеровская область, где генеральным грузом является уголь, который отгружается на 33 станциях по 230 вагонов в сутки с каждой. В Омской области – это в основном нефть и нефтепродукты, которые грузятся в районе Омского железнодорожного узла.

 

- Необходимость собирать вагоны с продукцией по всему краю, наверное, сказывается на величине тарифа для грузоотправителя?

 

- Если и сказывается, то совсем несущественно.

 

- Известно, что ОАО «РЖД» инвестирует значительные средства в развитие инфраструктуры Алтайского отделения. Как обстоят дела с инвестициями в 2009 году?

 

- Основным объектом  сегодня для нас является новый мост в районе Камня-на-Оби. Это объект российского масштаба. Введение моста в эксплуатацию позволит полностью обеспечить потребность в вывозе угля из Кузбасса на запад страны. Это серьезная задача для всего Среднесибирского хода. Сдача моста намечена на конец июля. Стоимость объекта – 5,2 млрд. рублей. Под открытие Каменского моста Алтайское отделение подготавливает инфраструктуру: ведется обновление пути, реконструкция станций и перегонов, устройств сигнализации и прочего оборудования, усиление мощности локомотивов.

 

Транзит кузбасского угля выгоден Алтайскому краю. Чем больше грузооборот на Алтайском отделении  – тем больше средств зарабатывает железная дорога, тем больше налогов поступает в бюджет региона. Надо учесть, что из всего объема грузооборота, который выполняет Алтайское отделение Западно-Сибирской железной дороги – только 15 процентов приходится на грузы алтайских предприятий. Остальное – транзитные грузы, перевозимые по Среднесибирскому ходу (Средсиб).С вводом мостового перехода в Камне  пропускная способность Средсиба увеличится с 60-65 пар грузовых поездов в сутки до примерно 100 пар. К слову стоит добавить, что качество алтайских железнодорожных путей и в целом уровень развития инфраструктуры позволили добиться на Алтайском отделении высокой участковой скорости, сегодня она составляет 53 км в час,  - одна из самых высоких в стране.

 

Политика компании «РЖД» заключается в настоящее время в том, чтобы взять на себя грузы, которые сегодня транспортируются по воде из стран Дальнего Востока в Европу и  сосредоточиться на пропуске скоростных пассажирских поездов и поездов с железнодорожными контейнерами по Транссибирской магистрали (Транссиб). Переманить на свою сторону клиентов компания намерена за счет высокой скорости доставки грузов и качества обслуживания. А Среднесибирский ход, проходящий по территории Алтайского края, специализируется на перевозке угля. Транссиб сегодня переполнен, и новый мостовой переход в Камне-на-Оби для нас - как глоток свежего воздуха.

 

- Какие еще инвестиционные проекты реализует Алтайское отделение на территории края?

 

- Строительство нового вокзала в Бийске, например. Этот проект реализуется совместно с администрацией края. Ввод вокзала в эксплуатацию запланирован на август этого года. Финансирование объекта осуществляется ОАО «РЖД» и  краевым бюджетом  в соотношении 50 на 50 %. Вокзал будет построен в очень короткие сроки – за один год.

Другие объекты на этот год – реконструкция вокзалов в Новоалтайске и Камне-на-Оби, работы производим на собственные средства компании. Кстати, в прошлом году в Новоалтайске был построен и запущен в эксплуатацию, пожалуй, самый современный в стране пункт технического обслуживания локомотивов. Задача – повышение безопасности движения, срока эксплуатации локомотивов и, соответственно, ресурсосбережение.

 

В целом на 2009 год запланированы инвестиции в развитие инфраструктуры в объеме 3,1 млрд. рублей.  В 2008 году – 3,5 млрд. рублей.

 

- Подкорректировали с учетом нынешней экономической ситуации?

 

- С кризисом это не связано, просто таковы на сегодня наши потребности в инвестировании. Вообще позиция компании – кто в кризис не развивается, для тех выход из кризиса будет тяжелейшим. Естественно, мы стараемся не останавливаться в развитии.

 

- Что дает надежду, что к концу года Алтайское отделение выйдет на объемы грузооборота 2008 года?    

 

 - «Алтай-кокс» уже вышел на отметку 90 % объема отгрузки к уровню прошлого года. Это, как я уже сказал, наш генеральный груз.  Начал оживать строительный комплекс. Прежде всего, речь идет о щебеночных карьерах в Тягуне и Бийске, цементном заводе в Голухе. В целом, если в январе погрузка составляла 30 % к уровню прошлого года, то сегодня поднялась примерно до 80 %. Это обнадеживает.

 

- Железнодорожники имеют свою антикризисную программу?

 

- Да, она разработана и выполняется. Главная цель на этот период – сохранить коллектив, а это 8,1 тыс. человек. Ни одного человека мы не сократили и делать этого не собираемся. Выход нашли главным образом в переводе людей на неполную рабочую неделю. Сегодня экономическая ситуация получше, и часть предприятий железнодорожного транспорта мы вновь выводим на полную рабочую неделю.

Мы также пошли навстречу нашим клиентам, понимая в каком сложном положении они сегодня находятся. Начиная с ноября прошлого года, заявки на погрузку мы принимаем и оформляем в течение суток, раньше – в течение 10 суток. Также мы пошли на  упрощение самой процедуры оформления грузоперевозок -  ввели систему электронного оформления перевозочных грузовых документов. Сегодня наш клиент может оформить необходимые документы, не выходя из своего офиса.