18+

В Алтайском крае на модернизацию почти 200 объектов тепло и водоснабжения в 2021 году выделено 2 млрд рублей.

Подробнее…

Популярное за 100 дней

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

В октябре прошлого года, казалось бы, Барнаульская агломерация в Алтайском крае получила новый стимул своего развития. Решено было создать Ассоциацию «Барнаульская агломерация» и зарегистрировать ее в органах юстиции. Теперь Барнаульская агломерация существует как юридическое лицо, а ее исполнительную дирекцию возглавил опытный управленец – экс-мэр Славгорода Анатолий Кропов.  

НА РАСПУТЬЕ

По мнению учредителей, входящих в состав Барнаульской агломерации (БА) – а это Барнаул, город-спутник краевой столицы Новоалтайск и Первомайский район, регистрация БА и постоянно действующих создание органов управления должна была вдохнуть в агломерацию новую жизнь. К тому же 26 ноября прошлого года губернатор Алтайского края Александр Карлин утвердил схему территориального развития БА.

К сожалению, при разработке схемы территориального планирования разработчики не предложили ни конкретных проектов, ни макетов типовых документов, которые позволили бы реализовать эту схему в правовом поле.  И это при том, что юридического понятия агломерации в России, увы, до сих пор не существует. Не приняты законы и на краевом уровне. Более того, до сих пор непонятно: а что же, собственно, требуется Барнаульской агломерации для своего развития от краевой власти?

При этом небольшая по численности Абакано-Черногорская агломерация (Республика Хакасия) неожиданно получила существенную федеральную поддержку. Она вошла в число пяти победителей из 19 существующих в России агломераций по конкурсу Минрегионразвития в 2012 году – Свердловская, Самарская, Ростовская, Казанская и Абакано-Черногорская агломерации. В результате абаканские «агломераторы»  попали в разные федеральные проекты и программы.  Говорят, там «промоушеном» и лоббированием агломерации занималось республиканское руководство.

А 8 апреля в Минрегионе состоялось совещание. Там была озвучена «дорожная карта» развития агломераций в России на ближайшие пять лет, с 2013 по 2018 годы. Предполагается юридически узаконить понятие агломерации. Гармонизировать градостроительный и земельный кодексы. Внести поправки в бюджетный кодекс. Сегодня он, например, запрещает строительство каких-то объектов за счет средств одного из муниципалитетов на территории другого. Между прочим, в работе «круглого стола» принял участие губернатор Тульской области Владимир Груздев. В области, между прочим, активно развивается Тульская-Новомосковская агломерация, где  сегодня концентрирует 70% жителей области и формирует около 80% ВРП региона.

В общем очевидно, что федеральный центр видит перспективу развития агломераций, намерен и дальше поддерживать центростремительные тенденции. Особенно важно это для Азиатской России, вдоль южных границ которой Китай, например, ставит целью строительство не менее двух десятков новых городов-миллионеров.

ДЕФИЦИТ ПРОЕКТОВ: НЕДОСТАТОК ИДЕЙ ИЛИ НЕХВАТКА ОТВЕТСТВЕННОСТИ?

Понятно, что когда несколько лет назад по инициативе краевых властей и губернатора Карлина создавалась Барнаульская агломерация, рассчитывали на получение средств, приток бюджетных и частных инвестиций. Но чтобы их получить, понятно, надо вложить свои. В Сибири сегодня очевидно происходит сжатие экономического пространства, отмечается депопуляция целого ряда территорий. В том числе и в Алтайском крае. Это объективный процесс.

- Мы заняты поиском перспективных проектов, которые были бы интересны с точки зрения развития агломерации, договариваемся о привлечении таких проектов с руководителями профильных краевых ведомств и управлений, - заметил исполнительный директор ассоциации Анатолий Кропов. - К сожалению, взаимодействие, кооперация промышленности Барнаула и Новоалтайска сегодня невелика. У Новоалтайска в настоящий момент больше экономических связей, общих смежных производств с Рубцовском. 

Doc22.ru Бумаг много, конкретных проектов – дефицит…

Бумаг много, конкретных проектов – дефицит…

Сегодняшние проблемы с крупными привлекательными проектами в рамках БА были заложены, как кажется, еще в ходе разработки схемы территориального планирования, которую осуществляли ученые из ОАО «Гипрогор» (Москва). Туда оказались включены предложения, которые мало отношения имеют к развитию агломерации в целом. И уж не являются инвестпроектами в прямом смысле. Например, ремонт детсадов в селах Первомайского района.

Самым серьезным проектом, включенным в схему территориального планирования Барнаульской агломерации, является строительство Северного транспортного обхода. Однако строительство обхода, включающего возведение двух новых мостов, потребует грандиозных федеральных средств. Рассчитывать на их получение в обозримом будущем маловероятно. Да, скажут, в Новоалтайске создается индустриальный парк, но и туда ни одно барнаульское предприятие не входит.

Что же в сухом остатке? Что в заделе? 

На сегодня самый проработанный проект – создание троллейбусного сообщения между Барнаулом и Новоалтайском. Причем, барнаульцы сетуют, что проект больше выгоден Новоалтайску, нежели Барнаулу. Может быть, лучше и выгоднее Барнаулу пустить новые маршруты в районы города, нежели в Новоалтайск? Сегодня краевой центр приобрел два троллейбуса на литиевых аккумуляторах, будут изучать перспективы троллейбусного сообщения

Второй проект – с более туманными перспективами. : Строительство мусороперерабатывающего завода с современным полигоном ТБО в Первомайском районе.

«Это совершенно иное качество, - заметил Кропов. – Если проект будет осуществляться в современной, цивилизованной форме, то на такой вариант район вполне согласен».

Пока, увы, этим список наших предложений и ограничивается. А ведь ясно, что без существования ясных, аргументированных и внятных планов развития рассчитывать на федеральную помощь и частные инвестиции не приходится.

ОПЯТЬ ВСЯ НАДЕЖДА НА КРАЙ?

Руководство муниципалитетов, входящих в состав БА, не скрывают, что рассчитывают на то, что бразды правления возьмет в свои руки губернатор Карлин. Тогда под его руководством, убеждены муниципальные чиновники, БА получит серьезный стимул. Они кивают на опыт Абаканской агломерации, совершивший рывок благодаря республиканской поддержке. Или тульской агломерации, патронируемой тамошним губернатором Владимиром Груздевым.

Doc22.ru Анатолий Кропов рассчитывает, что учредители Барнаульской агломерации обозначат приоритеты.

Анатолий Кропов рассчитывает, что учредители Барнаульской агломерации обозначат приоритеты.

Или опыт наших соседей из Новосибирской области, которую край, казалось бы, обогнал на целый корпус в развитии «своей» агломерации. Но сегодня новосибирцы грозят «догнать и перегнать» Алтайский край, тоже развивая на своей территории агломерацию. Туда входят Новосибирск, Бердск, Искитим, ряд городков и сельских районов Новосибирска. Из 2,6 млн. человек населения области в агломерацию оказываются включены 2,2 млн. жителей. В Новосибирске тоже завершается разработка схемы территориального планирования. Причем не только научными силами московского «Гипрогора», но и при участии новосибирских институтов, которые хорошо знают местную специфику. К примеру, Института экономики и организации промышленного производства СО РАН. Поэтому и качество работы ожидают высокое. Впрочем, и заплатили новосибирские власти за подготовку документа чуть ли не вшестеро больше, около 30 млн. рублей.

Впрочем, не в деньгах дело. Видимо, в Новосибирске есть понимание властей – и региональных, и муниципальных, для чего создается Новосибирская агломерация.

Так, совещание в Новосибирске проводил министр строительства  и ЖКХ Деним Вершинин.  Он несколько раз настойчиво повторил: «Нам деваться некуда, Разворачивается борьба за инвестиции. Чем крупнее территория, чем проработаннее ее документы и инвестиционные предложения и проекты, тем больше у нее шансов получить средства, выше вероятность войти в федеральные программы, привлечь инвесторов».

 Между прочим, новосибирские чиновники поставили перед разработчиками задачу, помимо подготовки схему терпланирования Новосибирской агломерации, разработать и представить типовые нормативно-правовые акты, их проекты. В ближайшее время новосибирские власти получат эти документы. А барнаульцы теперь рассчитывают ознакомиться с ними. Новосибирцы великодушно обещали такую возможность предоставить.

РАЗОЧАРОВАНИЙ НЕТ

В ближайшее время состоится Совет Ассоциации «Барнаульская агломерация», где с докладом выступит о перспективах развития  Новоалтайска глава администрации города Борис Парадовский. Вопрос будет стоять так: над чем стоит работать в первую очередь, в приоритетном порядке? В каком направлении двигаться дальше?  А от чего отказаться?

На Совете должны быть приняты принципиальные решения. К тому времени участники БА надеются получить у наших соседей из Новосибирска. Тогда учредители Барнаульской агломерации намерены предложить губернатору края, краевым властям принять ряд краевых документов, которые создадут условия для дальнейшего развития агломерации. «Без участия краевых властей оно невозможно», - убежден Кропов.

Кстати, будущее базой для развития агломерации видится экспертам и чиновникам в активном освоении правобережье Оби, там сейчас бурно строится индивидуальное жилье. Но для полноценного комплексного развития необходимо строительство там социальных объектов – школы, детсадов и др. Источника стороннего финансирования нет. Поэтому необходимо принятие, как минимум, краевого закона по агломерации.

Между тем к Барнаульской агломерации хотят нынче присоединиться Павловский, Тальменский, Косихинский и Калманский районы. Причем необязательно присоединение районов целиком. Это могут сделать и отдельные сельсоветы, которые такой юридической возможностью обладают. А тогда, кстати, решение о строительстве на своей территории мусороперерабатывающего завода может в принципе принять сельсовет. Теоретически такая возможность вполне вероятна и не противоречит ФЗ-131. Вот и получается, что, с одной стороны, расширение БА – вроде бы благо, с другой – мина замедленного действия под нынешнее административно-территориальное устройство края.

 - Никто из глав муниципалитетов, входящих в состав Барнаульской агломерации, не разочаровался в проекте. Большое внимание развитию агломераций уделяется и федеральным центром, краевыми властями. Однако это процесс длительный и финансово емкий. А каждый из его участников хочет ясно и четко видеть свой интерес, свое место в этом движении, - подытожил Анатолий Кропов.

Артем Кудинов