18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Чем ближе выборы в Барнаульскую городскую думу, тем более громкие заявления звучат из уст политиков и общественников.  

Так, к примеру, известный в краевом центре бизнесмен, председатель правления Алтайского союза предпринимателей и член Общественной палаты Барнаула Юрий Фриц на очередном заседании палаты предложил еще раз вернуться к обсуждению проекта застройки правого берега Оби. По его мнению, эта тема особенно важна в контексте развития Барнаульской агломерации, работа над которой ведется уже давно. Однако, как отмечают в администрации региона, освоение правого берега требует серьезных научных изысканий, и этот проект – дело не ближайшего будущего. 

Инициатива Фрица

Как пояснил Doc22 сам господин Фриц, идея о застройке правого берега была заложена еще в Генплан Барнаула 1969 года. Однако до сих пор существуют лишь единичные проекты в осуществлении этих планов. "Сегодня необходимо активно развивать застройку правого берега Оби, чтобы Барнаульская агломерация, куда сегодня входят Барнаул, его уптник Новоалтайск и пригородных Первомайский район,  имела реальное физическое воплощение", - подчеркнул Юрий Фриц.

По мнению предпринимателя, на правом берегу необходимо реализовывать проекты не только малоэтажного, но и многоэтажного строительства. Тем более что у бизнеса уже есть конкретные идеи по этому поводу. В частности, компания "Жилищная инициатива" еще несколько лет назад предлагала проект комплексной застройки острова Помазкин. Кроме жилья, на правом берегу необходимо, по мнению Юрия Фрица, строить и производственные объекты, научные и учебные учреждения, объекты соцкультбыта. "Необходимо, чтобы там сложилась комфортная среда, где люди могли бы и работать, и отдыхать", - отметил господин Фриц.

По его словам, при освоении правого берега, конечно, могут быть определенные технические проблемы. Однако при современном уровне развития строительства они решаемы. "Развитие застройки правого берега сможет сделать из Барнаула и прилегающих территорий настоящий город-миллионник, а это совершенно новый с качественной точки зрения уровень развития", - резюмировал предприниматель. При этом он отметил, что к обсуждению грандиозного проекта необходимо привлекать общественность, а при необходимости проводить общественные слушания, где граждане всех перечисленных выше муниципалитетов смогут высказать свою точку зрения.

В администрации региона к идее застройки правого берега относятся более скептично. Как пояснил Doc22 заместитель начальника Управления Алтайского края по строительству и архитектуре Андрей Геттих, в генплане 1969 года на самом деле рассматривался вариант застройки правого берега Оби, однако там также отмечалось, что в этом проекте больше проблем, чем перспектив. Неоднократно этот вопрос рассматривался и в наше время – проводились градостроительные советы, привлекались местные и столичные ученые, эксперты.

- Все они пришли к выводу, что необходимо проведение серьезных научных исследований по изучению пойменной части Оби и перспектив ее застройки. Ведь при плотной застройке могут возникнуть различные проблемы, в частности с размыванием берегов», - подчеркнул Андрей Геттих. По его словам, реальная застройка правого берега возможна лет через 15-20.

Более того, открытым остается вопрос о ее целесообразности. «В Барнауле есть резервные территории для жилищного строительства – в направлении Павловского и Змеиногорского трактов. Кроме того, около 30-40 % жилья в городе является ветхим и аварийным. Поэтому его можно сносить и строить там новое жилье», - отметил господин Геттих. 

Менее категоричен мэр Барнаула Игорь Савинцев, поначалу тоже довольно скептически оценивавший перспективы развертывания строительства на правобережье краевого центра:

- В свое время я был одним из противников этой идеи, так как посчитал, что эта затея слишком дорогая.  Но сегодня, сталкиваясь с ежедневными проблемами развития Барнаула, на ситуацию начинаешь смотреть уже немного с другой стороны. Считаю, что сегодня нужно произвести экономическую оценку, чтобы ответить на вопрос, что выгоднее – намыть правый берег и застраивать правую сторону или начинать строить развязку, чтобы выезжать из центра в новые кварталы. Не исключено, что освоение правого берега окажется менее затратным, чем освоение строительных площадок на левом берегу.

Правый берег 

Кстати, идея об освоении правого берега Оби не является новой. Например, первыми подобный проект разрабатывала компания "Барнаулкапстрой" еще в 1980-х годах. Более того, там уже планировалось реализовывать крупные проекты. Обсуждались планы градостроительного развития правобережья и в постсоветское время. Так, в 2009 году власти заявляли  о планах осуществлении крупнейшего в Алтайском крае  за последнее десятилетие проекта комплексной жилой застройки правого берега Оби с бизнес-центром и рекреационной зоной. Рамочное соглашение о социально-экономическом партнерстве по реализации инвестиционных проектов стоимостью более 50 млрд. рублей было подписано с питерской девелоперской компанией "РОСТ ритейл". На роль инвестора девелопер пригласил компанию "Севернефтестрой". Проект получил громкое название "Сибирский Манхэттен". Однако вскоре разразился кризис, и о проекте пришлось забыть. 

Пути развития

Городская агломерация – явление не новое. Только в России их больше двух десятков, в мире – не сосчитать. Одни из них так и остаются больше на бумаге, другие динамично развиваются. Как и многие другие агломерации, Барнаульская сформирована. Но на этом дело не закончилось, от слов власти перешли наконец-то к делу: Схема территориального планирования Барнаульской агломерации разработана и уже прошла экспертизу. Первый шаг сделан.

Разработанная столичным проектным институтом «ГИПРОГОР» по заказу администрации Алтайского края Схема территориального планирования Барнаульской агломерации определяет стратегию ее развития и обеспечивает комплексный подход к решению задачи повышения качества и уровня жизни населения трех территорий - Барнаула, Новоалтайска и Первомайского района. Документ также определяет градостроительные приоритеты, он будет увязывать планы муниципалитетов по развитию коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур в общих интересах, то есть в интересах агломерации. Агломерация должна стать отправной точкой для создания таких инфраструктур. Но насколько сама идея востребована муниципалитетами?

СПРАВКА. Агломерация (от лат. agglomerare — присоединять, накоплять) — компактное расположение, группировка поселений, объединенных не только в территориальном плане, но обладающих развитыми производственными, культурными, рекреационными связями. Чтобы агломерация не развалилась как карточный домик, она должна соответствовать четким требованиям. Во-первых, это наличие т.н. «маятниковой миграции» (регулярные и, что очень важно, массовые поездки людей на работу в другой населенный пункт и обратно, на учебу, на отдых, за покупками, с целью посещения театров и музеев и т.д.). Второе непременное условие – 1,5 часовая транспортная доступность, а также наличие регулярного сообщения между всеми муниципалитетами агломерации, то есть общая транспортная инфраструктура. Третье – плотность расселения объединяющихся территорий.


Важно, чтобы входящие в агломерацию территории имели каждая свои преимущества и этим были интересны остальным. Барнаул – это столица региона, крупный промышленный, научно-образовательный и культурный центр с развитой инфраструктурой. В общем, это центр притяжения не только для жителей близлежащих территорий, но для всего края. Новоалтайск – фактически это город-спутник краевого центра, имеющий развитую транспортную инфраструктуру и хороший логистический потенциал. Преимущество Первомайского района – значительные возможности жилищного строительства. Пригородный сельский район уже сегодня активно застраивается коттеджными поселками. Спрос барнаульцев на загородные дома сохраняется, но чтобы он рос, нужно расширять транспортную и инженерную инфраструктуру, что местному бюджету явно не по силам.

Это, наверное, и есть главная причина, почему территории решают объединиться в агломерацию: в одиночку каждая из них свои проблемы решить не в состоянии, а сообща это становится возможным, был бы взаимный интерес. Более того, эксперты подчеркивают: сочетание преимуществ и возможностей каждой территории может дать кумулятивный эффект для развития всей агломерации. А это и есть та сверхзадача, ради которой такое объединение и затевается.

На самом деле речь идет не только о развитии трех муниципалитетов. Это стержневой вопрос развития региона в целом. На территории этих муниципальных образований сосредоточены крупнейшие предприятия промышленности, энергетики, важнейшие транспортные узлы. И от того, насколько эффективно будут решаться вопросы взаимодействия этих трех территорий, насколько в планировании их развития будут учитываться их особенности и преимущества, во многом зависит успешность развития региона в целом.

- Речь не идет о создании нового муниципального образования, городского округа и тем более сельского района, - подчеркивал губернатор Алтайского края Александр Карлин на Совете администрации региона при обсуждении проекта Схемы территориального планирования Барнаульской агломерации. - Речь идет о том, чтобы, сохраняя существующую структуру организации административно-территориального деления Барнаула и прилегающих территорий, обеспечить более плотное согласование вопросов развития этих муниципалитетов, в первую очередь, с точки зрения поддержания в рабочем состоянии и развития инфраструктуры – транспортной, энергетической и иной инфраструктуры жизнеобеспечения, что позволило бы создать более благоприятные предпосылки для развития экономики и социальной сферы Барнаула, Новоалтайска и Первомайского района. 

СПРАВКА. БАРНАУЛЬСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ. Соглашением от 14 октября 2009 года, заключенного между муниципальными образованиями Алтайского края, определен состав Барнаульской агломерации. В нее вошли городские округа Барнаул и Новоалтайск, Первомайский район.

Ориентировочные параметры агломерации (по состоянию на конец 2011 года): 

  • Общая численность агломерации по состоянию на начало 2010 года составляет 776 тыс. человек;
  • Площадь – около 4,6 тыс. кв. км (Барнаул – 93,9; Новоалтайск – 8; Первомайский район – 359, 9 тыс. га);
  • 40-45% промышленного производства края;
  • более 40% инвестиций края в основной капитал;
  • около 70% основных фондов организаций края;
  • более 65% объема розничной торговли и предоставляемых населению услуг.  

Михаил Палочкин 

 

ЗДЕСЬ БЬЕТСЯ СЕРДЦЕ КРАЯ…

Глава администрации Барнаула Игорь Савинцев:

- Барнаульская агломерация – это абсолютно экономический проект с определенными инвестиционными посылами. Этот проект необходим. В перспективе возможно присоединение других территорий. Разработчики проекта затронули проблему освоения правого берега Оби. В свое время я был одним из противников этой идеи, так как посчитал, что эта затея слишком дорогая. Но сегодня, сталкиваясь с ежедневными проблемами развития Барнаула, на ситуацию начинаешь смотреть уже немного с другой стороны. Считаю, что сегодня нужно произвести экономическую оценку, чтобы ответить на вопрос, что выгоднее – намыть правый берег и застраивать правую сторону или начинать строить развязку, чтобы выезжать из центра в новые кварталы. Не исключено, что освоение правого берега окажется менее затратным, чем освоение строительных площадок на левом берегу. Важный момент. У каждого из муниципалитетов есть своя стратегия развития. Надо наложить их друг на друга и посмотреть, что общего нам нужно сделать. Агломерация будет жить, если есть общие интересы. Считаю, что они есть. Нужно работать, пошагово двигаться на пути развития Барнаульской агломерации.

Яков Ишутин, вице-губернатор Алтайского края:

- Думаю, следующим этапом развития Барнаульской агломерации станет включение в его границы новых районов – Павловского, Калманского, Косихинского, Тальменского. Во всяком случае, предложения об этом со стороны разработчиков (московская компания РОЭЛ Консалтинг – Ред.) звучали. Однако это дело будущего, пусть, может быть, и недалекого. Пока же надо до конца разобраться с первоначальными участниками агломерации – т.н. «большой тройкой» - Барнаулом, Новоалтайском и Первомайским районом. Сегодня отрабатываются транспортные схемы, размещения строительных площадок с учетом взаимных интересов и т.д. Начало положено, основные документы разработаны, изучаем опыт других регионов (к примеру, Красноярского края). А там будем двигаться дальше, рассчитывая, в том числе, и на поддержку федерального центра, серьезных частных инвесторов. К примеру, планируем сдвинуть, наконец, с мертвой точки проект строительства современного мусороперерабатывающего завода в краевом центре. Есть серьезные планы, но о них позже, чтобы не сглазить…  

Губернатор Алтайского края Александр Карлин:

- Говоря о развитии Барнаульской агломерации, мы имеем в виду не только развитие трех входящих в нее сегодня муниципалитетов – это стержневой вопрос развития региона в целом. В границах агломерации сосредоточены сегодня крупнейшие предприятия промышленности, энергетики, важнейшие узлы железнодорожного, водного, воздушного транспорта, здесь проходят федеральные и региональные автомобильные трассы. Сердце края здесь: от того, насколько эффективно решаются вопросы взаимодействия трех муниципалитетов, насколько планирование развития будет учитывать их особенности, зависит успешность развития Алтайского края в целом.







(прим .Для увеличения изображения схем и картинок - кликните на рисунок)