18+

В Алтайском крае на модернизацию почти 200 объектов тепло и водоснабжения в 2021 году выделено 2 млрд рублей.

Подробнее…

Популярное за 100 дней

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Недавно на Алтае прошел международный научно-практический семинар, посвященный проблемам правового нигилизма, коррупции и легализации (отмыванию) преступных доходов. Одним из организаторов его проведения, наряду с Полпредством Президента РФ в СФО, Росфинмониторингом и Советом Европы, выступила и администрация края. С учетом того, что за последнее время это уже второе подобное совещание (предыдущее проводило краевое Заксобрание), можно отметить, что Алтайский край становится авторитетной межрегиональной площадкой для обсуждения такого рода проблем на самом серьезном уровне. Достаточно сказать, что в работе конференции приняли участие 76 участников из 17 регионов страны, 16 докторов юридических и экономических наук, старшие офицеры-аналитики и организаторы правоохранительной системы.

ЕВРОПА НАМ ПОМОЖЕТ

Как сообщил руководитель Межрегионального управления Росфинмониторинга по СФО Александр Тимошенко, семинар проводился в рамках антикоррупционного проекта Совета Европы MOLI-RU 2. В мае 2005 года в Новосибирске в рамках проекта MOLI-RU 1 уже проходило аналогичное мероприятие по взаимодействию Росфинмониторинга с правоохранительными органами СФО по противодействию коррупции, финансированию терроризма и отмыванию преступных доходов.

- Хочу подчеркнуть, что руководители этого проекта, советники Совета Европы, оказывают неоценимую помощь сибирякам в совершенствовании антиотмывочной системы, участвуют в инспекциях и мероприятиях, проводимых в России ФАТФ, - отметил Александр Тимошенко.

СПРАВКА. ФАТФ, FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering) – межправительственная организация, созданная в 1989 году для борьбы с отмыванием денег. В 2000 году она включила Россию в свой «черный список», в 2002 году – исключила.

MOLI-RU – проект Совета Европы по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Реализуется в России с февраля 2003 года, MOLI-RU 2 будет осуществляться в нашей стране при финансовой поддержке Совета Европы до 2010 года.

Координатором проекта MOLI-RU в России выступает представитель Совета Европы Саймон Годдард, который выступил с докладом о коррупции в лесопромышленном комплексе Сибири и Дальнего Востока. Актуальность и острота темы вполне понятны: экономика Сибири отличается от других федеральных округов своей сырьевой направленностью. Главное ее богатство не только минерально-сырьевые ресурсы, но и огромные запасы леса. 40 процентов лесных ресурсов России находится на территории округа. Учитывая это, а также то, что значительная часть экономических преступлений связано с незаконной вырубкой и вывозом леса, высокую степень коррупционности при принятии управленческих решений в этой отрасли, поэтому одной из основных тем семинара стало обсуждение ситуации в лесопромышленном комплексе Сибири.

Правда, как признался г-н Годдард, при подготовке своего доклада он пользовался исключительно газетными и журнальными публикациями, полагая, что данные официальной статистики ненадежны (?). Поэтому некоторые выводы европейского эксперта были довольно неожиданны для участников конференции, знающих эти проблемы не понаслышке. Так, Саймон Годдард сообщил, что нелегальная заготовка древесины в Сибири и на Дальнем Востоке является повсеместно распространенным явлением, а контролирует ее китайская мафия (Триада) и японская Якудза, тесно взаимодействующие с российской оргпреступностью. Как бы то ни было, представитель Совета Европы отметил значительную роль банков в процессе отмывание преступных доходов и заявил, что финансовые учреждения должны тщательно и заранее проверять своих клиентов, фиксировать сомнительные и высокорискованные транзакции и операции, а также сообщать о них в Росфинмониторинг.

БОЙЦЫ НЕВИДИМОГО ФИНАНСОВОГО ФРОНТА

Между тем сегодня Росфинмониторинг (эту службу еще называют «финансовой разведкой» страны) является ключевым звеном в борьбе с легализацией преступных доходов. В сентябре этого года в Генпрокуратуре на координационном совещании правоохранительных органов было принято решение об их тесном сотрудничестве с Росфинмониторингом в противодействии отмывания коррупционных доходов.

По словам замначальника Управления анализа и координации деятельности Росфинмониторинга (РФМ) Владимира Ответчикова, за 9 месяцев 2008 года в РФМ поступило 11 133 запроса из правоохранительных и иных органов исполнительной власти регионов России. На все запросы РФМ дает ответы, поскольку владеет обширной информацией, самыми серьезными базами данных. В 1-ом полугодии 2008 года РФМ выявлено более 28 тыс. преступлений против государственной власти, интересов госслужбы и службы органов местного самоуправления в России. Это на 8,6% больше, чем в 2007 году. В большинстве субъектов РФ нарастает активность правоохранительных органов по выявлению фактов взяточничества. Так, в 2007 году их зарегистрировано на 5% больше, чем в 2006 году, такая же тенденция сохраняется и в текущем году. Повышению эффективности борьбы с коррупцией способствовало принятие национального плана по борьбе с коррупцией в России.

- Масштабы легализации преступных доходов растут не только в России, но и во всем мире. Борьба с ней – основная задача Росфинмониторинга. И здесь важны координация усилий, взаимодействие всех заинтересованных сторон, как, к примеру, при еде палочками, - метафорично заметил финансовый разведчик.

Особенно это важно в условиях финансово-экономического кризиса, когда складывается благоприятная обстановка для коррупционеров, торгующих разного рода инсайдерской информацией, а также организованных преступных группировок, действующих в экономической сфере, в т.ч. и в легализации преступных доходов. Возникают условия для организации разного рода преступных схем, вывода активов и передела собственности. А вывоз капитала из страны в последнее время достигает угрожающих масштабов. По признанию одного из осужденных за финансовые преступления, в России становится больше желающих нелегально перевести свои преступно полученные средства за рубеж.

- РФМ еженедельно осуществляется мониторинг состояние финансового рынка, анализируется ввод и вывод денежных средств из-за рубежа, по странам и кредитным организациям, вплоть до конкретных участников сомнительных финансовых организаций. Эта информация РФМ находит самое серьезное применение, - отметил Владимир Ответчиков.

Прибавилось работы и у финансовых разведчиков в Сибирском федеральном округе. Так, если в 2005 году в Управление РФМ по СФО поступило и было обработано 854 запроса правоохранительных органов, то только за 11 месяцев текущего года были даны ответы на 1580 запросов. Если в 2005 году Управлением было проведено 151 финансовое расследование, то в текущем году уже 241. В 3 раза возросло количество финансовых расследований, переданных в правоохранительные органы по ст. 8 ФЗ-115 для принятия процессуальных решений. По словам Александра Тимошенко, с мая 2008 года Управление получило прямой доступ к базе данных Росфинмониторинга. Это позволило в разы сократить время на обработку запросов, и правоохранительные органы в последнее время это почувствовали. И что самое главное, это позволило инициировать и проводить собственные финансовые расследования, самостоятельно анализировать теневые финансовые потоки федерального округа и делать соответствующие выводы.

- Я всегда аккуратно и осторожно отношусь к оглашению каких-либо названий и фамилий, фигурирующих в т.н. «громких делах». Все результаты наших финансовых расследований мы передаем в правоохранительные органы только с достаточными признаками легализации преступных доходов. А уж следствие оперативным путем устанавливает, есть ли легализация или нет. Наши материалы не могут служить доказательством. Мы показываем только путь, механизм легализации преступных денег, - отметил Александр Тимошенко.

Как бы то ни было, есть и конкретные результаты работы Росфинмониторинга. Так, в 2008 году по материалам службы состоялось 7 приговоров судов разных регионов СФО. По материалам Росфинмонтиронга или при его участии, в федеральном округе в 2008 году возбуждено около 80 уголовных дел. В судах сейчас находится около 120 дел, переданных еще в прошлые годы.

- Конкретные примеры? Пожалуйста. Дело в отношении мэра Томска Макарова. ФСБ использовала в том числе и наши материалы. Сегодня идет финансовое расследование совместно с ГУ МВД по СФО в отношении высокопоставленных лиц Иркутской области, - сообщил руководитель РФМ в СФО.

НЕВЗИРАЯ НА ЛИЦА

Подержал коллегу и старший прокурор по линии Генпрокуратуры РФ по надзору за исполнением законодательства по противодействию коррупции Сергей Михеев, заявивший, что одним из основных средств борьбы с коррупцией является мощная правоприменительная практика, невзирая на лица и должностное положение, ими занимаемое.

Примеры и успехи в этом направлении есть. Сегодня в СФО осуществляется уголовное преследование порядка 50 высокопоставленных должностных лиц и лиц особого правового статуса.

Уже в этом году органы прокуратуры выявили около 26 тыс. нарушений законодательства, что выше показателей 2006 и 2007 годов. После вмешательства прокуроров отменено почти 3 тыс. незаконных правовых актов. 2 тыс. чиновники привлечено к дисциплинарной и административной ответственности. По результатам проверок возбуждено 150 уголовных дел.

Прокуратура проводила и антикоррупционную экспертизу нормативно-законодательной базы регионов, особенно в сфере расходования бюджетных средств, выполнения лицензионных и других разрешительных процедур, распоряжения государственным и муниципальным имуществом. В результате за 11 месяцев 2008 года в СФО прокурорами выявлено 406 нормативно-правовых актов законодательных и исполнительных органов власти, содержащих коррупциогенные факторы. Из них 234 противоречили законам. Опротестовано 206 нормативно-правовых актов, внесено 18 представлений, 23 иска.

Какого рода нарушения законодательства и нормативно-правовых актов чаще всего способствуют коррупции? Анализ, проведенный прокуратурой показал, что таковыми являются следующие:

Установление для органов исполнительной власти и органов местного самоуправления полномочий, не предусмотренных законом.

Установление явно завышенных требований, предъявляемых гражданину или юридическому лицу для предоставления им конкретного права, а также непредусмотренных законом обязанностей для субъектов правоприменения.

Использование должностного положения субъектов законотворчества при издании нормативно-правовых актов, способствующих неправомерному расходованию бюджетных средств.

Отсутствие конкурсных процедур при явной целесообразности.

Конечно, органы власти не всегда ведомы каким-то злым умыслом или корыстными мотивами. По мнению прокуратуры, как правило, причинами возникновения коррупциогенных факторов являются недостаточная проработанность нормативно-правовых актов, некачественно проведенный анализ требований действующего законодательства. Поэтому особенно важно проведение экспертизы принимаемых нормативно-правовых актов до момента их принятия, участие органов прокуратуры в этой процедуре не в порядке надзора, а во взаимодействии. Представляется весьма перспективной создание межведомственных рабочих групп по антикоррупционному мониторингу законодательства. К примеру, в Хакасии в результате такой работы выявлены и устранены коррупционные факторы в каждом 30-м нормативно-правовом акте. По мнению Сергея Михеева, в каждом регионе надо решать эти проблемы в индивидуальном порядке, но осуществлять такие совместные с прокуратурой проекты необходимо.

О том, что рынок предвыборных технологий в значительной степени является сегодня одним из секторов теневой экономики, рассказал заместитель начальника ОРЧ по борьбе с наиболее опасными преступлениями экономической направленности ГУ МВД по СФО Виктор Сушенцев.

По его словам, зачастую во время избирательных кампаний некоторые кандидаты и политические партии прибегают к помощи преступных групп, подконтрольных им коммерческих структур, отмывают в ходе выборов преступные доходы. Используемый в ходе выборов криминальный капитал обеспечивает политизацию организованной преступности. На базе криминализованных денег организуется продвижение криминалитета во власть.

Так, к примеру, задокументировано перечисление руководителем одного из регионов СФО похищенных средств на т.н. «поддержку независимых СМИ». Фактически деньги использовались на его пиар.

Отмытые в период выборов деньги используются и инвестируются в различные сферы экономики, что влечет за собой дальнейшую концентрацию экономической и политической власти в руках криминалитета. Это направление пока остается вне должного внимания, нет четкого алгоритма взаимодействия, мало что известно о механизмах и методах. Основными негативными моментами, влияющими на эффективность борьбы с легализацией преступных доходов, остаются сегодня ведомственные барьеры и недостатки законодательного характера. «Хочется надеяться, что семинар будет способствовать их устранению, повышению эффективность работы», - подытожил Виктор Сушенцев.

ТЕОРЕТИКИ И ПРАКТИКИ

Между тем, как отметил один из участников семинара, впервые за долгое время встретились теоретики и практики, ученые-правоведы и работники правоохранительных органов. Ведь только в таком формате их взаимодействие может принести реальные плоды в сфере борьбы с правовым нигилизмом, коррупцией и легализацией преступных доходов.

Один из организаторов семинара проректор и профессор АГУ, доктор юридических наук и один из разработчиков Конституции России Валерий Невинский:подчеркнул:

- Механизмы преодоления коррупции известны. Однако хотел бы заметить, что в условиях переходного периода, неустойчивой экономики и внутренней политики проблемы правового нигилизма, взаимоотношения целесообразности и законности всегда обостряются. Всяческой поддержки заслуживают усилия, предпринимаемые сегодня федеральными органами власти. Наверное, впервые за последние 15 лет со времени принятия российской Конституции федеральная власть так активно, целенаправленно наступает на коррупцию. Меняется законодательство, целый пакет антикоррупционных законов обсуждается сегодня в Федеральном собрании и законодательных органах регионов.

Вместе с тем Валерий Невинский озабочен как гражданин и представитель юридической науки дальнейшей судьбой принятого национального плана борьбы с коррупцией, обеспокоен тем, чтобы она не превратилась в очередную кампанию, о которой вскоре забудут.

- Проблема коррупции – в сознании людей, а значит усилий одних только правоохранительных органов мало. Если будет происходить то, что имеет место в экономике, если будет углублять дифференциация между бедными и богатыми, если будет расти разрыв между престижными и непрестижными профессиями, если будет сохраняться существующий разрыв между уровнем социально-экономического развития регионов, который сегодня достигает 30-40-кратного значения по основным показателям, то сохранятся объективные основания для коррупции. Как бы то ни было, преклоняю шляпу, тюбетейку, что угодно, перед специалистами Росфинмониторинга, МВД, прокуратуры, других правоохранительных органов, которые прекрасно делают свое дело, - резюмировал профессор Невинский.