18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Все заметнее приближение выборов. И хотя, по словам председателя Краевой избирательной комиссии Сергея Сытых, говорить о начале избирательного марафона рано, однако подготовка к нему уже началась. Готовятся Центриизбирком, избирательные комиссии в регионах, в том числе и на Алтае. Заметно активизировались политические партии. О том, чего нам ждать от грядущего электорального цикла, как готовится к нему недавно избранный новый состав Крайизбиркома, рассказал председатель Краевой избирательной комиссии Сергей Сытых.

Председатель Краевой избирательной комиссии Сергей Сытых
- Избирательная комиссия приступила к работе. Как вы оцениваете ее потенциал? 

- Считаю, что уровень профессионализма нового состава крайизбиркома выше, чем предыдущих. В нем много юристов, есть кандидаты юридических наук, профессионалы. Уже первое заседание показало, что все ее новые члены настроены конструктивно. И я уверен, что краевая избирательная комиссия оправдает доверие тех, кто ее формировал.

- Сергей Леонидович, как бы вы охарактеризовали нынешний этап подготовки к выборам?

- Активная подготовка ведется нами уже с апреля. Мы ревизуем систему ГАС «Выборы». Усиливается ее защищенность. В середине августа пройдет всероссийская тренировка, апробация этой системы. Производятся расчеты по финансовому обеспечению проведения федеральной кампании. Пока формируется заявка на финансирование выборной кампании на Алтае, которая должна быть отправлена в Центризбирком до 20 августа. Мы работаем с муниципальными образованиями. Ведь основная часть средств пойдет на финансирование зарплаты членов участковых комиссий. Их на территории края насчитывается около двух тысяч. Всего же в обеспечении проведения выборов участвуют почти 22 тысячи человек. Понадобятся средства и на информирование избирателей о предстоящей избирательной кампании. Финансирование будет осуществляться следующим образом. После подписания Президентом Указа о проведении выборов деньги из Минфина должны в течение десяти дней поступить на счет Центральной избирательной комиссии. Затем в течение 50 дней средства перечисляются на счета избиркомов в субъектах федерации. Так что, процедура эта достаточно долгая, и раньше конца сентября вряд ли деньги придут на Алтай. Есть и проблемы. К примеру, для того, чтобы изготовить или закупить специальное оборудование, нужно определить подрядчика, либо поставщика на конкурсной основе. Проведение конкурса, разумеется, также потребует определенного времени. А его для решения этой проблемы крайне мало.

- Какие новации ожидают участников выборов – политические партии, избирательные комиссии, наконец, самих избирателей?

- Для избирателя новое будет состоять в том, что он не будет видеть в лицо конкретного кандидата-одномандатника. Будет список, состоящий из федеральных и региональных политиков, за который он и будет голосовать на выборах в Госдуму. То есть выборы будут проведены по пропорциональной системе голосования.

В настоящее время отменен порог явки избирателей, нет возможности проголосовать «против всех». Некоторые муниципальные выборы у нас на Алтае уже проходили в новых условиях в марте этого года. Должен сказать, что исходя из их анализа, особенно выборов глав районных администраций в Змеиногорске, Тюмнецево и Волчихе, отмена порогового «лимита» не повлияла на активность избирателей. Явка была на том же уровне, что и на предыдущих выборах.

В октябре прошлого года выборы проходили еще с графой «против всех», и протестное голосование не превышало, к примеру, в Бийске 5-6 процентов. Максимального уровня этот показатель достигал в Бурле – 11%, в Крутихе он был меньше. Но надо учитывать, что и районы эти проблемные - были некоторые вопросы по кандидатам.

Наш анализ по явке избирателей показывает, что самая высокая явка отмечается на президентских выборах, выборах в Госдуму и глав местного самоуправления. А в ходе опроса, проведенного среди студентов, более 60 процентов молодежи ответило, что пойдут на президентские выборы и выборы мэра. Почему сложилась такая система предпочтений? По мнению респондентов, руководители исполнительной власти непосредственно решают вполне конкретные проблемы и обладают для этого реальными полномочиями.

- Тем не менее, низкая явка может поставить под удар легитимность выборов…

Конечно, чем больше людей примет участие в выборах, тем лучше. Ведь порой на местных выборах достаточно было победить, набрав практически чуть ли не 15 процентов голосов всех избирателей. Вот и получается, что по сути выбирают те, кто не ходит на выборы. А потом начинаются претензии: выбрали не того! Тут упрекать можно только себя.

Что касается политических партий, то и их ожидают новации. В первую очередь, они касаются новой нарезки избирательных округов. Нарезка частей субъектов федерации должна быть произведена за 20 дней до назначения выборов. Так что, в первой декаде августа станет известно, сколько частей будет на территории края - с учетом численности избирателей 1 млн. 950 тыс. человек. Мы рассчитываем, что у нас будет три части, условно говоря, округа, где могут быть сформированы региональные партийные списки – Славгородский, Барнаульский и Бийский.

- Какие проблемы придется решать при подготовке к выборам?

- У нас на Алтае 310 населенных пунктов относятся к труднодоступным и удаленным. Не везде есть избирательные участки. Они имеются только в 92-х из них. Но и во всех остальных у людей должна быть возможность проголосовать: либо досрочно, либо с доставкой урн для голосования. Трудно предугадать, какая погода, какие климатические условия будут в декабре. Есть села, куда зимой кроме как на вездеходе или вертолете и не доберешься. Взять, к примеру, село Акутиха, что в Быстро-Истокском районе, которое с «большой землей» связывает только паромная переправа. Встанет паром, и добираться до него надо будет окружным путем за сотню километров.

Есть большая категория слабовидящих, незрячих людей. Как их информировать? Будут изготовлены специальные материалы с использованием шрифта Брайля, аудиоматериалы. Есть инвалиды-колясочники, которых только в Барнауле насчитывается около 500 человек. А ведь это очень активная категория избирателей. Причем стараются они голосовать не на дому, а на избирательных участках. В июле Центризбиркомом принято решение об изготовлении дополнительных кабин для голосования инвалидов-колясочников. Не забываем и дома-интернаты для инвалидов и престарелых.

- В последнее время много говорят о серьезных изменениях в проведении муниципальных выборов, формировании органов исполнительной власти муниципалитетов?

- Это компетенция местных органов власти, хотя и мы не остаемся в стороне от этого процесса. К нашему мнению, как правило, прислушиваются. В целом, это непростая проблема. К примеру, как «развести» выборы. Ведь сейчас избиратель может на руки получать не больше четырех бюллетеней для голосования. Следовательно, в большинстве городов и районов придется решать, кого выбирать будущей весной: либо главу муниципального образования, либо депутатов местных представительных органов власти. По последней информации, около 80-90% муниципалитетов намерены в марте избрать депутатов. А это значит, что выборы глав переносятся на октябрь. Правда, в других муниципальных образованиях – позиция иная.

Некоторые муниципалитеты переходят на контрактную основу, когда председатель районного/городского Совета или Думы становится главой муниципального образования, а с главой администрация заключается контракт. Он, таким образом, является наемным менеджером. Уже около 16 муниципальных образований внесли изменения в устав и перешли на такую схему. Есть другая модель, предусмотренная 131-ым федеральным законом. На нее сейчас переходит Первомайский район. Она предусматривает проведение выборов депутатов на уровне поселений, а затем районный представительный орган формируется из глав администраций поселений и по одному депутату от поселения. Из своего состава они выбирают главу администрации района. Правда, это достаточно длительная и сложная процедура. Косихинский район тоже хотел ввести такую модель, но, похоже, отказался от своих намерений. Нередко на этой почве возникает серьезная конфронтация. Так, в Камне-на-Оби глава администрации выступает за всенародные выборы, а городской Совет внес изменения в устав, предполагающие заключение контракта с будущим мэром. В каждой модели есть свои плюсы и минусы. Главное, чтобы борьба мнений не вылилась в противостояние, не мешала бы работе. Кстати, в Германии, к примеру, во многих городах бургомистры возглавляют и орган представительной власти. И никто не видит в этом каких-либо нарушений основ демократии!

Не скажу, что при В.Н.Баварине, который будучи главой администрации, одновременно возглавлял городскую Думу, депутатский корпус испытывал какое-то давление, прессинг.

- Нынче выборы трудно представить без конфликтных ситуаций, применения т.н. «черных» избирательных технологий...

- По закону наша задача разрешать возникающие конфликтные ситуации. Мы четко контролируем право на реализацию избирательных фондов. Для этого существует контрольно-ревизионная служба. В нее входят члены крайизбиркома, представители правоохранительных и контрольно-счетных органов и др. Есть рабочая группа Избирательной комиссии Алтайского края по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечении - это очень важный консультативный, совещательный орган. В него входят специалисты Управления Алтайского края по печати и информации, представители краевого Союза журналистов, СМИ, эксперты, политологи и др. К примеру, она будет разбираться с биллбордами Никиты Белых (СПС), по которым были обращения. По «Единой России», «Справедливой России» таких обращений не было. Вообще компетенция Крайизбиркома ограничена сроками проведения избирательной кампании. Пока она не началась, разбираться с такого рода материалами или наружной рекламой на предмет их соответствия избирательному законодательству, законам о политических партиях, рекламе должны прокуратура, федеральная антимонопольная служба.

Есть, правда, проблемы, законодательно пока не урегулированные. Взять, к примеру, т.н. агитаторов, которых используют зачастую не по прямому назначению

Мы уже вносили свои предложения в ЦИК, там об этой проблеме знают. Очевидно, что после проведения двух ближайших избирательных кампаний 2007-2008 годов, будут внесены изменения в действующее избирательное законодательство. Сегодня ЦИК нас регулярно реформирует о появлении новых «черных технологий». Недавно мы получили очень содержательную аналитическую записку из Центризбиркома. Уверен, противостоять «черным технологиям» надо. Мы столкнулись с ними во время выборов в Бийске главы администрации города. Тогда наше взаимодействие с правоохранительными органами по-разному оценивалось местными политиками и политологами. Ведь во втором туре мы вынуждены были организовать проверку паспортов на входе в избирательные участки. Тем не менее, эти меры дали эффект, а в Центризбиркоме отмечали, что чуть ли не впервые в России удалось достичь результатов в согласованной работе избирательных комиссий с правоохранительными органами по активному противодействию применения «черных технологий». В итоге наши действия получили положительную оценку в Москве и у избирателей г. Бийска. А действовать тогда приходилось в сложных, неординарных условиях. Ведь ситуация была очень серьезной, и вполне могли победить «черные технологии.

- Однако, многие участники выборного процесса больше жалуются на применение т.н. «административного ресурса»…

- Административный ресурс, разумеется, свою роль играет. Однако значение этого фактора не стоит абсолютизировать. Ведь нередко его активное применение может принести прямо противоположный результат. Если у избирателей устойчиво отрицательное отношение не только к главе исполнительной власти любого уровня, но и к членам его команды, то попытки добиться выгодного решения вызовет обратную реакцию.

С точки зрения организации выборов административный ресурс имеет значение, но в смысле привлечения сторонников, думаю, его влияние не стоит преувеличивать.

- Как вы относитесь к многочисленным расчетам и прогнозам?

- Считаю, что в них надо опираться на здравый смысл, анализ реальных фактов и имеющихся возможностей

- Есть расхожее мнение: «Не важно, как голосуют, важно, как считают»…

- Такие измышления некоторых наших политтехнологов, политологов и проч. считаю оскорбительными для людей, которые занимаются выборами. Да, есть отдельные случаи нарушений. Но вот за последние лет 8-10 (я специально поднял все документы) в Алтайском крае был только один случай привлечения к уголовной ответственности члена участковой избирательной комиссии. Что касается гарантий чистоты проведения выборов и подсчета голосов, то ими являются работа наблюдателей и сама система ГАС «Выборы». Если ввели в нее, к примеру, протокол территориальной комиссии по итогам голосования в районе, то к нему уже прикоснуться, внести изменения никто не может. Думаю, все разговоры о подлоге, фальсификации – измышления и ни к чему доброму они не приведут. Я исключаю возможность каких-либо фальсификаций.