18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Выступление управляющего директора ГК САХО Вадима Григорьева на III Международной конференции «Зерновая Сибирь – 2010»

 


Если бы мне пришлось выступать еще год назад, живых конкретных примеров по поставкам зерна в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) у меня было бы гораздо меньше. Тем не менее, сегодня, когда начинаются постоянные поставки сибирского зерна в эти страны, рынок вызывает гораздо больше интереса.

 

Сегодня я расскажу об особенностях экспорта в Восточную и Юго-Восточную Азию. Существующий опыт общения российских зернопроизводителей с этими странами на сегодняшний день очень скуден. Тем не менее, можно выделить ряд особенностей экспорта в эти страны на опыте общения с ними Сибирского аграрного холдинга (САХО). Это одна из крупнейших зерновых компаний в России, объединяет все этапы от производства зерна до реализации готового хлеба. Структура холдинга включает в себя земли сельхозназначения, сегодня их площадь насчитывает около 400 тыс. га. Эти земли расположены на территории четырех федеральных округов, элеваторное складское хозяйство емкостью единовременного хранения более 630 тыс. т.

 

Анализ возможностей по экспорту сельскохозяйственных культур из Сибири в страны АТР осуществляется холдингом более 5 лет. В 2005 году САХО поставил гречиху в Японию, это был наш первый опыт, за указанные годы были разработаны предложения по сегрегации сибирской пшеницы. С 2007 года холдинг разрабатывает пути сотрудничества по поставкам пшеницы целому ряду азиатских компаний. Созданы предпосылки для инвестиционного проекта по строительству зернового терминала на Дальнем Востоке. В конце 2009 года холдинг впервые поставил пшеницу в Тайвань, а в апреле 2010 года уже поставил пшеницу через Тайвань в Тайланд. В соответствии с требованиями потребителей поставка была осуществлена не в вагонах зерновозах, а в контейнерах. В настоящее время САХО вкладывает много инвестиций в производство зерновой продукции на Дальнем Востоке и в Сибири. Он ведет переговоры о продолжении поставок зерна в страны АТР с рядом японских компаний.

 

Рынок зерна стран АТР составляет 35% всех мировой торговли, что превышает 103 млн т. Основу импорта представляет соя, кукуруза, пшеница, ячмень и рожь. Основными экспортерами традиционно являются США, Австралия и Канада, также Бразилия, гораздо в меньшей степени – Китай и страны Евросоюза. Россия до последнего времени присутствовала на данном рынке в незначительном объеме. Теперь Российская Федерация становится объектом пристального внимания как крупный экспортер зерновых культур. Это мы ощущаем и в рамках переговоров с нашими Восточными партнерами.

 

Рост потребления в странах АТР обусловлен несколькими факторами. Во-первых, прирост населения: по данным ООН к 2030 году в странах Восточной и Юго-Восточной Азии будет проживать более 670 млн чел. Во-вторых, в странах АТР растет благосостояние населения, это приводит к увеличению спроса на продукты, для производства которых требуется фуражное зерно и комбикорма. В-третьих, это высокие темпы урбанизации и связанные с ними изменения вкусовых предпочтений в структуре потребителя – увеличивается потребление хлебобулочных изделий и лапши быстрого приготовления из пшеничной муки. В странах АТР отчетливо прослеживается тенденция роста потребления, при этом за исключением Китая в странах наблюдается сокращение количества пахотных земель и в результате страны вынуждены заняться поиском поставщиков.

 

Другой особенностью рынка является то, что наряду с такими транснациональными трейдерами, как Cargill, Glencore и прочие, работают крупнейшие японские универсальные компании, обладающие колоссальными финансовым возможностями, объектами инфраструктуры рынка, как в странах-экспортерах, так и в странах-импортерах. В частности речь идет о портовых терминалах, элеваторах, перерабатывающих предприятиях и розничных торговых сетях.

 

Еще одной важной особенностью рынка, является то, что экспорт в таких крупнейших странах-импортерах, как Япония и Китай осуществляется под контролем государства. А в тех странах, где государство не контролирует экспорт, он сосредоточен в руках нескольких компаний.

 

Рассмотрим структура импорта в странах АТР. В Японии с 1951 года действуют несколько механизмов контроля над импортом зерна и муки. Основным является способ, когда министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства закупает зерновые конкретного сорта и качества и ведет продажу на внутреннем рынке по фиксированной цене. Импорт зерна в Японию осуществляется, в основном, из США, Канады и Австралии. С 1 октября 2010 года начнет действовать новая система закупок пшеницы. В Японии будут проводиться регулярные тендеры – 3 раза в месяц, и 1 раз в месяц тендер по системе закупка-перепродажа. Ожидается, что с введением новой системы российскую пшеницу смогут и будут закупать на регулярной основе.

 

Главным направлением в развитии экспортно-импортных тенденций Китая является программа правительства на увеличение собственного производства зерна на 50 млн т до 2020 г. Тем не менее, Китай активно работает над увеличением импортных возможностей из Казахстана. Последнее время наметилось сближение позиций по вопросам фитосанитарных требований в отношении карантина растений и с Россельхознадзором РФ. Но экспорт пшеницы из России в Китай запрещен.

 

Тайвань импортирует зерновые кроме риса на 97%. Основными импортерами являются США и Австралия. Россия имеет хорошие шансы на этом рынке. Учитывая близость и политическую силу Китая, мы можем предполагать, что доля импорта из Китая будет возрастать. Россия имеет большие шансы на экспорт пшеницы небольшими партиями через порты Дальнего Востока, а также контейнерами, т.к. 43% импорта попадает в страну таким способом. Однако здесь придется конкурировать с мукомольной пшеницей из США.

 

Южная Корея – вторая по объемам импорта страна в Юго-Восточной Азии. Основным поставщиком является США, Австралия, Канада, Китай, Евросоюз. Фуражная и продовольственная пшеница поставляется также из России и Украины. Предполагается, что в сезоне 2009/10 г. Южная Корея импортирует около 3,6 млн т зерна, из которых 2,1 млн т – для производства муки и 1,5 млн т – на фураж. Импорт зерна в Южную Корею осуществляется путем прямых переговоров с экспортерами, либо через тендеры, объявляемые мукомольной ассоциацией Южной Кореи. На рынке этой страны работают всего 10 мукомольных предприятий, причем 4 их них контролируют 3/4 рынка.

 

Рынок Северной Кореи жестко регулируется правительством. При этом страна не производит тот объем продукции, который необходим для продовольственной безопасности, основными импортерами являются Китай и Южная Корея.

 

В Индонезии, Вьетнаме, Таиланде, Малайзии основным продуктом потребления является рис, однако также потребляют большие объемы пшеницы, которую в основном везут из Австралии. Здесь нет столь жесткого государственного контроля как, в Китае и Японии. Импорт зерновых культур преимущественно не облагается пошлиной. Тендеров на закупку не проводится, в части стран импорт зерна лицензируется.

 

Важной особенностью, с которой придется сталкиваться российским экспортерам, – особенности определения качества зерна. На указанные рынки поставки осуществляются в соответствии с американскими, канадскими и австралийскими стандартами. Российский же ГОСТ ориентирован на внутренний рынок и не знаком потребителям из стран АТР. Для организации масштабных поставок зерна на этот рынок, необходимо использовать стандарты основных стран экспортеров.

 

Но главной особенностью рынка АТР является ориентированность на потребителя и требования к качеству зерна. Как говорил Павел Скурихин, качество зерна должно быть стабильным и понятным для потребителя. Зерно определенного качества используется для производства определенного вида продукции. Например, японскую лапшу производят исключительно из австралийского зерна.

 

Конкурируя, экспортеры осуществляют партии зерна, ориентированные на конечного потребителя. Так австралийские экспортеры производят необходимый микс перед отправкой партии в Южную Корею для производителей лапши быстрого приготовления, обеспечивая содержание протеина, а также необходимые требования по содержанию крахмалу, золы, текстуре и цвету муки. Также поступают экспортеры из США. Не учитывая этих особенностей рынка, организовать экспорт зерна в страны АТР будет невозможно. Большинство стран, особенно Япония большое внимание уделяет санитарным нормам поставляемого зерна. Перечень остаточного содержания пестицидов и токсинов занимает не одну страницу, но при малейшем нарушении этих норм зерно, даже из стран – традиционных экспортеров, не принимается.

 

Резюмируя особенности рынка можно заключить, что российское зерно, в частности сибирское, обладает огромным конкурентным потенциалам, потому что по количеству климатических зон Сибирь в состоянии предложить рынку пшеницу в широком диапазоне качества – от фуражной и продовольственной до дурума, высшего сорта пшеницы по российскому ГОСТу, а также такие культуры как рожь, ячмень, пшеницу, рапс.

 

Однако, даже учитывая режим отечественного зернового производства и благоприятного развития экспорта в страны АТР со стороны государства, путь до конечного потребителя в АТР будет по-прежнему нелегким. Для этого придется выстраивать межгосударственные отношения в области торговли зерном, добиваться от правительств стран АТР разрешения на свободную торговлю. Развернуть работу по сортовому отбору пшеницы с мукомольными предприятиями стран АТР на уровне создания межгосударственных рабочих групп, сформировать привычку потребления российского зерна, отправляя пробные партии из региона, участвовать в выставках и международных зерновых конференциях, развивать маркетинговые исследования зернового рынка, а также внутри России сформировать современную внутрипортовую и элеваторную инфраструктуру, решать вопросы оптимизации, логистики, повышать культуру сельхозпроизводства.

 

Источник: портал IDK.ru