18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Прошедший в конце прошлой недели IV съезд Ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края» стал последним  в качестве ее председателя для старейшины чиновничьего корпуса региона, муниципального аксакала и нынешнего главы Первомайского района Павла Ефремова, решившего после четырехлетнего руководства Ассоциацией уйти в отставку.

 

Губернатор края Александр Карлин в шутку попытался было уговорить его остаться, но тот категорически отказался, чуть ли руками не замахал: «Нет, спасибо!..». Оно и понятно: четыре года в условиях  реализации 131-го закона – как на передовой…  Какие уж тут шутки! Может поэтому, обладая богатым «антикризисным» опытом и безусловным авторитетом среди коллег-чиновников,  и был в своем последнем докладе Павел Васильевич настолько откровенен, а зал так внимательно его слушал. Недаром наш губернатор пошутил: «Кто к Ефремову не прислушается, потом пожалеет…».  

 

ЭФФЕКТ КРУПНЫХ ФОРМ

 

А Ефремов, к слову сказать, казалось бы, вопреки корпоративной солидарности, был убежден, что для укрупнения муниципальных образований давно созрели объективные предпосылки. Обострило их и  существенное сокращение федеральных дотаций Алтайскому краю на этот год. Причем начинать, по общему мнению и краевых, и муниципальных чиновников,  надо с сельских советов.  

 

Более половины сельсоветов в Алтайском крае не соответствуют положению ФЗ-131, когда численность населения в них должна быть, как правило, не менее тысячи человек. Очень многие из них просто неспособны вследствие своей малочисленности осуществлять большинство своих полномочий.  А вот расходы на собственное содержание, наоборот,  непомерно велики.  В среднем  на содержание органов местного самоуправления по сельским районам за 1 квартал 2010 года из собственных доходов (плюс дотации) расходы составили 23,6 процента. Из 60 сельских районов только 11 «укладываются» в 20 процентов  расходов на содержание органов местного самоуправления. 27 районов расходуют до 25 процентов, 12 – до 30 процентов, 10 районов – свыше 30 процентов (Славгородский, Новичихинский, Суетский, Романовский, Шелаболихинский, Быстро-Истокский, Усть-Пристанский и др.). Больше всех (36 процентов своих доходов) на содержание органов местного самоуправление расходуется в Крутихинском районе.  

 

 «Среди этих районов есть и крупные, и мелкие. Поэтому увязывать сегодня затраты собственных доходов на содержание управленческого аппарата с численностью населения не резонно. Вспоминаю, что в советские времена если в структуре себестоимости продукции и зарплате содержание органов управления превышало 17 процентов, этим занималась прокуратура! - посетовал Ефремов и резюмировал. - Пока будет сохраняться такое положение дел, ни здравоохранением, ни образованием, ни дорогами мы не будем в состоянии заниматься!»

 

Между тем вице-губернатор Борис Ларин убежден, что помочь оптимизации может укрупнение сельсоветов. Ведь практика показывает, что наиболее развитыми муниципальными образованиями являются сельсоветы, районы и города с достаточно большой численностью населения. Уже подготовлены  проекты краевых законов об объединении сельсоветов в Ключевском, Рубцовском, Тогульском, Усть-Калманском и Целинном районах. Вышли с инициативой  об объединении сельсоветы еще 28 районов края. «Однако эти процессы необходимо проводить системно. Любое объединение должно основываться не только на возможностях, предоставленных действующим законодательством и волеизъявлении отдельных муниципалитетов, но, прежде всего, на стратегических документах регионального и федерального уровней и наборе сценариев социально-экономического развития объединенных территорий, прогнозировании возможных последствий таких решений», - считает Ларин.  

 

Впрочем, реформирование структуры муниципальной власти – не самоцель. Об этом говорил и губернатор Карлин:

 

- Какую бы модель мы не придумывали и не реализовывали, фактор кадровый, фактор качественного содержания выполнения своих обязанностей и муниципальными служащими, и выборными должностными лицами муниципалитетов останется одним из определяющих. Я сегодня мог бы назвать достаточное количество территорий и фамилий, где мы не меняем ни систему формирования представительных органов районов или городов или систему назначения глав администраций, где добились серьезных, качественных перемен.  Абсолютно убежден, что на самом деле мы должны выстраивать не  чисто формальной структуры управления, что само по себе не самая тяжелая задача, а добиваться этим эффективного функционирования муниципального уровня власти с точки зрения комплексного развития территории и удовлетворения самых насущных потребностей населения.

 

А в этой связи у краевой власти к местной, как показало выступление Бориса Ларина, немало претензий.  

 

«НЕ ПРОХОДИТЕ МИМО!»

 

Взять, к примеру, размещение муниципального заказа, закупки для муниципальных нужд. Вроде бы, конкурсные процедуры могут дать значительную экономию небогатым местным бюджетам. Однако по итогам 2009 года почти 35% муниципального заказа Алтайского края было размещено с нарушением требований закона, без всякой экономии бюджетных средств. Так, решением Арбитражного суда Алтайского края признана незаконной сделка по заключению договора аренды транспортного средства между  администрацией Павловского района Владимиром Поповым и ООО «Диво Алтая» в лице руководителя, являющегося близким родственником главы района. Сделка была осуществлена  с нарушением  требований Бюджетного кодекса РФ о необходимости размещения заказа на оказание услуг для муниципальных нужд путем проведения торгов. Подобное нарушение допустил и уже бывший глава Благовещенского поссовета Браун. Это был первый случай, когда губернатор края был вынужден дать согласие на отстранение его от должности в соответствии с новыми положениями Федерального закона 131-ФЗ. При этом инициатива по отстранению принадлежала депутатам поссовета.   

 

По словам Бориса Ларина, в 2009 году краевые власти впервые оценили эффективность работы органов местного самоуправления в соответствии с указом Президента РФ за № 607. Определены муниципальные районы и городские округа, достигшие наилучших показателей эффективности деятельности в установленных сферах деятельности, выделены гранты в объеме 3 млн. рублей из краевого бюджета на премирование лучших территорий: в сфере образования и здравоохранения – Мамонтовский, Алтайский районы, ЗАТО «Сибирский»; в сфере развития инфраструктуры – Заринский, Волчихинский  районы, город Белокуриха. В текущем году администрация края намерена совершенствовать методику проводимой оценки  с учетом динамики развития муниципалитетов края и эффективности их управления.

 

Третий год для обеспечения целенаправленного взаимодействия в области социально-экономического развития Администрации края и органов местного самоуправления заключаются Соглашения, которые направлены на социально-экономическое развитие территорий. Вместе с тем по итогам их выполнения за  2009 год ключевой показатель – «доля достигнутых индикаторов в их общем числе» -  большинством территорий края выполнен на 60%. Наивысшая доля выполненных показателей в Кулундинском районе (84%), более 70% запланированных обязательств выполнено в Ребрихинском, Табунском районах. В числе отстающих администрации  Белокурихи – обеспечили выполнение только 43 % показателей,  Советского и  Бурлинского районов – 46%.

 

Не секрет, что в отдельных районах края проблему объективного свойства усугубляются и субъективными обстоятельствами- К примеру, противостоянием двух ветвей власти, бизнеса и чиновников, как в Хабарском районе. Комментируя тамошние коллизии, губернатор был резок:

 

- Мы ситуацию не пустили на самотек, внимательно отслеживаем. Не хотел бы здесь и сейчас выступать в роли судьи, все точки над i будут расставлены, мы постараемся сделать так, чтобы обстановка в районе была рабочая. Тем более, что в последнее время очень много позитивных изменений в экономической сфере района происходит. Я бы вам, Михаил Васильевич (Калиновский, глава администрации Хабарского района – Авт.), хотел напомнить: может, вас беспокоит слава вашего предшественника? Мне рассказывают, что ему на  этой сцене как-то «Волгу» вручили. Тогда, говорят, большинство сельхозпредприятий района сначала были закредитованы, а потом, чтобы рассчитаться с этими кредитами, вынуждены были вырезать молочное поголовье в районе. Если вас эта слава Герострата беспокоит, то ответственно вам заявляю: не дождетесь, за это вас никто поощрять не будет! У нас цели как раз противоположные…  

 

А замгубернатора Ларин призвал глав районов больше внимания уделять «социалке», поминая трагедию в Ключевской больнице: «Чаще бывайте в учреждениях здравоохранения, школах, детских садах, социальных учреждениях. Не проходите мимо мелочей! Любая мелочь может привести к очень тяжелым последствиям!».  

 

«КРАСНАЯ ТРЯПКА ВЛАСТИ»: О ПАВОДКЕ, ДОРОГАХ И ЧИНОВНИЧЬИХ ОБИДАХ

 

Характеризуя паводковую ситуацию в нашем регионе  в нынешнем году как «чрезвычайно сложную», Александр Карлин заявил, что в этом году краевые власти ужесточат требования к возмещению ущерба от стихийных бедствий, в частности, паводков.

 

- Подчас складывается впечатление, что стоит той или иной ситуации произойти, как мы не людям пытаемся оперативно помочь и минимизировать ущерб,  а обеспокоены тем, как оформить ущерб и заявить быстрее претензии. Я сейчас внимательно положение дел изучаю, поскольку трансляции уже идут. Вода еще не успела с огорода скатиться, уже собирают бумаги и предъявляют государству к возмещению даже того, чего сроду-то не было, - заявил Карлин.  

 

Он отметил, что специальные комиссии будут досконально изучать все обстоятельства природных бедствий: где была и как действовала муниципальная власть, вовремя ли она предупредила население, как население себя вело в этой ситуации и кто и в каком объеме должен возмещать ущерб.

 

 «Ведь если стихийное бедствие произошло в пределах того или иного муниципалитета, то по действующему законодательству ответственность должны нести муниципальные власти. Региональная власть должна вмешиваться в ситуацию, когда природная аномалия носила межмуниципальный характер, затрагивала территорию нескольких территорий», - подчеркнул Александр Карлин. По его словам, то, что произошло на днях в Павловском районе, когда из-за переполнения пруда и бездействия чиновников произошло подтопление жилых домов и приусадебных участков, -  «не природная, а умственная катастрофа!».  

 

 - Если мы не будем выстраивать ответственно поведение и свое, и населения в таких ситуациях, то мы будем бесконечно ставить себя в положение, когда придется отвечать за безответственность и граждан, и хозяйствующих субъектов. У нас никогда никаких средств на это не хватит! – подытожил губернатор края.  

 

Между тем за глав муниципальных образований вступился Павел Ефремов, посетовавший, что население не готово к самоуправлению, «власть оно воспринимает как красную тряпку», а львиная доля муниципальных проблем зависит от ответственности местного населения.  Он также пожаловался губернатору Карлину на разные контрольно-надзорные органы:

 

- 266 глав муниципальных образований в 2009 году были наказаны, из них 111 по искам прокуратуры, 66 – по линии Госпожнадзора и т.д. Когда в бюджете под наши полномочия, закрепленные в 131-ом законе, нет финансов, надо всем контрольным органам входить в наше положение. Надо обсудить сложившуюся ситуацию, если мы в бюджете не можем заложить какие-то финансовые обязательства по нашим полномочиям, то надо отказываться от этих финансовых обязательств.  

 

Впрочем, на эти жалобы, как и на предложение главы Веселоярского сельсовета Рубцовского района передавать четверть транспортного налога в ведение местных бюджетов, чтобы местная власть и занималась ремонтом и содержанием поселенческими дорогами, губернатор края отреагировал довольно прохладно, хотя делегаты съезда и встретили эту инициативу аплодисментами. «Обещаю, что если мы завтра будем в финансовом отношении жить лучше, чем сегодня, то проблему эту будем решать, но не таким образом, как сегодня», - заявил Александр Карлин. Краевые власти будут выделять средства на содержание дорог т только при условии, что работами будут заниматься ГУП «Алтайавтодор».  Это апробированная практика, которую администрация края будет продолжать, распределяя объекты на конкурсной основе по управленческим округам. При этом поселенческие  дороги будут приводиться в порядок за счет средств краевого бюджета в первую очередь в тех территориях, которые демонстрируют положительную динамику экономического развития. «Чтобы вывозить из районов готовую продукцию, а не доставлять туда пособия по безработице или возить безработных на биржу труда отмечаться», - подчеркнул губернатор края.  

 

ГУБЕРНАТОРСКИЙ ФОРМАТ

 

Между тем губернатор Карлин в своем заключительном слове дал понять главам муниципалитетов, что на спокойную жизнь в течение ближайших лет им рассчитывать не придется. Глава края заявил об инициировании новой масштабной региональной программы под рабочим названием «75 на 75». Как пояснил глава края, в ходе ее к 75-летию края в 2012 году будут построены, реконструированы или капитально отремонтированы ключевые объекты (всего 75)во всех городах и районах края.

 

-  Имею в виду строительство и реконструкцию значимых объектов инфраструктуры и социальной сферы во всех – я подчеркиваю, во всех! – муниципальных районах и городских округах, - пояснил Карлин. -  Эту программу мы реализуем в 2010-2012 годах. В каждом сельском районе будет построен один значимый объект, в Барнауле их будет построено три, в Бийске и Рубцовске – по два. Таким образом, их будет возведено 75. Я просил бы вас, очень хорошо посоветовавшись, войти с конкретными предложениями в Главное управление экономики и инвестиций, оно отработает вместе с отраслевыми ведомствами, финансовым управлением. К этим предложением надо будет приложить все необходимые документы, внятные расчеты. После предварительного обсуждения мы составим предварительный план, доведем его до населения и будем работать. Стоимость объектов, объем средств, очередность строительства будут определяться в том числе и эффективностью работы органов местного самоуправления по социально-экономическому развитию территорий, выполнением индикативных показателей, которые предусмотрены соглашениями между администрацией края и администрациями муниципальных образований. Думаю, это совершенно честные правила игры. Начнем работать по программе «75 на 75» уже в этом году!..  

 

P.S. Новым руководителем Ассоциации “Совет муниципальных образования Алтайского края» была единогласно избрана глава Алейского района Светлана Агаркова.