Почти в два раза выросли инвестиции в предприятия столицы Алтайского края
Почти в два раза выросли инвестиции в предприятия столицы Алтайского края
FitchRatings-Москва/Лондон-31 мая 2019 г. FitchRatings повысило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») Алтайского края Российской Федерации в иностранной и национальной валюте с уровня «ВВ+» до«BBB-» и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте с уровня «В»до«F3» и исключило их из списка RatingWatch «Позитивный». Прогноз по долгосрочным РДЭ – «Стабильный». «Алтайский край осуществляет взвешенный контроль за расходами, о чем свидетельствует динамика расходов, близкая к динамике доходов в течение последних трех лет. Мы ожидаем, что регион продолжит такую политику в среднесрочной перспективе», - сообщается в пресс-релизе агентства. КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ Повышение рейтингов следует за опубликованием 9 апреля 2019 г. пересмотренной глобальной методологии агентства по рейтингованию местных и региональных органов власти под названием «Методология рейтингования местных и региональных органов власти» и отражает следующие ключевые рейтинговые факторы и их относительный вес: ВЫСОКИЙ ВЕС Оценка устойчивости к долговой нагрузке: «aаа» Как и другие российские местные и региональные органы власти, Алтайский край относится, по классификации агентства, к субнациональным образованиям типа В, которым требуется покрывать обслуживание долга за счет денежных потоков на ежегодной основе.Оценка «aaa» обусловлена сильной обеспеченностью долга операционным балансом (чистый скорректированный долг/операционный баланс), которая является основным показателем оценки устойчивости к долговой нагрузке для субнациональных образований типа В.В рамках рейтингового сценария агентства, предполагающего применение определенных стрессовых допущений в отношении доходов и расходов, чтобы отразить историческую волатильность, показатель обеспеченности долга операционным балансом будет сохраняться ниже 5x наустойчивой основе в течение пятилетнего прогнозного периода. Что касается вторичных показателей, в рамках рейтингового сценария агентство прогнозирует, что фискальная долговая нагрузка останется на уровне менее 25%, в то время как фактический показатель покрытия обслуживания долга (операционный баланс к обслуживанию долга, включая краткосрочные погашения долга) останется на уровне выше 4x в 2019-2023 гг.Алтайский край в течение длительного времени имел положительную чистую денежную позицию: аккумулированные денежные средства составляли16,7 млрд. руб. и превышали долг, составлявший 1,9 млрд. руб., на конец 2018 г. СРЕДНИЙ ВЕС Доходы (рассматривается устойчивость и адаптивность доходов) Расходы (рассматривается предсказуемость и адаптивность расходов) Долг и ликвидность (рассматривается устойчивость и гибкость долговых обязательств и ликвидности) Устойчивость доходов (оценка «более слабый уровень») Социально-экономические показатели Алтайского края исторически являются слабыми при ВРП на душу населения на уровне около 3 860 долл. США (предварительные данные за 2018 г.), что ограничивает базу налогообложения у региона.На фоне общей неустойчивой экономической конъюнктуры в стране это обусловливает ограниченные перспективы роста налоговой базы региона.В 2018 г. ВРП у края увеличился на 2,6% к предыдущему году (согласно оценкам эмитента) после снижения на 1,0% в 2016 г. и роста, составившего 1,5%, в 2017 г.По прогнозам правительства края, темпы экономического роста в 2019-2020 гг. будут на уровне около 1,5%-2,0% относительно предыдущего года. Доходы края состоят из налоговых поступлений (52% от всех доходов), основная часть которых подвержена экономическим колебаниям.Еще одним важным источником доходов являются трансферты из федерального бюджета, на которые приходилось 46% от всех доходов в 2018 г.Такие трансферты состоят из дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности (57% от суммарных межбюджетных трансфертов) и других межбюджетных трансфертов, которые подвержены некоторой волатильности. Адаптивность доходов (оценка «более слабый уровень») Мы оцениваем способность Алтайского края генерировать дополнительный доход в случае возможного экономического спада как ограниченную. Федеральное правительство обладает значительными полномочиями по установлению налоговых ставок, что ограничивает налоговую автономность и адаптивность доходов российских субнациональных образований.Региональные правительства имеют ограниченные полномочия по установлению ставок по трем региональным налогам: налогу на имущество организаций, налогу на игорный бизнес и транспортному налогу.Доля поступлений от этих налогов составляла около 10% всех бюджетных доходов региона в 2018 г.Формально российские регионы имеют право устанавливать ставки по этим налогам, однако соответствующие лимиты определяются в Налоговом кодексе Российской Федерации. Предсказуемость расходов (оценка «средний уровень») Алтайский край осуществляет взвешенный контроль за расходами, о чем свидетельствует динамика расходов, близкая к динамике доходов в течение последних трех лет, и мы ожидаем, что регион продолжит проводить такую политику в среднесрочной перспективе.Как и другие российские регионы, Алтайский край несет обязательства по финансированию образования, здравоохранения, ряда социальных льгот, общественного транспорта и строительства дорог. Расходы на образование и здравоохранение, не носящие циклического характера, составляли 34% от всех расходов региона за 2018 г.Как и в отношении других российских регионов, в отношении Алтайского края нет законодательных требований, предусматривающих осуществление регионом контрциклических мер, которые могли бы приводить к увеличению расходов на соцобеспечение в периоды спада. В то же время бюджетная политика края зависит от решений федеральных властей, что может негативно сказываться на динамике расходов. Адаптивность расходов (оценка «более слабый уровень») Как и у большинства российских регионов, агентство оценивает адаптивность расходов у Алтайского края как низкую. Подавляющая часть расходных обязательств у российских субнациональных образований носит обязательный характер, и, как следствие, в структуре расходов преобладают негибкие расходные статьи.В связи с этим основную часть расходов может быть сложно сократить в случае потенциального снижения доходов.Fitch отмечает, что регион имеет некоторую гибкость в плане сокращения или переноса на более поздние сроки капитальных расходов (2018 г.: 17% от всех расходов) в случае стресса.Вместе с тем такая гибкость ограничивается в целом высокими потребностями в развитии инфраструктуры в регионе.Способность сокращать расходы также сдерживается низким уровнем расходов на душу населения (632 долл. США в 2018 г.) в сравнении с сопоставимыми эмитентами внутри страны и за рубежом. Устойчивость долговых обязательств и ликвидности (оценка «средний уровень») Согласно российскому бюджетному регулированию, на местные и региональные органы власти в стране распространяются ограничения по уровню долга и новым заимствованиям, а также лимиты по годовым процентным расходам.Российским субнациональным образованиям запрещено использовать деривативы и плавающие процентные ставки.Ограничения по внешнему долгу являются очень жесткими, и на практике российские регионы не привлекают зарубежных заимствований.Алтайский край осуществляет консервативную долговую политику, о чем свидетельствует близкий к нулевому уровень долга.Регион не имеет существенных забалансовых рисков. Гибкость долговых обязательств и ликвидности (оценка «средний уровень») Доступ края к ликвидности также поддерживается механизмами предоставления ликвидности в форме кредитной линии от федерального казначейства для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.Такая казначейская линия составляет одну двенадцатую от годовых бюджетных доходов (без учета межбюджетных трансфертов) и может быть пролонгирована в течение финансового года.Риск контрагента, связанный с источником предоставления ликвидности, находится на уровне «BBB-», что ограничивает оценку данного риск-фактора «средним уровнем». ОБОСНОВАНИЕ РЕЙТИНГА Fitch оценивает кредитоспособность Алтайского края на самостоятельной основе на уровне «bbb-», что отражает сочетание оценки риск-профиля региона как «более слабый уровень» (как результат трех оценок «более слабый уровень» и трех оценок «средний уровень» для ключевых риск-факторов) и оценки устойчивости к долговой нагрузке «aaa».Уровень рейтинга Алтайского края обусловлен главным образом оценкой риск-профилярегиона «более слабый уровень» относительно сопоставимых эмитентов.На РДЭ края не влияют какие-либо асимметричные риски или фактор чрезвычайной поддержки от федерального правительства.Как следствие, РДЭ региона находятся на одном уровне с оценкой его самостоятельной кредитоспособности. КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ Ключевые допущения Fitch, использованные в базовом сценарии агентства для эмитента, включают следующее: - Рост налоговых доходов на уровне номинального роста экономики региона - Рост операционных расходов на уровне инфляции - Рост капрасходов на уровне роста экономики региона - Дефицит покрывается за счет нового долга - Процентные расходы увеличиваются в соответствии с увеличением долга. Рейтинговый сценарий Fitch предусматривает применение следующих стрессовых допущений в сравнении с базовым сценарием: - Стресс по поступлениям от налога на прибыль организаций на -3,4 п.п. в год, чтобы учесть историческую волатильность - Стресс в отношении текущих трансфертов на +0,8 п.п. в сравнении с ростом по базовому сценарию, чтобы отразить более высокую инфляцию в рамках рейтингового сценария. ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ Пересмотр оценкириск-профиляАлтайского края в сторону улучшения, в частности ввиду повышения гибкости расходов, может быть позитивным для рейтингов при условии сохранения показателей устойчивости к долговой нагрузке на неизменном уровне. Ухудшение показателя обеспеченности долга операционным балансом до свыше пяти лет согласно рейтинговому сценарию на продолжительной основе может обусловить понижение рейтингов.
|