18+

В Алтайском крае будет построена автомагистраль Бийск-Абакан за 43 млрд рублей

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

FitchRatings-Москва/Лондон-31 мая 2019 г. FitchRatings повысило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») Алтайского края Российской Федерации в иностранной и национальной валюте с уровня «ВВ+» до«BBB-» и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте с уровня «В»до«F3» и исключило их из списка RatingWatch «Позитивный». Прогноз по долгосрочным РДЭ – «Стабильный».

«Алтайский край осуществляет взвешенный контроль за расходами, о чем свидетельствует динамика расходов, близкая к динамике доходов в течение последних трех лет. Мы ожидаем, что регион продолжит такую политику в среднесрочной перспективе», - сообщается в пресс-релизе агентства.

КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ

Повышение рейтингов следует за опубликованием 9 апреля 2019 г. пересмотренной глобальной методологии агентства по рейтингованию местных и региональных органов власти под названием «Методология рейтингования местных и региональных органов власти» и отражает следующие ключевые рейтинговые факторы и их относительный вес:

ВЫСОКИЙ ВЕС

Оценка устойчивости к долговой нагрузке: «aаа»

Как и другие российские местные и региональные органы власти, Алтайский край относится, по классификации агентства, к субнациональным образованиям типа В, которым требуется покрывать обслуживание долга за счет денежных потоков на ежегодной основе.Оценка «aaa» обусловлена сильной обеспеченностью долга операционным балансом (чистый скорректированный долг/операционный баланс), которая является основным показателем оценки устойчивости к долговой нагрузке для субнациональных образований типа В.В рамках рейтингового сценария агентства, предполагающего применение определенных стрессовых допущений в отношении доходов и расходов, чтобы отразить историческую волатильность, показатель обеспеченности долга операционным балансом будет сохраняться ниже 5x наустойчивой основе в течение пятилетнего прогнозного периода.

Что касается вторичных показателей, в рамках рейтингового сценария агентство прогнозирует, что фискальная долговая нагрузка останется на уровне менее 25%, в то время как фактический показатель покрытия обслуживания долга (операционный баланс к обслуживанию долга, включая краткосрочные погашения долга) останется на уровне выше 4x в 2019-2023 гг.Алтайский край в течение длительного времени имел положительную чистую денежную позицию: аккумулированные денежные средства составляли16,7 млрд. руб. и превышали долг, составлявший 1,9 млрд. руб., на конец 2018 г.

СРЕДНИЙ ВЕС

Доходы (рассматривается устойчивость и адаптивность доходов)

Расходы (рассматривается предсказуемость и адаптивность расходов)

Долг и ликвидность (рассматривается устойчивость и гибкость долговых обязательств и ликвидности)

Устойчивость доходов (оценка «более слабый уровень»)

Социально-экономические показатели Алтайского края исторически являются слабыми при ВРП на душу населения на уровне около 3 860 долл. США (предварительные данные за 2018 г.), что ограничивает базу налогообложения у региона.На фоне общей неустойчивой экономической конъюнктуры в стране это обусловливает ограниченные перспективы роста налоговой базы региона.В 2018 г. ВРП у края увеличился на 2,6% к предыдущему году (согласно оценкам эмитента) после снижения на 1,0% в 2016 г. и роста, составившего 1,5%, в 2017 г.По прогнозам правительства края, темпы экономического роста в 2019-2020 гг. будут на уровне около 1,5%-2,0% относительно предыдущего года.

Доходы края состоят из налоговых поступлений (52% от всех доходов), основная часть которых подвержена экономическим колебаниям.Еще одним важным источником доходов являются трансферты из федерального бюджета, на которые приходилось 46% от всех доходов в 2018 г.Такие трансферты состоят из дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности (57% от суммарных межбюджетных трансфертов) и других межбюджетных трансфертов, которые подвержены некоторой волатильности.

Адаптивность доходов (оценка «более слабый уровень»)

Мы оцениваем способность Алтайского края генерировать дополнительный доход в случае возможного экономического спада как ограниченную. Федеральное правительство обладает значительными полномочиями по установлению налоговых ставок, что ограничивает налоговую автономность и адаптивность доходов российских субнациональных образований.Региональные правительства имеют ограниченные полномочия по установлению ставок по трем региональным налогам: налогу на имущество организаций, налогу на игорный бизнес и транспортному налогу.Доля поступлений от этих налогов составляла около 10% всех бюджетных доходов региона в 2018 г.Формально российские регионы имеют право устанавливать ставки по этим налогам, однако соответствующие лимиты определяются в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Предсказуемость расходов (оценка «средний уровень»)

Алтайский край осуществляет взвешенный контроль за расходами, о чем свидетельствует динамика расходов, близкая к динамике доходов в течение последних трех лет, и мы ожидаем, что регион продолжит проводить такую политику в среднесрочной перспективе.Как и другие российские регионы, Алтайский край несет обязательства по финансированию образования, здравоохранения, ряда социальных льгот, общественного транспорта и строительства дорог. Расходы на образование и здравоохранение, не носящие циклического характера, составляли 34% от всех расходов региона за 2018 г.Как и в отношении других российских регионов, в отношении Алтайского края нет законодательных требований, предусматривающих осуществление регионом контрциклических мер, которые могли бы приводить к увеличению расходов на соцобеспечение в периоды спада. В то же время бюджетная политика края зависит от решений федеральных властей, что может негативно сказываться на динамике расходов.

Адаптивность расходов (оценка «более слабый уровень»)

Как и у большинства российских регионов, агентство оценивает адаптивность расходов у Алтайского края как низкую. Подавляющая часть расходных обязательств у российских субнациональных образований носит обязательный характер, и, как следствие, в структуре расходов преобладают негибкие расходные статьи.В связи с этим основную часть расходов может быть сложно сократить в случае потенциального снижения доходов.Fitch отмечает, что регион имеет некоторую гибкость в плане сокращения или переноса на более поздние сроки капитальных расходов (2018 г.: 17% от всех расходов) в случае стресса.Вместе с тем такая гибкость ограничивается в целом высокими потребностями в развитии инфраструктуры в регионе.Способность сокращать расходы также сдерживается низким уровнем расходов на душу населения (632 долл. США в 2018 г.) в сравнении с сопоставимыми эмитентами внутри страны и за рубежом.

Устойчивость долговых обязательств и ликвидности (оценка «средний уровень»)

Согласно российскому бюджетному регулированию, на местные и региональные органы власти в стране распространяются ограничения по уровню долга и новым заимствованиям, а также лимиты по годовым процентным расходам.Российским субнациональным образованиям запрещено использовать деривативы и плавающие процентные ставки.Ограничения по внешнему долгу являются очень жесткими, и на практике российские регионы не привлекают зарубежных заимствований.Алтайский край осуществляет консервативную долговую политику, о чем свидетельствует близкий к нулевому уровень долга.Регион не имеет существенных забалансовых рисков.

Гибкость долговых обязательств и ликвидности (оценка «средний уровень»)

Доступ края к ликвидности также поддерживается механизмами предоставления ликвидности в форме кредитной линии от федерального казначейства для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.Такая казначейская линия составляет одну двенадцатую от годовых бюджетных доходов (без учета межбюджетных трансфертов) и может быть пролонгирована в течение финансового года.Риск контрагента, связанный с источником предоставления ликвидности, находится на уровне «BBB-», что ограничивает оценку данного риск-фактора «средним уровнем».

ОБОСНОВАНИЕ РЕЙТИНГА

Fitch оценивает кредитоспособность Алтайского края на самостоятельной основе на уровне «bbb-», что отражает сочетание оценки риск-профиля региона как «более слабый уровень» (как результат трех оценок «более слабый уровень» и трех оценок «средний уровень» для ключевых риск-факторов) и оценки устойчивости к долговой нагрузке «aaa».Уровень рейтинга Алтайского края обусловлен главным образом оценкой риск-профилярегиона «более слабый уровень» относительно сопоставимых эмитентов.На РДЭ края не влияют какие-либо асимметричные риски или фактор чрезвычайной поддержки от федерального правительства.Как следствие, РДЭ региона находятся на одном уровне с оценкой его самостоятельной кредитоспособности.

КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ

Ключевые допущения Fitch, использованные в базовом сценарии агентства для эмитента, включают следующее:

- Рост налоговых доходов на уровне номинального роста экономики региона

- Рост операционных расходов на уровне инфляции

- Рост капрасходов на уровне роста экономики региона

- Дефицит покрывается за счет нового долга

- Процентные расходы увеличиваются в соответствии с увеличением долга.

Рейтинговый сценарий Fitch предусматривает применение следующих стрессовых допущений в сравнении с базовым сценарием:

- Стресс по поступлениям от налога на прибыль организаций на -3,4 п.п. в год, чтобы учесть историческую волатильность

- Стресс в отношении текущих трансфертов на +0,8 п.п. в сравнении с ростом по базовому сценарию, чтобы отразить более высокую инфляцию в рамках рейтингового сценария.

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ

Пересмотр оценкириск-профиляАлтайского края в сторону улучшения, в частности ввиду повышения гибкости расходов, может быть позитивным для рейтингов при условии сохранения показателей устойчивости к долговой нагрузке на неизменном уровне.

Ухудшение показателя обеспеченности долга операционным балансом до свыше пяти лет согласно рейтинговому сценарию на продолжительной основе может обусловить понижение рейтингов.

Справка

Кредитный рейтинг представляет собой независимое мнение агентства о финансовой устойчивости, способности и готовности региона полностью и своевременно выполнять свои обязательства.

Оценка кредитоспособности дается на основе регулярного анализа социально-экономического развития региона, долговой политики, организации бюджетного процесса, результатов проводимой бюджетной политики, инвестиционной привлекательности и других параметров.

Уровень рейтинга «ВВВ-» на текущий момент является максимальным для субъектов Российской Федерации и присвоен 10 регионам.

Первоначальный кредитный рейтинг Алтайскому краю был присвоен в 2008 году на уровне «BB-». Рейтинговые позиции края повышались в 2009 году («BB») и в 2012 («BB+»).